|
Прахт К. Мебель и архитектура. — М., 1993Мебель и архитектура / К. Прахт ; Перевод с немецкого канд. искусствоведения Ю. Б. Тупталова; Под редакцией д-ра архитектуры А. В. Иконникова. — Москва : Стройиздат, 1993. — 167 с., ил.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Предлагаемый нашим читателям перевод книги западногерманского профессора Клауса Прахта не похож на утвердившиеся стереотипы профессиональной литературы. Основной ее предмет, как будто, — проектирование мебели. Однако его методы рассмотрены под особым углом зрения — автора интересуют аналоги между формообразованием мебели и архитектуры зданий, интересуют возможности переноса приемов организации архитектурной формы в сферу дизайна. Автор не пускается в пространные рассуждения о культурных, социально-типологических и семантических основаниях подобных переносов.
Он предельно конкретен. Осмыслив и выявив примеры влияния архитектуры на собственную практику дизайнера, он расширил сферу наблюдений, привлекая широкий спектр явлений, относящихся к деятельности западноевропейских дизайнеров последнего десятилетия. Собранную им «коллекцию» примеров автор систематизировал с предельной прагматичностью, подчиняя материал простейшим и очевидным признакам морфологии вещи, элементарным приемам ее организации. Он как бы следует каноническим методам композиции в архитектуре и дизайне, выявляя внешние аналоги между их приложением к различным сферам деятельности.
Все это само по себе любопытно и, несомненно, может чем-то помочь проектировщику, наталкивая на решения, вырастающие из аналогий, иной раз совсем не тривиальных и очевидных. Стоит отдать должное острой наблюдательности автора и его умению сопоставить разноплановые явления. За чисто практической стороной скрупулезно упорядоченных наблюдений возникают, однако, и контуры более широких обобщений.
Казалось бы на первый взгляд бесхитростная коллекция практических приемов направляет мысль на механизмы стилеобразования, от которых зависит возможность естественного бытования аналогичных приемов организации формы в объектах разного масштаба и различного назначения. Автор не заявляет о своей собственной творческой платформе, однако в плюралистической картине современной художественной культуры, в ее многостилье он занимает определенную позицию.
Судя по довольно многочисленным собственным работам, которые Прахт приводит в числе иллюстраций, и по отбору примеров из современной практики дизайна и архитектуры, он принадлежит к постмодернистам «второго поколения», отвергающим жесткий рационализм, но избегающим тех крайностей, к которым тяготели инициаторы движения. Да и сам метод поиска аналогий, поиска опоры в культурной среде свидетельствует об устремлении к консолидации нового стиля, некой позитивной тенденции, существенно отличающейся от линии, основывавшейся, прежде всего, на ниспровержении модернизма, отрицании привычной новизны рационально-современного.
Вероятно, преодолеть негативизм постмодернистских эскапад Прахту помогли профессиональные обязательства преподавателя высшей школы (впрочем, постмодернизм в дизайне и архитектуре ФРГ, в отличие от, скажем, американского, и вообще не ассимилировал тенденций нигилистической контркультуры, избегая антиэстетических эксцессов и иррационалистических крайностей). Так или иначе, спокойная методичность работе Прахта присуща и именно она делает ее значимой и за пределами тех конкретных установок стилеобразования, которых придерживается автор.
В тех немногих кратких, почти афористических обобщениях, где автор определяет черты своей концепции, есть призыв проектировать новое, ценить простое, использовать старое. Действительно, весь материал книги пронизан стремлением к поиску новых, своеобразных и необычных решений на основе переосмысления и развития сложившегося, существующего культурного опыта. Непрерывность развития культуры, в которую должно включаться все новое, аксиоматична для автора. Отсюда и ценность «знаков» прошлого, которые, оказывается, возможно прямо включить в новую среду (этой проблеме посвящена едва ли не самая интересная по подбору материала глава книги).
Вместе с тем автор все время стремится к возможной простоте решений (заботясь, впрочем, не столько о простоте конструктивной, сколько о естественности исполнения вещью своей жизненной роли и о легкости восприятия ее формального языка). Его главное стремление — «очеловечить» среду обитания, преодолеть в ней ту агрессивную «механоморфность» стандартных изделий, которая отчуждает человека от его непосредственного предметного окружения. Путь к этому автор видит в преодолении стереотипов, навязанных серийным производством, в индивидуализации и того, что произведено машиной.
По сути дела, К. Прахт рационалистичен. Однако меру разумности того или иного решения определяют для него не одни только «чисто объективные» факторы, заключенные в структуре вещи и технологии ее создания. Он измеряет рациональность «человекообразностью», включающей и факторы субъективные. В этом — большая доля современности и актуальности работы Прахта.
Автор раскрывает свои установки не столько в вербальных утверждениях, сколько в построении зрительных рядов книги, в отборе материала и тактичных комментариях, помогающих воспринять его молчаливые свидетельства.
На фоне привычного многословия теоретических трудов по архитектуре и дизайну работа Прахта необычна. Доказывая, он прежде всего стремится показать, обращается к зрительным образам и конкретным представлениям. Это особый жанр книги, написанной проектировщиком-практиком.
Со спецификой жанра связана особая привлекательность книги. Впрочем, медаль имеет и оборотную сторону. Поглощенный организацией зрительных рядов материала, прежде всего выражающих его мысли и устремления, автор относился к формулировкам текста иногда не слишком внимательно. Его можно упрекнуть не только в недостаточной точности и некой корявости словесного выражения некоторых конкретных характеристик, но подчас и в нестрогости терминологии и погрешностях текста с точки зрения формальной логики (шероховатости авторского выражения мысли, сглаженные переводом, остро ощутимы в оригинальном тексте). Есть в тексте и мелкие формальные погрешности, которых не допустит профессионал-теоретик (как, например, отсутствие единообразия в характеристиках объектов или их небрежные атрибуции).
На мой взгляд, однако, эти формальные погрешности искупаются непосредственностью выражения некоего личного варианта проектного мышления (с этой точки зрения книга дает интересный материал для осмысления в рамках психологии творчества). Личностное начало пронизывает книгу — в этом также ее привлекательность и, пожалуй, современность. В 80-е годы отстраненная обезличенность трактатов, претендующих на абсолютную истину, стала восприниматься скучным анахронизмом. И, наверное, нет смысла в предисловии к этой своеобразной книге идти дальше предуведомления о ее общем характере, о позиции, занятой автором, о том методе, который он принял. Сама индивидуальность позиции автора провоцирует на полемику с ним по множеству поводов — конкретных и связанных с обобщениями, выводами, методологическими приемами. Думается, что в диалоге автора с каждым читателем будут возникать внутренние споры; но это споры, побуждающие собственную мысль, помогающие уточнить собственную позицию. В такой полемике посредничество автора предисловия было бы излишним. Повторю лишь, что сам жанр работы, как и реализация его специфики в предлагаемой книге представляются весьма плодотворными.
A. B. Иконников,
доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент АХ СССР
ВВЕДЕНИЕ
Проектировать новое. Ценить простое. Использовать старое.
Из художественных решений в формообразовании зданий уже давно выводились и формы мебели. Общество выражает себя прежде всего в архитектуре и лишь затем уже в интерьере и мебели.
Мебель — это больше, чем просто функциональные элементы. Правда, она служит, в первую очередь, удовлетворению практических потребностей — лежанию, сидению, работу размещению предметов и т. п. Однако, кроме этого, предметы мебели имеют также особое значение элементов формообразования интерьера. Пользователь желает идентифицироваться со своей мебелью, с ее помощью представлять себя самого. Поэтому мебель должна не только функционировать, но также и представлять. Ее символическое содержание имеет большое значение.
В этой книге с помощью сопоставлений показывается то, как мебель получала и получает свои формы на основе идей, извлеченных из практики формообразования зданий. Примеры подразделяются в соответствии с тем, какого типа образец предоставляет архитектура для конструирования мебели.
Структурные формы, применяемые в строительстве, общеизвестны. К ним относятся архитектурные детали, специфические по материалу выразительные формы, а также конструкции.
Возможно прямое или косвенное перенесение архитектурных форм в формообразовании мебели.
Прямой перенос состоит, например, в том, что лицевая сторона шкафа перенимает форму фасада здания. В более модифицированном виде он проявляется, например, в трансформации формы высокого здания в форму высокого стула.
Косвенный перенос имеет место в том случае, когда формы вовсе уж не сравнимы, и осуществляется перенос лишь определенной идеи.
Очень высокий дом посреди ровной застройки воспринимается как «преувеличенно» высокий. Следовательно, обнаруживается идея контраста, и эта идея откладывается в формообразовании мебели. При этом данная идея не обязательно берется буквально как преувеличение в высоте, но может, например, выражаться в том, что контрастно преувеличенной оказывается длина (скажем, стола).
В главе 1, названной «Огибающие формы», показано, как в строительстве обращались, в частности, с архитектурными деталями. Стена, например, обведена вокруг дерева. Из этого выводится идея огибания. Претворенная в предмете меблировки, эта идея может (весьма буквальный перенос) привести к тому, что приставное сиденье будет обведено вокруг колонны. В более широком смысле эта идея выражается, например, в обводе декоративной планки вокруг круглой ручки.
При более тщательном рассмотрении огибающие формы столь очевидно и значимо могут проявлять себя в качестве стратегий формообразования, что становится возможным их регулярное упорядочивание, в соответствии с которым и членится первая глава.
Присоединение и смещение конструктивных элементов, разрывы между плоскостями и объемами и их расчленения, концентрация проемов, преувеличение длин и толщин. Далее идут такие формы огибания, как упаковка или покрытие, складки и удаление углов, а также скругление, волнообразный изгиб и растягивание; ступенчатое расположение и выступы, выдвижение вперед и втягивание, группировка и комбинирование, а также заимствование архитектурных элементов в деталях мебели.
В главе 2 обсуждаются структурные формы в строительстве и их перенос на мебель.
Под структурными формами понимаются конструктивные формы в формообразовании зданий, внешней и внутренней отделке, а также специфические по материалам выразительные формы и конструкции.
Первая часть этой главы охватывает плоскости и объемы. Здесь можно найти: решетки и кубы, треугольники и пирамиды, соты, цилиндры, оболочки и сетки.
Во второй части под общим названием «Конструкции» наряду с формами и элементами говорится также и о таких материально и производственно обусловленных структурах, как стены, потолки и рамы, усиления конструкций и раскосные конструкции, элементы, предназначенные для передачи сил, и обводы. Особую группу образуют профильные элементы, такие, как дощатые элементы, профили и стержневые элементы.
Рассуждение о формах, усиливающих выразительность, показывает, как простые плоскости и объемы в строительстве и в мебели могут быть эффективно изменены в образном отношении с помощью несложных мероприятий. Скошенные кромки объемов зданий, например, при переносе на форму шкафа отразятся в частичной выемке кромок лизен.
В главе 3 отдельные возможности рассматриваются каждая сама по себе: деление, сложение и умножение; срезы на кромках, выемки в кромках и срезы углов; наклоны и скосы, смещение и вращение; опрокидывание и пронизывание архитектурными или, соответственно, мебельными деталями простых объемов с целью придания им образности.
В последней главе «Вторичное использование форм старой мебели» демонстрируются специфические возможности формообразования, которые возникают благодаря повторному использованию старых предметов мебели. Когда творческие силы вступают в дело, из ванны для купания получается необычное кресло.
Вторичное использование деталей старой мебели связано с изменением и дополнением ее массивов и приданием им иных функций. Так, стулья, столы, кровати, комоды и шкафы всех времен, часто удивительным способом включаются в наше время. При этом обнаруживается не меньше возможностей для формообразования, чем при проектировании мебели без замысла использовать старое. В эту главу включены также отделка и такие встраиваемые элементы, как окна и двери. Так, блок диванных пружин становится светильником, велосипедный руль — столом.
Эта книга создана, чтобы пробудить интерес к разнообразию возможных способов формообразования мебели, показывая, как обычные для зданий формы, переносятся на мебель.
Выражаю благодарность всем тем, кто создал предпосылки для появления этой книги: архитекторам и дизайнерам, проектировавшим здания и предметы, а также фотографам, которые сделали фотографии этих произведений. Приношу особую благодарность производителям и домостроителям, без чьих каталогов, публикаций и проспектов эта работа была бы также неосуществимой.
[СОДЕРЖАНИЕ]
ГЛАВА 1
ОГИБАЮЩИЕ ФОРМЫ
Изменения в аспектах формообразования: вчера — сегодня — завтра
Формообразования продукции прежде и сегодня
Соответствие
Соединение плоскостей и профилей
Огибание по вертикали и горизонтали
Удаление кромок и углов
Разъемы конструкций
Изменение конфигураций проемов
Преувеличение конструктивных элементов и промежутков
Преувеличение колонн и опор
Покрытие плоскостей и объемов
Складки и выемки, образованные плоскостями
Срезы углов и переломы плоскостей
Скругление горизонтальных кромок
Скругление вертикальных кромок
Волнообразный изгиб горизонтальных плоскостей
Волнообразный изгиб вертикальных плоскостей
Искривление плоскостей
Ступенчатые объемы
Уступчатые в плане объемы
Выступающие плоскости и объемы
Приподнятые объемы
Выступающие объемы
Отступы фронта
Комбинированные формы
Группировка объемов
Заимствование архитектурных деталей
ГЛАВА 2
СТРУКТУРНЫЕ ФОРМЫ НОВОЙ МЕБЕЛИ
Плоскости
Кубичные объемы
Пространственные решетки
Плоские решетки
Пирамиды
Треугольники
Соты
Цилиндры
Оболочки
Сетки и решетки
Металлические конструкции
Деревянные каркасные конструкции
Сборные конструкции
Боковины, днища, стены, потолки и рамы
Объемные профили
Плоские профили
Стержневые конструкции
Раскосные конструкции
Усиление конструкций
Изменение линии передачи сил
Усложненные конструкции
Двуслойные фасады
Разрушение плоскости фасада
Отражения
Структурирование внешней поверхности
ГЛАВА 3
ФОРМЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТЫХ ВЕЩЕЙ
Расчленение
Дополнение
Умножение
Срезы и выемки на кромках
Скосы
Наклоны
Пример системы "Oblique"
Срезы углов
Смещения
Вращение
Повороты
Опрокидывание
Пронизывание
Врезки
ГЛАВА 4
ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ СТАРОЙ МЕБЕЛИ
Изменение, дополнение, смена функций
Стулья становятся столиком, витриной, навесным шкафом
Старые столы становятся угловым столом, столиком, письменным столом
Кровать превращается в скамью, подвесные полки, кресло
Изголовья кровати превращаются в люльку, кушетку
Из углового и ночного шкафов получаются шкафные и мебельные группы
Из частей шкафа получаются витрины или шкаф иной формы
Старый кухонный шкаф превращается в сервант
Пружины становятся светильниками
Ванна, автопокрышки и автомобильное сиденье превращаются в предметы, на которых можно сидеть
Комнатные двери становятся встроенной кроватью
Заключение
АВТОР
Профессор Клаус Прахт — дипломированный инженер, архитектор, член Союза архитекторов ФРГ.
Год рождения 1929. Прошел курс обучения и сдал экзамен на звание мастера по столярному ремеслу. Изучал архитектуру интерьера в Школе промышленного искусства в Зап. Берлине и в Лондоне. Выезжал с целью обучения во многие страны. Выставки акварели и рисунка в Швейцарии, ФРГ и на Крите.
Как архитектор имеет работы в областях жилищного строительства, санации старых зданий, сооружения выставок и промышленного строительства, а также реконструкции объектов.
Профессор в Специальной высшей школе в Ганновере (проектирование, конструирование, рисунок). Инженер-консультант и дизайнер в различных отраслях промышленности, фирмах и объединениях.
Автор многочисленных публикаций, посвященных строительству и формообразованию.
Проектировать новое, ценить простое, использовать старое — вот девиз, который автор наглядно демонстрирует с помощью сопоставления форм архитектуры и мебели.
Сегодня уже наметилась и в будущем усилится тенденция отхода от серийно сформированной, однотипной, унифицированной продукции в формообразовании как зданий, так и мебели, в направлении к творческим решениям, с любовью задуманным и выполненным уникальным изделиям. Атмосфера, которая требуется пользователю, должна быть прочувствована.
Показаны бесчисленные возможности, которые дает перенос приемов формообразования зданий в формообразование мебели. Тот, кто живет с открытыми глазами, вовсе не всегда может сформулировать множество своих побуждений, которые могли бы быть им использованы для личных целей формообразования. С помощью структурированного описания, которое достигается путем сопоставления иллюстративного материала и набросков, автор приводит здесь важные вспомогательные позиции.
Начался возврат к индивидуальному формообразованию, невзирая на экономичность производства. Требуется не совершенное и целесообразное, а нечто исключительное.
Книга также призывает к творчеству и фантазии всех тех, кто занимается оформлением, дизайном и формообразованием. В ней не показываются готовые решения, но предлагается материал для собственного творчества.
Скачать книгу в формате djvu (яндексдиск; 91,5 МБ). Издание выкладывается в научных и образовательных целях.
20 сентября 2014, 0:40
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий