наверх
 
Удмуртская Республика


Пиляк С. А. Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. — Иваново, 2019

Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. : Диссертация / С. А. Пиляк ; Ивановский государственный политехнический университет. 2019  Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. : Диссертация / С. А. Пиляк ; Ивановский государственный политехнический университет. 2019
 
 

Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.20 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия / С. А. Пиляк ; Ивановский государственный политехнический университет ; Научный руководитель доктор технических наук, профессор Ибрагимов Александр Майорович. — На правах рукописи. — Иваново, 2019. — 180, 118 с., ил.

 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Актуальность исследования. Народное деревянное зодчество России, несмотря на своеобразие и самобытность, является одним из самых малоизученных пластов истории отечественной архитектуры. Сравнительная недолговечность дерева как строительного материала и зачастую неэффективность мер государственной охраны объектов культурного наследия определяют современную малочисленность памятников народной деревянной архитектуры. Однако при этом древесина вплоть до недавнего времени была, а в некоторых районах страны и по сей день остается наиболее доступным и преобладающим в строительной практике материалом. Деревянная народная архитектура — это основа зодчества России. Типы и разновидности объёмно-пространственной композиции и силуэта, имеющиеся в арсенале современного архитектора, в основном были разработаны и впервые использованы именно в деревянных сооружениях и ансамблях. Это определяет необходимость дальнейшего изучения архитектурного наследия деревянного народного зодчества с целью выявления закономерностей его развития и возможностей их использования в современном строительстве.
 
В русском деревянном зодчестве храмовая архитектура стала наиболее яркой страницей, отразившей эстетику народного искусства. Культовые сооружения разных регионов страны имеют свои особенности: конструктивные, декоративные, объёмно-пространственные. В ходе исследований архитектурного наследия некоторых регионов были выявлены неповторимые особенности памятников деревянного зодчества. Тем не менее, в целом деревянное культовое зодчество Костромской губернии XVII — начала XX веков в контексте общерусской архитектуры и как совокупность вариаций композиций и форм, имевших локальное распространение, до сих пор не подвергалось специальному исследованию. Настоящее исследование посвящено данному вопросу.
 
Степень научной разработанности темы. К настоящему времени накоплен значительный фактический материал по наследию деревянной храмовой архитектуры. Вместе с тем региональные особенности костромского культового деревянного зодчества, в том числе композиционные, специальному исследованию не подвергались.
 
Теоретической базой исследования стали труды исследователей, отражающие различные аспекты формирования и развития науки истории русского деревянного зодчества, композиционных особенностей деревянной архитектуры на мировом, общероссийском и региональном уровнях:
 
— в контексте общей проблематики истории архитектуры и особенностей русского деревянного зодчества: труды А. В. Анисимова, Е. А. Ахмедовой, Е. А. Ащепкова, Е. Белоусовой, Е. Э. Бломквист, И. Э. Грабаря, Л. В. Даля, Г. В. Есаулова, А. В. Иконникова, Е. И. Кириченко, Н. П. Крадина, М. В. Красовского, Г. К. Лукомского, П. Н. Максимова, М. И. Мильчика, А. В. Ополовникова, А. М. Павлинова, Т. Ф. Саваренской, В. В. Суслова, Ю. С. Ушакова, Е. В. Ходаковского, Д. О. Швидковского, А. С. Щенкова и др.;
 
— в контексте изучения традиций и особенностей деревянного зодчества отдельных регионов России работы и труды следующих исследователей: С. Л. Агафонов (Нижегородская область), Е. А. Ащепков (Верхнее Поволжье), Е. Н. Бубнов (Урал), Б. П. Зайцев (Московская область) В. П. Орфинский (Республика Карелия), А. Б. Бодэ (Республика Карелия (Поонежье), Е. Л. Скопин (Кировская область), В. В. Ланцев (Псковская область), И. В. Маковецкий (Верхнее и Среднее Поволжье), Л. М. Лисенко (Республика Карелия), О. Г. Севан (Архангельская область), Б. В. Гнедовский (Архангельская область, Кировская область, Ярославская область, Иркутская область), А. И. Давыдов (Нижегородская область), О. И. Пруцын (Владимирская область), Л. Е. Красноречьев и А. В. Попов (Новгородская область), И. Н. Шургин (Республика Коми), А. В. Ополовников (Республики Карелия, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский округ), Ю. Г. Самойлов (Нижегородская область), отдельные исследования отечественных исследователей, посвященные деревянному зодчеству зарубежных стран и регионов (Чехия, Беларусь, Польша, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония, Карпаты, Галиция, Украина) и др.;
 
— в контексте региональных особенностей архитектуры Костромского региона — труды и отдельные публикации следующих исследователей: Н. А. Белянкина, В. Н. Бочков, В. А. Гречухин, Э. К. Донцов, Г. И. Караськов, А. С. Кокшаров, И. Ю. Кондратьева, С. Н. Конопатов, Е. В. Кудряшов, Г. К. Смирнов, К. Г. Тороп, Е. Г. Щеболева, П. П. Щербинин и др.;
 
— в контексте изучения локальных особенностей и отдельных памятников и ансамблей деревянного зодчества Костромского региона: С. Л. Агафонов, В. Г. Брюсова, Е. А. Булавин, Б. В. Гнедовский, И. Э. Грабарь, Л. В. Даль, Б. И. Дунаев, С. Я. Забелло, А. С. Кокшаров, М. В. Красовский, Е. В. Кудряшов, А. Н. Мазерина, И. В. Маковецкий, Д. В. Милеев, Л. В. Москалёва, А. В. Ополовников, М. М. Орехова, А. М. Павлинов, И. Г. Семенова, А. А. Тиц, И. Н. Шургин, А. Е. Элкин и др.;
 
— по исследованиям методики реставрации, реконструкции отдельных памятников деревянного зодчества, использованию архитектурного наследия и созданию музеев деревянного зодчества под открытым небом: П. Д. Барановский, Т. И. Вахрамеева, В. П. Дренин, И. С. Заяц, К. Куча, Н. А. Лисовская, В. И. Мелехов, А. В. Ополовников, Е. А. Ополовникова, А. Б. Пермиловская, А. В. Попов, В. А. Попов, Н. Л. Попов, О. Г. Севан, В. В. Тихонов, Л. Г. Шаповалова, В. С. Шапошников, И. Ш. Шевелев, А. А. Шенников, С. Я. Шинаев, А. В. Шишков, John H. Stubbs, Emily G. Makaš, Marian Komecki и др.;
 
— исследования по истории Костромского региона в трудах историков-краеведов Т. В. Войтюк, Н. П. Кучина, А. Г. Пржиалковского, Л. И. Сизинцевой, В. И. Смирнова, О. В. Смуровой, В. И. Холмогорова и Г. И. Холмогорова, В. А. Худина и др., также в материалах сборника «Костромская старина» и материалах Костромского научного общества;
 
— важные сведения по истории и краеведению Костромского края почерпнуты из работ В. Барыкова, В. П. Безобразова, А. Безчинского, Л. В. Беловинского, Л. М. Белорусова, В. Н. Бочкова, А. А. Григорова, И. Евдокимова, В. Я. Игнатьева, В. Ф. Карпенко и др. Однако, особенности исторического развития губернии не рассматривались ими во взаимосвязи с развитием местных архитектурных традиций культового деревянного зодчества;
 
— статистические, архивные и изобразительные источники и материалы, в том числе неопубликованные до настоящего времени;
 
— сохранившиеся к настоящему моменту объекты деревянного зодчества Костромского региона.
 
Цель исследования: разработка системы композиционных особенностей костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. в контексте общерусских архитектурных традиций.
 
Данная цель соответствует паспорту специальности 05.23.20 — «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», а именно пунктам № 2 «Развитие профессиональной культуры», № 3 «Предпроектные историко-теоретические и научно-методические концептуальные разработки», № 4 «Теоретические концепции и научно-проектные предложения», № 5 «Проблемы сохранения и преобразования среды жизнедеятельности».
 
Задачи исследования:
  • проанализировать степень проявления общерусских типов композиционных решений в архитектуре памятников костромского культового деревянного зодчества;
  • выявить преемственность в происхождении и развитии композиционных приемов и форм в костромском деревянном культовом зодчестве;
  • осуществить систематизацию выявленных особенностей, определить их периодизацию и границы распространения.
 
Научная гипотеза: комплекс композиционных особенностей костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. определяет его своеобразие в контексте русского архитектурного наследия.
 
Объект исследования: деревянные культовые постройки Костромского региона XVII — начала XX вв.
 
Предмет исследования: композиционные особенности костромского культового деревянного зодчества.
 
Границы исследования:
 
Территориальные — территория Костромской губернии. Хронологические — XVII — начало XX вв., что соответствует периоду, к которому относятся достоверно известные постройки. Однако, учитывая свойственную народному зодчеству ориентацию на традиционные образцы, в работе предпринимаются отдельные попытки проникновения в XVI в.
 
<...>
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ.. 7
 
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОСТРОМСКИХ ДЕРЕВЯННЫХ ХРАМОВ В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА.. 16
Раздел 1.1. Опыт исследования композиционных особенностей костромского деревянного культового зодчества.. 16
Раздел 1.2. Анализ материалов и источников по теме.. 24
Раздел 1.3. Проявление общерусских типов композиции храмовых зданий в костромском деревянном зодчестве.. 46
Раздел 1.4. Выводы по главе.. 57
 
ГЛАВА 2. КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ КОСТРОМСКОГО ДЕРЕВЯННОГО КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА XVII—XVIII ВВ.  58
Раздел 2.1. Деревянная культовая архитектура первой половины XVII в.  58
Раздел 2.2. Формирование архитектурных традиций во второй половине XVII в.  60
Раздел 2.3. Особенности развития региональных традиций в первой трети XVIII в.  65
Раздел 2.4. Формирование региональных традиций в культовом зодчестве второй трети XVIII в.  79
Раздел 2.5. Трансформация региональных типов культовых зданий в последней трети XVIII в.  94
Раздел 2.6. Выводы по главе 2.. 97
 
ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННОГО КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX — НАЧАЛА XX ВВ.  98
Раздел 3.1. Трансформация традиционных решений и влияние позднего классицизма в 1800—1850-х гг.  98
Раздел 3.2. Эпоха эклектики в 1860—1880-е гг.  103
Раздел 3.3. Распространение псевдорусского стиля в 1890—1910-х гг.  107
Раздел 3.4. Выводы по главе 3.. 109
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 110
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.. 113
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 114
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 127
 
ТОМ 2
 

 

Примеры страниц

 
Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. : Диссертация / С. А. Пиляк ; Ивановский государственный политехнический университет. 2019  Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII — начала XX вв. : Диссертация / С. А. Пиляк ; Ивановский государственный политехнический университет. 2019
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 21,2 МБ).
 
 

15 июля 2020, 10:28 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут