|
Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы = Sphinxes of St. Petersburg. Sun of Egypt on the banks of the Neva. — С.-Петербург, 2005Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы = Sphinxes of St. Petersburg. Sun of Egypt on the banks of the Neva / Ассоциация по изучению Древнего Египта «Маат» ; Под редакцией В. В. Солкина. — Санкт-Петербург : Журнал «Нева», 2005. — 302 с., [8] л. цв. ил. : ил. — ISBN 5-87516-086-1
Эта книга — первая полноценная публикация уникальных памятников колоссальных сфинксов Аменхотепа III, ставших привычным элементом непередаваемой атмосферы Санкт-Петербурга. Наши современники, проходящие мимо, редко вспоминают, что рядом с ними находятся не просто шедевры древнего искусства, но подлинные свидетели многотысячелетней истории человечества. Ведущие египтологи, реставраторы, археологи и минерологи из России, Германии и США предприняли попытку рассказать о недавней реставрации сфинксов, истории их приобретения, эпохе Аменхотепа III — «фараона-Солнца» и, наконец, о новых находках в царском заупокойном храме в Ком-эль-Хеттан, откуда происходят эти удивительные памятники. Книга снабжена уникальными иллюстрациями, будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся историей древних цивилизаций, а также историей культурных контактов России и Египта.
This book is the first full publication of the unique monuments — colossal sphinxes of Amenhotep III, which are the habitual element of the inexpressible atmosphere of St. Petersburg. Our contemporaries, passing by, rarely remember that these artifacts are masterpieces of ancient art and real witnesses of millenniums of history of the mankind. Leading egyptologists, restorers, archaeologists and mineralogists from Russia, Germany and USA made an attempt to tell about the recent restoration of the sphinxes, history of their purchase, epoch of Amenhotep III — «Pharaoh — Dazzling Sun» and, at last, about new discoveries in the royal funerary temple at Kom el-Hettan, where these outstanding monuments come from. The book is provided with unique illustrations and will attract as specialists as everybody interested in history of ancient civilizations and in cultural contacts between Russia and Egypt.
Цивилизация Древнего Египта на протяжении веков притягивала к себе внимание человечества своим уникальным наследием и глубиной понимания человеческой сущности, отраженных в колоссальных памятниках и священных текстах. Все эти сокровища были созданы египетским народом: художниками, архитекторами, учеными и простыми крестьянами — истинными создателями нильской долины и всего того, что восхищает нас в Египте. В наши дни эти потрясающие памятники открывают свою скрытую суть сегодняшнему дню и являются объектом непрестанного интереса к своей форме и содержанию. «Они были современниками исчезнувшей империи, — писал французский романист Теофиль Готье. — Они стоят здесь уже так давно, что даже звезды изменили свое положение в небесах».
XIX столетие стало временем нового возрождения интереса к Египту и его несметным культурным сокровищам. Среди ведущих европейских ученых на берегах Нила были русские египтологи. Недавно отреставрированные колоссальные сфинксы Аменхотепа III в Санкт-Петербурге, прекрасные и величественные шедевры древнего искусства, вместе с этой книгой составляют важную часть международного научного сотрудничества в деле консервации и спасения наследия Египта для грядущих поколений.
Я надеюсь, что эта книга, написанная хорошо известными и уважаемыми египтологами из России, Германии и США, позволит проникнуть в суть культурного наследия Древнего Египта. Ее изумительные иллюстрации и обширная научная информация дают возможность читателю глубоко понять уникальную цивилизацию на Ниле: ее царскую власть, все еще живой эстетический идеал и, наконец, ее нескончаемый вклад в сокровищницу знания и просвещение человечества.
Его превосходительство д-р Рауф Саад,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Арабской Республики Египет в России
ВВЕДЕНИЕ
Надписи на камне сохранят имя твое, ибо знает бог для него творящего...
Из «Поучения гераклеопольского царя сыну своему, Мерикаре». XXII в. до н. э.
Время неумолимо. С глубочайшей древности с ним вступал в борьбу человек, создавая нетленные шедевры искусства, пытаясь проникнуть в саму суть творения и понять законы, по которым живет вселенная. Художник, живший на берегах Нила тысячелетия тому назад, видел в своем мастерстве удивительную возможность не только служения царю, своему господину, но и великой победы над смертью, возможность пронести сквозь тьму времен свое имя, свое искусство, свои идеалы. Для них, рожденных у подножия седых пирамид Гизы и разрушающихся стен и колонн храмов давно умерших царей, время было куда более ощутимым врагом, препятствием, победить которое можно было лишь постоянным утверждением Маат — великой вселенской гармонии, в которой в нерасторжимом единстве сливались строительство колоссальных храмов богам и единение со своим собственным сердцем, верность царю, живому богу на земле, и следование традициям и канонам, созданным «мудростью предков».
Вновь обретенная «молодость».
Западный сфинкс. 2002 г.
Youth, found once more. Western sphinx. 2002.
© Victor Solkin
Прошли века, а с ними войны и триумфы, поражения и озарения, поколения и поколения людей. Времени подвластно все, кроме удивительных высот, которые порой рождают в союзе творческий поиск, мастерство и любовь к своему делу. Разве можно поверить во все то, что «видели» петербургские сфинксы, глядя в их тонкие, юные лица? Они так же молоды и прекрасны, как и в момент создания, тела их гибки и полны силы. Их спины лоснятся, на их головах вот уже несколько тысячелетий возвышаются парадные короны египетских фараонов, владык «всего, что обходит солнечный диск».
Разве не они, созданные «в вечности и бесконечности», настоящие покорители времени? Загадочная, едва уловимая улыбка все так же играет на их губах, как и века тому назад; неподалеку был Нил, воды которого, повинуясь раз в году великой силе разлива, своими волнами касались стен и колонн, колоссов и статуй храма, где когда-то стояли сфинксы. Сегодня перед ними другая река — Нева; толпы туристов сменили собой бесконечные процессии с жертвенными дарами и великих царей. Но так же, как и три тысячи пятьсот лет тому назад, они встречают и провожают каждый закат истории человечества.
Восточный сфинкс через год после завершения работ. 2003 г.
Eastern sphinx: one year after the restoration. 2003.
© Victor Solkin
«Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году». Эта надпись на постаменте каждого из них знакома многим с детства, как и одна из самых красивых набережных Санкт-Петербурга — Университетская, где сфинксы гордо вздымают головы перед зданием Академии художеств, фланкируя гранитные ступени лестницы, спускающиеся к водам реки. Здесь, у подножия постаментов, на которых покоятся древние статуи, меж бронзовых грифонов и стройных торшеров, созданных по проекту Константина Тона, любят проводить время петербуржцы и все те, кто приезжает в северную столицу и открывает для себя истинные уголки сердца города.
Сегодня мало кто помнит, что когда-то, привезенные из далекого Египта, сфинксы, эти странные пришельцы из чужого и давно забытого мира с миндалевидными глазами и священными змеями на головах, вызвали у горожан страх и неприязнь. Перед ними трепетали и их ненавидели, им поклонялись, приписывая им чудодейственные свойства, и их прославляли. На другом языке, с другими жестами и в ином городе о них вновь говорили люди и опасались их, как опасаются всего, что победило время, сохранив свою истинную суть, восторгались ими, как восторгаются всем, что хранит в себе частицу вечности.
Постепенно, с течением времени, сфинксы стали «своими». Сегодня меж колоссальных гранитных лап кладет порой невеста свой свадебный букет, словно приношение нового, XXI века нетленности красоты и совершенства, тайне и очарованию прошлого. Кажется, что их специально создали из гранита для этих набережных; порой сложно себе представить, что их исконная родина не берега стремительной Невы и суровое северное небо, а грандиозные, обитые золотом колоннады двора храмового комплекса в Фивах, качающиеся стебли прибрежного папируса и иссиня-лазуритовое, наполненное солнечным зноем небо Египта.
Глядя на этих гигантов, всегда ловишь себя на мысли, что мы почти ничего не знаем о них. Накануне 300-летнего юбилея Петербурга были проведены работы по консервации, реставрации и исследованию сфинксов. И вот когда работы начались, обнаружился совершенно невероятный факт: сфинксы были практически неизвестны мировой общественности. На страницах сотен египтологических книг и альбомов они отсутствовали, и лишь в знаменитом парижском каталоге «Аменхотеп III: Фараон-Солнце» ютилась крохотная фотография одного из сфинксов, занесенного снегом. Парадоксально: два выдающихся памятника времени правления одного из величайших египетских царей оказались забытыми.
Тогда, на лесах, что окружали гигантские изваяния, перед вновь помолодевшим гранитным ликом Аменхотепа III и родилась мечта вновь рассказать миру о таинственной и захватывающей судьбе сфинксов.
Демонтаж лесов вокруг западного сфинкса. 2002 г.
Dismantling of the scaffoldings of the western sphinx in 2002.
© Stanislav Schigoretz.
Виктор Солкин, глава египтологической части проекта, на восточном сфинксе в момент завершения работ вместе со С. Щигорцом. 2002 г.
Victor Solkin, head of the egyptological part of the project on the eastern sphinx just before the end of restoration together with S. Schigoretz.
2002. © Nataly Koroleva
Восточный сфинкс перед началом демонтажа лесов. 2002 г.
Eastern sphinx before dismantling of the scaffoldings. 2002.
© Victor Solkin
На страницах этой книги, созданной ведущими специалистами России, Германии и США, читатель соприкоснется с роскошью и изяществом египетской цивилизации времени правления Небмаатра Аменхотепа III, узнает о сложностях реставрационного процесса и блестящих научных исследованиях, проделанных во время работ, попадет на раскопки некогда величественного храма в Ком-эль-Хеттан в Фивах, от которого сегодня остались лишь легендарные «Колоссы Мемнона», разбитые на тысячи фрагментов статуи и монументальные колонны, и наконец получит возможность посмотреть на петербургских сфинксов по-новому, осознав их значение в истории древнеегипетского искусства и в процессе становления российско-египетских культурных связей.
Коллектив авторов выражает свою искреннюю признательность за поддержку и помощь в работе: д-ру Захи Хавассу, генеральному секретарю Высшего совета по древностям АРЕ; д-ру Рауфу Сааду, Чрезвычайному и Полномочному Послу АРЕ в РФ; д-ру Мохаммеду Салеху, Высший совет по древностям АРЕ; д-ру Кристиан Зиглер, главному хранителю египетского собрания Лувра; Сергею Щигорцу, члену коллектива реставраторов памятника; всем членам миссии «Колоссов Мемнона и храма в Ком-эль-Хеттан»; всем членам миссии Университета Дж. Хопкинса в храме Мут в Карнаке; всем членам Ассоциации по изучению Древнего Египта «Маат».
Отдельная благодарность за поддержку и помощь в реализации проекта — Виталию Гурову и Владиславу Скороходову.
Санкт-Петербург — Луксор — Москва, 2004.
Виктор Солкин, Станислав Щигорец
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 9
Виктор Солкин.
Петербургские сфинксы: история приобретения и общий анализ памятников.. 14
Станислав Щигорец, Альбина Доос.
Петербургские сфинксы: реставрация и характеристика обработки поверхности памятников.. 37
Андрей Булах, Анатолий Золотарёв, Альбина Доос, Станислав Щигорец.
Зарисовки и картограммы состояния памятника.. 58
Виктор Солкин, Владимир Ларченко.
Аменхотеп III: личность, эпоха и «стиль» цивилизации.. 62
Хуриг Сурузян, Райнер Штадельманн.
«Храм, что принимает Амона и возвышает его красоту»: Колоссы Мемнона и заупокойный комплекс Аменхотепа III в Ком-эль-Хеттан (западные Фивы). Археологические исследования и консервация.. 107
Бетси М. Брайан.
Аменхотеп III и мемфисская теология.. 153
Introduction.. 195
Victor V. Solkin.
Sphinxes of St. Petersburg: History of purchase and general analysis of the monuments.. 198
Albina Doos, Stanislav Schigoretz.
Sphinxes of St. Petersburg: Monument Restoration and Surface Treatment Characteristics.. 211
Andrey Boulakh, Anatoly Zolotaryov, Albina Doos, Stanislav Shigoretz.
Drawings and Mapping of the Monument State.. 221
Victor V. Solkin, Vladimir N. Larchenko.
Amenhotep III: the Personality, Epoch and «the Style of Civilisation».. 224
Hourig Sourouzian, Rainer Stadelmann.
The Colossi of Memnon and the Mortuary Temple of Amenhotep III in Western Thebes at Kom el Hettân — with his beautiful name: «The temple who receives Amun and raises his beauty». Excavation and Conservation.. 246
Betsy M. Bryan.
Amenhotep III and the Memphite Theology. Royal and Divine Statuary.. 270
Приложения
Иероглифические надписи на сфинксах.. 293
Восточный сфинкс. Eastern sphinx
Западный сфинкс. Western sphinx
Таблица 1. Результаты оценки состояния восточного сфинкса до и после реставрации.. 295
Таблица 2. Результаты оценки состояния западного сфинкса до и после реставрации.. 297
Table 1. Estimation of the East Sphinx State before and after Restoration.. 299
Table 2. Estimation of the West Sphinx State before and after Restoration.. 301
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 123 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
15 апреля 2020, 15:51
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий