наверх
 

Пучков А. А. Эрехтейон и его кариатиды : Идио-номографический этюд. — Киев, 2008

Эрехтейон и его кариатиды : Идио-номографический этюд / А. А. Пучков ; Академия искусств Украины, Институт проблем современного искусства. — Киев : Издательский дом А+С, 2008
 
 

Эрехтейон и его кариатиды : Идио-номографический этюд / А. А. Пучков ; Академия искусств Украины, Институт проблем современного искусства. — Киев : Издательский дом А+С, 2008. — 106 с., ил. — ISBN 966-8613-38-4

 
 
Выдвигается и обосновывается гипотеза, оправдывающая сообщение Витрувия, что в кариатидах следует видеть пленных карийских женщин. Автор приходит к выводу, что кариатиды Эрехтейона (портик Пандросеон), образы кариек, устроены на южной стене храма в назидание врагам как зримый символ разрушенного Ксерксом и не восстановленного Периклом Гакатомпеда; как архитектоническая маркировка «выражения/сокрытия» выхода из Пандросеона, который использовался для выноса неких сакральных предметов, участвовавших в афинских праздниках Плинтерии, Каллинтерии и особенно Аррефории, что были связаны с культом Афины Градодержицы, и, вероятно, в малой степени — в Панафинеях, главные события которых разворачивались на восточной площадке Акрополя и были связаны с культом Афины Девы.
 
Рассчитана на интересующихся историей мировой культуры, архитектуры и градоустроения.
 
 
 

ОБ ИДИО-НОМОГРАФИЧЕСКОМ МЕТОДЕ

 
Ближайший перевод слова «идиографический» — частноописательным; перевод слова «номографический» — законоописательный. Первое понятие образовано от греческого idios — частный, свой, особый, отдельный (idiotes — частное лицо; отсюда смысл достоевского слова «идиот»). Второе понятие образовано от греческого же nomos — обычай, закон (равно как и от второго значения — музыкального: тон, лад, мелодия, напев).
 
Идио-номографический метод предполагает, что в идиографическом аспекте исследователю поставляется фактический материал, в номографическом аспекте фактическая разрозненность материала связывается воедино, будучи посаженной на теоретический штырь. Иначе говоря, идиографический и номографический аспекты архитектуроведения как гуманитарной дисциплины представляют собой единство материала и метода.
 
С одной стороны, идио-номографический метод предполагает использование компилятивно-описательных возможностей, поставляемых фактами истории архитектуры, с другой стороны, — наличие общетеоретического фундамента, на котором эти факты не только представляют контекст материального развития архитектурных форм (здания, сооружения), но и определенным образом взаимосвязаны. Первая ступень — собирательная, вторая ступень — аналитически-синтетическая. Общетеоретический фундамент может быть либо извлечен из логики сцепления фактов истории, либо задан творческой волей исследователя. Предпочтение отдается и тому, и другому.
 
Во главе задачи стоит природа источника: прежде всего текстового, поскольку, пренебрегая текстом в исследовании архитектурной формы, которая этому тексту оказывается современной, исследователь рискует оказаться во власти научной эмоции, рассуждений, порой больше похожих на симпатичных и вовсе не страшных химер, нежели на настоящих животных.
 
В поле деятельности современной культурологии можно наблюдать тоже нечто среднее: поиск и нахождение равновесия между фактом и теорией, между идиографией и номографией, между «анатомией» и «физиологией». — То, что и следует, по-моему, звать идио-номографией.
 
На этих позициях зиждится предлагаемый этюд об Эрехтейоне: внетекстовой факт — текстовой контекст — обосновываемая догадка.
 
В переводе текстов с немецкого языка мне помогал мой сын Никита Пучков, за что я ему благодарен.
 
Киев: о-в Русановка, гора Щекавица
июнь-август 2008 года
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Об идио-номографическом методе.. 5
Витрувий, кариатиды и Эрехтейон.. 9
Эрехтейон в преданиях.. 25
Эрехтейон в истории.. 31
Эрехтейон в строительных отчетах и надписях.. 38
Современные исследователи об Эрехтейоне и кариатидах.. 41
Эрехтейон в афинских сакральных празднествах.. 59
Формологические особенности Эрехтейона.. 62
Наша гипотеза.. 69
Вроде эпилога.. 85
А. Лысенко, О. Файда. Два послесловия.. 89
Библиография.. 101
 

 

Примеры страниц

 
Эрехтейон и его кариатиды : Идио-номографический этюд / А. А. Пучков ; Академия искусств Украины, Институт проблем современного искусства. — Киев : Издательский дом А+С, 2008
 

 

Скачать издание в формате pdf (прямая ссылка; 1,7 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

30 декабря 2019, 18:06 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий