наверх
 

Радлов Н. Э. Графика. — Ленинград, 1926

Графика / Проф. Н. Э. Радлов. — Ленинград : Книгоиздательство «Благо», 1926  Графика / Проф. Н. Э. Радлов. — Ленинград : Книгоиздательство «Благо», 1926
 
 

Графика / Проф. Н. Э. Радлов. — Ленинград : Книгоиздательство «Благо», 1926. — 24 с., ил.

 
 

[Начальный фрагмент текста издания]

 
I
 
Всякое рассуждение, претендующее на какую-либо научность, как бы популярно оно ни было, приходится начинать с классификации. Надо выделить ту группу явлений, о которой мы хотим рассуждать, отграничить ее с возможной ясностью от всех других, имеющих, быть может, совпадающие с ней второстепенные признаки и потому часто нераздельно связанных с ней в нашем обыденном «разговорном» понимании предмета.
 
Часто в этой работе определения нам помогает язык. Когда мы говорим об акварели, само происхождение этого слова указывает область, ограничивающую наши рассуждения. Мы знаем, что имеем дело с живописью «на воде», и этот, чисто технический признак классификации направит нас к исследованиям в области определенной живописной техники.
 
Иначе, и гораздо сложнее, обстоит дело с «графикой». Филологические рассмотрения не дают нам ничего; слово графика, обозначающее искусство писать или рисовать, может быть применено к определению разнообразнейших явлений в области искусства и даже искусств. Мы и на практике встречаемся сплошь и рядом с примерами столь широкого понимания этого неопределенного термина. Графические выставки пополняются самым разнородным материалом: здесь и этюдный рисунок сангиной, и раскрашенная гравюра, и силуетное книжное украшение, и подкрашенный акварелью рисунок пером...
 
Мы утрачиваем представление о границах этого искусства и не знаем, в чем его сущность.
 
И в самом деле: где же искать ее? В требовании «черного и белого» (blanc et noir)? Но нельзя же отделять сангину от рисунка углем на основании цвета материала, и раскрашенную гравюру нелепо относить к иной группе произведений, чем гравюры однотонные. В технике рисования пером? В назначении графического произведения для репродуцирования? Все эти признаки одинаково неопределенны и терпят крушение на любых примерах. А между тем, несмотря на эту неопределенность словоупотребления, уже самый факт существования отдельного слова для обозначения какой-то категории произведений изобразительного искусства говорит за то, что такая категория имеет право на самостоятельное существование и может быть отграничена и определена.
 
Попытаемся сделать это, ибо, как мы указали выше, с классификации должно начинаться каждое, сколько-нибудь серьезное исследование.
 
<...>
 

 

Примеры страниц

Графика / Проф. Н. Э. Радлов. — Ленинград : Книгоиздательство «Благо», 1926  Графика / Проф. Н. Э. Радлов. — Ленинград : Книгоиздательство «Благо», 1926
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 21,0 МБ).
 
 

29 октября 2019, 21:57 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий