|
Огюст Шуази. История архитектуры : В 2-х томах. — Москва, 1906—1907История архитектуры : [В 2-х томах] / Огюст Шуази = Auguste Choisy; Перевод с французского Н. С. Курдюкова. — Москва : Издание гр. П. С. Уваровой, 1906—1907.
История архитектуры : [Въ 2-хъ томахъ] / Огюстъ Шуази = Auguste Choisy; Переводъ съ французскаго Н. С. Курдюкова. — Москва : Изданіе гр. П. С. Уваровой, 1906—1907.
Огюст Шуази (Auguste Choisy; 1841—1909) — французский инженер, историк архитектуры и строительной техники. В 1899 году Огюст Шуази опубликовал свой главный труд, обобщающий предыдущие работы: «Историю архитектуры» (l’Histoire de l’architecture). Этот двухтомный труд охватывает период от предыстории до XVIII века, включая не только западноевропейскую, но также архитектуру стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.
ОГЛАВЛЕНИЕ I ТОМА.
I. — ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА.
Главные эпохи ... 3
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ.
а. — Начало строительного искусства ... 5
б. — Попытки убранства ... 8
ПАМЯТНИКИ.
Жилища и укрепления ... 10
Надгробные и коммеморативные памятники ... 11
ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ И ВЛИЯНИЙ.
Распространение доисторического искусства и его пережитки ... 13
Первые очаги исторических архитектур ... 14
II. — ЕГИПЕТ.
Страна, потребности, средства ... 15
КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ.
а. — Глиняная конструкция ... 16
б. — Употребление дерева и металлов ... 21
в. — Общие приемы каменной конструкции ... 25
г. — Детали конструктивных приемов ... 29
ФОРМЫ.
Зарождение и характерные черты декоративных элементов ... 35
южный храм в Карнаке (Descript.).
Египетская скульптура ... 44
Живопись ... 45
ЗАКОНЫ ПРОПОРЦИЙ, ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ.
Арифметические и геометрические способы установления пропорций ... 46
Компенсация оптических иллюзий ... 50
ПАМЯТНИКИ.
Храмы ... 52
Гробницы ... 62
Жилище ... 67
Утилитарные сооружения и крепости ... 70
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
Общий обзор египетского искусства ... 72
Искусство и социальный режим ... 73
Влияния ... 74
III. — ХАЛДЕЯ, АССИРИЯ.
Общие черты и особенности архитектурных школ Халдеи и Ассирии ... 75
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ.
а. — Конструкции из глины ... 76
б. — Употребление дерева и камня ...
ФОРМЫ И ПРОПОРЦИИ.
Элементы убранства ... 84
Пропорции ... 88
ПАМЯТНИКИ.
Гражданские и религиозные здания ... 89
Крепостные сооружения ... 97
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
Искусство и социальное устройство; эпохи и влияния ... 99
IV. — ПЕРСИЯ.
Две архитектурных школы Персии: искусство местное и искусство, принесенное извне ... 105
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ.
а. — Конструкции из бута и кирпича ... 107
б. — Конструкция террас ...
ФОРМЫ И ПРОПОРЦИИ.
Убранство зданий в эпоху Ахеменидов: барельефы и полихромия ... 114
Убранство в эпоху Сассанидов ... 118
Пропорции ... 119
ПАМЯТНИКИ.
Религиозные памятники, гробницы ... 121
Дворец ... 123
Утилитарные сооружения, крепости ... 129
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
Искусство и положение рабочего класса; эпохи и влияния ... 130
V. — ИНДИЯ.
Пережитки древних архитектур Индии ... 134
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ.
Традиции деревянной конструкции ... 135
Употребление глины и камня в сооружениях Индии ... 141
ФОРМЫ И ПРОПОРЦИИ.
Элементы убранства ... 143
Методы пропорций ... 146
ПАМЯТНИКИ.
Дворец ... 147
Религиозные здания ... 147
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
Искусство, религия, общественное устройство, влияния ... 154
VI. — КИТАЙ, ЯПОНИЯ.
Утилитарный характер китайского искусства ... 157
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ.
Употребление камня и кирпича ... 158
Конструкция деревянных стен и крыш ... 159
ФОРМЫ И ПРОПОРЦИИ.
Украшения крыши и портиков ... 164
Декоративная скульптура и полихромия ... 165
Пропорции ... 166
ПАМЯТНИКИ.
Храмы и гробницы ... 167
Жилище ...
Утилитарные сооружения, крепости ... 170
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Связь китайской архитектуры с искусствами западной Азии ... 170
VII. — АМЕРИКАНСКИЕ АРХИТЕКТУРЫ.
Вероятный перенос азиатских архитектур в Новый свет ... 173
КОНСТРУКЦИЯ.
Орудия ... 174
Конструктивные приемы ... 174
ФОРМЫ И ПРОПОРЦИИ.
Характерные особенности убранства в Мексике и в Перу ... 175
ПАМЯТНИКИ.
Религиозные памятники ... 177
Укрепления и дворцы ... 178
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Вопросы хронологии и зарождения искусства ... 179
VIII. — ЗАПАДНЫЕ ВЕТВИ ПЕРВЫХ АРХИТЕКТУР
Посредники между Египтом, Халдеей и греческим миром: хеты и финикияне ... 182
ХЕТЫ.
Особенности и предполагаемая дата памятников хетского искусства ... 183
ФИНИКИЯНЕ.
Конструктивные приемы у финикиян ... 184
Элементы убранства: а. — Типы капителей ... 188
б. — Моденатура и детали орнамента ...
ПАМЯТНИКИ.
Следы финикийского искусства в области торговых сношений Финикии: побережья и острова Средиземного моря, Иудея, Карфаген.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Искусство и общественный строй. Влияния ... 196
X. — ДО-ЭЛЛИНСКИЕ АРХИТЕКТУРЫ В ЭПОХУ БРОНЗОВЫХ ОРУДИЙ.
Влияние инструментов на характер произведений до-эллинского искусства ... 198
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВО ВРЕМЕНА ГОМЕРА.
а. — Общие приемы конструкции в Греции и Троаде ... 199
б. — Особенности микенской школы.
УБРАНСТВО.
а. — Общие приемы.
б. — Убранство зданий в микенской школе.
ПАМЯТНИКИ.
Крепости ... 207
ЖИЛИЩА.
ГРОБНИЦЫ.
X. — ДО-ЭЛЛИНСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЙ;
ЕГО ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЛИДИЙСКОЙ, ЛИКИЙСКОЙ, ФРИГИЙСКОЙ И ЭТРУССКОЙ ШКОЛАХ.
Общий уровень цивилизации и искусство в первый период железного века ... 213
КОНСТРУКЦИЯ.
а. — Каменные конструкции ... 214
б. — Деревянные конструкции.
УБРАНСТВО.
в. — Моденатура и скульптурные орнаменты ... 223
г. — Полихромия ... 227
ПАМЯТНИКИ.
Здания гражданские и надгробные ... 227
Религиозные памятники ... 231
Общая картина искусств, предшествующих появлению греческого искусства ... 232
XI. — ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
Среда, в которой развилось греческое искусство, и обстоятельства, обусловившие его развитие ... 233
МЕТОДЫ ГРЕЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ.
а. — Глиняные конструкции ... 234
б. — Каменные конструкции ... 235
в. — Конструкция крыши и кровли ... 244
ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УБРАНСТВА.
Декоративные облицовки ... 250
Моденатура ... 253
Декоративная скульптура и полихромия.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР.
Общие черты и зарождение ордера ... 260
Конструкция ордера и ее погрешности в архаическую эпоху ... 263
Вид ордера в главнейшие эпохи ... 265
Основания ... 271
Ствол ... 272
Капитель ... 274
Архитрав ... 277
Фриз ... 279
Карниз ... 281
Фронтон ... 283
Внутренние колоннады. Аксессуары ордера ... 284
Распределение осей в дорическом ордере ... 288
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР.
Общие черты и зарождение форм ... 291
Преобразования в ансамбле ионического ордера ... 296
Пьедестал ... 299
База ... 300
Ствол ... 304
Капитель ... 306
Антаблеман ... 314
Фронтон ... 317
Внутренние колоннады и аксессуары ордера ... 318
ВАРИАНТЫ ГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ.
Коринфский ордер ... 321
Кариатидный ордер и ордера с фигурами ... 326
Аттический ордер.
Тосканский ордер ... 329
Смешанные ордера ... 330
Область распространения различных ордеров, их специальное назначение, их сочетания ... 332
ПРОПОРЦИИ.
а. — Модульная система.
б. — Графические методы пропорций ... 340
Пропорции ордеров.
Начертание профилей.
Модуль и масштаб ... 347
КОМПЕНСАЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ.
Влияние точки зрения.
Эффекты иррадиации ... 351
Иллюзии относительно стволов колонн ... 351
Кажущееся опрокидывание колонн ... 351
Кажущаяся кривизна горизонтальных линий ... 353
ЖИВОПИСНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНАЯ СИММЕТРИЯ.
Диссимметрические приемы ... 355
Уравновешенность масс: диссимметрия в сочетании с регулярностью ... 357
ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ: а. — ПЛАН.
Аналогия между планами храмов и царских жилищ микенской эпохи ... 366
Ориентация храмов ... 368
Хронологическая параллель планов ... 369
Главнейшие варианты плана в греческих храмах.
б. — ЦЕЛЛА: ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО, КРЫША И ОСВЕЩЕНИЕ.
Целла в один неф.
Целла в три нефа.
Верхний этаж целлы и обслуживающие его лестницы ... 379
Покрытие целлы ... 381
Храмы с глухой целлой ... 385
Храмы с гипетральным отверстием в целле ... 386
Гипотеза согласования прямого освещения и сплошного покрытия храма ... 390
в. — ВНЕШНЯЯ АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ.
Ионические храмы ... 392
Дорические храмы ... 395
г. — УКРАШЕНИЯ ХРАМОВ, ЖЕРТВЕННИКИ, ОГРАДЫ.
Скульптуры ... 405
Живописные украшения ... 499
Ткани ... 410
Приношения ... 410
Жертвенники ... 411
Площадь храмов, священные ограды ... 412
ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
Пропилеи ... 414
Театры ... 417
Стадии, цирки, гимназии, гражданские портики ... 426
Коммеморативные и надгробные памятники ... 428
Жилище ... 430
Утилитарные сооружения, укрепления ... 432
ИСКУССТВО, СРЕДСТВА, ЭПОХИ.
Финансовый строй в общественных работах, рабочий класс ... 436
XII. — РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
Общий характер римского искусства ... 444
МЕТОДЫ КОНСТРУКЦИИ.
а. — Конструкции из тесаного камня.
б. — Литая конструкция ... 451
Уничтожение распора сводов.
Системы римских стропил ... 460
УБРАНСТВО.
Общий исторический очерк декоративных форм. Примеры, заимствованные из консульского периода ... 466
ОРДЕРА В РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ:
а. — ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ.
Копии и видоизменения греческого ордера ... 469
Капители ... 470
Антаблеман.
б. — ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР.
Свободная передача общей ионической темы в древней архитектуре римлян ... 471
Канонический тип ионического ордера.
в. — КОРИНФСКИЙ ОРДЕР.
Последовательные видоизменения ордера ... 472
База ... 474
Стилобат и пьедестал ... 474
Капитель ... 475
Архитрав и фриз ... 478
Карниз ... 478
Аркады.
Декоративная скульптура. Облицовки. Полихромия ... 486
Пропорции ... 488
РИМСКИЕ ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ И ЯЗЫЧЕСТВА.
Храмы ... 490
Базилики ... 492
Термы ... 494
Амфитеатры, театры, цирки ... 498
Мосты и акведуки ... 503
Укрепления, городские ворота ... 508
Жилища ... 512
Группировка зданий в римской архитектуре ... 521
АРХИТЕКТУРА В ЕЕ ОТНОШЕНИЯХ К ОБЩЕЙ ИСТОРИИ И К СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РИМЛЯН.
Эпохи искусства, его зарождение, влияния ... 523
Местные школы ... 527
Конструктивные методы, экономический строй и организация рабочих классов ... 531
ОГЛАВЛЕНИЕ II ТОМА.
XIII. — ХРИСТИАНСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ АНТИЧНЫХ ИСКУССТВ:
ЛАТИНСКАЯ АРХИТЕКТУРА; АРХИТЕКТУРА ХРИСТИАНСКИХ НАРОДОВ ВОСТОКА.
Первые проявления христианской архитектуры ... 1
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ.
I. — Конструктивные приемы на Латинском Западе. Конструкции с аркадами и деревянными покрытиями.
II. — Византийские строительные приемы.
а. — Коробчатые своды
б. — Крестовый и парусный своды, выложенные вертикальными отрезками ... 10
в. — Сферические своды, выложенные отрезками ... 11
Системы равновесия ... 14
III. — Сирийская школа.
а. — Сирийская конструкция сводами по аркадам или плафоном по аркадам ... 17
б. — Купола и сомкнутые своды ... 18
в. — Каменные крестовые своды ... 18
г. — Стрельчатые арки и своды в Сирии ... 19
IV. — Армянская школа.
а. — Стрельчатые своды в Армении ... 20
б. — Конический купол.
в. — Своды на нервюрах ... 21
V. — Славянская школа.
а. — Арка ... 22
б. — Сферический свод.
ФОРМЫ.
Колонна и аркада ... 23
Стенные украшения ... 28
Моденатура, скульптура, полихромия ... 27
Пропорции ... 31
ПАМЯТНИКИ.
Общее устройство церквей.
Языческие храмы, превращенные в христианские ... 32
Общая программа христианских церквей ... 33
I. — Церкви Латинского Запада.
a. — Церкви базиличной формы ... 35
б. — Церкви с центральным алтарем.
II. — Византийские церкви.
а. — Церкви без сводов ... 37
б. — Первые опыты сводчатого покрытия церквей ... 39
в. — Эпоха Юстиниана и окончательная система византийских церквей ... 41
1. — Круглые и многоугольные церкви ... 41
2. — Церкви с куполом на квадратном основании ... 43
III. — Местные школы византийского искусства.
1. Сирия.
а. — Церковь с плоским покрытием по аркам ... 51
б. — Купольные церкви ... 52
2. — Армения.
3. — Россия и нижний Дунай ... 55
4. — Египет и африканское побережье ... 55
5. — Сицилия ... 56
Внутреннее устройство церквей: нартекс, атриум, гробницы, баптистерии.
Алтарь и киворий. Иконостас. Столы для книг и священных предметов. Амвоны ... 59—60
Общее устройство алтаря ... 60
Символические украшения ... 61
Атриум и нартекс ... 62
Колокольни ... 63
Баптистерии ... 63
Гробницы ... 64
Гражданские и монастырские сооружения.
Жилища и дворцы ... 67
Монастыри ... 67
Гидравлические сооружения
Крепостные сооружения
Византийский город (общий очерк) ... 70
ОБЩИЙ ОЧЕРК. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛ ВИЗАНТИИ.
Совпадение архитектурн. школ с торговыми течениями, исходящими из Персии ... 71
а. — Течение, направляющееся к М.-Азии и Константинополю ... 73
б. — Течение в направлении к Армении, к западу и северу Европы ... 74
в. — Сирийское течение ... 76
Хронологический обзор византийской архитектуры ... 77
XIV. — МУСУЛЬМАНСКИЕ АРХИТЕКТУРЫ.
Очаги образования мусульманского искусства ... 79
КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ
I. — Конструкция покрытия по аркадам.
Различные типы аркады ... 50
Деревянные конструкции ... 84
II. — Сводчатые конструкции.
Коробчатые своды ... 86
Своды на нервюрах.
Крестовые своды ... 88
Купола ... 88
Системы укрепления сводов ... 93
ФОРМЫ.
Колонны и аркады ... 95
Оконные и дверные пролеты ... 95
Плафоны ... 96
Полихромия ... 96
Построение орнаментов и пропорций.
Графические построения в мусульманских архитектурах ... 99
ПАМЯТНИКИ.
Мечети ... 103
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.
Школы мусульманской архитектуры ... 117
Влияния ... 119
XV. — РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
Общий обзор развития западного искусства в средние века ... 122
РОМАНСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ.
Материалы и способы пользования ими. Отделка камней до положения их на место ... 125
Стены ... 126
Аркада ... 127
Коробчатый свод.
Крестовый свод ... 133
Купол ... 137
Органы для укрепления сводов.
Крыши
ЭЛЕМЕНТЫ УБРАНСТВА.
Украшения стен ... 143
Формы и украшения арок ... 144
Романская аркада.
Колонна ... 146
Контрфорс ... 150
Карнизы, гребни и пр. ... 151
Двери ... 152
Окна, трифориум ... 154
Лестницы ... 156
Крыши ... 156
Характерные черты моденатуры ... 156
Декоративная скульптура ... 157
Полихромия ... 159
Пропорции и масштаб. Перспективные эффекты ... 159
РОМАНСКИЕ ЦЕРКВИ.
Планы ... 162
Главнейшие виды устройства романского нефа.
I. Нефы без сводов ... 167
II. — Боковые нефы покрыты сводами, и центральный неф пересекается арками, заменяющими фермы ... 168
III. Сплошное покрытие нефов сводами:
1. — Комбинации раннего периода романского искусства, персидского происхождения ... 170
2. — Появление и развитие византийских типов ... 175
3. — Нефы с коробчатым сводом. Попытки приспособить эту систему к требованиям освещения ... 177
а. — Пуату, Шаранты, центральная Франция ... 178
б. — Группа Оверни
в. — Южная Франция.
г. — Бургонь.
4. — Нефы с крестовыми и парусными сводами.
а. — Палестинская школа.
б. — Бургонская школа.
в. — Рейнская школа.
Трансепт и апсида.
1. — Трансепт с деревянным покрытием ... 198
2. — Трансепт, частью покрытый сводами ... 199
3. — Трансепт, сплошь покрытый сводами ... 201
ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО, УТВАРЬ и СКУЛЬПТУРА.
Крипта ... 203
Престолы, купели, и пр. ... 203
Изваяния ... 204
Внешний вид церквей, колокольни, нартексы, баптистерий, клуатры, гробницы.
Архитектурные массы ... 205
Колокольни.
Нартекс ... 208
Клуатр ... 209
Географический и исторический обзор романского искусства.
Классификация зданий по школам ... 210
Особенности главнейших школ: Нормандия, Рейн, Перигор, Пуату, Сентонж, Овернь, Прованс, Бургонь, Палестина ... 210, 216
Обзор зарождения и формирования романских архитектур:
Азиатские элементы ... 217
Пути передачи азиатских моделей ... 218
Распределение различных типов зданий между различными группами влияний ... 219
Монастырский характер романских архитектур ... 223
XVI. — ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
Переход от романских методов к готическим ... 220
А. — МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ.
Материалы ... 227
Основания ... 227
Приемы каменной кладки ... 228
Б. — ГОТИЧЕСКИЕ СВОДЫ.
Стрельчатая форма: второстепенное значение ее роли ... 232
Свод из независимых лотков на нервюрах:
а. — Общая идея системы ... 234
б. — Исследование сил, развиваемых готическим сводом ... 236
в. — Детали конструкции ... 237
г. — Местные варианты и последовательные видоизменения структуры:
1, — Своды анжуйской школы ... 242
2, — Английские своды:
а. — Своды с лиернами и пучки нервюра ... 214
б. — Кладка веерных сводов ... 247
Приложение нервюрного свода к главнейшим случаям готической конструкции.
1, — Приложение к неправильным планам и к незначительным высотам.
2, — Своды больших нефов.
а. — Шестичастный свод ... 250
б. — Продолговатый свод ... 251
3, — Своды боковых галлерей ... 252
4, — Своды абсид ... 253
5, — Своды кольцевых галлерей ... 253
Традиции романских сводов в готической архитектуре ... 256
С. — УСТОИ, КОНТРФОРСЫ и АРКБУТАНЫ
I. — Орган опоры, — готический устой.
II. — Контрфорс.
а. — Контрфорс уступами ... 259
б. — Вертикальный контрфорс с нагрузкой.
в. — Контрфорс из двух устоев.
г. — Угловой контрфорс.
Бесполезность и уничтожение массивных стен ... 261
III. — Орган передачи распора, — аркбутан.
1, — Появление аркбутана, как корректива неустойчивости романских сводов.
2, — Аркбутаны под крышей.
3, — Незащищенный аркбутан.
а. — Деформируемые аркбутаны ... 266
б. — Жесткие аркбутаны ... 266
4, — Варианты аркбутана.
а. — Аркбутан в несколько пролетов ... 268
Во что превращаются пильеры и контрфорсы в зданиях, снабженных аркбутанами.
1, — Деталь устройства пильеров, прорезанных галлереями ... 273
2, — Расположение масс, противодействующих распору сводов ... 274
Связи ... 276
Способы применения устоев, контрфорсов и аркбутанов в главнейших случаях готической конструкции:
а. — Здания в один неф ... 277
б. — Здания в несколько нефов ... 277
в. — Пересечение нефов и абсида ... 279
D. — ГОТИЧЕСКИЕ КРЫШИ.
Уклон крыш и конструкция их ... 282
Устройство стропил без затяжек ... 288
I. — Крыши, защищающие своды.
II. — Открытые стропила.
В какой момент устанавливалась крыша. Очерк общего хода работ на постройке готического здания ... 296
Е. — ЭЛЕМЕНТЫ УБРАНСТВА И ХРОНОЛОГИЯ ФОРМ.
Характер и ценность документов, на которых покоится классификация стилей ... 297
Свод в декоративном отношении.
Хронологические варианты стрельчатой кривой ... 300
Профили нервюр ... 301
Начала арок и замки ... 304
Последовательные формы устоя.
Приспособления устоя для несения нескольких арок ... 305
а.— Устой с цилиндрическим стержнем, XII века ... 305
б. — Устой XIII века: переход к устою в виде пучка колонок ... 300
в. — Вид устоя в XIV веке ... 306
г. — Детали и постепенное преобразование декоративных аксессуаров устоя. Устои в последний период готического искусства ... 307
Детали и последовательные формы капители.
а. — Конструкция ... 311
б. — Примеры орнаментов, расположенные хронологически ... 313
Особенности колонок в различные эпохи.
Цоколь и база.
а. — Общая форма и ее обработка ... 317
б. — Хронологическое следование профилей ... 319
Согласование между мулюрами базы и плинтом ... 320
Устройство, последовательные виды и декоративные формы
контрфорсов и аркбутанов.
а. — Контрфорс ... 323
б. — Аркбутаны ... 324
Карнизы.
а. — Карнизы без жолоба ... 326
б. — Карнизы с жолобами и гаргулями ... 326
Профиля карнизов и поясков, расположенные хронологически ... 327
Окна.
Пролет и его застекливание ... 329
Переплеты ... 331
Детали готических розасов ... 337
Общая система устройства окон. Роль подоконной стены ... 337
Трифориум и служебные галлереи
а. — Глухой трифориум.
б. — Светлый трифориум.
Служебные галлереи: их устройство в главнейших школах ... 342
Двери.
Устройство пролетов ... 342
Столярные работы ... 343
Петли и обвязка полотенец ... 344
Крыши.
Украшения стропил ... 344
Лестницы.
Щипцы, пинакли, балюстрады.
а. — Щипцы с ребрами, выложенными горизонтальными рядами ... 346
б. — Щипцы с ребрами, обложенными плитами ... 346
Скульптурные и живописные украшения.
Моденатура и скульптура ... 347
Полихромия:
а. — Стенная живопись ... 349
б. — Витражи ... 350
в. — Цветные полы ... 351
Пропорции и масштаб. Перспективные эффекты.
а. — Выражение размеров целыми числами ... 353
б. — Законы простых отношений.
в. — Закон треугольников.
Масштаб и средства, позволяющие схватить настоящие размеры ... 356
Оптические иллюзии:
а. — Множественность делений ... 357
б. — Намеренные изменения перспективы.
в. — Перспективные коррективы ... 359
Диссимметрия ... 360
Символизм уходящих в высь линий ... 361
ГОТИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ.
Общий характер ... 383
Планы.
а — Соборы ... 363
б. — Приходские церкви ... 368
в. — Церкви монашеских орденов ... 368
ГОТИЧЕСКИЙ НЕФ.
I. — Комбинации устойчивости, основанные на применении аркбутанов, незащищенных крышей.
а. — Церкви в три нефа с шестичастным сводом и с галлереей в один этаж ... 371
б. — Церкви в три нефа с шестичастным сводом и галлереей в два этажа ... 373
в. — Церкви в пять нефов с галлереей в два этажа ... 371
г. — Слияние двух этажей боковой галлереи в один и замена верхней галлереи этажом, лежащим под крышей ... 377
Памятники, отмечающие переход от двухэтажной боковой галлереи к одноэтажной ... 378
д. — Возврат к четырехчастному плану и к плану в три нефа ... 380
e. — Применение аркбутанов с ажурной аркатурой и появление светлого трифориума ... 387
ж. — Предел легкости в готической архитектуре ... 390
з. — Последние видоизменения готического нефа ... 393
II. — Система аркбутанов, скрытых под крышей.
III. — Комбинации равновесия без помощи аркбутанов.
а. — Три нефа под одной крышей ... 401
б. — Два равных нефа ... 405
в. — Один неф ... 407
ТРАНСЕПТ И АБСИДА.
Трансепт ... 408
Апсида:
а. — Апсида с круглым планом ... 410
б. — Переход от круглого к многогранному плану ... 414
ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ И КАПЕЛЛ.
Церкви с сводчатым алтарем; церкви с деревянным покрытием ... 416
Устройство капелл в два этажа ... 418
ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО.
Общее расположение ... 419
а. — Эпоха открытых алтарей.
б. — Эпоха закрытых алтарей.
Последовательные формы в устройстве престолов. — Кустодии ... 421
Крестильные чаши и кропильницы ... 423
Алтарная преграда: эпоха появления, назначение и вид жюбэ ... 423
Церковная утварь ... 424
Иконография ... 425
ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО. — ПРИМЫКАЮЩИЕ СООРУЖЕНИЯ.
Внешние архитектурные массы ... 427
Приспособления к обороне ... 429
Колокольни ... 429
Нартекс, порш, паперть ... 431
Сокровищницы и сакристии ... 432
Клуатры и залы капитулов ... 432
Гробницы и кладбища ... 433
ГЕОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.
A. — Географическая классификация.
Первоначальная область и распространение готического искусства ... 434
Местные школы: а — Иль-де-Франс, Пикардия, Суассонэ. Лаоннэ и Шампань; б — Бургонь; в — Нормандия и Мэн: г — Анжу, Пуату, д — Англия; е — Фландрия; ж — Южная Франция, Испания. Италия ... 437
Б. — ОБЗОР ЗАРОЖДЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.
I. — Элементы конструкции с точки зрения их зарождения:
а. — Стрельчатая арка ... 445
б. — Аркбутан ... 446
в. — Нервюрный свод и пильер, фланкированный колонками ... 447
II. — Окончательные формы и распространение готического искусства ... 450
III. — Искусство и социальная среда ... 450
Коммуны и соборы ... 450
Положение архитекторов ... 451
Рабочие: положение и способ вознаграждении ... 453
Корпорации, франкмасонство ... 453
IV. — Материальные средства ... 455
Денежные налоги ... 456
Натуральная повинность ... 456
Готическая архитектура и феодальное общество ... 457
XVII. — ГРАЖДАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
МОНАСТЫРСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА.
ОБЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ.
а. — Сводчатые конструкции ... 459
б. — Деревянные конструкции ... 462
Детали и внутреннее устройство.
Двери и окна ... 465
Лестницы.
Камины ... 470
Отхожие места ... 471
Вентиляция ... 471
Причины разрушения средневековых жилищ ... 472
Программы, здания.
Монастырские сооружения ... 472
Распространение плана монастырей на постройки, примыкающие к соборам ... 475
Школы, госпитали ... 476
Здания муниципалитетов и корпораций ... 478
Жилые дома ... 481
Отели-особняки ... 485
Утилитарные сооружения: мосты, дороги и пр. ... 489
Внешний вид городов и деревень ... 492
XVIII. — ВОЕННАЯ АРХИТЕКТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА.
Общие средства нападения и обороны ... 493
Элементы фортификации.
Материалы и их применение ... 495
Фронт укрепления ... 497
Куртины ... 497
Зубцы ... 498
Машикули ... 498
Амбразуры ... 500
Временные меры для прикрытия зубчатого парапета ... 500
Детали и устройство башен ... 503
Ворота ... 507
Подъемные мосты ... 509
Памятники.
Крепости и замки ... 510
Зарождение, варианты и последние видоизменения системы обороны в средние века.
Азиатские влияния ... 516
Местные варианты ... 517
Фортификация при появлении огнестрельных орудий ... 519
XIX. — ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ.
Характер итальянского искусства в средние века ... 521
Очаги Ренессанса, эпохи.
а. — Общие формы от эпохи Орканьи до эпохи Брунеллески ... 524
б. — Второй период Ренессанса: Браманте.
в. — Академический период и упадок ... 526
Детали конструкции.
Стены ... 531
Своды ... 533
Крыши ... 537
ФОРМЫ.
Ордера.
а. — Эпоха Брунеллески ... 538
б. — Ордера при втором поколении архитекторов Ренессанса ... 538
в. — Ордера эпохи Браманте ... 540
Аркада.
Аркада на колоннах; аркада на импостах ... 541
Коронующая часть фасадов.
а. — Деревянные карнизы
б. Каменные карнизы.
Окна.
Внешнее очертание оконных арок в старой флорентийской архитектуре ... 547
Наличники, заимствованные из ордеров.
Устройство окон в беспокойную эпоху Ренессанса ... 548
Расположение окон в виду устройства антресолей
Лестницы, камины и столярное искусство.
Пропорции, симметрия и полихромия.
Простые отношения, геометрические построения ... 555
ПАМЯТНИКИ.
I. — Религиозная архитектура.
а. — Ранний Ренессанс ... 557
б. — Вторая половина XV века.
II. — Гражданская архитектура.
А. — Муниципальные дворцы.
Б. — Княжеские дворцы. — План и общее расположение ... 571
Обработка фасадов.
I. — Фасады без ордеров ... 576
1. — Фасады, обработанные поэтажно ордерами ... 578
3. — Возврат к фасадам без ордеров ... 581
4. — Возврат к ордерам: появление колоссального ордера ... 582
Обработка фасадов на исходе Ренессанса ... 584
Внутренние дворы и жилые помещения ... 585
Дворы
Залы ... 586
С. — Благотворительные и монастырские постройки. Утилитарные и крепостные сооружения ... 587
Влияния, архитектора.
а. — Влияния античных памятников и сочинения Витрувия ... 589
б — Влияния поздне-римской архитектуры и византийского искусства ... 589
в — Влияния мусульманского Востока ... 590
Двигатели ренессанса ... 591
Средства ... 592
Рабочий, архитектор ... 593
XX. — РЕНЕССАНС ВО ФРАНЦИИ, В ЕВРОПЕ.
Общий характер памятников французского Ренессанса ... 596
ЭПОХИ ФРАНЦУЗСКОГО РЕНЕССАНСА.
Ренессанс в остальной Европе.
а. — Период, предшествующий итальянским походам ... 600
б. — Карл VIII:
Появление декоративных элементов, заимствованных из итальянского искусства ... 600
в. — Людовик XII и начало царствования Франциска I:
Свободные композиции ордеров; ордера, еще лишенные классических пропорций ... 600
г. — Последние годы царствования Франциска I и царствование Генриха II.
Появление канонических пропорций ордеров ... 603
Состояние архитектуры во Франции перед религиозными войнами ... 605
Школы ... 605
Проявления Ренессанса в остальной Европе ... 607
ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ и ФОРМ.
Материалы и общая система их применения ... 607
Скульптурные украшения
Цветные украшения ... 622
ЗДАНИЯ.
А. — ЦЕРКВИ.
Применение украшений ренессанса к готическим зданиям ... 623
В. — ЖИЛИЩЕ.
Влияния, архитектора.
Национальность архитекторов, доля итальянских влияний ... 628
XXI. — СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА.
Главные эпохи современного искусства.
А. — Две первые трети XVII века ... 632
I. — Архитектура из кирпича и камня; вытекающие из нее формы ... 632
II. — Обработка ордерами.
а. — Ордера, отвечающие масштабу этажей ... 635
б. — Колоссальный ордер
в. — Обработка помощью дорожек и панно ... 639
Б. — Конец XVII века.
В. — Традиции великой школы в XVIII веке.
Г. — Упадок.
Общее состояние архитектуры в Европе в XVII и XVIII веках ... 641
Детали конструкции и форм.
Конструкции ... 642
Декоративные элементы ... 644
Пропорции.
Пропорции ворот сен-Дени ... 647
Памятники.
Последние времена старого режима.
A. — Церкви XVII и XVIII веков ... 648
Б. — Дворцы, отели-особняки ... 651
Архитектура дворцов и отелей.
Различные проявления архитектурной деятельности перед Революцией ... 659
Искусство после Революции.
Последние преобразования архитектуры. Элементы современного искусства ... 661
Примеры страниц
Скачать 1-й том издания в формате pdf (яндексдиск; 291 МБ)
Скачать 2-й том издания в формате pdf (яндексдиск; 243 МБ)
6 марта 2023, 10:31
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий