наверх
 
Удмуртская Республика

Пучков А. А. Поэтика античной архитектуры. — Киев, 2008

Поэтика античной архитектуры / А. А. Пучков ; Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины. — Киев : Феникс, 2008. — 992 с., XXXII л. ил
 

Поэтика античной архитектуры / А. А. Пучков ; Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины. — Киев : Феникс, 2008. — 992 с., XXXII л. ил. — ISBN 978-966-651-659-9

 
Предложен и обоснован герменевтико-семиотический подход к архитектуроведческому исследованию (поэтика архитектуры) и изучению культурных явлений античности как системы архитектурной организации форм материального мира с точки зрения взаимосвязи жизнедеятельности человека с ее пространственным оформлением, отраженными в архитектурной форме и тексте об этой форме (поэтика античной архитектуры). Предложен и обоснован идио-номографический метод архитектуроведения. Выявлены общественно-культурные основания архитектурного (а не историко-культурного) процесса в античном мире, прослежено их соотношение со становлением архитектурной формы. Обоснован и использован принцип художественно-пластической телесности (как основной конструкционный принцип построения культуры античного мира) применительно к архитектурно-градостроительной деятельности эллинов, а также разработан подход к анализу античного мировоззрения как обобщенной тектонической системы порождения материальных и духовных форм культуры. В книге нашли освещение вопросы становления соматических представлений в античной философской культуре, особенностей телесного характера античного мифологического пространства; метафора и метонимия как источник архитектурной терминологии, «античный архитектор», световой столп, колонна, ордер, цвет и фронтональность (как основной прием композиционной организации произведений античной культуры), греческий полис и римский померий и проч. Архитектурная форма рассмотрена как онтологическая повседневность и организованный хаос бытия.
 
Рассчитана на специалистов в области архитектуроведения и культурологии.
 
Ответственный редактор — народный архитектор Украины, доктор архитектуры В. И. Ежов
 
Рецензенты:
  • член-корреспондент Академии искусств Украины, доктор архитектуры Н. М. Дёмин (Киев)
  • доктор искусствоведения Г. 3. Каганов (Санкт-Петербург)
  • доктор архитектуры П. А. Рычков (Ровно)
  • доктор философских наук М. Ю. Савельева (Киев)
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ПОЭТИКА, ПОЭТИКА АРХИТЕКТУРЫ И ПОЭТИКА АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ:
Введение в проблему и ее постановка .7
 
Глава первая
ПОЭТИКА АРХИТЕКТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ.51
 
Художественная архитектура и архитектуроведение ...63
История понятия в контексте употребления (63). Жанровая принадлежность понятия (74). Художественное в художественной архитектуре (79). Выразительное и изобразительное в архитектурной форме (84). Воспроизведение и продуцирование в архитектурном творчестве (91)
 
Поэтика, логика и диалектика архитектуроведения.99
Архитектуроведение и литературное творчество (99). Архитектуроведение и наука об архитектуре (106)
 
Культурно-историческое и литературное содержание архитектуроведения ..112
Природа историко-архитектурной науки (113). Старый образец культурно-исторического архитектуроведения (119). Нынешняя судьба историко-архитектурной науки (124). Идио-номографический метод архитектуроведения (128). Пластичность архитектуроведческого изложения (131). Примеры архитектуроведческого письма и возможный подход к его изучению, язык архитектуроведения (133). Сущность различения в методах в искусствоведении и архитектуроведении (142). «Соседние» методы и метод архитектуроведения (143). Архитектуроведение как опыт литературной «де-конструкции» (145). Архитектуроведение для архитектора?(146)
 
Текстовая природа архитектурной фантазии ...154
Архитектурная фантазия — превращенная форма искусства (154). Художественная литература и художественная архитектура (155). Архитектурная фантазия как особый жанр (163)
 
Что значит «опубликовать архитектуру» ...167
Текстовая природа «архитектурной» публикации (167). Копия или оригинал? (171) Экфрасис и описание (173). Античные и средневековые примеры архитектурного экфрасиса (174). Архитектурный экфрасис Серебряного века (180). Архитектурный экфрасис Осипа Мандельштама (182). Архитектурный экфрасис Михаила Кузмина (187). Архитектурный экфрасис Николая Гумилёва (192). Архитектурный экфрасис Вл. Маяковского (193). Архитектурный экфрасис Иосифа Бродского (194). Архитектурный образ и литературная форма (202)
 
Моделирование истории архитектуры как ее реконструкция и герменевтический акт.206
 
Краткие выводы...214
 
Глава вторая
АРХИТЕКТОНИКА ПОНЯТИЙНОГО ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ..219
 
Философские предпосылки отождествления телесности и мышления .221
Отступление первое: немного истории вопроса (229). Мысль как тело (232). Современность и реконструкция античности (241). Методологические особенности современного представления об античной культуре (242). Отступление второе: предварительные выводы (247). Архетипичность и скульптурность греческой классической культуры (250)
 
Становление соматических представлений в античной философской культуре..252
Парменид и Гераклит (252). Демокрит Абдерский (258). Платон Афинский (262). Аристотель из Стагиры (273). От эллинства к эллинизму (280). Эпикур (и Демокрит) (286). Стоики (289). Посидоний (295). Плотин, автонимический знак и Хайдеггер (298). Прокл Диадох и Дамаский (320). К «соматическому наследию» римской мысли (327).
 
Особенности телесного характера античного мифологического пространства.330
Гностицизм (332). Эпистемологическая природа мифа (338). Соматический характер «мысли » в древнегреческой мифологии: примеры (343). «Проглоченное» как соматическое явление фольклорно-мифологического ряда (346). Соматика эсхатологических ландшафтов эллинской мифологии (349). Соматика эсхатологической тени (362). Место предварительного заключения (365).
 
Принцип художественно-пластической телесности античной культуры в архитектуроведческом контексте..371
«Мысль как тело»: филиация этой идеи от античности к Новому времени (372). Мыслящее тело и мысленное тело, вещное и вечное (375). Трансцендентальность основания искомого принципа (377). Телесность как целостность и тело слова (383). Тело античной культуры, мышления и мифа (387). Основание принципа (395). Что нетелесно? (399). Пластичность и скульптурность как категории телесного (401). Формулировка принципа (413).
 
Краткие выводы..416
 
Глава третья
ГЕРМЕНЕВТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ...421
 
Герменевтическое вещество архитектурного процесса...432
Семантическая «вялотекучесть» архитектурной формы (432). Архитектурный процесс и его текстовая формализация (437).
 
Диалогический экфрасис как основа античного «архитектуроведения» ...447
Экфрасис — творческая иллюстрация архитектурной формы (447). Архитектурная форма: описание и существование (459). Античный архитектуроведческий трактат и романный жанр (462). Познание мира как звучание языка (468). Разговорная ориентация античной культуры (475).
 
Метафора и метонимия как источник архитектурной терминологии.479
Общие установки (479). Метафорическое пространство языка (481). Еще раз об архитектурном аспекте применения метафоры (483). Метафора «город — корабль — храм — птица» в древнегреческой культуре (485). Метафорическая целостность древности: тетрактида «тезис/антитезис/синтез/факт» (506). Природа профессиональной метафоры (513). Профессиональная метафора у Витрувия (516). Предварительные выводы (521).
 
Античный архитектор: умственник или ремесленник? ..528
Архитектор и архитектура в древности (530). Архитектура, искусство и techne (538). Иктин, Калликрат, Мнесикл и другие зодчие в письменных источниках и в истории (553). Об Аристотелевой модели античного архитектора (556). Еще раз о «греческом чуде», творческом меньшинстве и нетворческом большинстве (560). Архитектор как художник и как ремесленник (568). Каждодневные обязанности античного архитектора (571). Античный архитектор с точки зрения средневековой практики (579). Произведение архитектуры, произведение искусства и архитектор (589). Архитектурный этикет античности (598).
 
Архитектура как реализация форм социально-пространственного поведения.607
Архитектура как реализация театралогического сюжета (607). Звуковая интенция античного театра (611). Архитектурное произведение как реализация театралогического сюжета (624). Театр от мифа к быту (627).
 
Античная архитектура как источник, событие и факт.633
Исторический факт — факт сознания (642). Эпиграфика как источник (658).
 
Краткие выводы...666
 
Глава четвертая
АРХИТЕКТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИЧНОСТИ...673
 
Световой столп и колонна как выражение тектоники преобразования среды...677
Символ, среда, культура (682). Световой столп (685). Форма и вокруг (704). Границы архитектуры и архитектурная форма колонны (706). Эрехтейон и его кариатиды (713).
 
Ордер как художественное выражение форм социально-пространственного поведения ..716
Театральность античной архитектуры и театрализованный жест (716). К феномену эллинского храма и его архитектурным явлениям (723). В который раз о Парфеноне (728). Парфенон и ритуал: форма и действие (737). Фронтон, фриз, периптер: повседневность и ритуал (750). Дорийское и ионийское (755).
 
Цветовой режим эллинского храма и «фронтональный принцип» как выразители древнегреческого мировоззрения...766
Некоторые замечания о раскраске «белой архитектуры» античной Греции (766). Античный феномен цвета (771). Фронтональный принцип композиции как магистральный прием организации античных художественных произведений (781).
 
Греческий полис и римский померий как «плацдарм» пространственно-материального средообразования.806
Полис: снаружи внутрь (808). Рождение полиса как социальной композиции из духа утопического государственного устройства (815). Градоустроитель Гипподам из Милета — «отец утопии» (820). Полис и не-полис в Элладе (826). Граница как явление античного градостроительства (828). Феномен городской стены: полис и urbs (830). Вновь «к вопросу о начале Рима» (836). Римский померий: снаружи внутрь (841). Город в сакральном и фортификационном измерениях (848). Главные градоустроительные черты Греции и Рима (851).
 
Краткие выводы...860
 
Глава пятая
БЫТИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ И СЕГОДНЯ...865
 
Архитектурная форма как онтологическая повседневность ..867
 
Архитектурная форма как организованный хаос бытия.880
 
Краткие выводы...896
 
Заключение ...899
 
Приложения:
1) Стратиграфические слои Парфенона ..911
2) К выяснению принципа изобразительной обнаженности скульптур древнегреческих божеств..920
3) Contra Michaelem Gasparovum: Correctio ad rationem annalem in «Graecia curiosa» ..926
 
Библиография..937
 
Перечень рисунков и таблиц...981
 
Комментарий к вклейке «Античное пространство в европейской и русской живописи»..983
 
Взаимодействие архитектуроведения и поэтики архитектуры в системе архитектурной науки и литературоведения
Взаимодействие архитектуроведения и поэтики архитектуры в системе архитектурной науки и литературоведения
 
 
ОБ АВТОРЕ
 
Андрей Александрович Пучков (р. 4.03.1970, Киев) — заведующий лабораторией искусства новейших технологий Института проблем современного искусства Академии искусств Украины. Интересы: культурология, архитектуроведение (в частности, античное), историография (в основном, классической филологии рубежа XIX—XX веков), библиография, издательское дело. Автор дюжины монографий, библиографических указателей, пятисот публикаций в профессиональной и научно-популярной печати. Как редактор выпустил свыше восьмидесяти разножанровых изданий.
 
Кандидатскую диссертацию «Исследование архитектуроведческого наследия А. Г. Габричевского в контексте отечественной архитектурной теории первой трети XX века» защитил в мае 1996 г. в Киевском государственном техническом университете строительства и архитектуры (б. КИСИ).
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 37,4 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Публикация электронной версии данной книги является рекламой бумажного издания и носит ознакомительный характер. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 
ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 


14 марта 2015, 15:07 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Группа компаний «АЛЮТЕХ»
Альянс Трейд
ALFRESCO
Компания «Философия Камня»
III Всероссийский форум Живых городов
ГК «СтеклоСтиль»
АО «Прикампромпроект»
Pine House Corporation
Копировальный центр «Пушкинский»
Стоматологический салон «Центральный»
Компания «Вентана»
RUSSIAN DESIGN & TRADE PROMOTION PROGRAM
Джут
Компания Алюм Дизайн