наверх
 

От «царского огорода» к музею-заповеднику : Сборник статей. — С.-Петербург, 2018

От «царского огорода» к музею-заповеднику : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ  «Петергоф», 2018  От «царского огорода» к музею-заповеднику : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ  «Петергоф», 2018
 
 

От «царского огорода» к музею-заповеднику : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ  «Петергоф», 2018. — 496 с., ил. — (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. VIII). — ISBN 978-5-91598-028-9

 
 
 

[Аннотация]

 
Материалы сборника представляют результаты исследований, посвященных истории создания, управления, сохранения, реставрации исторических садов и парков, являющихся важнейшим элементом не только дворцовых и усадебных ансамблей XVII—XIX вв., но и современного городского пространства. Авторы статей изучают структуру, стилистику, составные элементы, флористическое разнообразие садово-парковых комплексов. Ряд работ рассматривают социокультурные явления, происходившие в исторических парках России и Европы.
 
Сборник подготовлен по материалам ежегодной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», приуроченной к Году экологии в России. Издание адресовано историкам, искусствоведам, культурологам, музейным работникам.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Кальницкая Е. Я.
Приветственное слово ... 11
 
Сохранение и восстановление садово-парковых комплексов
 
Леонтьев А. Г.
Архитектор А. Э. Гессен и послевоенные работы по консервации, реставрации и восстановлению объектов дворцово-паркового ансамбля в Петергофе ... 14
 
Фарафонова А. Н.
Дворцовый парк в Гатчине с 1944 года до настоящего времени. От сада культуры и отдыха к музею-заповеднику ... 32
 
Петров П. В.
Реставрационные работы в Нижнем парке г. Петродворца в начале 1960-х годов ... 41
 
Волкова О. Д.
Уроки исторической реставрации (восстановление Верхнего сада Петергофа после Великой Отечественной войны) ... 49
 
Ермилова Н. Б.
Памятники усадьбы Мордвиновых: проблемы сохранения ... 55
 
Федорова С. М., Белых Е. Б.
Восстановление исторического огорода в Павловском парке ... 64
 
Португальская В. А.
Сохранение зеленых насаждений Летнего сада после его реставрации ... 67
 
Создатели и управляющие
 
Байрамова В. Ф.
Жан Треэ: судьба мастера ... 72
 
Сергеева Г. И.
О некоторых закупках за границей для царских огородов (по материалам переписки Петра I с разными лицами) ... 78
 
Коренцвит В. А.
Корректировка Петром I окончательного плана Петергофа ... 91
 
Макаров Б. С.
Братья Ван Аммерс / Фонармусы (Van Ammers) в Петергофе ... 99
 
Николаева Н. С.
Джозеф Буш — садовый мастер Елагина острова ... 112
 
Степаненко И. Г.
Инженеры — создатели царскосельской гидросистемы ... 117
 
Перова О. В.
Уроки усадебного менеджмента от управителя имением Екатерины II А. Т.Болотова ... 123
 
Павлова М. А.
«Имея всегда предметом общую пользу...»: Штрихи к портрету Григория Энгельмана ... 132
 
Рассахатская Н. А.
Творцы и создатели пейзажного скального парка Монрепо ... 140
 
Журавлев А. А.
Финансирование садов и парка Александрия в 1830–1850-х годах ... 148
 
Кищук А. А.
Пюклер фон Мускау и влияние его творчества на паркостроение Западной Европы и России ... 153
 
Калинина С. Г.
Финансирование работ по содержанию и благоустройству Царицынского парка на рубеже XIX–XX веков ... 162
 
Барченкова О. Б.
П. С. Бойцов и В. С. Храповицкий. Из истории взаимоотношений архитектора и заказчика ... 170
 
Растительный мир дворцово-парковых резиденций
 
Козлов Д. В.
Деревья-памятники в историко-культурном ландшафте Ораниенбаума (г. Ломоносов) и Петергофа ... 176
 
Муковоз А. С.
«Подобных деревьев во всей России не найдешь»: садовое заведение графа С. Д. Шереметева в усадьбе Кусково ... 186
 
Зубанова Н. А.
«Большая каменная оранжерея» в усадьбе Кусково. Функциональность здания в контексте культуры летней увеселительной резиденции XVIII—XIX веков и реалиях XX века ... 192
 
Комиссарова Л. Н., Бочкарева Е. А.
Царицынские оранжереи — возрожденная реальность ... 197
 
Кондакова М. Д.
Оранжерейный комплекс Шереметевых в Останкине в конце XVIII — начале XIX века ... 203
 
Полякова А. Ю.
Оранжереи Дворцового парка Гатчины ... 209
 
Зимин И. В.
Теплицы Царскосельского Александровского парка ... 218
 
Алексеева А. Н., Мельников В. Ю.
Оранжереи в Михайловском саду ... 225
 
Тарханова А. В.
Оранжереи императорского Елагиноостровского дворца: бытование ботанической коллекции в 1820—1860-х годах ... 230
 
Калашников А. В., Боровикова Т. В.
Сад-розарий баварских монархов на острове Роз ... 236
 
Катцова М. А., Пранцузова С. А.
«...Знакомя питомца с тем, что окружает его». К истории создания и бытования гербария великого князя Александра Николаевича ... 243
 
Сады и парки в исторической перспективе
 
Айдашева Г. А.
От «красного» сада царя Алексея Михайловича к московской императорской резиденции Петра I ... 256
 
Филимонова Ю. А.
Версальские празднества короля Людовика XIV ... 266
 
Гаганова М. А.
Три жизни монастырского сада ... 271
 
Дмитриев В. И.
История солнечных часов Петергофа и вопросы их воссоздания ... 280
 
Ермолаева К. В.
Тезоименитства как официальный светский праздник во времена императрицы Елизаветы Петровны ... 287
 
Яранцев В. Н.
Китайская сказка на Петергофской дороге ... 293
 
Федорова В. В.
«Для увеселительных прогулок по сим водам» ... 296
 
Лётин В. А.
Правнук «во дворе» прадеда: репрезентация Павла I в пространстве Петергофа ... 301
 
Крайковский А. В.
От «моих несравненных садов» к «достойным сожаления фантазиям»: парк усадьбы Фалль в переписке владельцев ... 305
 
Арбатская Ю. Я.
Императорское имение Массандра ... 309
 
Исмагулова Т. Д.
Ансамбль (дачный комплекс) «Рощино — Отрада — Зубовка» близ Катальной горки на Петергофской дороге ... 318
 
Пащинская И. О., Юмангулов В. Я.
«По категории мраморных изображений». Предметы коллекции Д. П. Татищева в Петергофе ... 323
 
Зимин И. В.
Пудель Гусар, или Опыт легкомысленной атрибуции ... 331
 
Фоменко И. Ф.
Фонтаны имения Ливадия. Проблемы сохранения и современного использования ... 333
 
Носков В. В.
Петергофские праздники 1870-х годов ... 341
 
Миночкина О. В.
История создания и функционирования каскадной аллеи в усадьбе Храповицких Муромцево ... 348
 
Белоусов А. С.
Посещаемость парков и дворцов Петергофа с 1918 по 1941 год ... 356
 
Млынская Н. В.
Разгоним зеленую скуку (Петергоф и массовые праздники 1930-х годов) ... 362
 
Бондарев С. В.
Пригородный парк культуры и отдыха в Петергофе ... 370
 
Осипов Д. В.
Университета царский венец, золотой, малахитовый, хрустальный ... 374
 
Сады и парки в современном мире
 
Сапанжа О. С.
Исторические скверы на Капитолийском холме в пространстве современного города Вашингтона ... 380
 
Коляда Е. М.
От старинного парка к современному форуму: новая жизнь усадьбы Люславицы ... 385
 
Сорокин П. Е., Новоселов Н. В.
Фонтанная система Летнего сада по результатам историко-археологического изучения в 2005—2011 годах ... 389
 
Куприянова А. Г., Волкова О. Д.
Рекреационная привлекательность исторических парков ... 399
 
Черных Н. В.
Новые функции природно-исторических парков в современной городской среде ... 403
 
Топорина В. А.
Сохранение и использование сельских усадеб Центральной России ... 412
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сохраняя память. Петергоф в документах и воспоминаниях
 
Чавчавадзе Е. С.
Воспоминания ... 423
 
Сердукова Г. Н.
Воспоминания ... 431
 
Кузьменко Е. М.
Воспоминания ... 445
 
Ассортимент овощных культур на территории у дворца Петра I в Стрельне в 2017 году ... 457
 
Малышева Н. П.
Развитие Нижнего сада г. Петродворца за 250 лет его существования. Историческая справка ... 459
 

 

 

[Приветственное слово]

 
Сад — это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой.
Д. С. Лихачев
 
Традиционно при каждом дворцовом ансамбле был свой сад. Сады и парки императорских резиденций служили сценой и декорацией придворных церемоний. Здесь прогуливались представители двора, устраивали дипломатические приемы, полковые праздники и иллюминация. С художественной точки зрения сады и парки стали своего рода музейным пространством, где нашли свое место всевозможные малые архитектурные формы, гроты, беседки и декоративная скульптура, превратились в «ландшафты, украшенные искусством».
 
За триста с лишним лет существования Петергофа уникальные произведения садово-паркового искусства: Нижний парк и Верхний сад, тенистая пейзажная Александрия, собственные садики, примыкавшие к дворцам, зеленые лабиринты и сады Ораниенбаума, стилистически развивались по особым законам и приобрели неповторимую индивидуальность.
 
Сады и парки Петергофа проектировали лучшие европейские и русские зодчие, которые следовали традиции и непременно привносили что-то новое. В эпоху барокко сады представляли собой своеобразную «зеленую архитектуру», для которой была характерна декоративная пышность, пластичность, порой вычурность форм. Романтизм придал садам живописность: естественные ландшафты преобразовывали так, чтобы они представляли собой живые картины, открывавшиеся с разных точек обзора.
 
Популярность садов воспевал в своих произведениях Жак Делиль: «...пример двора священ вельможам, богачам, / во всех родилась страсть прекрасная к садам». Соответственно, парки создавались не только при императорских и великокняжеских дворцах, но и в отдаленных усадьбах аристократии — «дворянских гнездах», где их владельцы могли не следовать принципам капризной моды, а руководствоваться собственным миропониманием и жизненными принципами.
 
Сегодня исторические сады ждут углубленного изучения, нуждаются в тщательной реставрации, традиционно опирающейся на исторические источники и неизменно осложненной задачами, связанными с изменчивостью живой природы.
 
С 2003 года в Европе существует организация, в задачи которой входит сохранение, улучшение и создание парков и садов высокого уровня, их более широкое использование в контексте политики, направленной на городское, региональное, ландшафтное и культурное развитие. Эта организация учредила международную премию «Европейский сад», в жюри входят лучшие специалисты из Германии, Великобритании, Швеции и Италии и других стран. Премия присуждается по четырем категориям: «Реставрация, совершенствование или развитие исторического парка или сада», «Инновационная современная концепция или дизайн парка или сада», «Образование в историческом парке или саде» и «Крупномасштабные зеленые концепции».
 
В 2017 году международное жюри премии «Европейский сад» выбрало Петергоф в качестве одного из трех финалистов в номинации «Реставрация, совершенствование или развитие исторического парка или сада» наряду с садами «Боднант» (Великобритания) и De Nieuwe Ooster (Нидерланды). В конечном итоге, сады Петергофа были признаны лучшими. Это большая заслуга заместителя директора по благоустройству и содержанию зеленых территорий Алексея Бойцова, несколько десятилетий работающего в Петергофе. Под его руководством несколько сот человек круглый год ухаживают за петергофскими парками, садами и огородами, вкладывая в них душу, постоянно ищут что-то новое для подбора цветочного многоцветия и узоров знаменитых газонов, которыми восхищаются гости со всего мира.
 
Материалы конференции «От „царского огорода“ — к музею-заповеднику» еще раз показывают изучение и осмысление садов и парков, их истории и принципов реставрации. Благодаря усилиям научных сотрудников всех ландшафтных музеев, специалистов по архитектуре, паркостроению и декоративно-прикладному искусству сады России будут и в дальнейшем поражать воображение, блистать своим зеленым великолепием, создавать тот неповторимый мир отношений человека и природы, о котором некогда мечтал Дмитрий Лихачев.
 
Е. Я. Кальницкая
генеральный директор
Государственного музея-заповедника «Петергоф»
 

 

 

Примеры страниц

 
От «царского огорода» к музею-заповеднику : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ  «Петергоф», 2018  От «царского огорода» к музею-заповеднику : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ  «Петергоф», 2018
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 12,6 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

18 июля 2024, 16:57 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий