наверх
 

Пилявский В. И. Архитектура Ленинграда. — Ленинград ; Москва, 1953

Архитектура Ленинграда / Автор и составитель В. И. Пилявский; При участии Б. Л. Васильева, О. С. Гринцевич, Н. Я. Лейбошиц; Художник Л. С. Хижинский. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953  Архитектура Ленинграда / Автор и составитель В. И. Пилявский; При участии Б. Л. Васильева, О. С. Гринцевич, Н. Я. Лейбошиц; Художник Л. С. Хижинский. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
 

Архитектура Ленинграда / Автор и составитель В. И. Пилявский; При участии Б. Л. Васильева, О. С. Гринцевич, Н. Я. Лейбошиц; Художник Л. С. Хижинский. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 340 с. : ил. — (Архитектурные ансамбли Ленинграда / Академия архитектуры СССР, Ленинградский филиал).

 
 
 
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: В. А. ВИТМАН, Г. Г. ГРИММ, А. И. ДМИТРИЕВ, Г. А. КОРОТКОВ, Б. В. МУРАВЬЕВ, И. И. ФОМИН, Н. Ф. ХОМУТЕЦКИЙ
 
АВТОР И СОСТАВИТЕЛЬ В. И. ПИЛЯВСКИЙ
 
ПРИ УЧАСТИИ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА, О. С. ГРИНЦЕВИЧ, И. Я. ЛЕЙБОШИЦ
 
ХУДОЖНИК Л. С. ХИЖИНСКИЙ
 
Фотоснимки С. Г. ШИМАНСКОГО; использованы также иллюстрации из собраний Института истории и теории Академии архитектуры СССР, Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда, комбината «Ленфотохудожник», фотохроники ЛенТАСС и фотолаборатории Академии художеств СССР
 
 
В. И. ЛЕНИН НА ТРИБУНЕ С КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА А. М. ГЕРАСИМОВА
В. И. ЛЕНИН НА ТРИБУНЕ
С КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА А. М. ГЕРАСИМОВА
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Ленинград — один из крупнейших промышленных и культурных центров нашей Родины.
 
История его развития неразрывно связана с жизнью русского народа за последние два с половиной столетия. Город развивался вместе с ростом отечественной экономики и подъемом национальной культуры. Здесь вписаны многие славные страницы в историю революционного движения в России.
 
Город Ленина — город трех революций, колыбель Советской власти.
 
Ленинград создан русским народом и является подлинной сокровищницей замечательных произведений архитектуры, блестящим примером русского градостроительного искусства.
 
Город был заложен 16(27) мая 1703 года. Строительство его развернулось на широких просторах невских берегов, исстари принадлежавших Руси и входивших в состав новгородских земель. Шведы не раз посягали на берега Невы, стремясь контролировать древний торговый водный путь «из варяг в греки» и пытаясь здесь укрепиться.
 
В 1703 году русские окончательно отвоевали Неву и основали новый город, названный Петербургом. Основанием Петербурга — форпоста Русского государства на Неве — решалась историческая задача: был открыт для России свободный выход к Балтийскому морю.
 
Как отмечал Карл Маркс, «Только в результате превращения Московии из чисто континентальной страны в приморское государство московская политика могла выйти из своих традиционных границ».1
____________
1 Маркс. Секретная дипломатия XVIII века. Цитировано по книге: История СССР, под редакцией академика Б. Д. Грекова, члена-корреспондента АН СССР С. В. Бахрушина, профессора В. И. Лебедева, Гос. изд-во политической литературы, изд. 2, 1948, т. 1, стр. 553.
 
Нева, Финский залив были жизненно необходимы для установления тесных торговых и культурных связей с Западной Европой, для сбыта продукции громадной страны, что должно было способствовать быстрейшему экономическому и политическому развитию России.
 
Застройке города был придан широкий размах с первых лет его существования. Осваивались различные участки берегов Невы: на Заячьем и на Березовом островах (ныне Петроградской стороне), на Васильевском острове, на Охте и на Адмиралтейской стороне. В петровское время были возведены Адмиралтейство, Петропавловская крепость с высокой колокольней собора, заложены здание Двенадцати коллегий, трехэтажное здание Кунсткамеры с башней и многие другие.
 
Петр I стремился создать приморский город-порт с прямыми улицами, благоустроенными набережными, широкими каналами, каменными общественными и жилыми зданиями.
 
С 1712 года, после перевода в Петербург правительственных учреждений, город стал быстро застраиваться. Со всех концов России было собрано огромное число крестьян — «работных людей», которые в условиях нечеловеческой эксплуатации воздвигали Петропавловскую крепость, дворцы и особняки придворной знати, жилые дома и казенные здания.
 
И. В. Сталин указывал, что «Петр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надо сказать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры».2
____________
2 Сталин И. В. Соч., т. 13, стр. 105.
 
 
ПЛАН МЕСТНОСТИ В ДЕЛЬТЕ РЕКИ НЕВЫ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА. 1698 г. Составлен А. Крониортом
ПЛАН МЕСТНОСТИ В ДЕЛЬТЕ РЕКИ НЕВЫ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА. 1698 г.
Составлен А. Крониортом
 
 
Строительство Петербурга шло одновременно в разных частях города.
 
В 1715—1716 годах по указанию Петра I были составлены первые проекты плана Петербурга, в которых предусматривалась регулярная планировка города с центром на Васильевском острове. Эти проекты не получили осуществления, но тем не менее попытку создать общий план города и определить перспективу его развития на многие десятки лет вперед следует оценить как прогрессивное явление в истории русского зодчества.
 
 
ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА, СОСТАВЛЕННЫЙ ПРИ ПЕТРЕ I (Центральный военно-исторический архив СССР)
ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА, СОСТАВЛЕННЫЙ ПРИ ПЕТРЕ I (Центральный военно-исторический архив СССР)
 
 
Тогда же первым строителем и архитектором Петербурга Доменико Трезини были специально созданы «образцовые» (мы бы теперь сказали — «типовые») проекты жилых построек для владельцев разного достатка: из сеней и двух комнат — для ремесленников и мелких торговцев, более просторные — для «зажиточных» и в два этажа — для «именитых» людей. Обязательное использование этих проектов способствовало регулярному характеру застройки города.
 
Принцип регулярности в планировке и архитектуре Петербурга тех лет свидетельствует о высоком уровне русского градостроительства в первой четверти XVIII века.
 
План Петербурга, реально учитывавший потребности быстро растущего города, был составлен уже после смерти Петра I «Комиссией о петербургском строении», учрежденной 10 июля 1737 года специально с целью регулирования застройки. В комиссию входили архитекторы П. М. Еропкин и М. Г. Земцов, позднее — И. К. Коробов. Проект плана Петербурга был составлен выдающимся русским градостроителем П. М. Еропкиным и охватывал все части города. Расположение основного ядра предусматривалось на Адмиралтейской стороне, что отвечало насущным жизненным интересам, поскольку там складывался административный центр столицы. Планом комиссии были определены места городских площадей и направления улиц с учетом местоположения существовавших главнейших построек. Было установлено значение их в общем городском плане и даны названия улицам, набережным, площадям.
 
Именно в те годы окончательно сложилась лучевая система планировки центра Петербурга с проспектами Невским и Вознесенским (ныне проспект Майорова) и Гороховой улицей (ныне улица Дзержинского), сходящимися к центральному сооружению города — Адмиралтейству.
 
Созданный тогда план явился на многие годы основой для застройки города.
 
Для построек того времени характерна сравнительная простота архитектурных и декоративных форм. Зодчие заботились о внешнем облике домов, не злоупотребляя, однако, декоративными средствами. Художественный образ дома создавался путем применения простых композиционных приемов и сдержанного скульптурного декора для отдельных частей фасада.
 
Начиная с петровского времени здания в Петербурге получают характерную окраску, не потерявшую значения и доныне. Ее особенность состоит в том, что на интенсивном цветовом фоне стен — желтом, красном, голубом выделяются белые детали тонкого рисунка. Этот прием свидетельствует о высоком художественном вкусе русских зодчих и мастеров.
 
Городская застройка разнообразилась путем возведения высотных элементов — колоколен или башен со шпилями.
 
К сороковым годам XVIII века круг архитектурных задач меняется. Зодчим поручается, кроме частного жилого строительства, возведение главным образом дворцов и храмов. Двор, придворная знать и церковь — основные заказчики в области зодчества в середине XVIII века — выдвигали требование, чтобы архитектура этих сооружений была пышной по своему декоративному убранству.
 
 
ПЛАН ПЕТЕРБУРГА 1737 года Гравюра по плану Ф. Зихгейма
ПЛАН ПЕТЕРБУРГА 1737 года
Гравюра по плану Ф. Зихгейма
 
 
В русском зодчестве стали преобладать декоративно-живописные приемы, лишь намечавшиеся в архитектуре петровского Петербурга. Эти приемы определили характерные черты развитого стиля барокко середины XVIII века. Обращение зодчих к традициям московской архитектуры конца XVII века обусловило яркие национальные особенности этого стиля.
 
 
ПЛАН ПЕТЕРБУРГА 1753 года Чертеж И. Трускота, гравирован под руководством М. И. Махаева
ПЛАН ПЕТЕРБУРГА 1753 года
Чертеж И. Трускота, гравирован под руководством М. И. Махаева
 
 
Стиль барокко в России XVIII века характеризуется живописно-пластической разработкой фасадов, множеством декоративно-скульптурных и архитектурных деталей сложного очертания, наряду с которыми в композиции фасадов вводятся декоративные статуи. Стены зданий и в середине XVIII века попрежнему окрашиваются в яркие цвета — синий, зеленый, оранжевый или желтый, на фоне которых отчетливо выделяются многочисленные лепные или резные детали и белые колонны. Иногда детали фасада и купола золотятся. Благодаря яркой окраске фасадов постройки имеют нарядный вид. Колонны не столько выполняют роль опор, несущих перекрытия, сколько украшают живописные фасады зданий. Зодчие группируют колонны парами, пучками или располагают их поодиночке по всему фасаду.
 
Крупнейшими архитекторами того времени в Петербурге были В. В. Растрелли и С. И. Чевакинский. Смольный собор, Зимний и Строгановский дворцы в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе — произведения Растрелли, Никольский собор — постройка Чевакинского представляют собой образцы петербургского зодчества середины XVIII века в стиле барокко, стоящие в ряду архитектурных памятников мирового значения.
 
В то время Петербург в своей центральной части застраивался в основном в соответствии с проектом планировки, разработанным П. М. Еропкиным. Однако в разных местах города возникали отдельные дворцовые или церковные архитектурные ансамбли, композиционно не всегда связанные с общей городской планировкой.
 
Застройка осуществлялась раньше всего по берегам рек, пересекавших территорию города, и главные фасады усадеб обращались к набережным.
 
 
ПЛАН ПЕТЕРБУРГА 1828 года
Гравюра по плану Ф. Ф. Шуберта
 
 
Наряду с этим все резче выявлялся контраст между роскошными дворцовыми усадьбами вельмож и массовой застройкой в виде скромных одноэтажных домов ремесленников, мелких торговцев и лачуг работных людей на окраинах. Необходимость упорядочить застройку привела к созданию в 1702 году «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». При участии архитектора А. В. Квасова она вновь разработала проект планировки Петербурга, в новых границах, положив в основу план Еропкина. Однако в условиях того времени большая часть проектных предположений комиссии не получила осуществления, и замыслы архитектора Квасова были частично претворены в жизнь позднее, по мере последующей застройки Петербурга, другими архитекторами.
 
Развитие России на протяжении первой половины XVIII века привело к дальнейшему укреплению ее политического могущества. М. В. Ломоносов, отмечая это, писал: «Россия, распространяясь широко по вселенной, прославляясь победами, доказавшими преимущество в храбрости и самым высокомысленным супостатам, поставив свои пределы в безопасности и привлекши к себе прилежное внимание окрестных народов, яко важнейший член во всей европейской системе, требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия».3
____________
3 Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук, т. VIII, СПб. 1872, стр. 307.
 
В обстановке растущего протеста против крепостничества и абсолютизма и все более усиливающегося влияния идей русских просветителей, в 60—70-х годах XVIII века во взглядах на архитектуру намечается поворот в сторону переоценки стиля барокко, начинает формироваться новое художественное направление — классицизм.
 
Удовлетворяя запросы двора, церкви и придворной дворянской верхушки, архитектура барокко середины XVIII века стала характерной для абсолютистского монархического строя. Этому стилю противопоставлялась архитектура, выражающая новые художественные идеи.
 
Возводимые в новом стиле классицизма здания отличались большей строгостью, простотой форм и в то же время величавостью. Широкое распространение в то время получили рациональные классические архитектурные формы.
 
Национальные особенности классицизма в России и его реалистические основы определялись конкретными задачами, стоявшими перед архитектурой в связи с широким размахом строительства в стране, а также народными традициями русского зодчества.
 
Во второй половине XVIII века, в связи с развитием экономики, дальнейшим ростом внешней и внутренней торговли, реформами в области просвещения, в Петербурге, Москве и других крупнейших городах России, наряду с дворцовым и церковным строительством, выявилась необходимость в зданиях для различных государственных учреждений, академий, учебных заведений, театров, в торговых постройках, больших гостинодворских строениях и пр. Размах строительства был особенно велик в столице — Петербурге.
 
В то время развертывается творческая деятельность основоположников классицизма в русском зодчестве В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, архитекторов А. Ф. Кокоринова, Н. А. Львова, Д. Кваренги, Ч. Камерона и других. Свое идейно-художественное завершение классицизм получил в первой трети XIX столетия, когда архитектурный облик центра Петербурга окончательно сформировался при участии великих мастеров русского зодчества: А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, К. И. Росси, В. П. Стасова и других.
 
 
АРХИТЕКТОР В. И. БАЖЕНОВ (1737—1799)
АРХИТЕКТОР В. И. БАЖЕНОВ (1737—1799)
 
 
Во второй половине XVIII — начале XIX веков в Петербурге были созданы замечательные произведения архитектуры, являющиеся гордостью русской национальной культуры, шедеврами мирового зодчества. Среди них следует назвать здание Академии художеств (архитекторы А. Ф. Кокоринов и В. Деламот), Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов), здания Академии наук, Эрмитажного театра и Смольного института (архитектор Д. Кваренги); гениальное творение зодчего А. Д. Захарова — Главное Адмиралтейство; Казанский собор и Горный институт (архитектор А. Н. Воронихин), Биржа (архитектор Т. Томон) и другие.
 
В этот же период расширяются и обогащаются новыми постройками пригороды — Петергоф (ныне Петродворец), Царское село (ныне Пушкин), Ораниенбаум (ныне Ломоносов), создаются новые архитектурно-парковые ансамбли — Гатчина, Павловск и Пелла, охватывая город полукольцом пригородных царских резиденций.
 
 
АРХИТЕКТОР В. В. РАСТРЕЛЛИ (1700—1771)
АРХИТЕКТОР В. В. РАСТРЕЛЛИ (1700—1771)
 
 
В течение двух десятилетий после Отечественной войны 1812 года архитектура классицизма достигает своего высшего развития, ярко отражая мощный патриотический подъем в стране, рост национального самосознания русского народа, изгнавшего из пределов родины вражеские войска Наполеона. 3одчие К. И. Росси, В. П. Стасов и другие создают величественные здания, такие, как Александринский театр (ныне Театр драмы имени А. С. Пушкина), Главный штаб и бывшие Павловские казармы (ныне «Ленэнерго»), которые формируют непревзойденные городские архитектурные ансамбли. Именно в то время были созданы всемирно известные ансамбли городского центра: площади на Неве — Сенатская (ныне площадь Декабристов), Адмиралтейская (ныне сад имени А. М. Горького), Дворцовая, Марсово поле, стрелка Васильевского острова.
 
Большую роль в планировке и застройке города сыграл учрежденный в 1816 году «Комитет для строений и гидравлических работ», в котором участвовали те же крупнейшие архитекторы-градостроители К. И. Росси, В. П. Стасов и А. А. Михайлов. В задачу этого комитета входило проектирование и регулирование застройки, благоустройство города, создание целостного облика столицы. Градостроительное начало, присущее русскому зодчеству, получило наиболее яркое выражение в планировке и застройке многих русских городов, в том числе Петербурга во второй половине XVIII и первой половине XIX веков.
 
С середины XIX века в Петербурге возводится все больше новых зданий, предназначенных для обслуживания растущих потребностей промышленности, транспорта, торговли и т. д. Среди них значительное место занимают фабричные и заводские корпуса, универсальные магазины и рынки, железнодорожные вокзалы, здания различных торговых и промышленных фирм.
 
В архитектуре широко применяются новые строительные материалы — прокатное железо, стекло, железобетон. Быстро развивается строительная техника. Новоизобретенные конструкции обеспечивают возможность перекрывать большие пространства, решать крупные технические задачи. Вместе с тем прогрессивные градостроительные принципы русского зодчества в значительной степени утрачиваются.
 
В городе сооружаются в большинстве своем безликие по архитектуре доходные дома с квартирами для сдачи в наем. Земельные участки застраиваются чрезвычайно плотно, чтобы получить максимальный доход от их эксплуатации. Характерными для того времени являются так называемые дворы-колодцы, непроветриваемые, лишенные солнца. Спекуляция земельными участками, погоня их владельцев — купцов и предпринимателей за наживой повлекла за собой стихийную застройку города, которую не могла и не хотела регулировать буржуазная Городская дума. Петербург кольцом охватили промышленные предприятия. Он оброс неизбежными для капиталистического города ужасающими трущобами, лишенными элементарного благоустройства. Здесь ютились пролетарии, крестьяне, пришедшие на сезонные заработки, мелкие служащие и городская беднота, т. е. подавляющее большинство населения.
 
Обследование окраинных районов Петербурга, произведенное в 1897 году, показало удручающую картину жизни рабочих, ремесленников и их семей, невероятную скученность населения.
 
По официальным данным, в 1897 году только в Нарвской части в 1391 квартире углы занимали 15647 человек.
 
Позднее, в 1912 году в Петербурге было 150000 угловых и коечных жильцов. Число людей, снимавших койку на одну ночь в ночлежных домах, с трудом поддавалось учету.
 
На эту особенность, характерную не только для Петербурга, но и для других капиталистических городов дореволюционной России и любой буржуазной страны, указывал И. В. Сталин в докладе на XVII съезде партии:
 
«Неизбежным признаком крупных городов буржуазных стран являются трущобы, так называемые рабочие кварталы на окраинах города, представляющие груду темных, сырых, большей частью подвальных, полуразрушенных помещений, где обычно ютится неимущий люд, копошась в грязи и проклиная судьбу».4
____________
4 Сталин И. В. Соч., т. 13, стр. 334—335.
 
Городской центр Петербурга, созданный в XVIII и первой половине XIX веков, в период капиталистической застройки претерпел некоторые изменения, частично исказившие его облик. Одним из примеров полного игнорирования градостроительных задач явилась застройка площади между Университетом и Биржей, где в начале XX века появились невыразительные по архитектуре больничные корпуса. Этим был нарушен замечательный ансамбль, складывавшийся на протяжении целого столетия.
 
Архитектура банков, торговых и доходных домов, коммерческих предприятий стала влиять на облик центральных улиц города. Своим характером она противоречила строгой классической застройке. Примером этого может служить дом бывший Елисеева на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы.
 
Архитекторы все больше становились на путь эклектики. Сперва распространилось подражание различным историческим стилям: итальянского Возрождения, готическому, романскому. Зачастую в одном здании соединялись элементы разных стилей. В конце XIX века получил распространение упадочный буржуазный стиль модерн, характерный неопределенностью архитектурных форм, обилием украшений, безвкусно нагроможденных на фасадах. Все это внесло пестроту в архитектурный облик города, нарушило художественное единство некоторых ансамблей.
 
И все же город не утратил величественности и красоты своей архитектуры, созданной в лучшую пору ее развития. Среди доходных домов и банков, железнодорожных вокзалов и гостиниц, сооруженных в капиталистический период, попрежнему неувядаемой красотой выделялись творения великих зодчих — Растрелли, Старова, Воронихина, Захарова, Росси и Стасова.
 
Петербург был крупнейшим городом капиталистической России. И, вместе с тем, он концентрировал, создавал и закалял те огромные силы революции, которые сделали его застрельщиком Великого Октября и превратили в город Ленина.
 
С конца 1893 года в Петербурге развернул пропаганду марксизма среди рабочих Владимир Ильич Ленин. Уже в 1895 году он объединил все петербургские марксистские рабочие кружки в один «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который, по выражению Ленина, «представлял первый серьезный зачаток революционной партии, опирающейся на рабочее движение».5 Оно крепло и ширилось, охватывая широкие массы рабочего класса страны. Под руководством Коммунистической партии рабочий класс России, пролетарии Питера в первых рядах, в октябре 1917 года двинулись на решающий штурм капитализма и добились победы, открывшей новую эру в истории человечества.
____________
5 История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), Краткий курс, стр. 20.
 
26 января 1924 года, по просьбе Петроградского Совета, поддержанной резолюциями рабочих всех фабрик и заводов Петрограда, Второй съезд Советов Союза ССР принял решение о переименовании Петрограда в Ленинград.
 
«Пусть отныне этот крупнейший центр пролетарской революции, — говорилось в историческом решении съезда, — навсегда будет связан с именем величайшего из вождей пролетариата — Владимира Ильича Ульянова-Ленина».6
____________
6 Из постановления Второго съезда Советов Союза ССР о переименовании города Петрограда в Ленинград. «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства», 1924 г. отд. 1, № 29—30, ст. 268, стр. 386.
 
 
АРХИТЕКТОР И. Е. СТАРОВ (1744—1808)
АРХИТЕКТОР И. Е. СТАРОВ (1744—1808)
 
 
* * *
 
С первых послереволюционных лет развернулись работы по социалистическому переустройству города. Было осуществлено переселение рабочих из лачуг и подвалов на окраинах в особняки знати — дворянства и буржуазии, в квартиры многочисленных муниципализированных жилых домов в центральных районах города. Затем начались реконструктивные мероприятия и новое строительство. Размах этих работ с каждым годом увеличивался. С 1935 года все мероприятия по реконструкции, благоустройству и новому строительству представляли собой стройную, продуманную систему.
 
Развитие архитектуры Ленинграда за время Советской власти можно разделить на несколько периодов: первый — с 1918 по 1924 годы, когда в основном осуществлялись передел жилой площади и первые мероприятия по благоустройству; второй — с 1925 по 1934 годы — период все большего развертывания социалистического строительства; третий — с 1935 года до начала Великой Отечественной войны, когда строительство осуществлялось уже по плану развития Ленинграда, и, наконец, четвертый — годы послевоенного восстановления и дальнейшего бурного строительства.
 
Уже в первые годы после революции большое внимание уделяется благоустройству. В качестве примера можно назвать коренное преобразование Марсова поля, превращенного из пыльного плаца в прекрасный сквер с монументальным гранитным памятником павшим борцам Революции. Другим примером является устройство сада перед Смольным с парадно оформленным входом — пропилеями.
 
В то время в Москве и Ленинграде (тогда еще Петрограде) началось осуществление так называемого плана монументальной пропаганды, идея которого принадлежала В. И. Ленину.
 
14 апреля 1919 года был опубликован подписанный Лениным декрет «О снятии царских монументов и разработке памятников Российской Социалистической Революции». В соответствии с этим декретом в Петрограде было снято несколько малохудожественных памятников времен царизма. В то же время в разных местах города были сооружены небольшие по размерам памятники революционным деятелям. Исполненные из недолговечных материалов (гипс, дерево), они в первые годы Советской власти сыграли свою идейно-пропагандистскую роль. В дальнейшем ленинская идея монументальной пропаганды получила в Ленинграде широкое развитие. Из 63 монументов, украшающих улицы и площади в настоящее время, 38 воздвигнуты после Великой Октябрьской социалистической революции.
 
В период с 1925 по 1934 годы осуществляется коренное преобразование бывших рабочих окраин. Благоустраиваются жилые районы на Выборгской стороне, за Нарвской, Невской и Московской заставами. Здесь были проложены новые улицы, возведены кварталы жилых домов, сооружены дома культуры, клубы, бани, школы и другие общественные здания для всестороннего обслуживания трудящихся.
 
Все это обширное строительство было направлено на осуществление задачи, выдвинутой Коммунистической партией, поставившей целью скорейшее уничтожение трущоб, доставшихся в наследство от капитализма, на ликвидацию резкого контраста между центром и окраинами.
 
Коммунистическая партия и Советское правительство последовательно осуществляли в области градостроительства политику, направленную на создание социалистических городов, где районы новой застройки по своей организации и благоустройству не отличаются от центра.
 
В Ленинграде огромная роль в этом деле принадлежала выдающемуся деятелю Коммунистической партии С. М. Кирову, возглавлявшему в тот период Ленинградскую партийную организацию.
 
Бывшие рабочие окраины города застраивались свободно расположенными на участках благоустроенными жилыми домами, становились все более благоприятными для жизни советских людей.
 
Об этом говорил И. В. Сталин в докладе на XVII съезде партии: «Революция в СССР привела к тому, что эти трущобы исчезли у нас. Они заменены вновь отстроенными хорошими и светлыми рабочими кварталами, причем во многих случаях рабочие кварталы выглядят у нас лучше, чем центры города».7
____________
7 Сталин И. В. Соч., т. 13, стр. 335.
 
Успешное выполнение заданий первого пятилетнего плана, в котором почетная роль принадлежала Ленинграду с его мощной индустрией, привело к коренным изменениям в промышленности, культуре и городском хозяйстве. Это дало основание С. М. Кирову в речи на XVII съезде партии заявить, что «в Ленинграде остались старыми только славные революционные традиции петербургских рабочих, все остальное стало новым».8
____________
8 Киров С. М. Избранные статьи и речи, 1939, стр. 625.
 
Как уже было сказано, с 1935 года архитектурно-строительные мероприятия в Ленинграде проводились в соответствии с планом развития города. В своих основных положениях этот план был разработан, исходя из решений июньского пленума Центрального Комитета партии в 1931 году о московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР, а также из постановления ЦК партии от 10 июля 1935 года о реконструкции города Москвы, определивших принципы реконструкции и строительства городов Советского Союза.
 
Июньский пленум ЦК партии 1931 года обратил внимание городских Советов на необходимость улучшения городского хозяйства и расширения городского строительства.
 
Пленум предложил: «Ускорить темпы развития городского хозяйства в СССР и в особенности жилищного хозяйства в соответствии с темпами и планами промышленного строительства, при этом выполнение плана жилищного и городского строительства должно вестись таким образом, чтобы главная масса капитальных вложений была направлена в основные промышленные и городские центры по особому списку, с тем, чтобы план строительства этих городов был обеспечен всеми необходимыми материалами и оборудованием».9
____________
9 Каганович Л. М. За социалистическую реконструкцию Москвы и городов СССР, переработанная стенограмма доклада на июньском пленуме ЦК ВКП(б), «Московский рабочий», М.—Л. 1931, стр. 88.
 
В этот список городов был включен и Ленинград. В августе 1935 года было вынесено решение ЦК партии о разработке генерального плана развития Ленинграда. Этим было положено начало новому этапу в истории строительства города.
 
Отличительной чертой советского градостроительства является забота о благе и удобствах людей. Социалистический строй нашего государства обеспечил возможность планировать размеры города и его территории, количество населения, зонирование, последовательность застройки.
 
В условиях социалистического государства градостроительство основано на общем народнохозяйственном плане, определяющем развитие всех отраслей хозяйства и культуры страны, и предусматривает всестороннее развитие города в целом.
 
 
АРХИТЕКТОР Д. КВАРЕНГИ (1744—1817)
АРХИТЕКТОР Д. КВАРЕНГИ (1744—1817)
 
 
Исторически сложившиеся старые районы Ленинграда были переуплотнены: при 5—6-этажной застройке средняя плотность населения в них колебалась от 1500 до 2000 человек на гектар. Социалистическое преобразование города предусматривает плотность населения до 500—600 человек на гектар в новых районах и резкое снижение плотности населения — до 700—800 человек на гектар — в старых.
 
Принятые нормы плотности населения обеспечивали возможность принципиально иной планировки жилых кварталов, возникавших в новых частях города, большого их озеленения. Было развернуто строительство крупных кварталов в 9—12 га. Застройка их с целью лучшего проветривания и освещения располагалась свободно, в окружении зелени, при благоустройстве всей территории. Размещение культурно-бытовых учреждений — школ, амбулаторий, столовых, детских садов, яслей и проч. — предусматривалось внутри жилых кварталов, с тем, чтобы удобнее было обслуживать население окружающих домов.
 
Для разработки плана развития Ленинграда были приняты установки, определившие направления, в которых должен был расширяться город. Намечалось освоение новых территорий, незатопляемых и наиболее пригодных для заселения, в направлениях к востоку, юго-востоку и юго-западу, в первую очередь по обоим берегам Невы, Московскому шоссе — ныне проспекту имени И. В. Сталина и проспекту Стачек.
 
В старых кварталах застраивались пустыри, надстраивались и реконструировались отдельные дома, проводились широкие работы по благоустройству. За предвоенное пятилетие был выстроен ряд жилых домов и общественных зданий, отличающихся высокими архитектурными качествами. Для примера можно назвать здание средней школы, построенное в 1939 году в начале Невского проспекта, жилой дом Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) на Кировском проспекте и другие.
 
 
АРХИТЕКТОР А. Н. ВОРОНИХИН (1759—1814)
АРХИТЕКТОР А. Н. ВОРОНИХИН (1759—1814)
 
 
В 1930 году развернулось крупное строительство в Автове и Щемиловке, на Охте и Московском шоссе.
 
Многочисленные выстроенные дома отвечали задачам новой социалистической организации жилого квартала. На Малой Охте и в Автове строительство осуществлялось комплексно, на больших участках. Поскольку вся территория квартала являлась строительной площадкой, это затрудняло одновременное ее благоустройство. Крупные работы по благоустройству и озеленению начались здесь с 1940 года.
 
Только за пятилетие с 1936 по 1941 годы в Ленинграде было выстроено 189 школ, 111 детских яслей, 174 детских сада, ряд общественных зданий и свыше 100 многоэтажных жилых домов. К 1941 году в Ленинграде насчитывалось 132 клуба, в том числе 6 домов и дворцов культуры и 18 клубов, заново построенных, а также более 700 массовых библиотек.
 
 
АРХИТЕКТОР А. Д. ЗАХАРОВ (1761—1811)
АРХИТЕКТОР А. Д. ЗАХАРОВ (1761—1811)
 
 
За годы довоенных пятилеток вступило в строй около 2,6 миллиона квадратных метров новой жилой площади. Это составляло, примерно, одну шестую часть всего существовавшего до революции жилого фонда города.
 
В предвоенные годы развернулись работы по строительству грандиозного стадиона на Крестовском острове и было начато сооружение метрополитена.
 
Многие улицы и площади были заново благоустроены, покрыты асфальтом, озеленены. К их числу относятся улицы Чайковского, Петра Лаврова, площадь Тургенева. Новые скверы устроены на Загородном проспекте, улице Зеленина и во многих других районах. В городе появились новые благоустроенные набережные — в несколько километров длиной на правом берегу Невы, вдоль реки Ждановки и другие. Были сооружены новые каменные мосты, реконструированы многие старые.
 
В области городского благоустройства были достигнуты значительные результаты. Приведем несколько характерных цифр: водопроводная сеть за годы Советской власти увеличилась более чем в полтора раза и достигла к 1941 году 1105 километров (в 1913 году — 674 км). При этом мощность водопроводных станций возросла в 3,5 раза.
 
Канализационная городская сеть была не только расширена в три раза, но в отдельных районах, например на Васильевском острове, коренным образом усовершенствована.
 
В те же годы полностью реконструировано освещение улиц и площадей, на которых установлено большое число электрических фонарей.
 
Огромное строительство было прервано вероломным нападением на нашу страну гитлеровской Германии. Артиллерийскими обстрелами и бомбардировкой с воздуха фашистские варвары разрушили много жилых домов, сильно повредили ценнейшие памятники архитектуры, вошедшие в сокровищницу русского и мирового зодчества.
 
В героические дни обороны «ни на минуту Ленинград не чувствовал себя оторванным от своей родины. Вся страна любовно заботилась и заботится о Ленинграде, — говорил А. А. Жданов на заседании Верховного Совета СССР 18 июня 1942 года. — Со всех концов нашей великой родины, из всех союзных республик, краев и областей нашей страны шла и непрерывно идет братская помощь Ленинграду. Она не прерывалась в самые трудные дни».10 Ни вражеские бомбежки и артиллерийские обстрелы, ни голод и холод не сломили мужества ленинградцев. Стойкость и героизм, проявленные защитниками города, вошли одной из славных страниц в летопись Великой Отечественной войны. Они отмечены учреждением медали «За оборону Ленинграда» и высшей наградой Родины — орденом Ленина, которой удостоен город-герой.
____________
10 «Правда» от 19 июня 1942 года.
 
 
АРХИТЕКТОР В. П. СТАСОВ (1769—1848)
АРХИТЕКТОР В. П. СТАСОВ (1769—1848)
 
 
В январе 1944 года был нанесен первый из десяти сокрушительных ударов по врагу. За период с 14 по 27 января советские войска разгромили вражеские силы и полностью освободили осажденный Ленинград от блокады.
 
Еще слышны были выстрелы орудий, уничтожавших укрепленные позиции фашистов у стен города, когда начались огромные восстановительные работы.
 
Уже в марте 1944 года был утвержден план восстановления городского хозяйства. Великая забота Коммунистической партии и Советского правительства о Ленинграде и ленинградцах нашла новое воплощение в создании материально-технических возможностей, обеспечивших возрождение города в невиданно-короткие сроки.
 
 
АРХИТЕКТОР К. И. РОССИ (1775—1849)
АРХИТЕКТОР К. И. РОССИ (1775—1849)
 
 
Только за два года — 1945 и 1946 — в городское хозяйство было вложено свыше 700 миллионов рублей. Это позволило полностью наладить транспорт, водопровод, канализацию, ввести в действие почти все школы, детские ясли и сады, культурно-просветительные учреждения и восстановить 1,6 миллиона квадратных метров жилой площади.
 
В июле 1945 года партия и правительство приняли решение о восстановлении и развитии сланцевой промышленности в Эстонской ССР и Ленинградской области в целях обеспечения Ленинграда газом для бытовых и хозяйственных нужд. Был проложен газопровод из Кохтла-Ярве, и к 1953 году уже около 200 тысяч квартир обеспечены газом.
 
За четыре послевоенных года исчезли следы разрушений. Величественные произведения зодчества, созданные мастерами русской архитектуры, тщательно реставрированы. Широко развернулись реставрационные работы и в пригородах, разрушенных гитлеровскими вандалами во время оккупации и при отступлении.
 
Вслед за восстановлением города началось огромное по размаху новое строительство, осуществлены крупнейшие градостроительные мероприятия.
 
В результате коренной реконструкции Невского проспекта, обновления и реставрации свыше ста фасадов зданий, удаления трамвайных путей и асфальтирования, а также частичного озеленения эта важная городская магистраль стала еще более красивой.
 
Крупные работы проведены на площади Искусств и у Инженерного замка. В результате ярче выявлены художественные достоинства великолепных произведений крупнейших русских зодчих — К. И. Росси (Русский музей) и В. И. Баженова (Инженерный замок). Архитектурный ансамбль воссоздан в чертах, близких к первоначальному авторскому замыслу.
 
Реконструированы Суворовский и Кировский проспекты, проспект Чернышевского и другие. Создана новая городская площадь у Финляндского вокзала, в центре которой высится памятник В. И. Ленину, запечатлевший исторический момент выступления великого вождя с броневого автомобиля в день возвращения в Россию из эмиграции.
 
В различных местах города установлены монументы В. И. Ленина и И. В. Сталина, памятники Н. Г. Чернышевскому, Н. А. Римскому-Корсакову, скульптуры Зои Космодемьянской, Александра Матросова и другие.
 
Все более богатым становится озеленение города. Расчищен от случайных построек парк имени В. И. Ленина, устроены новые скверы и сады с парадной планировкой — на площади Революции, на месте бывшего Клинского рынка и другие.
 
За четыре последних года протяженность вновь озелененных улиц составила почти 70 километров. Озеленены и благоустроены подъезды к городу, вдоль которых высажено свыше 1,6 миллиона деревьев и кустов, в том числе около 800 тысяч плодово-ягодных.
 
На Крестовском острове закончено сооружение первой очереди грандиозного стадиона имени С. М. Кирова, который является основным ядром спортивного комплекса, органически включенного в созданный после войны обширный Приморский парк Победы.
 
С огромным размахом ведется строительство на проспекте имени И. В. Сталина, который должен стать одной из лучших магистралей города. Созданный после Великой Отечественной войны Московский парк Победы явился важным градоформирующим элементом для южной части этого проспекта. Вокруг парка возникают новые благоустроенные кварталы, целые улицы, застраиваемые многоэтажными жилыми домами.
 
Новыми значительными центрами жилищного строительства являются также: проспект Стачек, на котором широко развернулось сооружение жилых домов; проспекты Карла Маркса и Энгельса, образующие благоустроенную магистраль Сталинского района; западная оконечность Васильевского острова, где в районе Гавани возводятся жилые дома, создан красивый бульвар и предполагается построить Морской вокзал, и т. д.
 
Еще в большем масштабе, чем до войны, развернуто строительство на Малой и Большой Охте, в Щемиловке, где, одновременно с сооружением новых домов, озеленяются и благоустраиваются кварталы, улицы и площади.
 
 
ПАМЯТНИК В. И. ЛЕНИНУ У СМОЛЬНОГО. 1927 г. СКУЛЬПТОР В. В. КОЗЛОВ, АРХИТЕКТОР В. А. ЩУКО
ПАМЯТНИК В. И. ЛЕНИНУ У СМОЛЬНОГО. 1927 г.
СКУЛЬПТОР В. В. КОЗЛОВ, АРХИТЕКТОР В. А. ЩУКО
 
 
Только за два года — 1951 и 1952 — в городе выстроено около 700 тысяч квадратных метров жилой площади. Новые дома хорошо благоустроены. Трудящиеся получают все необходимые бытовые удобства.
 
Таким образом, за годы после Октября в Ленинграде построено около 4 миллионов квадратных метров жилой площади, т. е. количество, превышающее одну четверть дореволюционного жилищного фонда, который создавался на протяжении более 200 лет. Уже одна эта цифра — яркий показатель исключительной заботы Коммунистической партии и Советского правительства о максимальном удовлетворении насущных нужд трудящихся.
 
Усовершенствована техника возведения многоэтажных жилых домов, основанная на применении передовых индустриальных методов. Благодаря решительному внедрению крупноблочного строительства, применению типизированных конструкций, изготовляемых на заводах, и поточной организации строительных работ с использованием мощной механизации, жилые дома в 5—7 этажей возводятся за 6—8 месяцев.
 
В первые послевоенные годы в Ленинграде была допущена ошибочная практика малоэтажного строительства на окраинах города и даже на таких важных магистралях, как Приморский проспект и проспект Энгельса. Тем самым возрождался контраст между центром города и его периферийными районами, что шло вразрез с социалистическими принципами градостроительства. Кроме того, такая практика приводила к нерациональному расходованию государственных средств, к нецелесообразному использованию больших пространств городской территории.
 
За последние годы эта серьезная ошибка исправлена. Возводятся благоустроенные многоэтажные жилые дома, отдельные здания повышенной этажности в 10—12 этажей. Творческие усилия ленинградских архитекторов направлены на создание ансамблей, основанных на принципах советского градостроительства.
 
Большое внимание уделено созданию Курортного района Ленинграда в живописной и благоприятной для этой цели местности на Карельском перешейке. Курортный район и его центр Зеленогорск связаны с городом благоустроенной автострадой и электрифицированной железной дорогой.
 
На пригородных железнодорожных линиях заново выстроен ряд вокзалов.
 
В послевоенные годы возобновилось строительство метрополитена. Трасса первой очереди метро, длиной в 10 километров, соединит центр города у Московского вокзала с отдаленным, интенсивно застраивающимся новым районом — Автово. Первой станцией на этой линии является «Площадь Восстания» у Московского вокзала; далее, последовательно, расположены станции: «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод», «Автово».
 
Каждая станция метро посвящена определенной теме, конкретной идее, раскрываемой средствами архитектуры, скульптуры и другими видами монументального изобразительного искусства. Идейно-художественное содержание архитектуры каждой станции связано с местом, где она находится.
 
Трасса метрополитена будет в дальнейшем продолжена. В последующие годы намечено сооружение еще нескольких линий подземной железной дороги, которые обеспечат удобную и быструю связь между всеми районами города.
 
* * *
 
Архитектура многочисленных зданий, построенных в Ленинграде за годы Советской власти, отражает сложный путь развития советского зодчества, последовательное овладение методом социалистического реализма.
 
В борьбе с конструктивизмом и формализмом, с попытками реставраторства, т. е. копирования и некритического использования архитектурного наследия, выкристаллизовались основные принципы советской архитектуры, подлинно-народной, призванной наилучшим образом обслуживать разносторонние запросы советских людей. Как и советская культура в целом, советская архитектура является социалистической по содержанию и национальной по форме. Это значит, что архитекторы призваны развивать лучшие традиции национальной архитектуры, творчески использовать положительный, многовековый опыт русского, а также мирового зодчества и в то же время быть новаторами, использовать новейшие достижения науки и строительной техники.
 
В сокровищнице советского зодчества имеется большое число замечательных, всенародно одобренных произведений архитектуры, отмеченных Сталинскими премиями. В 1951 году Сталинских премий удостоены два сооружения, созданные в Ленинграде: крупнейший в стране стадион имени С. М. Кирова и железнодорожный вокзал в городе Пушкине.
 
Директивами XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы намечена огромная программа строительства в нашей стране.
 
Запланированное в пятой пятилетке увеличение примерно в два раза капиталовложений в жилищное строительство, расширение примерно на 70 процентов по сравнению с предыдущим пятилетием строительства школ, увеличение сети кинотеатров на 25 процентов, клубов на 15 процентов, библиотек на 30 процентов, существенное увеличение сети санаториев, домов отдыха, больниц и пр. — все это определяет дальнейший огромный размах строительства и в Ленинграде. Если в 1952 году в Ленинграде было выстроено 300 тысяч квадратных метров жилой площади, то это количество к 1955 году должно увеличиться примерно в два раза.
 
Мирный созидательный труд советского народа, самоотверженно строящего коммунизм, неустанная забота Коммунистической партии и Советского правительства о развитии социалистической культуры и искусства вдохновляют ленинградских архитекторов на борьбу за новые творческие достижения.
 
 
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Введение ... 5
 
АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ НА НЕВЕ
Смольный и Таврический дворец ... 25
Петропавловская крепость и площадь Революции ... 43
Васильевский остров ... 55
Центральные площади ... 75
Районы новой застройки ... 127
 
ПРОСПЕКТЫ ГОРОДА
Невский проспект ... 149
Кировский проспект ... 189
Проспект Стачек ... 201
Проспект имени И. В. Сталина ... 219
 
НАБЕРЕЖНЫЕ КАНАЛОВ И РЕК
Река Мойка и канал Грибоедова ... 248
Река Фонтанка ... 250
Обводный канал ... 253
 
КИРОВСКИЕ ОСТРОВА
Каменный остров ... 276
Елагин остров ... 277
Крестовский остров ... 278
 
ПРИГОРОДЫ ЛЕНИНГРАДА
Петродворец ... 296
Город Пушкин ... 303
Павловск ... 316
Гатчина ... 321
Город Ломоносов ... 325
Курортный район ... 330
 
Заключение ... 334
Примечания ... 336
 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Ленинград за годы Советской власти значительно изменился и преобразился.
 
После Великой Отечественной войны проделана огромная работа по его восстановлению, реконструкции, дальнейшему благоустройству улиц, площадей и целых районов, по реставрации замечательных архитектурных ансамблей. Уточнены перспективы развития города на ближайшее время. Они определяются той ролью, которая отведена Ленинграду, как важнейшему центру технического прогресса страны. Планом предусмотрено всестороннее совершенствование городского хозяйства, намечены общие контуры будущего строительства.
 
В широко развернувшемся жилищном строительстве по всей стране и в частности в Ленинграде находит свое проявление основной экономический закон социализма, существенными чертами и требованиями которого являются обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
 
Рост строительства удобных жилищ, детских садов, яслей, школ, кинотеатров, неуклонное повышение архитектурно-художественных качеств зданий и ансамблей, формирующих новые части города, имеют целью сделать жизнь и быт советских людей еще лучше и благоустроеннее.
 
В проектах, выполненных ленинградскими архитекторами, все отчетливей выявляется будущий облик одной из важнейших магистралей города — проспекта имени И. В. Сталина, проспектов: Стачек, Карла Маркса, Энгельса, Обуховской обороны, «морского фасада» города со стороны залива с зданием Морского вокзала на новой набережной Васильевского острова, площадей у въездов в город с главных направлений и в первую очередь со стороны столицы нашей Родины Москвы.
 
Силуэты отдельных зданий на проспекте имени И. В. Сталина, в Автове, на Охте, в Щемиловке, ансамбли новых площадей в Сталинском, Калининском, Невском, Московском и Кировском районах, новые мосты через Неву — все это уже вырисовывается в архитектурных проектах, которые будут претворены в жизнь в ближайшие годы.
 
На площадях Ленинграда намечено воздвигнуть новые монументы В. И. Ленина, И. В. Сталина, М. И. Калинина, С. М. Кирова, А. А. Жданова, корифеев отечественной науки, литературы и искусства A. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, B. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. М. Горького, В. В. Докучаева, Д. И. Менделеева.
 
Одна из характерных и отличительных черт нашей социалистической страны заключается в том, что вчерашние замыслы и мечты сегодня и завтра становятся у нас действительностью. Так будет и с планом дальнейшего развития Ленинграда, который с каждым годом осуществляется все с большим размахом, во все более широких масштабах.
 
Не покладая рук трудятся ленинградцы над превращением родного города в важнейший центр технического прогресса страны. В благородном патриотическом порыве они вносят свой вклад во всенародное дело укрепления могущества любимой Родины, дело строительства коммунизма. И все они — рабочие и инженеры, строители и архитекторы, скульпторы и садоводы — стремятся к тому, чтобы город, носящий имя великого Ленина, становился все благоустроеннее и красивее.
 
Архитектурный облик города обогащается и совершенствуется, бережно сохраняются замечательные памятники зодчества прошлых веков — свидетельство высокого уровня русской национальной культуры, достижения которой приумножаются творческим трудом советского народа.
 
Ленинградские архитекторы и строители стремятся создать новые сооружения, которые запечатлели бы величие нашей Советской эпохи.
 
Дважды орденоносный город-герой, вместе со всей нашей Родиной, под водительством Коммунистической партии уверенно идет к торжеству коммунизма.
 

 

 

Примеры страниц

 
Архитектура Ленинграда / Автор и составитель В. И. Пилявский; При участии Б. Л. Васильева, О. С. Гринцевич, Н. Я. Лейбошиц; Художник Л. С. Хижинский. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953  Архитектура Ленинграда / Автор и составитель В. И. Пилявский; При участии Б. Л. Васильева, О. С. Гринцевич, Н. Я. Лейбошиц; Художник Л. С. Хижинский. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 831 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

13 января 2025, 19:30 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «АГ проджект групп»
Архитектурное бюро КУБИКА