|
Памятники культуры. Новые открытия : Письменность, искусство, археология : Ежегодник : 1981. — Ленинград, 1983Памятники культуры. Новые открытия = Monuments of culture. New discoveries : Письменность, искусство, археология : Ежегодник : 1981 / Академия наук СССР, Научный совет по истории мировой культуры ; Редколлегия: Д. С. Лихачев (председатель), Т. Б. Князевская (заместитель председателя) [и др.]. — Ленинград : Наука, 1983. — 511, [1] с. : ил., портр., факс.ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ(к семидесятипятилетию со дня рождения)
Академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву — инициатору создания и организатору ежегодника Научного совета АН СССР по истории мировой культуры «Памятники культуры. Новые открытия», бессменному председателю его редколлегии исполнилось 75 лет. Выдающийся филолог нашего времени, он не только самый крупный и общепризнанный знаток и исследователь литературы Древней Руси, — он новатор и в области изучения литературы нового времени и отечественной художественной культуры, поражающий широтой своих научных интересов.
Цикл работ Д. С. Лихачева, посвященных русскому летописанию, всегда строгих по методу, убедительных обоснованностью своих выводов, окончательно утвердили за летописями почетное место среди памятников литературы Древней Руси. Обобщающая работа по этой теме — книга «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947) стала по существу первой систематической историей русского летописания от его возникновения до XVII в. Ее принципиально новые выводы: о самобытности происхождения русских летописей и их связи с народной поэзией и живым русским языком, об отражении в летописании классовой борьбы, о постепенном росте художественного мастерства русского летописания — широко приняты как историками, так и литературоведами.
Его работы о величайшем памятнике древнерусской литературы, исследованием которого он занимается вот уже четвертое десятилетие, — завершились выходом в свет обобщающего труда «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени» (1978), в котором ученый показывает, что мировоззрение автора «Слова» и вся образная система этого произведения неразрывно связаны с русской действительностью своего времени.
Осмыслению самого процесса возникновения древнерусской литературы, ее классовых тенденций, отношению устной народной поэзии к письменной литературе посвящен фундаментальный обобщающий труд Д. С. Лихачева «Возникновение русской литературы» (1952). За работы по истории русской литературы XI—XIII вв. (статья «Литература» в коллективном труде «История культуры Древней Руси. Домонгольский период», т. 2) ученый был отмечен Государственной премией СССР II степени.
В этой работе Д. С. Лихачев, подводя итоги своим многолетним исследованиям важнейших памятников Древней Руси XI—XIII вв., так характеризовал основные черты литературного процесса этого времени: «Русская литература движется по своему, самостоятельному руслу, беря истоки в дописьменной, устной литературе и фольклоре, захватывая в своем мощном движении произведения переводной литературы, перерабатывая их, отбирая то, что в первую очередь отвечало русским потребностям, и стремясь вперед к постепенному накоплению элементов реалистичности, к освобождению от церковности. В этом мощном течении борются силы прогрессивные с силами консервативными, социальный опыт с инертной идеалистической богословской системой, элементы национальные, твердо опирающиеся на запросы и нужды русской жизни, с традициями церковной литературы».¹
____________
¹ Д. С. Лихачев. Литература. — В кн.: История культуры Древней Руси. Домонгольский период, т. 2. М.—Л., 1951, с. 176—177.
Многолетние изыскания Д. С. Лихачева в области художественного метода древнерусской литературы, его постоянный интерес к способам изображения в литературных памятниках Древней Руси духовного мира и характера современного им человека привели к созданию обобщающего труда «Человек в литературе Древней Руси» (1970). В нем автор стремится, по его собственным словам, рассмотреть «художественную форму в ее живом единстве с содержанием на материале исследования художественного видения человека в древнерусской литературе и художественного метода его изображения». Как сам положенный в основу книги метод художественного исследования, так и ее обобщающие выводы представляют огромный интерес не только для литературоведов и историков, но и для искусствоведов, эстетиков и философов, изучающих историю русской культуры в целом.
Огромная эрудиция Д. С. Лихачева в вопросах истории, литературы, искусства, эстетики и философии позволяют ему делать широчайшие теоретические обобщения, сравнивая своеобразие художественных систем разных эпох и периодов развития литературы и культуры в целом. Так, в своем обобщающем труде «Развитие русской литературы X—XVII вв.» (1973), в котором он, в частности, чрезвычайно интересно решает проблему Предвозрождения в русской литературе, ученый сам определяет свою задачу как попытку создания теоретической истории русской литературы X—XVII вв.
Одной из ведущих тем в трудах академика Лихачева является вопрос о художественной специфике древнерусской литературы. В 1967 г. выходит его монография «Поэтика древнерусской литературы», удостоенная Государственной премии СССР за 1969 г. (в 1979 г. вышло третье, дополненное издание этой книги).
Постоянно развиваемая Д. С. Лихачевым концепция преемственности русской литературы от древней к новой, ее единства нашла в этой книге свое убедительное воплощение. В ней на материале почти тысячелетнего развития литературы (от X по XIX в.) исследуются, в частности, проблемы художественного пространства и художественного времени в их зависимости от рода и жанра художественного произведения.
Значительное место в научном творчестве Д. С. Лихачева занимают исследования в области текстологии. Фундаментальный труд ученого «Текстология. На материале русской литературы X—XVII вв.» (1962) построен на анализе и широком обобщении текстологических работ практически всех крупнейших отечественных исследователей-текстологов и представляет собой «первый в советской филологии опыт систематизации всех текстологических задач, стоящих перед исследователем русской литературы допетровского времени, и методики их решения».
Говоря о широчайшем диапазоне научных интересов Д. С. Лихачева, нельзя не упомянуть и вышедший в 1981 г. сборник его статей под названием «Литература—реальность—литература». Все шестнадцать исследований, помещенных в этом сборнике, — и такие, например, как «Социальные корни типа Манилова», или «Небрежение словом у Достоевского», или «Лев Толстой и традиции древней русской литературы», «Из комментария к стихотворению А. Блока „Ночь, улица, фонарь, аптека“», даже «Литературный дед Остапа Бендера» объединены общей идеей, красной нитью проходящей через все научное творчество Д. С. Лихачева, идеей о том, что «в любом литературном произведении многообразно и многоо́бразно отражена и преображена реальность», идеей о том, что на протяжении тысячелетнего развития русской литературы авторов литературных произведений во все времена больше всего волновали исторические судьбы их родины, исправление общественных недостатков, и свое писательское дело они воспринимали как служение родине. «Русская литература всегда была литературой патриотической и гражданственной, — писал Д. С. Лихачев в послесловии к книге «Великое наследие» (М., 1975, с. 364). — Она всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала и стремилась к справедливому переустройству жизни».
Дать самую краткую характеристику, даже просто перечислить наиболее значительные работы ученого невозможно в небольшой статье: он — автор более 25 книг, многие из которых выдержали по нескольку изданий у нас в стране и за рубежом, и более пятисот научных статей.
Историко-литературные, текстологические, теоретические исследования академика Д. С. Лихачева в области древней и новой русской литературы, всегда являющиеся самым высоким образцом культуры научного труда, отличаются не только свежестью наблюдений, оригинальностью мысли, широтой обобщения и убедительностью концепций, — они к тому же написаны человеком, обладающим ярким литературно-художественным талантом, что делает его научные исследования доступными читателю-неспециалисту и способствует широкому усвоению его научных концепций.
Блистательная литературная одаренность ученого, его умение в строгом научном труде создавать словом зримые художественные образы позволили ему стать и одним из виднейших популяризаторов древнерусской литературы и художественной культуры. Им написан ряд научно-популярных книг, в которых он знакомит самые широкие круги читателей вплоть до школьников (среди издательств, публиковавших работы Д. С. Лихачева, числится и Детгиз) с величайшими памятниками отечественной культуры прошлого.
Научные заслуги академика Д. С. Лихачева признаны не только у нас, но и за рубежом. Он — иностранный член Болгарской Академии наук, Сербской Академии наук и искусств, Венгерской Академии наук, член-корреспондент Австрийской Академии наук, Британской Академии, ему присуждена степень почетного доктора университета им. Николая Коперника в Торуне, он избран доктором Оксфордского и Эдинбургского университетов, за работы в области славистики ему неоднократно присуждались международные премии. Но Д. С. Лихачев не только ученый-исследователь, филолог с мировым именем. Он еще и неутомимый организатор и редактор. Около тридцати лет он возглавляет сектор древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, ставший под его руководством крупным научным центром изучения литературы феодального периода. Он член ученых советов ряда институтов и музеев, руководитель целой серии изданий, среди которых выделяется многотомная, имеющая мировое значение серия «Литературных памятников».
Ученый-гражданин, страстный пропагандист культуры, Д. С. Лихачев часто выступает на радио и телевидении, в журналах и газетах с публицистическими статьями и заметками о роли культурного наследия в воспитании патриотизма. Он ввел термин «экология культуры» и разработал новейшие представления о месте памятника культуры в системе общественных отношений и природных явлений.
В коллективном труде «Восстановление памятников культуры. (Проблемы реставрации)», вышедшем в 1981 г. под редакцией Д. С. Лихачева, он пишет в предисловии: «Памятники культуры так же необходимы человеку, как природа. Человек живет не только в окружении природной среды, но и в окружении памятников культуры. Поэтому охранение природы и сохранение культурной среды стоят рядом: это проблема Экологии с большой буквы.
Природная среда необходима человеку для его жизни биологической и нравственной. Культурная среда необходима по преимуществу для нравственной жизни. Она прививает ему любовь к родине и человечеству, воспитывает его уважение к предкам и потомкам (забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем — о сохранении ценностей прошлого для будущих поколений), знакомит с историей и культурой других народов... укрепляет, стабилизирует человека во времени в историческом процессе и тем самым развивает его чувство ответственности перед собственным, прошлыми и будущими поколениями. Чувство истории и ответственность каждого перед историей воспитывает в людях высшую форму социальности».
Исходя из такого, высокого гражданственного понимания значения памятников культуры для воспитания в народе нравственных начал и для осознания человеком того, что он в ответе за будущее своей родины, Дмитрий Сергеевич в своих статьях и выступлениях постоянно напоминает о том, что памятники культуры следует беречь, сохранять и изучать, и стремится включить в само понятие «памятники культуры» ряд объектов, ранее не привлекавших внимание исследователей. Он организует и возглавляет в системе Академии наук, в рамках Научного совета АН СССР по истории мировой культуры новое издание — ежегодник «Памятники культуры. Новые открытия».
«Памятники культуры. Новые открытия» превратились благодаря руководству Дмитрия Сергеевича, как нам кажется, в нечто новое среди традиционных академических ежегодников, посвященных исследованиям одной какой-либо области знания и рассчитанных главным образом на узких специалистов. Председатель редколлегии стремится тематически так формировать каждый том, чтобы он был рассчитан не только на специалистов буквально всех областей гуманитарного знания, но и на широчайшие круги читателей, интересующихся проблемами и памятниками отечественной и мировой культуры.
Создав академический ежегодник «Памятники культуры. Новые открытия», Д. С. Лихачев видит его задачу в том, чтобы расширить представления читателя о культурном наследии, сделать для него доступными новые духовные ценности, информировать его о наиболее значительных открытиях советскими учеными новых памятников культуры.
Работая бок о бок с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в редколлегии ежегодника, мы видим, сколько времени, сил и энергии он отдает этому своему детищу. От его внимательного глаза не ускользнет ни одна стилистическая погрешность в статье неопытного автора, а как искренно, сердечно радуется он, когда из маленьких периферийных музеев приходят к нам интересные материалы, расширяющие состав ежегодников, или когда талантливый молодой исследователь путем тщательного стилистического анализа приходит к новой датировке или новой атрибуции уже известного памятника. И здесь мы видим его всегдашнюю готовность прийти на помощь молодому ученому, поддержать, поощрить добрым словом и деловым советом начинающего исследователя.
Мы считаем честью для себя работать вместе с этим выдающимся ученым-патриотом и возвышенной души человеком и с чувством самого глубокого уважения и сердечной симпатии поздравляем нашего юбиляра, дорогого Дмитрия Сергеевича с семидесятипятилетием.
Редколлегия
СОДЕРЖАНИЕ
Дмитрий Сергеевич Лихачев (к семидесятипятилетию со дня рождения) ... 5
ПИСЬМЕННОСТЬ
Б. Л. Фонкич. Заметки о греческих рукописях советских хранилищ ... 11
И. В. Курукин. Новые данные о книгах библиотеки наставника Ивана Грозного и автора «Домостроя» Сильвестра ... 28
Ю. Д. Левин. «Макбет» Шекспира в переводе В. К. Кюхельбекера ... 30
М. Ф. Шумейко. К истории Шлиссельбургского комитета ... 59
А. В. Лавров, Р. Д. Тименчик. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях ... 61
ИСКУССТВО
I
Е. Г. Холодов. К истории старинного русского театра (несколько уточнений) ... 149
Л. М. Старикова. Новые документы о первых русских актерах братьях Федоре и Григории Волковых ... 111
II
Вл. В. Протопопов. Нотная библиотека Строгановых в Сольвычегодске (1627 г.) ... 182
М. Г. Рыцарева. О неизвестном хоровом концерте М. С. Березовского ... 187
Е. Р. Язвинская. Вариации на тему Моцарта для арфы М. И. Глинки ... 194
A. И. Климовицкий. О ранее неизвестном нотном автографе Бетховена ... 196
III
B. Г. Пуцко. Русская путевая икона XI в. ... 199
Э. И. Ветер. Памятники живописи, связанные с развитием Ренессанса в Белоруссии ... 207
Т. В. Дианова. Новые данные о декоре Четвероевангелия XVI в. из Уваровского собрания № 77 ... 216
C. В. Филатов. Две иконы Давида Сираха ... 222
Е. А. Мишина. Группа ранних русских гравюр (вторая половина XVII — начало XVIII в.) ... 230
Д. С. Лихачев. Икона «Нил Столобенский в житии» самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни ... 245
С. О. Андросов. Флорентийская пластика позднего барокко в Эрмитаже ... 255
Д. В. Шелест. Ранние рисунки Джованни Баттиста Тьеполо во Львове ... 262
Е. И. Иткина. Русская серия гравюр А. Дальштейна 1750-х годов ... 270
Е. В. Грамагина. Работы Е. Камеженкова из имения «Сосновицы» ... 278
Е. Р. Язвинская. К истории группового портрета семьи Павла I в Павловском дворце ... 284
Е. Ю. Иванова. Атрибуция портретов начала XIX в. из Зарайского музея ... 285
А. С. Сытова. Неизвестный портрет Н. М. Карамзина ... 297
Г. А. Принцева. Произведения П. Ф. Соколова в собрании Эрмитажа ... 305
И. Н. Шувалова. Письма В. В. Стасова к И. Н. Крамскому ... 320
С. В. Шумихин. Письма В. В. Кандинского к А. И. Чупрову ... 337
IV
А. Л. Якобсон. К изучению Корсунских врат в Новгороде ... 345
Г. В. Сидоренко. Новое в древнерусской мелкой пластике ... 348
Н. А. Маясова. Два произведения лицевого шитья боярских мастерских XVI в. ... 352
А. С. Косцова, Е. Ю. Моисеенко. Шитый покров XVII в. в собрании Эрмитажа ... 362
И. А. Бобровницкая. Изделия новгородского серебряника Григория Иванова из коллекции Оружейной палаты ... 368
М. М. Постникова-Лосева. Василий Андреев — резчик по серебру XVII в. ... 378
М. В. Мартынова. К вопросу об атрибуции регалий царя Михаила Федоровича ... 392
Н. И. Казакевич. Изобразительные источники росписи сервиза Венской фарфоровой мануфактуры ... 404
Л. П. Кириллова. Петербургские мастера-каретники XVIII в. (к уточнению атрибуции экипажа из собрания Оружейной палаты) ... 408
М. Г. Воронов. Русская декоративная вышивка в середине XVIII в. ... 415
Л. А. Секретарь, Л. А. Филиппова. Бытовые берестяные изделия в коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника ... 424
С. Г. Жижина. О неизвестных памятниках северной резьбы по бересте (Великий Устюг, XVIII — начало XIX в.) ... 432
О. В. Круглова Резные донца из Старой Рязани ... 438
V
Н. В. Мурашова. Архитектор Федор Иванович Демерцов ... 445
АРХЕОЛОГИЯ
О. Д. Лордкипанидзе. Новые археологические открытия в Вани ... 467
Е. А. Рябинин. Древнейший памятник води в Новгородской земле ... 482
О. М. Иоаннисян, И. Р. Могитыч, И. К. Свешников. Церковь Параскевы Пятницы в Звенигороде на Белке — памятник деревянного зодчества домонгольской Руси ... 494
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 127 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
14 июля 2024, 20:09
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий