|
Русская архитектура первой половины XVIII века : Исследования и материалы. — Москва, 1954Русская архитектура первой половины XVIII века : Исследования и материалы / Под редакцией академика И. Э. Грабаря. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. — 416 с., 10 л. ил. : ил.[Аннотация]
Книга представляет собой результат многолетней работы группы историков русского искусства по исследованию одного из наименее изученных периодов истории русской архитектуры. Углубленные архивные изыскания, вскрывшие громадный неизвестный ранее документальный и чертежный материал, привели к ряду интересных открытий и по-новому осветили творчество многих остававшихся прежде в тени выдающихся русских зодчих.
Публикуемые в книге новые материалы должны коренным образом изменить установившийся в науке взгляд на процесс развития русской архитектуры XVIII века.
Книга рассчитана на архитекторов, искусствоведов, историков, а также на широкие круги советской интеллигенции, интересующиеся историей русского искусства.
* * *
Книга выполнена по заданию Института истории искусств Академии наук СССР с разрешения РИСО Академии и ее Издательства и является предварительным очерком, имеющим войти в 5-й том двенадцатитомной «Истории русского искусства», выпускаемой Институтом истории искусств.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Предлагая на суд широких кругов советских читателей свой долголетний труд, авторский коллектив считает долгом высказать несколько мыслей, связанных с затруднениями, возникшими у него в процессе работы.
К услугам историков западноевропейского искусства имеется гигантский запас веками накопленных и изданных архивных, мемуарных и монографических материалов, которые достаточно лишь сопоставить, обработать и свести воедино, в соответствии с личными установками, опытом и вкусом каждого исследователя, чтобы в результате получить сводный труд.
По русскому искусству, к сожалению, издано слишком мало подобных материалов, почему историку русского искусства приходится не только сопоставлять сведения, накопленные ранее, но и непрерывно открывать новые, взрывая архивную целину, последнее даже чаще, нежели первое. Однако то, что под силу ряду поколений, не может быть выполнено небольшой группой лиц; поэтому отдельные эпизоды, а подчас и значительные явления не могли быть пока освещены с исчерпывающей полнотой.
В частности, из-за почти полного отсутствия монографических работ по архитектуре русской провинции пришлось пока отказаться от освещения творчества зодчих, работавших вне Петербурга и Москвы. Но так как наибольшая творческая активность местных архитектурных сил падает на вторую половину XVIII и первую четверть XIX веков, специальный раздел, посвященный данному вопросу, будет дан в дальнейшем.
Каковы выводы, вытекающие из публикуемых нами материалов? Прежде всего, новые данные не только заполняют некоторые белые места, остававшиеся до сих пор в истории русской архитектуры первой половины XVIII века, но и вносят существенные поправки в сведения, имеющиеся уже в ранее опубликованной литературе.
Надо прямо сказать, что в последней не раз высказывались положения, значительно искажающие исторический процесс развития русского искусства и представляющие его в заведомо ложном свете. Непомерно превозносилась деятельность иностранных мастеров и принижалось значение русских, которым иногда отказывали в творческой активности и даже в одаренности. Между тем документы говорят как раз о необычайной одаренности именно русских зодчих, обучавшихся либо у иностранцев, либо у русских мастеров старшего поколения.
Лучшие памятники Петербурга создавались не только иноземцами, но и русскими зодчими, участие коих было не меньшим, нежели тех, а часто бывало просто определяющим и решающим.
Благодаря вносимым нами поправкам, продиктованным документами, впервые раскрывается истинная роль русских зодчих, создавших десятки памятников неувядаемого значения, притом в период, считавшийся до сих пор неинтересным и мало значительным, как бы только скромным преддверием пышного расцвета русского искусства конца XVIII и начала XIX веков.
На протяжении первых 25 лет застройки Петербурга иные из русских учеников переросли своих учителей, и во многих случаях имеются все основания для признания авторства учеников наравне с их учителями, а в отдельных случаях — даже более учеников, чем учителей.
Величайшие создания русской архитектуры второй половины XVIII века были прямым результатом достижений русских зодчих петровского времени. Без них не было бы и самого расцвета конца XVIII века.
Одна черта должна быть здесь отмечена в качестве черты, определившей всю архитектуру XVIII века, — ее преемственность и тесная связь с русским зодчеством. Не было не только оторванности от последнего, но, напротив того, во многих отношениях архитектура первой половины XVIII века является дальнейшим развитием зодчества конца предшествующего столетия.
Эта преемственность наблюдается не только в произведениях русских зодчих, но и в творчестве тех иностранных мастеров, которые надолго осели в России, ставшей их второй родиной, и превратились в подлинно русских художников. К ним должен быть безоговорочно отнесен даже такой «иностранец», как Растрелли.
В заключение авторский коллектив приносит свою благодарность всем учреждениям и лицам, оказавшим ему ценную помощь в розысках и собирании материалов, в первую очередь Центральному государственному архиву древних актов (ЦГАДА) и особо его научным сотрудникам В. Н. Шумилову и Ф. А. Останковичу, сотрудникам Центрального государственного исторического архива Ленинграда (ЦГИАЛ), Центрального государственного исторического архива Военно-Морского флота (ЦИАВМФ), Рукописного отделения Библиотеки Академии наук СССР, Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР в Ленинграде.
Авторский коллектив передает свой труд на суд научной общественности нашей страны в надежде получить замечания, уточнения, предложения поправок, необходимые для издания V тома «Истории русского искусства».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Русская культура первой половины XVIII века. Н. Н. Коваленская ... 5
Глава первая. Московская архитектура начала XVIII века. И. Э. Грабарь ... 15
Глава вторая. И. П. Зарудный и московская архитектура первой четверти XVIII века. И. Э. Грабарь ... 39
Глава третья. Основание и застройка Петербурга. И. Э. Грабарь ... 93
Глава четвертая. Архитекторы-иностранцы при Петре I. В. Ф. Шилков ... 118
Глава пятая. Обучение русских мастеров за границей. И. Э. Грабарь ... 167
Глава шестая. Петербургская архитектура 20—30-х годов XVIII века. С. С. Бронштейн ... 181
Глава седьмая. И. Ф. Мичурин и московская архитектура 30—40-х годов XVIII века. И. Э. Грабарь ... 239
Глава восьмая. В. Растрелли и архитектура русского барокко. Б. Р. Виппер ... 279
Глава девятая. С. И. Чевакинский и петербургская архитектура середины XVIII века. А. Н. Петров ... 311
Глава десятая. Д. В. Ухтомский и московская архитектура середины XVIII века. И. Э. Грабарь ... 369
Послесловие ... 413
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 688 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
27 мая 2024, 10:38
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий