|
Пучков А. А. Города : От библейских времен до средневековья. — Киев, 2005Города : От библейских времен до средневековья / А. А. Пучков. — Киев : Издательский дом А+С, 2005. — 280 с., ил. — (Библиотека А+С. Том второй). — ISBN 966-8613-03-1
В книге собраны очерки о городах древнего мира и раннего средневековья. Архитектура понимается здесь как форма общественного бытия (в отличие от искусства как формы общественного сознания), что включает быт, нравы, постройки, пространства; город понимается как форма территориальной организации общества, связанная с государством как формой его социальной организации. Каждый город рассматривается автором и как организованное архитектурной формой пространство расселения, и как художественное и историческое тело, то есть как некий мир. Автор стремился рассказать о городе как произведении истории так, чтобы у читателя возник эффект присутствия в нем.
Рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей мировой культуры, архитектуры и градоустроения.
Общественная редколлегия Библиотеки А+С:
Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ (Москва), Григорий КАГАНОВ (Санкт-Петербург), Мирон ПЕТРОВСКИЙ (Киев), Лидия СТАРОДУБЦЕВА (Харьков), Богдан ЧЕРКЕС (Львов).
К ЧИТАТЕЛЮ
Этим томом «Библиотека А+С» продолжает серию архитектуроведческих книг, которые должны стать безусловно интересными не только архитекторам, но всякой читающей публике, не чуждой размышления, тяги к прекрасному и даже эзотерическому.
Книга члена-корреспондента Украинской академии архитектуры Андрея Пучкова «Города» — явление путешественное и незаурядно библиофилическое. Равно как незауряден и самый автор. Тексты об античных городах Средиземноморья, коих числом 32, были написаны Пучковым в тридцатидвухлетнем возрасте, что не есть нумерологическая случайность, но нарочно заданное ограничение.
Глядя на «город» Пучкова, приходится признать, что полис это не бург, а град со стенами — не современная урбанизированная территория для жизни человека. Собрание функций в них хотя и схоже, но в некоторых позициях разительно не совпадает.
И последнее. Есть города, о которых пишут очерки по впечатлению, по месту — in situ. И есть города, которые утратили свою сугубую привязку к населенному пункту и поселились в пространстве исторического предания, мемуара и доверительного рассказа от друга другу, невзирая на века, этих друзей разделяющие. Молодой, но вечно мудрый Пучков составляет портреты средиземноморских городов именно таким образом — через письмо, — ни один из описываемых им городов буквально, физически не посетив. Но картинка складывается выразительная. Насколько ему это удалось, — рассудит время и индекс цитирования.
Борис ЕРОФАЛОВ
главный редактор Издательского дома А+С
ВСТУПЛЕНИЕ
В трактате «Риторика», делая анализ предисловия — этой первой части ораторской речи, — Аристотель отмечал, что «предисловия в речах, произносимые перед народом, берутся из предисловий к речам судебным; но по самой своей природе эти речи наименее в них нуждаются, потому что и слушатели знают, о чем идет речь, и самое дело нисколько не нуждается в предисловии. Предисловие может быть нужно лишь или ради самого оратора, или ради его противников..., еще предисловие бывает нужно для украшения, так как речь кажется наскоро составленной, если в ней нет предисловия... Такова, например, хвалебная речь Горгия к элейцам, где он, не подбоченясь и не размахнувшись предварительно, прямо начинает: «Элея, счастливый город...»¹. Обращая внимание читателя на указанные Стагиритом причины, по которым принято предварять готовые тексты предисловиями, использую эти посылки для вступления к данной книге. И хотя уже из ее заглавия понятно, о чем здесь пойдет речь, нехорошо ведь выпускать книжку без предисловия.
____________
¹ Аристотель. Риторика III 14 1415 b 30—44 (пер. Н. Платоновой).
Итак: об ораторе (авторе), о противнике (другом авторе, собеседнике или читателе) и об «украшении».
1. Автор. Возникновением замысла этой работы я меньше всего обязан самому себе. Идею написать об архитектуре городов мира в киевский бюллетень «Янус Недвижимость» предложил любитель киевской старины Михаил Кальницкий. Печатались статьи под наблюдением главного редактора «Януса» Аллы Сафроновой, которая попросила М. Б. Кальницкого подыскать для рубрики «Архитектура городов мира» аккуратного автора. Не знаю, насколько мне удалось оправдать ожидания, но статьи о городах выходили в журнале регулярно — с марта 2000 по сентябрь 2001 года. Я был стеснен лишь двумя обстоятельствами: двухнедельным сроком на одну статью и объемом этих статей — в четверть печатного листа каждая. Этим объясняется, в частности, что столь важные в истории культуры города, как Афины или Константинополь, и такие относительно малозначащие города, как Фера и Приена, получились в книге одного объема. Составляя ее, не хотелось, во-первых, «обижать» малые города, раздувая тексты о городах значительных, а во-вторых, — выделять какой-нибудь один среди прочих. Правда, Риму и Константинополю здесь не «повезло», и потому статьи о них по две: очень уж эти города занимательны. По сравнению с первыми публикациями, в книге большинство очерков расширены.
Перечень использованных источников приведен в Библиографии, которую можно зачесть отдельным очерком о городах, так сказать, очерком «трансцендентальным». Среди тех общих сочинений, без которых о древних и раннесредневековых городах писать было бы невозможно (в большинстве городов кроме развалин мало что сохранилось), которые общеизвестны и потому в Библиографию не внесены, — каждый назвал бы две-три дюжины имен античных логографов и средневековых хронистов. Ссылки на них, согласно традиции цитирования древних авторов, даются непосредственно в тексте. Особое значение в Библиографии представлял для меня цикл публикаций о топографии Константинополя и храме св. Софии, потому работам на эту тему уделено больше места, нежели прочим.
2. Противник. Чтобы читатель настроился на тот угол зрения, под которым я, «кренясь Пизанской башнею к бумаге» (И. Бродский), с самого начала взялся рассматривать города, позволю привести те несколько слов, коими была предварена первая журнальная публикация. — «В рубрике, которую мы начинаем рассказом об Афинах, архитектура понимается как форма общественного бытия (в отличие от искусства как формы общественного сознания), что включает быт, нравы, постройки, пространства; город понимается как форма территориальной организации общества, связанная с государством как формой его социальной организации. Мы рассматриваем город и как организованное архитектурной формой пространство расселения, и как художественное и историческое тело, то есть как некий мир. Всякий город есть и рукотворный объект строительной деятельности, и саморегулирующийся субъект, имеющий структуру. Мы станем рассматривать города как произведения истории так, чтобы у читателя возникал эффект присутствия в них, стремясь найти в городе событийно главное. Чего не должен ждать читатель от этих рассказов, так это, во-первых, связного изложения историко-экономического развития города, во-вторых, целостного освещения архитектурного процесса, осуществлявшегося в нем и послужившего сложению современной пространственной формы, в-третьих, строгой системы в постановке «точки зрения», с которой якобы стоит рассматривать города. Ведь каждый город чем-то известен: рождением, деятельностью или смертью знаменитого человека, местом, занимаемым в определенной эпохе, памятниками архитектуры, наконец. Именно последние преимущественно интересуют туриста [и меньше всего интересовали меня]. Стохастичность обращения к тому или иному городу объясняется одним из названных факторов. Как в подборе места для вояжей, так и в способе рассказа о нем, к сожалению, известной поверхностности было не избежать» (Янус Нерухомість. 2000. № 5 (138). С. 14). — К этим словам мне в оправдание и сейчас нечего добавить, кроме просьбы к читателю не воспринимать очерки как vademecum — путеводитель по городам. Эта книга — своего рода конспект по истории культуры городов, пользуясь которым, каждый может воссоздать содержательную форму города, не только представив ее в сознании, но и смоделировав «на местности».
3. Украшение. В качестве виньетки к предисловию могут послужить слова виднейшего филолога-классика Михаила Леоновича Гаспарова о генезисе античных городов¹. Вот они: «В классической античности такие города были самостоятельными и тратили силы на междоусобные войны. В поздней античности такие города стали ячейками больших государств, бравших с них налоги и поддерживавших в них и между ними мир. Последним и самым большим из этих государств была Римская империя. Пять с лишним тысяч городов были рассеяны по ее пространству (небольшие, не крупнее нынешнего районного городка), а центром их сети был Рим. Самые видные из них, числом два десятка (начиная Римом и кончая Бурдигалой), воспеты Авсонием в цикле стихотворений О знаменитых городах»². Примерно по этому принципу рассуждения — от общей исторической картины к частностям — построены предлагаемые читателю очерки: «Элея, счастливый город...»
____________
¹ Книге акад. М. Л. Гаспарова «Занимательная Греция» (М., 1996) многие обязаны зарождением интереса к повседневной жизни древних греков и античному миру в целом.
² М. Л. Гаспаров. Авсоний и его время // М. Л. Гаспаров. Избранные труды: В 3-х т. М., 1997. Т. 1. С. 318—319. В числе этих городов: Рим, Константинополь, Карфаген, Антиохия, Александрия, Треверы, Медиолан, Капуя, Аквилея, Арелата, Гиспал, Кордуба, Тарракон, Брака, Афины, Катана, Сиракузы, Толоза, Нарбон, Бурдигала (родной город Авсония).
Разнообразие подходов к рассказу о городах продиктовано еще и тем, что единственно принятого определения понятия город не существует. Правда, Помпоний в книге энхиридия поминая о Дигестах императора Юстиниана, пишет: «Слово urbs (город) ведет свое начало от глагола urbare, что означает «проводить борозду плугом». И [Публий Альфен] Вар сообщает, что urbum называется изгиб плуга, применяемого обычно при основании города. Название oppideum (укрепленный город) происходит от opes (могущество), ибо ради него возводятся его стены» (Дигесты L 16, 239). Чин закладки нового города в древности был простым: влиятельные и ответственные римские особы, произведя надлежащий ритуал, велели вспахать борозду, очертив определенную территорию, внутри которой и должен был находиться собственно город. (Подробнее об этом выразительном обряде см. в этой книжке, где идет речь о Риме, и в книге Ю. А. Кулаковского «К вопросу о начале Рима», Киев, 1888.) Поскольку в книге речь идет о древних городах, где самое понятие города многие столетия вращалось вокруг Рима (Вечного Города), вернее было бы назвать ее не «Города», а «Полисы». Но такое название непривычно для популярной книжки и вызывало бы ненужные ассоциации. Для современного слуха в понятии древний город олицетворено развитие производства (в первую очередь — ремесленного) и товарно-денежных отношений. Это вступает в конфликт с понятием о полисе как социальном организме, основанном на общинных началах и допускающем только ограниченное развитие ремесла и товарно-денежных отношений. Иными словами: в рамках одного политического явления боролись две тенденции — город и полис, которые означали две структуры: экономическую и идеологическую. В дальнейшем, конечно, такое противостояние прекратилось, и потому для нашего понимания города есть специальное определение, которое и берется в качестве рабочего для культурологических путешествий.
«Город — форма поселения, населенный пункт, значительный по размерам численностью и плотностью населения, занятого преимущественно в неаграрных сферах деятельности. Формами жизни и повседневной деятельностью население города объединено в некую социально-территориальную общность, потому город является исторически конкретной социально-пространственной формой существования общества»¹. Однако еще Льюис Мамфорд констатировал, что никакое определение города нельзя приложить ко всем его проявлениям, и никакое одно описание не может охватить все его превращения «от зародышевого социального ядра до сложных форм зрелости... Происхождение города темно, большая часть его прошлого похоронена или стерта так, что его невозможно восстановить»². Исследовавший древнерусский феодальный город акад. П. П. Толочко намеренно оговорил приблизительность понятия город по отношению к начальной фазе существования этой категории поселений: археологи обогатили проблему таким числом новых рабочих определений, что возникли даже трудности в осмыслении понятийного аппарата. Открытое торгово-ремесленное поселение, населенный пункт городского типа, прагород, протогород, предгород, племенной город, эмбрион города — вот неполный перечень терминов, имеющих хождение в специально архитектурно-археологической литературе, часто с весьма сомнительным приложением к тому или иному населенному пункту. «Далеко не всегда ясно, что обозначают эти понятия и в каком отношении к собственно городу находятся обозначенные ими поселения. Присутствие в большинстве из них слова город как будто должно указывать на признание определенной преемственности пригородов и городов, но это не совсем так. Нередко ранний период в жизни того или иного поселения отрывается от его последующей истории»³.
____________
¹ М. М. Дьомін. Місто // Архітектура: Короткий словник-довідник / За загальною редакцією А. П. Мардера. Київ, 1995. С. 73.
² L. Mumford. The City in History: Its Origins, its Transformations and Prospects. London, 1966. P. 11.
³ П. П. Толочко. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989. С. 7—8.
Как бы ни квалифицировать город (социально, экономически, исторически, планировочно и т. д.), какой бы смысл не вкладывать в него, каждый подспудно в общем-то понимает, о чем речь. Противопоставлять город деревне и отсюда выводить смысловое наполнение обоих понятий есть занятие едва ли увлекательное, и потому лучше сразу перейти к нашим очеркам, в которых речь идет не столько о городах, сколько о культуре поселений, наименованных устоявшимися названиями и представляющими нечто культурологически и исторически ценное.
Пользуясь местом, выражаю благодарность друзьям: Юрию Мосенкису (с ним написан очерк о критском Кноссе), консультировавшему по разным вопросам; Александру Червинскому, не оставлявшему меня помощью при подготовке иллюстраций и часто бывшему первым слушателем очерков; Ирине Ковальчук и Илье Святогорову, выдержавшим корректуру.
Отдельная признательность — Мирону Семеновичу Петровскому, который с исключительным вниманием прочитал рукопись, дал много остроумных советов, направленных на ее улучшение, и утвердил в мысли о желательности издания.
Книга, долго готовившаяся к изданию, увидела свет иждивением моего отца, Александра Анатольевича Пучкова, которому я рад возможности письменно выразить сыновнюю признательность.
А. Пучков
ОГЛАВЛЕНИЕ
Борис ЕРОФАЛОВ. К читателю.. 5
Вступление.. 9
АЛЕКСАНДРИЯ.. 14
АНТИОХИЯ.. 22
АФИНЫ.. 30
ВАВИЛОН.. 39
ГИЗЕ.. 44
ДЕЛЬФЫ.. 51
ИЕРИХОН.. 61
ИЕРУСАЛИМ.. 67
КАРФАГЕН.. 75
КНОСС.. 81
КОНСТАНТИНОПОЛЬ секулярный.. 88
КОНСТАНТИНОПОЛЬ клерикальный.. 96
КОРИНФ.. 109
МИКЕНЫ.. 116
МИЛЕТ.. 121
МИСТРА.. 127
ОЛИМПИЯ.. 133
ПАЛЕНКЕ.. 139
ПЕРГАМ.. 144
ПОМПЕИ.. 150
ПРИЕНА.. 156
РАВЕННА.. 162
РИМ древний.. 170
РИМ новый.. 177
РОДОС.. 184
СПАРТА.. 191
ТРАПЕЗУНД.. 197
ТРОЯ.. 203
ФЕРА.. 210
ФИВЫ.. 214
ХЕРСОНЕС.. 222
ЭЛЕВСИН.. 229
ЭПИДАВР.. 235
Приложение
Античный текст в средиземноморском прочтении.. 242
Библиография.. 249
Указатель имен.. 267
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (прямая ссылка; 4,6 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
13 сентября 2019, 19:38
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий