|
Онтология искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда : Материалы конференции. — Москва, 2017Онтология искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда : XXV Международные Рождественские образовательные чтения : «1917—2017: уроки столетия» 25-27 января 2017 / МГХПА им. С. Г. Строганова. — Москва, 2017. — 278 с., ил. — ISBN 978-5-87627-119-8СОДЕРЖАНИЕ
7 Предисловие
14 КОШАЕВ В. Б. Метаморфема и канон в искусстве христианского мира
25 Орлов И. И. Проблема идентификации художественных образов персонажей цикла фресок «Апокалипсис» в монастыре Дионисиат (Святая гора Афон)
Часть I. Архитектура и пластические искусства в образно-художественном решении храмового пространства
43 СОЛОВЬЕВ Н. К. Храмовое зодчество периода московского государства XIV—XVI веков
55 ДОКУЧАЕВА Е. Е. Художественный металл в видовой структуре храмовых интерьеров второй половины XIX века. Собор св. Владимира в Киеве
71 МАЛЬБАХОВ Б. Х. История кафедрального собора Марии Магдалины в г. Нальчике
58 ХАСЬЯНОВА Л. С. Орнамент и его осмысление в монументальной живописи русских и польских художников конца XIX века
68 КУЗНЕЦОВА Е. В. Исследование Красных врат XVII в. Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря
76 НИКОЛАЕВА Н. А. Типологические и стилистические особенности храмовой архитектуры Вятского края конца XVIII — начала XX века
85 КУРОЧКИН М. В. Проблемы атрибуции храмовой архитектуры Удмуртии XIX — начала XX вв. Архивный источник
89 ШЕЙНЕР А. Е. Стилистические особенности храмового зодчества г. Верного (Алматы) второй половины XIX — начала XX вв.
93 БЕЛИКОВ А. В. Reuse. Консервация и повторное использование церковной архитектуры. Эволюция подходов
102 KWIATKOWSKY JACEK / КВЯТКОВСКИ Я. С. Chrześcijańskie dziedzictwo w twórczości projektowej przełomu XX i XXI w. (sztuki wizualne, architektura, wzornictwo) na przykładzie Polski / Христианское наследие и проектное и художественное творчество XX — начала XXI века (изобразительное искусство, зодчество, дизайн)
112 ВЛАДИМИРКИНА Н. В. Тенденции стилевого развития современной храмовой архитектуры России
Часть II. Христианские образы и символы в художественном творчестве
120 БУРГАНОВА М. А. Некоторые аспекты композиции и иконографии Распятия
125 МИРОШИНА Е. О. Образ Царя-Космоса в художественной культуре Церкви
131 ТРОЩИНСКАЯ А. В. Сакральный цветок Голгофы: многообразие и единство образно-смысловых интерпретаций
139 САЗИКОВ А. В. Печатная икона
151 ЗЕМЦОВА Т. А. «Поруганные иконы»: судьба некоторых памятников религиозного искусства на современной территории Республики Коми
156 ВЛАСОВА О. М. Ангельская тема в пермской деревянной скульптуре
163 БУТРОВА Е. В. История статуи С. Д. Эрьзи «Иоанн Креститель» (1914) из церкви Кристо Ре в Феццано (Италия). Атрибуция, реставрация, копирование, экспонирование
170 ШАБАЛИНА Н. М. Традиции христианской деревянной скульптуры на Урале. Резная пластика Александра Жижилева
177 ФРЕЙВЕРТ Л. Б. Сакральное в религиозной и светской скульптуре Игоря Когенева
184 ШЕЙХ-ЗАДЭ И. Х. Новое пространство Сикстинской Капеллы от Микеланджело
195 ВОРОБЬЕВА Д. Н. Образ Богоматери в индийской традиции: восприятие и трансформация
202 РЕВЕНКОВ П. А. Организация пространства в библейских гравюрах Гюстава Доре и Барри Мозера
209 ФЕДОРИНА А. С. ATHOS: история в документальных фотографиях Збигнева Косца
212 КРОХАЛЕВА А. П. Христианские мотивы в творчестве современных пермских художников
218 ЧЕТКОВИЧ ВЛАДИМИР. От иконописной миниатюры — к фресковой живописи. Путь сербского живописца
221 АГАФОНОВА А. Ю., МАТВКО Е. Е. Пространство росписей часовни Рождества Пресвятой Богородицы с использованием мотивов «невозможных» фигур
224 КАМАЛБЕКОВА А. А. Церковные росписи соборов г. Астаны (Казахстан)
Часть III. Христианское искусство в программах художественного и педагогического образования
232 АРХИМАНДРИТ ГУРИЙ (Данилов), ШИБАЕВА В. Ф., АКУЛОВА Т. Н. Модель духовно-нравственного образования студентов музейными средствами
238 БАКЛАНОВА Т. И. Церковное искусство как компонент содержания современного музыкального, этнокультурного и этнохудожественного образования
243 ДЕНИСОВА Н. Л. Образы христианской культуры в эстетическом воспитании подростков (на примере музейной образовательной программы)
247 ГЕРАСИМОВА Н. И., ШИБАЕВА В. Ф. Миссионерское значение иконы для слепых
252 ЗИНОВЕЕВА М. М. Графические листы с изображением предметов из Чудова монастыря, выполненные в 1860-х годах учащимися и выпускниками Строгановского училища. Из собрания Музея МГХПА им. С. Г. Строганова
258 ФЕДУНОВ С. Н. Воссоздание предметов церковного искусства по проектам учащихся Императорского Строгановского училища начала XX века
263 СЛЕПУХИН В. В. Реставрационные проекты студентов кафедры реставрации монументальной живописи МГХПА им. С. Г. Строганова
265 ПОЗДНЯКОВ С. Е., ПОЗДНЯКОВА С. Е. Об орнаментальной декорации двух деревянных храмов Московской области
268 РЖЕВСКАЯ Е. А. Реконструкция Патриаршего Сада на территории Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя в Москве (проектное предложение академика Валерия Ржевского)
276 Послесловие
278 Н. А. Кибрик, А. Бабаев Мозаика Нины Кибрик “Святитель Николай Чудотворец” на Трех горах”. Фильм Андрея Бабаева
ПРЕДИСЛОВИЕ
МГХПА им. С. Г. Строганова впервые по согласованию с оргкомитетом Рождественских чтений проводит научную конференцию «Онтология искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда» в рамках направления «Церковь и культура».
Это направление исследований ученых, искусствоведов, историков и художников предполагает не только анализ историко-культурных процессов христианского мира и отражение христианского миропонимания во всех видах художественного творчества, но и изучение современных творческих и художественных процессов, происходящих в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, культуре, архитектуре. Христианское наследие органично входит в и проектное и художественное творчество XX — начала XXI века (изобразительное искусство, зодчество, дизайн). Таким образом, эта тема затрагивает и проблемы формирования предметно-пространственной среды христианского мира, а также проблемы передачи христианских культурных ценностей в программах художественного и педагогического образования.
В основе христианского искусства лежит нерасторжимо целостный образ Троицы, в которой ипостась Бога-Сына, Его жизнь и Жертвенный Подвиг не могут быть поняты исчерпавшим себя в рабовладельческую эпоху представлениями политеизма. Христианским основанием культуры и искусства современных цивилизаций служит переход из жизни земной в жизнь вечную через крестную смерть личности Иисуса Христа и истин Откровения как дара человеку для нового познания и существования. Образом Спасителя и его физическим присутствием в таинствах в самом человеке созидается связь физического естества и божественного Сознания. Онтологическая парадоксальность христианства — в жертвенности Бога человеку, и образ распятого за людей Иисуса Христа как бесценного дара преобразует все линии художественных поисков, меняет психологические, эстетические, философские, ментальные перспективы искусства и культуры. Благодаря этому открываются горизонты новых гуманистических истин, определивших ключевую роль христианства в искусстве цивилизаций, в которых человек и его творчество стало новым «физическим инструментом» духовной жизни.
Судьба Строгановского учебного заведения за сто прошедших с 1917 года лет парадоксальна. Снискавшее международную славу поборника русского национального искусства и находившееся под покровительством императорской семьи учебное заведение приняло судьбу страны в советское время. На базе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества были созданы гениальные ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. В 30-е годы XX века творческий и педагогический потенциал Строгановского училища стал основой таких самостоятельных институтов, как Архитектурный (МАРХИ), Художественный (ныне Художественный академический институт им. В. И. Сурикова), Полиграфический (Университет печати им. Ивана Федорова), Текстильный институт (Университет технологий и дизайна). Но таинство последующей судьбы учебного заведения оказалось знаменным. В 1945 году учебное заведение было воссоздано, и Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) было призвано подготовить кадры для создания нового архитектурного облика разрушенных городов.
Для МГХПА им. С. Г. Строганова тема художественного проектирования среды православных храмов, иконостасов, отдельных элементов убранства и церковной утвари была одной из центральных на протяжении XIX и в начале XX века. Выпускники вуза продолжают эту традицию и сегодня на кафедре монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры. Педагоги и аспиранты активно разрабатывают тему культурного наследия христианского мира, занимаются научно-реставрационными исследованиями росписей православных храмов и изделий декоративно-прикладного искусства.
Отдельным направлением исследований становятся научно-реставрационные работы. Преподаватели и студенты МГХПА им. С. Г. Строганова постоянно и систематически участвуют в реставрационных работах, которые проводятся в музеях России, восстанавливаемых православных храмах, реставрации монументальных произведений и икон на кафедре реставрации монументально-декоративной живописи (под руководством Л. А. Ефремовой, В. П. Бурого, Ю. А. Манина), объектов декоративно-прикладного искусства на кафедре реставрации художественного металла (работы под руководством Д. М. Чавушьяна и Н. Ю. Красносельской), реставрации художественных изделий из дерева: деревянной скульптуры, элементов декоративного убранства интерьеров православных храмов на кафедре художественной реставрации мебели. Подобный вид творческой деятельности включает не только детальное изучение техники и технологии, но и глубокого искусствоведческого анализа, позволяющего атрибутировать произведения, зачастую анонимные, в силу значительной удаленности от нас во времени. Опыт подобных исследований, погружающих нас в прошлое, представлен, например, в статье Е. В. Кузнецовой о реставрации Красных врат Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.
Преподавателями кафедры монументально-декоративной скульптуры уже многие годы ведется систематическое исследование русской деревянной церковной скульптуры, уникальные образцы которой находятся в музеях не только Перми (более известна, например, пермская деревянная скульптура), но и Европейской части России, ее северо-восточного направления, особенно Вологодской области. М. А. Бургановой подготовлены иллюстрированные издания впервые атрибутированных собраний деревянной скульптуры музеев Великого Устюга, Моршанска, Тотьмы, Соль-Вычегодска. Эти абсолютно не известные ранее произведения XVI—XIX веков поражают своей внутренней силой, образностью, дают новую точку отсчета для современных поисков художников, встраиваются в своеобразную линию преемственности с творчеством мастеров XX века, таких как скульптор С. Д. Эрьзя, творчеству которого посвящен доклад Е. В. Бутровой (Москва). Кроме того, специальная тема церковной скульптуры разрабатывается студентами кафедры в ходе специальных курсовых заданий.
Внимание искусствоведов обращается и на анализ художественных программ архитектуры, росписей и интерьеров исторических, а также строящихся в настоящее время храмов. Этой теме посвящены выступления Н. К Соловьева (Москва), Б. Х. Мальбахова (Нальчик), А. П. Крохалевой (Пермь), А. А. Камалбековой (Астана). Здесь важно не только оценить художественно-образное решение (задача художественной критики), но и выявить преемственные нити связи с опытом храмового строительства на Руси в различных регионах, различные историко-культурные периоды.
Одна из важнейших задач конференции — обмен опытом в сфере образования. Церковное искусство, христианские ценности становятся компонентом современного музыкального или художественного образования. Этой теме посвящены доклады Архимандрита Гурия (Данилова) и В. Ф. Шибаевой (Чебоксары), Н. А. Николаевой (Ижевск), Т. И. Баклановой (Москва).
Тема христианства и христианского наследия по-своему разрабатывается в современных дипломных и курсовых проектах различных кафедр МГХПА им. С. Г. Строганова. На кафедре монументально-декоративной живописи нередки темы, связанные с росписью храмов и храмовых комплексов. На кафедре коммуникативного дизайна разрабатывались такие проекты, как макет альбома, посвященного творчеству Андрея Рублева (А. Левченко), серия типографических плакатов с использованием Библейских текстов для московского духовного театра «Глас» (О. Левина). Студенты кафедры теории и истории изобразительного искусства и дизайна, а также аспиранты затрагивают в своих исследованиях тематику искусства христианского мира, о чем свидетельствуют и помещенные в сборнике материалов статьи об иллюстрировании Библии (П. А. Ревенков), Ярославской иконописной школе (В. И. Галицкий) и другие.
Самым ярким примером живого наследия христианской культуры в искусстве в дни проведения конференции стала отчетная выставка о работе Детской школы мозаики под руководством о. Димитрия Котова. Выставка «Мозаика жизни» в Культурном центре «Клуб АРТ’ЭРИА» (руководитель Нина Кибрик) открыла «Рождественский проект 2017» клуба. Эта выставка под арочными сводами крипты Храма Св. Николая Чудотворца на Трех горах (Нововаганьковский переулок, 9), превратила пространство «АРТ’ЭРИА» в настоящую рождественскую пещеру, полную драгоценных даров.
Все мозаики созданы в разное время и хранятся в разных местах — организаторы собирали их по мастерским и монастырям московской и ярославской областей, возможность увидеть их в одном месте — действительно уникальная, потому что единственная.
Авторы мозаик — дети разного возраста, разных способностей и возможностей, которых объединил один талантливый человек — духовный и творческий наставник, — отец Димитрий Котов.
Отец Димитрий Котов — диакон храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Долгопрудном. Он закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, имеет два образования — монументалист и искусствовед; создавал мозаичные иконы для многих храмов и монастырей, в ряду его работ — иконостас пещерного Благовещенского храма в Киево-Печерской лавре. О. Димитрий работает с детьми уже более 40 лет, преподает в воскресных школах и в коррекционной школе в г. Лобня. В 1998 году под его руководством начала работать «Детская школа мозаики», одно из направлений деятельности которой — издание арт-книг проиллюстрированных работами учеников о. Димитрия.
Выставка мозаик детской студии, также круглый стол 26 января, посвященный вопросам художественного образования, современному музею христианского искусства, теме христианства в современном неканоническом искусстве и изданию книг входят в общую программу Рождественских чтений как совместных мероприятий Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова и Культурного центра «Клуба АРТ’ЭРИА» в крипте храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах (Нововаганьковский пер., д. 9.). Совместно с Международным фондом искусств им. С. Д. Эрзи здесь проводится Крещенская выставка скульптуры С. Д. Эрзи — «Иоанн Креститель» и фото-история реставрации этого произведения. Значимым событием является Аудио-визуальный проект Культурного центра «Клуб АРТ’ЭРИА» — «ВИФЛЕЕМСКАЯ ПЕЩЕРА» (проект Нины Кибрик) — большой рукотворный Вертеп в рамках «IV Фестиваля Рождественских действ и вертепов» с уникальным звуковым рядом, с музыкой, написанной специально для проекта композиторами друзьями АРТ’ЭРИи, с лучшими русскоязычными стихами о Рождестве в исполнении поэтов и актеров.
Соединение научной, проектной, творческой, реставрационной, образовательной просветительской деятельности свидетельствует об огромном интересе к теме национального российского духовного опыта.
С. В. Курасов, В. Б. Кошаев, А. Н. Лаврентьев
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 2,3 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
26 февраля 2023, 19:19
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий