наверх
 
Удмуртская Республика


Объекты культурного наследия Республики Татарстан : Том I. Административные районы : Иллюстрированный каталог. — Москва, 2017

Объекты культурного наследия Республики Татарстан : Том I. Административные районы : Иллюстрированный каталог / Составитель и главный редактор А. М. Тарунов ; Министерство культуры Республики Татарстан. — Москва : НИИЦентр, 2017  Объекты культурного наследия Республики Татарстан : Том I. Административные районы : Иллюстрированный каталог / Составитель и главный редактор А. М. Тарунов ; Министерство культуры Республики Татарстан. — Москва : НИИЦентр, 2017
 
 

Объекты культурного наследия Республики Татарстан : Том I. Административные районы : Иллюстрированный каталог / Составитель и главный редактор А. М. Тарунов ; Министерство культуры Республики Татарстан. — Москва : НИИЦентр, 2017. — 928 с., ил. — ISBN 978-5-902156-41-3

 
 
В актуализированном Каталоге объектов культурного наследия Республики Татарстан на 2016 год приведены сведения по 1475 объектам, из которых 71 относятся к федеральной категории государственной охраны, 445 — к объектам регионального значения, 305 — к объектам местного значения, 560 — к имеющим статус выявленных объектов культурного наследия. И полагаем, что этот перечень пока не может считаться исчерпывающим. Поэтому настоящий Каталог дополнен сведениями о некоторых объектах, которые, по мнению составителей, обладают или могут обладать признаками объектов культурного. Всего в Каталоге дано 2203 изображения указанных объектов, из которых 1733 зафиксировано в 2015—2016 гг. (цветные фото).
 
 
Подготовка и издание каталога осуществлены в рамках реализации целевой программы «Сохранение и использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (2013—2015 годы)».
 
Редакционный совет: С. Г. Персова, Ф. М. Забирова, А. Р. Саляхов, А. М. Тарунов, Р. Р. Хайрутдинов.
 
Составитель и главный редактор: А. М. ТАРУНОВ.
 
Использованы опубликованные сведения исследователей:
историков — Р. А. Айнутдинова, Е. Ф. Афониной, Р. И. Валиуллиной, Е. Б. Долгова, Е. В. Липакова, Р. Р. Салихова, Г. И. Середа, Л. Ф. Хайрутдиновой, И. В. Якимова.
исследователей отечественной архитектуры — Л. М. Муртазиной, Х. Г. Надыровой, Г. Г. Нугмановой, В. П. Притыкина, Т. С. Чудиновой, а также А. М. Тарунова (2016).
 
Художественное оформление — А. М. Тарунов, О. Пустовая.
Рисунки, схемы — В. С. Щербакова.
Фотографии — А. М. Тарунов, А. В. Клюев и др.
Художественный редактор — А. В. Якушев.
 
Редакция: Е. Н. Бельская, Е. С. Бочарова, Е. В. Карпова (Казанкова), Ю. В. Костякова, О. С. Пустовая, Л. В. Фастовская, В. С. Щербакова, А. В. Якушев.
 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Настоящее издание представляет собой актуализированный на 2016 г. Каталог объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в административных районах Республики Татарстан.
 
Большинство объектов культурного наследия, включенных в настоящий Каталог, были исследованы по единой методике и на достаточно высоком научном уровне в 1989—1999 гг., когда под эгидой Министерства культуры Республики Татарстан (МК РТ) вел свою исследовательскую работу отдел Свода памятников (вначале при Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова, а с 1997 г. — в составе Института истории Академии наук Республики Татарстан).
 
В те годы по заданию Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры МК РТ были обследованы почти все памятники истории и культуры (включенные в списки на основании решений органов государственной власти), а также выявлена весьма значительная группа недвижимых исторических объектов (здания, сооружения, мемориальные места, захоронения), обладающих, по современной правовой терминологии, признаками объектов культурного наследия, и расположенных в населенных пунктах всех административных районов Татарстана. Прежде всего были использованы и уточнены сведения из ранее составленных научных паспортов на памятники истории и культуры, находящихся под охраной государства. По остальным объектам шли поиски документального материала в архивах и библиотеках. Наряду с историками и культурологами к этой работе были привлечены архитекторы, которые трудились над составлением архитектурных описаний исторических зданий и сооружений.
 
Первым итогом всей этой работы явилась публикация коллективного труда «Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник» (Казань, 1993), в котором наряду с Казанью впервые были представлены краткие описания памятников истории и культуры и обладающих соответствующими признаками объектов во всех административных районах Татарстана. В 1995 г. на татарском и русском языках была опубликована книга «Республика Татарстан: памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII — начало XX веков)», а в 1998 г. увидела свет коллективная монография «Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XX вв.). Эти книги до сих пор полезны всем специалистам и широкому кругу людей, интересующихся культурным наследием Татарстана, а почерпнутые из них сведения и целиком статьи по отдельным памятникам нередко перемещаются в Интернет и приводятся в качестве авторитетного источника профессиональной информации. Недостатком названных полупрофессиональных-полупопулярных книг явилось, к сожалению, заведомо низкое качество бумаги и, как следствие этого, довольно серый уровень печати, что не позволяло сопроводить тексты иллюстрациями в необходимом для справочника объеме.
 
Сведенные в единое целое, дополненные архитектурными описаниями и отредактированные данные печатных изданий 1993—1995 гг. были включены в состав так называемого полного «Свода памятников истории и культуры Татарстана». Причем, в 1999 г. увидела свет только вторая часть подготовленного Свода («Татарстан. Административные районы»). Первую, где были объединены сведения о памятниках истории и культуры города Казани, авторскому коллективу и Главному управлению государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Татарстан, издать в то время (и позже) не удалось. Необходимо отметить, что значительная часть подготовительного материала для этого издания спустя годы была утеряна, и опубликованные в Своде описания до сегодняшнего дня служат основным источником сведений для довольно длинного перечня вновь выявленных объектов культурного наследия.
 
В «Свод» 1999 г. включены сведения и натурные фотографии сохранившихся объектов по состоянию на конец 1997 г. Структура этого «Свода» соответствует типу научных изданий данного профиля и содержит определенный, хотя и не самый подробный, справочный аппарат и список справочной литературы. Однако отказавшись от традиционного оформления книги в пользу авангардных дизайнерских решений были допущены определенные огрехи по расположению иллюстраций и некоторых справочных текстов, а шрифтовое однообразие чрезвычайно затруднило пользование массивом информации. Другие недостатки подготовленного и осуществленного в 1999 г. издания проистекали опять-таки из-за неоправданной экономии на полиграфических материалах, что привело к откровенно низкому качеству воспроизведения натурной фиксации памятников. Тем не менее научный уровень информации, приведенной в основной массе статей изданного Свода, и общую научную ценность книги трудно оспорить. Вот почему она до сих пор полезна и служит основным справочником в своей сфере.
 
Осуществленное в 1999 г. издание Свода было максимально использовано при формировании Списка вновь выявленных объектов культурного наследия Республики Татарстан, утвержденного приказами Министерства культуры Республики Татарстан в 2010—2013 гг. При составлении современной актуализированной версии Свода (Каталога объектов культурного наследия Республики Татарстан на 2016 г.) в отсутствии других источников информации по вновь выявленным объектам приходилось опираться именно на опубликованный Свод. И поэтому следует подробно остановиться на анализе его содержания и структуры и даже повторить некоторые комментарии составителей.
 
К памятникам истории и культуры, включенным в изданный в 1999 г. Свод, были отнесены в первую очередь здания и сооружения прошлых веков, что является методологически бесспорным. На большинство этих объектов Министерство культуры Республики Татарстан уже располагало научными паспортами памятника истории и культуры, которые составляли весьма квалифицированные специалисты, начиная с 1960-х гг. Наряду с этим авторами рассматриваемого Свода к числу памятников истории и культуры был причислен целый ряд выявленных образцов гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества кон. 19 — нач. 20 вв. (дореволюционного периода), которые ранее не заинтересовали исследователей-предшественников. Подобные объекты представляли не столько архитектурный интерес, сколько исторический, так как оставались подлинными свидетелями истории локальных территорий, которые вошли в состав образованной в 1920 г. Татарской АССР (ныне Республики Татарстан). Среди этой группы объектов — множество построенных перед революцией по типовым и индивидуальным проектам зданий земских школ и больниц, в то время еще использовавшихся по прямому назначению, а также сохранившиеся в малых городах и селах купеческие дома и лавки. Кроме того, в данный Свод наряду с признанными шедеврами (уже состоящими на государственном учете и охране) были включены многие сельские культовые сооружения сер. 19 — нач. 20 вв., представлявшие как православную (каменные и кирпичные церкви), так и мусульманскую культуру (в основном типовые деревянные и кирпичные мечети). И те, и другие на тот момент в официальных списках памятников истории и культуры не числились, в повседневной жизни значения не имели, использовались не по назначению, а некоторые пребывали в заброшенном и даже аварийном состоянии.
 
К категории «памятники истории» в советские годы причисляли прежде всего архитектурные и скульптурные монументы, дома и памятные места, связанные с жизнью деятелей культуры как дореволюционного (татарский поэт Габдулла Тукай, чувашский просветитель Иван Яковлев, русский писатель Максим Горький и др.), так и революционного (Н. И. Бауман, В. И. Ульянов, М. Вахитов) периодов. В государственных списках памятников истории на тот момент численно преобладали объекты, связанные историей становления советской власти и монументы погибшим в гражданской войне со стороны победивших «красных». Вопреки укоренившейся советской традиции, составители демократизировали Свод-1999, существенно расширив словник персоналий, включив в него имена целого ряда татарских мусульманских религиозных деятелей и оппозиционных советской власти политиков (Шигабутдин Марджани, Шамсутдин Культеси, Хади Атласи, Гаяз Исхаки, братья Буби др.).
 
В официальных списках памятников истории и культуры отсутствовали на тот момент многие достопримечательные здания и места (в том числе индивидуальные захоронения), связанные с биографиями деятелей культуры советской эпохи. Среди включенных в Свод оказалось множество памятных мест, представлявших культуру преимущественно татарского народа (писатели, поэты, ученые), но наряду с ними (по отдельным районам), была показана культура чувашского (Ефрем Еллиев, Пётр Хузангай), удмуртского (Григорий Медведев), марийского (Михаил Герасимов-Микай), мордовского (С. Н. Нефедов-Эрьзя), а также татар-кряшен (Егор Уткин).
 
Под влиянием стремительно происходившего в те годы радостного процесса расставания с советской идеологией в перечень памятников истории и культуры республиканского значения по настоянию новых властей Татарстана были записаны и совершенно новые, только что возведенные в 1990-х гг. мусульманские архитектурные сооружения, воспринимавшиеся в ту пору «символами возрождения Татарстана». В результате в Своде среди памятников истории и культуры оказались и только-только построенные эффектные каменные мечети в Нижнекамске, Набережных Челнах, Нурлате, Муслюмово и др.
 
Авторский коллектив Свода-1999 исходил из того, что все включаемые в него объекты являются памятниками истории и культуры Республики Татарстан, осознавая при этом, что не всем им придан официальный (законный) статус памятников федерального, республиканского или местного значения. В таком методическом подходе просматривается влияние научной традиции, которой придерживаются составители Свода памятников архитектуры по областям Центральной России — специалисты Государственного института искусствознания. В изданиях общероссийского Свода состав объектов (признаваемых профессиональными экспертами памятниками архитектуры) гораздо обширнее официальных списков памятников истории и культуры, по которым составлены научные паспорта и имеются соответствующие правоустанавливающие решения органов государственной власти. С научной (но не с юридической позиции) этот подход можно считать оправданным.
 
В целом расширенный Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан (1999 г.) стал важным обобщением значительного историко-культурного, архитектурного и иллюстративного материала и послужил солидной базой для подготовки решений по ряду важных проблем современной жизни, например, при подготовке для органов государственной власти Схемы территориального планирования Республики Татарстан, аналогичных схем и генеральных планов поселений по всем районам республики (2008—2011 гг.).
 
В Своде-1999 были определены хронологические вехи географии развития материальной и духовной культуры татарского народа (мечети, здания жилой архитектуры и др.), русского народа (церкви и монастыри, жилые дома, здания общественного назначения и др.), а также других народов, с давних пор населявших территорию региона; прослежено складывание многообразных архитектурных стилей культовых и других зданий; нашли свое отражение жизнь и деятельность многих выдающихся просветителей, ученых, деятелей культуры региона.
 
Общее число объектов, включенных в изданный в 1999 г. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан — 991 (пообъектно 997). Это существенно превышало число официально зарегистрированных памятников федерального и республиканского значения, находящихся в Татарстане (за пределами Казани).
 
Для включения в Свод памятников истории и культуры отбирались здания и сооружения по следующим критериям:
  • 1) уникальные архитектурные комплексы и постройки;
  • 2) все культовые, жилые, гражданские постройки XVIII — 1-й пол. XIX в. в силу их малочисленности;
  • 3) постройки, отражающие общую типологию архитектуры в период с 1840-х по 1917 г. и ее стилевые направления и течения;
  • 4) образцы типичной рядовой жилой архитектуры городов и сельских поселений дореволюционного периода;
  • 5) образцы советской архитектуры, отражающие первые фазы ее развития, до начала длительного периода индустриализации и типизации строительства (кон. 1950-х — 1980-х);
  • 6) современные культовые постройки, строительство которых возобновилось в новых условиях после 70-летнего перерыва (мечети).
 
В Своде были представлены следующие типы зданий и сооружений:
  • памятники культовой архитектуры (православные монастыри, пустыни, соборы, церкви, часовни, мусульманские мечети, мавзолеи, храмы других конфессий);
  • памятники гражданской архитектуры: общественные постройки различного назначения (административные: присутственные места, городские управы, волостные правления и др.; учебные: институты, училища, гимназии, медресе, школы и др.; лечебные: больницы, клиники, фельдшерские пункты, аптеки и др.; социального призрения: приюты, богадельни, интернаты и др.; культурно-зрелищные: театры, музеи, библиотеки и др.; финансово-управленческие учреждения: банки, конторы, управления и др.);
  • памятники жилой архитектуры (дворцы, городские и сельские усадьбы, городские многоэтажные (доходные) дома, дома квартально-периметральной городской застройки, индивидуальные жилые дома и усадьбы и др.).
 
Не в полной мере были исследованы, но тем не менее выборочно представлены в Своде:
  • памятники промышленной архитектуры и технические сооружения (мануфактуры, заводы, фабрики, водонапорные башни, различные мельницы, мосты и др.);
  • памятники монументального и мемориально-эпиграфического искусства (монументальная скульптура, склепы, надгробия и др.);
  • градостроительные памятники (сохранившиеся древние планировки городов и селений, старинные площади, улицы и др.);
  • памятники садово-паркового искусства (старинные парки, сады, скверы, бульвары и др.), ландшафтной архитектуры (рукотворные курганы, валы, насыпи, дамбы и др.);
  • памятники народного зодчества.
 
Подавляющее большинство зданий относились к жилой архитектуре. Среди них много рядовых построек, формировавших фоновую застройку городов. Из множества рядовых жилых построек были включены в Свод те, что соответствовали следующим критериям:
  • 1) являлись наиболее характерными образцами данного типа построек для конкретного населенного пункта, улицы и т.д.;
  • 2) выделялись среди прочих лучшей сохранностью;
  • 3) отличались характерными особенностями от однотипных построек;
  • 4) были связанны с историческими событиями или лицами.
 
Спустя почти двадцать лет, в ходе современного обследования населенных пунктов административных районов Республики Татарстан было установлено, что к 1997 в Свод были включены далеко не все объекты, соответствовавшие вышеприведенным критериям. Существенно пополнился список ценных архитектурных объектов там, где в последующие годы были созданы историко-архитектурные музеи-заповедники (Елабуга и Чистополь). Здесь списки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) существенно расширились на основании постановлений об их создании и формировании состава входящих в заповедники объектов. Усилия по созданию охраняемой историко-культурной среды были предприняты в нач. 2000-х и в Набережных Челнах, где в строй части появилась заповедная улица.
 
К сер. 1990-х подавляющее большинство памятников истории и культуры Татарстана прежних столетий нуждалось в экстренных мерах по защите и спасению.
 
2 октября 1996 г. впервые был принят Закон Республики Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей». Тем самым была заложена законодательная и нормативная правовая база, необходимая сфере охраны и использования историко-культурного наследия, без которой, как оказалось, не решить ни одной практической задачи.
 
В условиях приватизации и перехода в частную собственность недвижимого имущества, в т.ч. и объектов культурного наследия, могло случиться все, что угодно. Отмечены и разновекторные процессы. С одной стороны нависает угроза разрушения исторических объектов, с другой — отмечаются факты восстановления новыми собственниками ветхого и утраченного.
 
В первом десятилетии 21 в. произошел серьезный и реально ощутимый перелом в деле сохранения культовых памятников. Начало этому положило Постановление Правительства РФ № 490 от 30.06.2001 «О порядке передачи религиозным организациям находящейся в федеральной собственности имущества религиозного назначения». После этого многие мечети и православные церкви в Татарстане стали стремительно возрождаться (первым поднялся из руин Раифский православный монастырь, тогда же были отреставрированы старинные мечети в Богатых Сабах, Кшкаре и Ташкичу). На фоне возросшего интереса к религии и повышенного внимания к культовым сооружениям не обошлось и без утрат. Причем за последние годы в Татарстане исчезло не мало старинных деревянных мечетей, которые сами жители нередко разрушали при возведении новой культовой постройки (такие случаи отмечены в Арском и Буинском районах).
 
Споры о собственности на культовые здания окончательно утихли после принятия Закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» № 171-ФЗ от 19.11.2010.
 
Так, вскоре обнадеживающе пошли дела у православной конфессии. За последние годы в Татарстане восстановлено и реставрируется немало исторических храмов. Правда, это относится в основном к каменным зданиям. А вот небольшие, особенно давно закрытые деревянные церкви, построенные в своей массе для крещеных татар, чувашей и удмуртов, подозрительно загорались в 2012—2014 гг. Или рушились сами по себе; немногие из них дотянут до середины начавшегося столетия. По республике можно назвать очень мало примеров реставрации деревянных храмов.
 
В настоящем Каталоге учтены и использованы сведения из пояснительных записок к Схемам территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан, разработанными в основном в 2005—2010 гг. ГУПом «Татинвестгражданпроект» (г. Казань). Разделы по культурно-историческому наследию этих районов были подготовлены под руководством заслуженного архитектора Республики Татарстан Ф. М. Забировой. Эти справки-рекомендации отличаются основательностью и хорошей систематизацией известного научного материала, однако в них, к сожалению, отсутствуют сведения о сохранности описываемых объектов культурного наследия, что может быть принято к сведению после публикации настоящего Каталога.
 
Далее о структуре настоящего Каталога объектов культурного наследия на 2016 год. Основной объем фактического материала издания сформирован согласно перечню недвижимых памятников истории и культуры. Приводятся исторические и архитектурные описания этих объектов. В данный Каталог не включены объекты археологического наследия за исключением объектов, входящих в состав историко-архитектурных и археологических музеев-заповедников Республики Татарстан (Болгарского, Билярского, Иске-Казанского), а также отдельных памятников эпиграфического наследия (надгробий 14—16 вв.), наличие и местонахождение которых на территории муниципальных районов Татарстана в настоящее время точно установлено.
 
Все объекты культурного наследия сгруппированы в соответствии с современным административно-территориальным делением республики в алфавитном порядке независимо от категории их охраны. Описания объектов каждом районе начинаются с объектов, расположенных в районном центре, далее в алфавитном порядке следуют иные населенные пункты районного подчинения. Внутри крупных населенных пунктов описания объектов приводятся, как правило, также в алфавитном порядке по названиям улиц и площадей, на которых те расположены. Исключение сделано только для современного городского округа Набережные Челны, где такой принцип был неприменим.
 
При описании памятника указываются: название города, населенного пункта, его адрес (в тех населенных пунктах, где есть улицы и номера домов), название памятника, его датировка и типологическая принадлежность, фамилии архитекторов и скульпторов (если их удалось установить). В статье о памятнике жилой архитектуры указываются фамилии владельцев, о здании общественного назначения — учреждение, для которого оно строилось, а также другие организации, располагавшиеся в этом здании позже, если о том имеются проверенные сведения. Если тот или иной памятник построен на благотворительные средства, называются фамилии благотворителей. Даты до 10 февраля 1918 г. даны по старому стилю.
 
В описании архитектурного облика объекта выделялись следующие параметры: местоположение в системе города, населенного пункта, улицы, ландшафта и т.д., типологическая принадлежность, композиционная структура и ее особенности, объемно-планировочное решение и архитектурно-декоративное оформление фасадов и интерьеров (если последние исследованы), изменения первоначального облика в процессе перестроек (если выявлены), стилевая характеристика, место и значение его в истории архитектуры и градостроительства Татарстана (для уникальных и значимых памятников архитектуры). В особых случаях приводятся описания интерьеров или художественных произведений, неотъемлемо связанных с этим объектом.
 
Основные архитектурные описания объектов культурного наследия были созданы при подготовке к изданию Свода памятников истории и культуры Республики Татарстан (в 1997—1999 гг.). Для стилевой характеристики объектов авторами использовалась общепринятая в искусствознании последних лет терминология стилей и их направлений. С учетом композиционных, объемно-планировочных и архитектурно-декоративных признаков, временных рамок строительства и последующих реконструкций памятник архитектуры был отнесен к одному из стилей или их направлений. При сочетании в одном объекте нескольких стилевых направлений в его характеристике это отмечалось особо.
 
В Своде были выделены памятники архитектуры булгарского периода, русской архитектуры псковской, владимирской и московской школ 2-й пол. 16 в., русской архитектуры 17 в. в стиле «кирпичного узорочья». С 18 в. получили распространение следующие стили, их направления и течения:
  • барокко — петербургское, московское, украинское и др. (начало — 3-я четверть 18 в.),
  • классицизм — ранний, александровский, николаевский, поздний и т.д. (последняя четверть XVIII — нач. XIX вв.),
  • ампир (1-я треть XIX в.),
  • эклектика (1840-е гг. — нач. 20 в.).
 
Архитектурная эклектика характеризуется использованием в оформлении построек и декоративных элементов архитектуры других исторических периодов и стилей, а также их различным сочетанием. В таких случаях употреблялась соответствующая терминология:
  • «кирпичное» направление эклектики — когда используется неоштукатуренная кирпичная кладка с деталями и декором из фасонного кирпича или двухцветная кладка заподлицо;
  • национально-романтическое направление эклектики с использованием форм и элементов декора архитектуры мусульманских стран и татарского народа и т.д.
  • классицистическое направление — когда преобладают ордерные и другие формы классицистической архитектуры;
  • псевдорусское, русско-византийское, псевдоренессансное, псевдоготическое и другие направления эклектики, когда в постройках используются формы и элементы декора древнерусской, ренессансной, средневековой европейской архитектуры.
 
Модерн возник в противовес эклектизму и был распространен в конце XIX—XX вв. Различают ранний модерн — 1895—1905 гг. (отличался замысловатыми формами и декором растительного характера) и поздний модерн (кон. 1900-х — 1910-е гг.), в котором выделялись романтическое, ретроспективное (неоготика, неоклассицизм, неорусское течение и др.) и рационалистическое течение модерна, которое характеризуется отказом от декора и стремлением к выразительности архитектурной линии и вылилось в отдельное стилевое направление.
 
В провинции для выше перечисленных стилей было характерно отступление от общепринятых канонов. Поэтому в стилевой характеристике некоторых построек фигурирует словосочетание «провинциальный классицизм», «провинциальный модерн» и т.д.
 
Для характеристики построек советского периода использованы термины: «конструктивизм» — 1920-е гг., «советский неоклассицизм», «сталинский ампир (кон. 1930-х — кон. 1950-х гг.), «советский рационализм» (1960—1980-е гг.). С нач. 1990-х наблюдается усиление интереса к формам архитектуры прошлых эпох, в культовой архитектуре идет поиск национального своеобразия в современных условиях.
 
Издание 1999 г. было подготовлено научными сотрудниками отдела Свода памятников истории и культуры Института истории АН РТ. Большой вклад в создание тома внес д.и.н., профессор Ю. И. Смыков, ответственный редактор и руководитель коллектива в 1989—1997 гг. С 1997 г. программу возглавлял к.и.н. Р. Р. Хайрутдинов.
 
Статьи по отдельным памятникам для Свода были написаны к.и.н. Р. А. Айнутдиновым, Е. В. Афониной, Р. Н. Валиуллиным, к.и.н. Е.Б. Долговым, к.и.н. Е. В. Липаковым, к.и.н. Р. Р. Салиховым, Г. И. Середа, Л. Ф. Хайрутдиновой, к.и.н. Р. Р. Хайрутдиновым, И. В. Якимовым. Архитектурные описания в 1997—1999 гг. были подготовлены Л. М. Муртазиной, канд. архитектуры Х. Г. Надыровой, Г. Г. Нугмановой, канд. архитектуры В. П. Притыкиным, канд. архитектуры Т. С. Чудиновой. В основу статей были положены данные учетной документации, выполненной в 1989—1997 гг. сотрудниками отдела Свода памятников, а также к.и.н. А. П. Каплуновским, к.и.н. Т. Т. Каримовым, к.и.н. И. М. Мулюковым, И. Х. Халиуллиным.
 
В паспортизации объектов принимали участие историки: д.и.н. Р. М. Валеев, к.и.н. И. Г. Гиззатуллин, К. С. Идиатуллина, к.и.н. И. М. Магдеев, В. М. Михайлова, к.и.н. Л. Б. Муллина, д.и.н. Р. А. Набиев, И. М. Нестеренко, к.и.н. Ф. Ф. Нуреева, к.и.н. К. Р. Синицына, В. В. Тырынов, к.и.н. Г. Л. Файзрахманов, Т. И. Шулик, д.ф.н. А. Н. Юзеев; архитекторы: канд. архитектуры Р. Р. Аитов, Р. В. Билялов, И. Р. Валеева, М. Т. Лин, И. А. Нугаева, канд. архитектуры А. Г. Саттаров, докт. архитектуры Н. Х. Халитов, Л. Ш. Яковлева.
 
В настоящем Каталоге на 2016 г. почти во все использованные описания предшественников внесены некоторые терминологические коррективы, прежде всего относящиеся к понятию «эклектика», которое расценивается нами не как самостоятельный художественный стиль, а как метод стилизации. В ряде случаев исправлены имевшиеся неточности в определении стилистических особенностей, некоторые описания заменены или существенно дополнены на основе современных натурных наблюдений. Все архитектурные описания приведены в соответствии с современным состоянием объектов, так как имеются примеры и существенного разрушения, и восстановления памятников архитектуры, прежде всего культовой, за прошедшие 20 лет. Каждая статья сопровождается ссылкой на авторов с указанием года создания архитектурных описаний.
 
В отличие от Свода памятников истории и культуры 1999 г. в настоящем Каталоге в научном описании указан материал, из которого выстроены архитектурные объекты или выполнена скульптура. Ранее, в Своде, в описании специально оговаривалось, когда сооружение было выполнено из дерева, а для кирпичных зданий, каких было большинство, ссылка на материал опускалась. Однако при современном исследовании объектов выяснялось, что многие кирпичные здания стоят на подклете из белого камня (туфа), а некоторые, в основном утраченные за последние годы, были оштукатурены по деревянным стенам. Имеется значительная группа кирпичных сооружений, облицованных снаружи местным чупаевским камнем, что существенно обогащает их художественную характеристику.
 
Нам представляется упущением, что составители Свода памятников 1997—1999 гг. не выявили в своих описаниях материал большинства скульптурных произведений, включенных в Свод памятников, преждевременно отнесенных после этого к памятникам истории и культуры (вновь выявленным). Большинство таких произведений были изготовлены для малых городов и сел Советской Татарии (и в 1990-х гг.), но не из бронзы и гранита, а из бетона и недолговечного гипса. В результате за два десятка лет многие подобные «памятники искусства» под воздействием природных условий и антропогенных факторов утратили художественный облик и демонтированы по решению местных властей. Некоторые скульптуры еще стоят, но их ценность иногда вызывает сомнения у окружающих. К сожалению, в числе таких утраченных или обезображенных объектов оказались и революционные памятники, и памятники героям Великой Отечественной войны.
 
Системным недостатком Свода 1999 г. стало и полное отсутствие критериев отнесения к памятникам истории и культуры мемориальных объектов, увековечивающих подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. К настоящему времени в городах и селах Татарстана сооружено более ста мемориалов типа «Вечный огонь», а разнообразные памятники землякам — участникам войны, в т.ч. и не типовые, имеются теперь почти в каждом селении, а их несколько тысяч. В Своде 1999 г. этому виду памятников было уделено выборочное внимание, что отражало и продолжает отражать сегодняшнюю ситуацию с определением официального статуса аналогичных объектов. Такие памятники находятся под защитой не столько Закона об объектах культурного наследия, а иных законодательных актов Российской Федерации (Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 с последующими изменениями). И поскольку отбор памятников этой категории для включения в списки объектов культурного наследия методологически не определен, настоящий Каталог также отражает лишь случайно возникшую картину, но не количественный состав и не художественную сторону подобных объектов на территории Татарстана.
 
Актуализированный Каталог объектов культурного наследия позволяет выявить основные проблемы и принимать необходимые меры, направленные на сохранение материальных памятников истории и культуры современного Татарстана, организовать в необходимых случаях срочное проведение историко-культурных экспертиз.
 
Настоящая версия Каталога объектов культурного наследия подготовлена коллективом Автономной некоммерческой организации «Научно-информационный центр» под руководством главного редактора А. М. Тарунова (Москва) по заданию Министерства культуры Республики Татарстан во взаимодействии с местными специалистами — С. Г. Персовой, Р. Р. Хайрутдиновым, И. Р. Кузьминой, Ф. М. Забировой, И. М. Нестеренко (г. Казань), а также с консультантами из районов Татарстана — директорами государственных историко-архитектурных музеев-заповедников Республики Татарстан (Р. М. Абдурахимов, Г. Г. Котдусов, А. Г. Кутуев, Ф. В. Мухаметов, А.В. Печёнкин, Г. Р. Руденко), руководителями и сотрудниками районных краеведческих музеев, имена которых приводятся на титульных листах разделов (по районам).
 
Организационную техническую помощь оказывали специалисты Министерства культуры Республики Татарстан — Д. Ф. Абдулина, Е. Г. Камзеева, А. Р. Саляхов, Г. Р. Хайруллина, М. М. Юсупова и др.
 
Современные изменения в научные описания отдельных объектов культурного наследия, ранее включенных в Свод памятников истории и культуры (1999 г.), внесены с целью их совершенствования и приведения в соответствие с сегодняшним техническим состоянием того или иного памятника искусствоведом А. М. Таруновым. Им же заново переписаны некоторые, в т.ч. и важные статьи, заменившие прежние, в которых после натурного изучения описываемых объектов были замечены явные, допущенные ранее несоответствия. Описания объектов культурного наследия, не входивших в Свод 1999 г., выполнены для настоящего издания также А. М. Таруновым на основе собственных изысканий.
 
При подготовке статей по памятникам Болгара привлечены материалы Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и казанского историка И. М. Нестеренко. При подготовке статей по памятникам г. Елабуги привлечены материалы Елабужского музея-заповедника (директор Г. Р. Руденко, зав. отделом охраны памятников Г. Ф. Романова). При подготовке статей по памятникам г. Чистополя привлечены материалы Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника (директор А. В. Печёнкин).
 
Основная натурная фотофиксация объектов выполнена в 2015—2016 гг. А. М. Таруновым при участии А. В. Клюева, Д. Ф. Абдулиной, Е. Г. Камзеевой, руководителей муниципальных музеев: Г. Ш. Гариповой (Рыбная Слобода), С. И. Потаповой (Мамадыш), Э. М. Гилазовой (Атня) и Ф. Г. Муртазиной (Лаишево) и др. При иллюстрировании Каталога использованы также фотографии, выполненные для научных паспортов в 1983—1987, 1995—1998 гг.
 
Макет печатного издания подготовлен редакцией Научно-информационного издательского центра (Москва): составитель и главный художник А. М. Тарунов, художественный редактор А. В. Якушев, художник по картам В. С. Щербакова, художник по компьютерной верстке О. С. Пустовая, технические редакторы Е. С. Бочарова, Е. Н. Бельская, редакторы Е. В. Карпова (Казанкова), Н. Н. Красикова, Л. В. Фастовская.
 
В актуализированном Каталоге объектов культурного наследия Республики Татарстан на 2016 год приведены сведения по 1474 объектам, из которых 71 относятся к федеральной категории государственной охраны, 445 — к объектам регионального значения, 305 — к объектам местного значения, 560 — к имеющим статус выявленных объектов культурного наследия. И полагаем, что этот перечень не может считаться исчерпывающим. Поэтому настоящий Каталог дополнен сведениями о некоторых объектах, которые, по мнению составителей, обладают или могут обладать признаками объектов культурного. Всего в Каталоге дано 2203 изображения указанных объектов, из которых 1733 зафиксировано в 2015—2016 гг. (цветные фото).
 
 
Наименования объектов культурного наследия в настоящем Каталоге даются в соответствии с актами органа государственной власти о их постановке на государственную охрану; там, где название и датировка объекта были впоследствии уточнены; через тире приводится скорректированное определение данного объекта. — Прим. ред.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3
ПЕРЕЧЕНЬ организационно-распорядительных документов о постановке на государственную охрану объектов культурного наследия Республики Татарстан.. 12
ПЕРЕЧЕНЬ приказов Министерства культуры Республики Татарстан о включении в Список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.. 14
 
Объекты культурного наследия по районам
  • Агрызский район — г. Агрыз.. 15
  • Азнакаевский район.. 29
  • Аксубаевский район.. 33
  • Актанышский район.. 41
  • Алексеевский район.. 49
    Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник.. 50
  • Алькеевский район.. 63
  • Альметьевский район.. 67
  • Апастовский район.. 73
  • Арский район.. 81
  • Атнинский район.. 105
  • Бавлинский район.. 117
  • Балтасинский район.. 123
  • Бугульминский район — г. Бугульма.. 131
  • Буинский район — г. Буинск.. 161
  • Верхнеуслонский район.. 177
  • Высокогорский район.. 201
    Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник.. 204
  • Дрожжановский район.. 227
  • Елабужский район — г. Елабуга.. 231
    Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.. 232
  • Елабужский район.. 347
  • Заинский район — г. Заинск.. 355
  • Зеленодольский район.. 371
    Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск».. 400
  • Кайбицкий район.. 437
  • Камско-Устьинский район.. 445
  • Кукморский район.. 455
  • Лаишевский район — г. Лаишево.. 469
  • Лениногорский район.. 491
  • Мамадышский район — г. Мамадыш.. 501
  • Менделеевский район — г. Менделеево.. 529
  • Мензелинский район — г. Мензелинск.. 541
  • Муслюмовский район.. 555
  • Набережные Челны.. 559
  • Нижнекамский район.. 577
  • Новошешминский район.. 595
  • Нурлатский район.. 601
  • Пестречинский район.. 613
    Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ленино-Кокушкино».. 618
  • Рыбно-Слободский район.. 625
  • Сабинский район.. 637
  • Сармановский район.. 645
  • Спасский район.. 651
    Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.. 658
  • Тетюшский район — г. Тетюши.. 685
  • Тукаевский район.. 709
  • Тюлячинский район.. 715
  • Черемшанский район.. 719
  • Чистопольский район — г. Чистополь.. 725
    Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник.. 726
  • Чистопольский район.. 818
  • Ютазинский район.. 825
 
Указатели
Консультанты по районам.. 832
УКАЗАТЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.. 833
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 839
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 881
ЛИТЕРАТУРА.. 885
СОДЕРЖАНИЕ КАТАЛОГА. Пообъектный перечень.. 893
 

 

Примеры страниц

 
Объекты культурного наследия Республики Татарстан : Том I. Административные районы : Иллюстрированный каталог / Составитель и главный редактор А. М. Тарунов ; Министерство культуры Республики Татарстан. — Москва : НИИЦентр, 2017  Объекты культурного наследия Республики Татарстан : Том I. Административные районы : Иллюстрированный каталог / Составитель и главный редактор А. М. Тарунов ; Министерство культуры Республики Татарстан. — Москва : НИИЦентр, 2017
 

 

Скачать издание в формате pdf (прямая ссылка; 30,2 МБ)
 
 

27 января 2020, 13:07 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «Технология»
УралДомСтрой
Компания «Уралэнерго»
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Компания «Мир Ворот»
Джут