|
О генеральном плане реконструкции гор. Москвы : Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б). — Москва, 1935О генеральном плане реконструкции гор. Москвы : Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б). — Москва : Партиздат ЦК ВКП(б), 1935. — 23 с., ил.ДЕЛО ВСЕЙ СТРАНЫ
Сталинский план реконструкции Москвы ставит перед советскими инженерами, архитекторами и рабочими-строителями исключительно ответственные задачи. Речь идет о том, чтобы по единому научно разработанному плану перестроить великую столицу Советского Союза, чтобы эта перестройка была воплощена в такие прекрасные архитектурные формы, которые отражали бы все величие и красоту социалистической эпохи, радость нашей борьбы и наших побед.
В течение ближайших десяти лет в Москве будет построено 2500 крупных жилых домов, Дворец Советов, большой комплекс зданий Академии наук, Всесоюзного института экспериментальной медицины, несколько сот школ и сотни других крупнейших общественных сооружений. Никогда перед архитектурой еще не стояли столь большие и благодарные задачи.
Советская архитектура может и должна создать высокохудожественные целостные архитектурные ансамбли на вновь прокладываемых и реконструируемых гигантских магистралях и площадях Москвы.
Наше строительство подчинено единственному и незыблемому закону: оно должно в максимальной степени удовлетворять растущие культурные запросы и потребности трудящихся, оно подчинено интересам радостного и творческого труда свободного человека в социалистическом бесклассовом обществе. Достаточно посмотреть на московский метрополитен, на первые шаги по перепланировке советской столицы, чтобы убедиться в прекрасных возможностях, какими мы располагаем, чтобы убедиться, как мы научились эти огромные возможности все более и более превращать в действительность.
Гигантский размах строительства Москвы и остальных городов Советского Союза требует тщательной организации всего строительного дела.
Нельзя не учесть, что в области строительной техники мы все еще крайне отстаем. Качество и сроки строительства в наших городах, производство строительных деталей и облицовочных материалов, арматуры и мебели далеко еще не соответствуют ни размаху строительства, ни подъему нашей крупной промышленности, ни культурным запросам трудящихся.
Мы строим прекрасные точные машины, наши заводы выпускают самые сложные инструменты, но мы еще не научились делать красивые и удобные дверные ручки, оконные приборы, осветительную аппаратуру, хорошие краски и обои.
Мы обладаем исключительными богатствами для облицовки вновь строящихся зданий, для украшения наших городов. В неисчислимых количествах имеются в нашей стране гранит, мрамор. Местная промышленность может и должна дать прекрасные строительные и отделочные материалы. Все достижения новейшей архитектурно-строительной техники должны быть максимально использованы, чтобы создать высококачественные и красивые сооружения для трудящихся.
Особое значение приобретает вопрос об архитектурном оформлении, о стиле гигантского строительства Москвы. В дореволюционной, буржуазно-помещичьей Москве было лишь 31,8% каменных домов, остальные — деревянные и смешанные. Одноэтажных и двухэтажных зданий было 91,2%. Великий знаток и ненавистник «расейской» пошлости Чехов дал незабываемую характеристику архитектуры этих домов: «У фасада упрямое, черствое выражение, линии сухие, робкие, крыша низкая, приплюснутая, а на толстых, точно сдобных, трубах непременно проволочные колпаки с черными, визгливыми флюгерами... Бездарность укрепилась и стала стилем».
За годы революции облик Москвы коренным образом изменился. Выстроены сотни и тысячи больших многоэтажных жилых домов, общественных зданий. Но с особой силой должно быть подчеркнуто, что в течение ряда лет «левацкие» увлечения многих архитекторов приводили к постройке унылых, казарменного типа домов-коробок. Культивировались теории, что улица есть только средство сообщения, транспортная артерия, а потому-де и оформлять ее архитектурно не следует. Нередко жилые дома ставились торцами на улицу, что придавало ей унылый и скучный вид. Внутреннему устройству квартиры, двора, жилого квартала не уделялось внимания.
При постройке здания наши архитекторы весьма часто игнорируют специфическое назначение строящегося здания. В погоне за монументальностью и «дешевым украшательством» некоторые архитекторы механически соединяют отдельные элементы стилей различных эпох. Нечего и доказывать, что подобное упрощенчество ничего общего не имеет с критическим освоением культурного наследия прошлого, с советским стилем в архитектуре.
В постановлении Центрального Комитета партии и Совнаркома СССР о генеральном плане реконструкции Москвы поставлена задача использовать при строительстве жилых и общественных зданий лучшие образцы классической и новейшей архитектуры. Это значит, что наши строители должны учиться высокому искусству художественной простоты, умению в четких и красивых образах передавать основную идею архитектурного произведения, применению новейших конструкций и материалов, с минимальными средствами добиваться яркой выразительности. Инженер-строитель, архитектор, художник и скульптор должны блестяще знать строительную технику, уметь выбрать необходимый материал, оформить каждую деталь так, чтобы наши дома и школы, дворцы и театры были самыми красивыми в мире.
Только эпоха социализма возвращает архитектуре полноту языка, образность и органическую связь с жизнью.
Перестройка и украшение буржуазных столиц даже в эпоху расцвета капитализма были подчинены интересам частной собственности, интересам прибыли, интересам угнетения и подавления трудящихся. В буржуазном обществе перед архитектором всегда стоит ограниченная задача: построить то или иное здание по вкусам своего заказчика—капиталиста.
Буржуазная архитектура переживает глубокий кризис. Дело не только в том, что в связи с мировым кризисом даже крупнейшим архитекторам нечего строить. Кризис буржуазной архитектуры объясняется бесплодием современной буржуазии, вырождением и одичанием буржуазного общества. Крупный германский архитектор Бруно Таут признает, что «при постройке жилых домов обнаруживается не только то, что качеству угрожает понятие собственности, но и то, что оно ему прямо противоречит».
Еще более выразительно и резко отзывается о вырождении современной буржуазной архитектуры крупный американский искусствовед Мумфорд. «Наша империалистическая архитектура, — пишет он, — это архитектура возмещения убытков. Народу, лишенному хлеба, солнца и других даров природы, она преподносит хвастливые камни. За монументальными фасадами нашего мирового города живет, перебиваясь, неимущий пролетарий, осужденный на рабскую рутину фабричного производства; а за пределами большого города лежит земля, у которой грабят ее сокровища...» Эта архитектура «так же мало может создать стиль, как мумия родить ребенка».
Реконструкция Москвы, превращение ее в самый здоровый и красивый город в мире — это дело всей Советской страны, всех трудящихся нашего великого Союза. Страна организует свои творческие силы и превратит любимую столицу в самый красивый мировой город. Рабочие, колхозники, служащие и трудовая интеллигенция гордятся своей столицей и сделают все, чтобы с честью и полностью выполнить сталинский план перестройки Москвы.
«Правда» 19 июля 1935 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Дело всей страны... 3
О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОР. МОСКВЫ (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б). 7
I. Планировка гор. Москвы. 9
II. Строительство и реконструкция городского хозяйства Москвы ... 17
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 25,0 МБ).
7 ноября 2017, 22:08
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий