наверх
 

Памятник архитектуры — от дворца к музею : Сборник статей. — С.-Петербург, 2013

  Памятник архитектуры — от дворца к музею : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : Издательство «Европейский Дом», 2013
 
 
 

Памятник архитектуры — от дворца к музею : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : Издательство «Европейский Дом», 2013. — 264 с., ил. — (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. III). — ISBN 978-5-8015-0310-3

 
 
 
В современном стремительно меняющемся мире проблемы сохранения памятников истории и культуры подлежат новому осмыслению. Исторические здания обретают вторую жизнь, музейную и немузейную. В этом контексте проблемы нового использования памятников, их приспособления «под музей», техническое оснащение, введение информационных технологий в музейные экспозиции приобретают особую значимость. Инновации XXI столетия в приложении к современному музею неизменно должны сочетаться с требованием сохранения зданий-памятников, в которых эти музеи располагаются. Однако на практике эти проблемы нередко находятся в глубоком противоречии. В сборник вошли статьи, отражающие историю и современное состояние памятников архитектуры Санкт-Петербурга и пригородов, проблемы их сохранения, реставрации и приспособления.
 
Книга адресована историкам, искусствоведам, реставраторам, краеведам, а также читателям, интересующимся художественным наследием Санкт-Петербурга и его пригородов.
 

 

 

Содержание

 
Е. Я. Кальницкая. От дворца — к музею ... 5
Е. Я. Кальницкая. «Омузеивание» дворцов: вчера, сегодня, завтра ... 7
Н. В. Буров. Виртуальное экспозиционно-выставочное пространство музея в Исаакиевском соборе ... 20
Л. Н. Бакаютова. Памятник архитектуры сквозь призму научно-технического прогресса ... 25
A. Я. Лялин. От Крюковских (Морских) казарм к главному морскому музею России ... 43
Д. Н. Бондарев. Проблематика приспособления памятников фортификационного искусства к современным условиям на примере фортов Кронштадта ... 47
B. А. Семенов. Создание «Музея художественного убранства русских дворцов конца XVIII — начала XIX века» в Павловском дворце ... 51
B. В. Мещеряков. О музеефикации дворца Меншикова в Санкт-Петербурге ... 58
Н. И. Панкрашкина. Воссоздание и приспособление для современного использования исторической усадьбы князей Юсуповых на Мойке ... 66
Л. В. Никифорова. Современные зарубежные исследования дворцов и их музейных судеб в жанре культурной истории ... 76
Н. И. Явейн. Обустройство музеев в Главном штабе и в Александровском дворце Царского Села: два проекта, два подхода ... 87
Г. В. Семенова. Возвращение музея в Александровский дворец ... 96
А. Г. Леонтьев. Дворец Марли в Нижнем парке Петергофа — от Малых палат Петра I к музею культуры петровского времени (к истории строительства и воссозданий) ... 113
C. Н. Зонина. Становление и перспективы развития Государственного художественного музея ... 138
Е. А. Мамонтова. Замок Нойхаузен: проблемы приспособления. Взгляд архитектора ... 150
A. Г. Карпова. Реставрация руинированных памятников архитектуры на примере кирхи Св. Барбары ... 160
B. Н. Яранцев. Сельские домики императорских резиденций. Игровое пространство как феномен культуры. Сельский домик как игровое пространство ... 173
Т. Д. Исмагулова. Музей «Зубовского» института во дворце графов Зубовых ... 193
А. А. Гузанова. А.Н. Бенуа о складывании музейных коллекций в начале XX века ... 206
Н. Р. Славнитский. Размещение Музея города в Аничковом дворце (1918 год) ... 213
А. Э. Шукурова. Первые планы музеефикации Гатчинского дворца (1917—1925) ... 218
А. А. Белов. Из истории создания музея в Большом Петергофском дворце ... 226
П. П. Котляр. Тематический метод создания экспозиций в Петергофе в 1920-х годах ... 238
А. Н. Гузанов. Павловский дворец. Из истории музея в 1920-е годы ... 246
 

 

 

От дворца — к музею

 
 
Здесь лесом строгих плоскостей
Дворцы-страницы, дворцы-книги.
Велимир Хлебников
 
 
Исторический центр города, сложившийся за три столетия существования Петербурга, сегодня в полной мере воспринимается как город-музей, культурный контекст которого в значительной степени определяют исключительные по своей художественной ценности и разнообразию дворцы разных эпох. На невских берегах давно сформировалось и поддерживается особое отношение к дворцовой архитектуре, благодаря которой наш любимый город имеет «строгий и стройный» вид. Сегодня дворцы находятся в сфере пристального внимания общества, и необходимость их сохранения для следующих поколений ощущается все острее. Пути решения этой проблемы требуют глубокого осмысления и новых подходов.
 
Дворцы, как памятники культурного наследия, являют собой определенный итог творческой деятельности человека. Их строительство, обусловленное столичным статусом города, проводилось в соответствии с амбициями императорской фамилии. Замыслы получили воплощение, и по прошествии времени Северная Пальмира стала одним из лучших городов Европы. Возведенные в разное время императорские и великокняжеские дворцы воплотили архитектурную политику государства, определили облик новой столицы, созданной для радикального обновления русской культуры, явились своего рода выразителями власти.
 
Судьба петербургских дворцов складывалась по-разному: на протяжении длительного времени они меняли владельцев, разрушались, изменяли свою историческую функцию, приспосабливались для новых целей. Однако со временем их стали воспринимать как произведения искусства, своеобразные музейные ценности, которые живут по своим особым законам. После октябрьского переворота и национализации многие дворцы оказались вовлеченными в музейную жизнь, придали музеям новые пространственные характеристики, стали их неотъемлемой частью.
 
Конференция, организованная и проведенная ГМЗ «Петергоф», посвящена сложнейшей проблеме превращения дворца в музей. Затронутые на ней вопросы касаются прошлого и будущего многих дворцов: Меншиковского, Юсуповского, Павловского, Гатчинского, Петергофского, Александровского, Аничкова, дворца Кушелевых-Безбородко, Зубовых, Исаакиевского собора и других. Исследователи, теоретики и практики рассказали и показали различные варианты реставрации и музейного приспособления памятников, основанные на комплексном анализе эпохи их создания, истории бытования, художественной ценности и аутентичности. Основным итогом конференции стало понимание необходимости разработки особых направлений музеефикации, основанных на признании индивидуальности и ценности каждого памятника.
 
В результате исторических, социально-экономических, природных и техногенных изменений сложилось тяжелое, порой катастрофическое положение, в котором сегодня находятся многие уникальные памятники. Осознание этого факта привело специалистов к однозначному выводу о необходимости быстрее вывести дворцы из этого состояния.
 
В ближайшее время теоретические положения конференции в Петергофе музею-заповеднику предстоит проверить на практике, в процессе реставрации комплекса Нижней дачи в Александрии и дворцово-паркового ансамбля в Ропше. В обоих случаях мы намерены не только на практике «поверить алгеброй гармонию», но и создать новые оригинальные музейные комплексы, которые увидят тысячи гостей музея-заповедника «Петергоф», самого посещаемого музея страны.
 
Благодарю всех своих коллег за заинтересованное внимание к важнейшим проблемам, которые мы продолжим обсуждать на петергофских конференциях.
 
Желаю всем удачи и добра!
 
Елена Кальницкая,
доктор культурологии, профессор,
генеральный директор ГМЗ «Петергоф»
 

 

 

Примеры страниц

 
Памятник архитектуры — от дворца к музею : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : Издательство «Европейский Дом», 2013  Памятник архитектуры — от дворца к музею : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : Издательство «Европейский Дом», 2013
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 93,6 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

3 января 2024, 21:41 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий