|
Novum in Veteri. Экспозиционно-выставочная деятельность в пространстве исторического памятника. — С.-Петербург, 2020Novum in Veteri. Экспозиционно-выставочная деятельность в пространстве исторического памятника : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф» 22–23.04.2019 / Ответственный редактор А. С. Белоусов. — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2020. — 336 с., ил. — (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. X). — ISBN 978-5-91598-045-6
Сборник статей подготовлен по материалам ежегодной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». Формирование экспозиции в историческом пространстве — созидание нового в старом (Novum in Veteri) — живая история музея и деятельности его сотрудников. Издание посвящено осмыслению работы музеев и, в первую очередь музеев-заповедников, над созданием постоянных и временных экспозиций. Представлены результаты исследований по истории реставрации и экспозиционному проектированию в пригородных дворцах-музеях Санкт-Петербурга, отечественных и зарубежных музейных институциях.
СОДЕРЖАНИЕ
Кальницкая Е. Я.
Вступительное слово ... 9
Музей в историческом памятнике. Опыт ГМЗ «Петергоф»
Кальницкая Е. Я.
Экспозиция в пространстве исторического памятника ... 12
Федоров А. И.
Большой Меншиковский дворец. Перезагрузка. Десять лет спустя ... 24
Сясина Т. С.
Китайский дворец. Проблемы реставрации и музеефикации ... 33
Седов Г. П.
Музеефикация дворца Петра III в Ораниенбауме ... 45
Федотова И. Л.
Картинный дом: опыт воссоздания универсального частного собрания XVIII века ... 52
Новикова А. В.
Мультимедийная экспозиция как часть традиционного музея: историко-культурный проект «Ораниенбаум сквозь века» в Большом Меншиковском дворце ... 61
Тихонравова З. Б.
Современные средства и технологии музейной реконструкции (на примере экспозиции «Дворцовая телеграфная станция») ... 70
Белоусова К. А, Бондарев С. В.
Музей фонтанного дела. История создания ... 88
Хомутникова Л. А.
Коллекция птиц ГМЗ «Петергоф». Опыт экспонирования ... 92
Экспозиционно-выставочная работа в исторической перспективе
Катцова М. А.
Дворец-музей как «культурно-просветительное предприятие»: вопросы экспозиции в музейных пригородах Ленинграда в 1938–1941 годах ... 98
Петров П. В.
Экспозиционно-выставочная деятельность в дворцах-музеях и парках Петродворца во второй половине 1940-х — начале 1960-х годов ... 115
Холоднова О. А.
Формирование экспозиции музея «Екатерининский корпус» в 1920-е и 1980-е годы ... 133
Шукурова А. Э.
Гатчинский дворец: опыт портретных выставок ... 149
Кирпичникова М. В.
Великая Отечественная война в выставочных проектах Гатчинского дворца-музея 1940-х и 2015 годов ... 156
Герасимов В. В.
«Комнаты вел. кн. Константина Константиновича»: историко-бытовая экспозиция ГМЗ «Петергоф» к открытию «Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в 2003 году ... 166
Вершевская М. В.
Научное наследие А. И. Барабановой и проблемы музеефикации тюрьмы Трубецкого бастиона ... 177
Исмагулова Т. Д.
Дворец графов Зубовых на Исаакиевской площади: история демонстраций художественных коллекций ... 188
Сморжевских-Смирнова М., Янес З.
История и современность в экспозиции Дома-музея Петра I в Таллине ... 199
Музейная экспозиция. Современная теория и практика
Никонова А.А.
Музейная экспозиция — «книга за семью печатями» ... 208
Дмитриев В. А., Яранцев В. Н.
Экспозиция как текст ... 216
Лихолат К. В., Макогонова М. Л., Роденков А. И.
«Керамарх». Новый музей в Петропавловской крепости ... 228
Подзорова С. Ю.
Музей Монрепо. Проект экспозиции усадебного дома и библиотечного флигеля ... 234
Гузанов А. Н.
Частная коллекция в дворцовом интерьере. Экспериментальная парадигма ... 242
Белковская В. М.
Мраморный зал в музейном пространстве. К проблеме показа художественного интерьера ... 248
Аксенова И. А.
Переосмысляя пространство и опыт. Выставочная деятельность в исторических интерьерах: современные вызовы и практики ... 254
Трапезникова А. С.
Пережившие войну. Тема судьбы музейной коллекции Петергофа в годы Великой Отечественной войны в выставочных проектах ГМЗ «Петергоф» ... 262
Сабенина А. В.
Выставочная практика в Московском государственном объединенном музее-заповеднике «Коломенское — Измайлово — Люблино». От идеи до реализации, анализ и сопоставление ... 270
Воробьева С. В.
Презентация нематериального наследия в экспозиции музея-заповедника «Кижи» ... 277
Кочиева М. Г.
«По следам архивных документов»: экспериментальные квесты для студентов в Петропавловской крепости ... 282
Озола С. Р.
Экспозиция природных объектов в пейзажном парке Каздангского дворца ... 287
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сохраняя память. Петергоф в документах и воспоминаниях
Юшманова М. И.
«Нужны ли вообще дворцы-музеи и кому они нужны?»: первый опыт музейного переосмысления императорской резиденции ... 302
ТЕКСТЫ ДОКУМЕНТОВ
1. Приложения № 17 и № 18 к отчету Управления Петергофскими дворцами-музеями за 1924—1925 годы ... 314
1.1. Приложение № 17. Петергофские дворцы-музеи ... 314
1.2. Приложение № 18. Проект экспозиции Нижней дачи в Александрии ... 320
2. Экспозиция дворцов-музеев. 1929 ... 324
[Вступительное слово]
Федор Иванович Шмит, одним из первых в новой России, в 1929 году осмыслил принципы экспозиционного мастерства и был абсолютно прав, когда говорил: «Музейные вещи собираются, сохраняются и показываются не ради них самих, а ради тех людей, которые из их рассмотрения могут почерпнуть нечто для себя ценное». Отделенные от ученого почти столетием, мы, музейщики сегодняшнего дня, не устаем думать о том, как сделать наши экспозиции — постоянные или временные — интересными, современными, а, главное, обращенными к человеку XXI века.
Музеи появились в жизни человека очень давно, однако их экспозиции долгое время не рассматривались как самостоятельное явление культуры. Веками существовавшая история частного коллекционирования во все времена была связана с экспозиционной деятельностью, которой, как правило, занимался лично владелец собрания. Пришло время, когда в России на рубеже XIX и XX веков экспозициями начали интересоваться крупнейшие деятели культуры — искусствоведы, художники, архитекторы, появились художественные объединения, включающие разнообразных творческих представителей своей эпохи, которые размышляли о будущем музеев «всем миром». Не так давно, отмечая 100-летие многих музеев Петербурга, мы осознали сложности, с которыми все они столкнулись на вековом пути развития. В советское время проблемы создания экспозиций стали внутренним, даже закрытым, делом музейных коллективов, и были в достаточной степени явлением их политической ответственности.
В последние десятилетия подход к созданию экспозиций изменился: он стал многогранной и сложной деятельностью, требующей объединения усилий научных сотрудников, которым принадлежит замысел экспозиции и ее концепция, художников, архитекторов, дизайнеров, а в последнее время — театральных режиссеров, вместе создающих «сценарий» будущего музея. Современные экспозиции требуют сложного технического обеспечения, особых условий развески, освещения, этикетажа и экспликаций, мультимедийного оборудования и многого другого. Интерактивный подход к созданию экспозиции позволяет добиться при их создании синтеза разных видов искусства, звука, света и других визуальных эффектов. Все это делает устройство современного музея крайне затратным делом, и к такому выводу давно пришел весь цивилизованный музейный мир. В данном процессе существует опасность превратить музей в место, куда приходят не только смотреть произведения искусства, но и развлекаться, и эта тенденция проявляется повсеместно. Некоторые наши коллеги оценивают это явление как негативное, другие видят в нем реалии современности, измененной, даже искаженной, интернетом и социальными сетями. Обе позиции возможны, но факт происходящих изменений очевиден...
Хранителям исторических дворцов, которые превращаются в музеи, судьба дарит удивительную возможность найти и обустроить их новую жизнь. В процессе музеефикации памятников, бытование которых строго регламентировано законами сохранения культурного наследия, приходится решать немало непростых задач и искать единственно верные пути решения насущных проблем.
Сегодня совершенно ясно, что пришло время привлекать к созданию музейного пространства большие коллективы творческих людей, ведомых к цели главным создателем экспозиции — автором или авторской группой. Объединяя усилия и обмениваясь опытом, рассказывая друг другу о своих бедах и победах, мы пойдем вперед, и искусство экспозиции, опирающееся на опыт и традицию поколений, будет развиваться «с веком наравне».
Елена Яковлевна Кальницкая,
генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 8,7 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
11 августа 2023, 18:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий