наверх
 

Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва, 1953

Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953  Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953  Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
 

Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 19 с., 34 л. ил. — (Русское зодчество / Под редакцией Д. П. Сухова, Д. В. Разова, А. Г. Чинякова ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры).

 
 
 
Цель выпускаемой серии альбомов «Русское зодчество» — сделать доступными для советских архитекторов и искусствоведов обмерные чертежи и натурные фотографии памятников русской архитектуры.
 
Кроме таблиц чертежей и фото, в каждом выпуске помещены также краткая вводная статья, характеризующая соответствующий этап в развитии русского зодчества, и небольшой пояснительный текст (аннотации) к памятникам архитектуры, обмерные чертежи которых помещены в выпуске.
 
В настоящем выпуске графические таблицы составлены: 1, 2, 8, 10 — Ю. С. Асеевым и П. Г. Юрченко; 4, 15, 21, 30 — И. В. Эрн; 11 — О. Е. Синдаровским; 12 — М. В. Першиным; 17, 19 — А. М. Харламовой; 26 — Л. А. Давидом и Б. Н. Рахманиновым; 33 — А. П. Сосиной.
 
Аннотации к таблицам составлены Л. Н. Максимовым.
 
Вводная статья А. Г. Чинякова.
 

 

 
Архитектура русского народа, начиная от древнейших построек Киевской Руси и до величественных сооружений эпохи социализма, всегда отличалась глубоким идейным содержанием, национальным своеобразием, богатством композиционных приемов и большим разнообразием художественных форм.
 
На всех этапах своего более чем тысячелетнего развития русская архитектура была тесно связана с социальным и политическим развитием русского народа, являлась составной частью его культуры.
 
По разнообразию архитектурных типов, простоте и оригинальности конструктивно-технических приемов и большой идейно-художественной выразительности созданных ею архитектурных образов русская архитектура представляет собой глубокий, неисчерпаемый источник архитектурного творчества, высокого художественного мастерства и большой практической мудрости.
 
Выдающиеся памятники русской архитектуры являются ценным вкладом в сокровищницу мирового зодчества. Советский архитектор черпает в них ценнейшие уроки для своей творческой практики.
 
Изучение великого наследия русской архитектуры должно содействовать творческому освоению ее достижений в практике нашей советской архитектуры, ибо наша советская культура «возникла, развилась и достигла расцвета на базе критически переработанного культурного наследства прошлого» (А. Жданов).
 
Издание серии альбомов «Русское зодчество» имеет целью сделать практически доступными для советских архитекторов обмерные чертежи памятников русского зодчества, начиная от древнейших сооружений и кончая постройками XX века. Для настоящего издания использованы графические материалы, которые вошли в учебник «История русской архитектуры. Краткий курс». М. 1951, дополнительно просмотренные и доработанные художником В. Е. Свинарским.
 
Источники, откуда взяты те или иные материалы для таблиц, а также авторы обмеров, реконструкций и т. д. указаны в той же книге (стр. 447—459).
 
Издание состоит из семи самостоятельных выпусков; каждый из них включает графические таблицы и фототаблицы, посвященные памятникам русской архитектуры отдельных исторических периодов развития русского зодчества. В каждом выпуске помещаются краткие вводные статьи, характеризующие соответствующий этап в развитии русской архитектуры, и краткий пояснительный текст (аннотации) к отдельным памятникам русской архитектуры, обмерные чертежи и фото которых помещены в данном выпуске.
 
Материалы по отдельным выпускам распределяются следующим образом.
 
Первый выпуск. Памятники русской архитектуры с X века и до начала XV века (всего 34 таблицы).
 
Второй выпуск. Памятники русской архитектуры конца XV и XVI века (всего 34 таблицы).
 
Третий выпуск. Памятники русской архитектуры XVII века (всего 43 таблицы).
 
Четвертый выпуск. Памятники русской архитектуры первой половины XVIII века (всего 28 таблиц).
 
Пятый выпуск. Памятники русской архитектуры второй половины XVIII века (всего 45 таблиц).
 
Шестой выпуск. Памятники русской архитектуры первой половины XIX века (всего 43 таблицы).
 
Седьмой выпуск. Памятники русской архитектуры второй половины XIX и начала XX века (всего 45 таблиц).
 
Издание подготовлено к печати под общим руководством редакционной коллегии в составе: доктора архитектуры, профессора Д. П. Сухова, кандидата архитектуры Д. В. Разова и архитектора А. Г. Чинякова.
 
Подбор фотографий в основном произведен кандидатом архитектуры Д. В. Разовым, часть фотографий заимствована из учебника «История русской архитектуры».
 
Подготовка к печати графических таблиц выполнена коллективом научных сотрудников Академии архитектуры СССР и ее Ленинградского филиала, Академии архитектуры УССР, а также студентами Московского архитектурного института и Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина в составе: С. Л. Агафонова, Г. В. Алферовой, Ю. С. Асеева, А. И. Белорусова, В. И. Блюменталя, О. И. Брайцевой, Б. Л. Васильева, И. Г. Кадиной, Н. Л. Крашенинниковой, Н. Я. Лейбошиц, М. В. Першина, Б. Н. Рахманинова, В. Е. Свинарского, О. Е. Синдаровского, А. П. Сосиной, М. 3. Тарановской, А. Ш. Тевьян, А. М. Харламовой, В. Ф. Шилкова, И. В. Эрн и П. Г. Юрченко.
 
В составлении аннотаций принимали участие научные сотрудники Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР: архитектор О. И. Брайцева, кандидат искусствоведческих наук М. В. Будылина, кандидат архитектуры А. И. Власюк, кандидат архитектуры А. И. Каплун, кандидат искусствоведческих наук А. А. Кипарисова, архитектор Н. Л. Крашенинникова, кандидат архитектуры Л. Н. Кулага, архитектор П. Н. Максимов, кандидат архитектуры Д. В. Разов.
 
Вводные статьи к отдельным выпускам написаны архитектором А. Г. Чиняковым.
 
Составление подписей под таблицами и перечня таблиц для каждого выпуска, так же как и сверка датировок и атрибуций отдельных сооружений, выполнено кандидатом искусствоведческих наук М. В. Будылиной.
 
Научное редактирование текста аннотаций проведено архитектором А. Г. Чиняковым при участии кандидата искусствоведческих наук М. В. Будылиной и архитектора П. Н. Максимова.
 
За предоставленные для публикации фотографии памятников русской архитектуры (фото П. В. Клепикова, А. А. Соркина, С. Г. Шиманского и др.) редакционная коллегия выражает благодарность Музею русской архитектуры им. А. В. Щусева (Н. Д. Виноградову и Р. Д. Арбениной); Главному управлению по охране памятников архитектуры (Ш. Е. Ратия); Музею Академии архитектуры СССР (В. Н. Иванову и А. Г. Завитневич); заведующему Архитектурным кабинетом Центрального Дома архитектора А. В. Юганову.
 

 

 
Древнейшие памятники русской архитектуры, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко времени высокого расцвета культуры Киевской Руси. Мощное государственное объединение восточнославянских племен — Киевское государство — сложилось во второй половине IX века. В X и XI веках оно достигло высокого расцвета, и к этому времени относятся известные нам монументальные здания, построенные в крупнейших городах Киевской Руси — Киеве, Новгороде, Чернигове и Полоцке.
 
Все эти сооружения имели в свое время культовое назначение, но одновременно являлись и своеобразными культурными и общественными центрами; поэтому они строились обычно в центрах древних городов.
 
Введение в IX веке единой государственной религии, заменившей разнообразные языческие верования отдельных славянских племен, имело большое значение для укрепления политического единства и культурного развития обширного и многоплеменного Киевского государства. Единство религии обусловило усиление культурных связей с соседней Византией, освоение высоких достижений византийской архитектуры и строительной техники, что способствовало росту мастерства киевских архитекторов в строительстве монументальных каменных сооружений.
 
Древние мастера, наряду с выполнением канонических требований, обязательных для церковных зданий, создали совершенно своеобразные в архитектурном отношении сооружения, не имеющие прямых аналогий ни в византийской, ни в какой-либо другой современной им архитектуре. Уже в наиболее ранних церковных сооружениях: Десятинной церкви и Софийском соборе в Киеве, в Спасо-Преображенском соборе Чернигова складываются новые художественные и строительные приемы, создающие совершенно своеобразный тип храма с живописной, многоглавой наружной композицией, и применяется ряд конструктивно-технических приемов, которые не встречаются в архитектуре других народов этого времени. Особенно ярко эти характерные особенности древнерусского зодчества сказываются в новгородских сооружениях: Софийском соборе, а позднее в соборах Антоньева и Юрьева монастырей близ Новгорода.
 
Со второй половины XI века Киевское государство постепенно начинает распадаться на ряд отдельных удельных княжеств.
 
По сравнению с монументальными сооружениями Киевского государства, общие объемы сооружений периода феодальной раздробленности значительно уменьшаются; вместе с тем, архитектурная композиция объемов приобретает большую стройность и компактность, архитектурное убранство фасадов становится более разнообразным, нарядным и живописным.
 
В Пятницкой церкви Чернигова в перекрытии подкупольного пространства впервые применяется система ступенчатых арок, выступающих снаружи в виде закомар, расположенных ярусами. Этот конструктивно-декоративный прием в дальнейшем получает широкое развитие в древнерусской архитектуре. Новые особенности в планировке здания и в построении его объемно-пространственной композиции можно видеть в Свирской церкви Смоленска, а также в соборе Евфросиньева монастыря в Полоцке. В новгородско-псковском зодчестве вырабатывается своеобразная трактовка простых архитектурных форм, создаваемых путем свободной, живописной лепки объемов и лишенных четкой симметрии и строгой прямолинейности очертаний (церковь Спаса на Нередице близ Новгорода и собор Мирожского монастыря в Пскове). Для ранней архитектуры владимиро-суздальской земли характерны простота и строгость архитектурного образа и минимальное количество декоративных архитектурных деталей. Таковы постройки времени Юрия Долгорукого — Борисоглебская церковь в Кидекше близ Суздаля и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
 
Исключительно пышного расцвета достигает владимиро-суздальское зодчество при сыновьях Долгорукого Андрее Боголюбском (1157—1174 гг.) и Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212 гг.). К этому времени относятся постройка одного из лучших сооружений древнерусского зодчества — церкви Покрова на Нерли — и строительство загородной резиденции князя Андрея в Боголюбове, поблизости от Владимира. В это же время создается и величественный ансамбль центральной части города Владимира, от которого сохранились до нашего времени Успенский собор, Золотые ворота и Димитриевский собор. К заключительному периоду владимиро-суздальского зодчества, дальнейшее развитие которого было резко оборвано татарским нашествием, относится строительство Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском, в замечательной белокаменной резьбе которого сказалось высокое мастерство владимиро-суздальских зодчих.
 
Татаро-монгольское иго задержало развитие русской архитектуры. На длительный период каменное строительство во всех русских землях, кроме Новгорода и Пскова, не затронутых непосредственно татарским нашествием, почти прекратилось, вследствие чего наблюдается постепенный упадок строительной техники. Только в Новгороде и Пскове сохранились и продолжали развиваться и совершенствоваться традиции каменного зодчества даже и в этот тяжелый для древней Руси период.
 
В первой половине XII века новгородские бояре с помощью веча сильно ограничили власть своих князей и фактически установили в Новгороде боярскую феодальную республику. Монументальное строительство в Новгороде и Пскове в этот период велось главным образом на средства купцов и посадских людей, объединенных в «концы» или «улицы» города. В XIV веке здесь развивается строительство небольших посадских храмов, простая и художественно-гармоничная архитектура которых относится к лучшим достижениям русского зодчества этого времени.
 
Такие скромные по размеру и декоративному убранству сооружения, как новгородские церкви Николы на Липне, Спаса в Ковалеве, Успения на Волотовом поле или церковь Василия с Горки в Пскове, относятся к наиболее своеобразным сооружениям древнерусской архитектуры, в которых с особой силой сказалось непосредственное художественное творчество древнерусских зодчих, тесно связанное с народным искусством. С укреплением экономического могущества Новгорода, во второй половине XIV века, начинают возводить более крупные монументальные здания, как, например, церковь Федора Стратилата на Ручье и Спасо-Преображенский собор. В их архитектурном образе и нарядном декоративном убранстве получает дальнейшее развитие более ранний новгородский архитектурный тип церкви Николы на Липне.
 
Высокое совершенство архитектурно-строительного искусства Пскова и Новгорода и достижения владимиро-суздальского зодчества послужили, после объединения разрозненных русских земель вокруг Москвы, основой создания общерусской архитектуры. Собирание Москвой русских земель, организация Дмитрием Донским решительного отпора татаро-монгольским завоевателям способствуют превращению Московского княжества в крупный политический и культурный центр древней Руси. В 1367 году возводятся первые каменные стены Московского Кремля, к рубежу XIV и XV веков относится строительство Успенского собора в Звенигороде, собора Андроникова монастыря в Москве и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в Загорске.
 
В этих памятниках раннемосковской архитектуры получают дальнейшее развитие традиции русской архитектуры предшествующих столетий. Отличительной чертой их архитектурного образа является торжественный, триумфальный характер наружной композиции, созвучный общенародному подъему после блестящей победы, одержанной на Куликовом поле.
 
С укреплением экономического и политического могущества Москвы она становится ядром, вокруг которого постепенно складывается могучее централизованное Русское государство и закладываются основы общерусской архитектуры.
 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

* Звездочкой отмечены графические таблицы.
 
Таблица 1*. Киев: 1. Собор Софии (1037 г.). 2. Схематический план древнего Киева (X—XI вв.). 3. Десятинная церковь (989—996 гг.)
 
Таблица 2*. Собор Софии в Киеве (1037 г.)
 
Таблица 3. Собор Софии в Киеве (1037 г.). Фрагмент восточного фасада и внутренний вид (УАА). Фрагменты мозаики XI в.: «Архангел Гавриил» из «Благовещения» и «Оранта» (из собр. Д. П. Сухова)
 
Таблица 4*. Новгород: 1. Собор Софии (1045—1052 гг.). 2. Георгиевский собор Юрьева монастыря (начат в 1119 г.). Мастер Петр
 
Таблица 5. Собор Софии в Новгороде (1045—1052 гг.). Западный фасад. Южный фасад (МАА)
 
Таблица 6. Собор Софии в Новгороде (1045—1052 гг.) «Магдебургские врата» и их деталь (2-я половина XII в.) (МАА)
 
Таблица 7. Новгород: 1. Георгиевский собор Юрьева монастыря (начат в 1119 г.). Мастер Петр. Общий вид (МАА). 2. Собор Рождества богородицы Антоньева монастыря (начат в 1117 г.). Вид с северо-востока (МРА)
 
Таблица 8*. 1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (около 1036 г.). 2. Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073—1089 гг.)
 
Таблица 9. Чернигов: 1. Спасо-Преображенский собор (около 1036 г.). Вид с северо-востока и интерьер (МАА). 2. Борисоглебский собор (XII в.). Белокаменные резные капители из раскопок 1948 г. (из собр. Д. П. Сухова)
 
Таблица 10*. Чернигов: 1. Успенский собор Елецкого монастыря (серед. XII в.). 2. Ильинская церковь (XI—XII вв.). 3. Пятницкая церковь (конец XII — начало XIII вв.). Зодчий Петр Милонег
 
Таблица 11*. 1. Собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (серед. XII в.). Зодчий Иван. 2. Собор Михаила архангела (Свирская церковь) в Смоленске (1191—1194 гг.)
 
Таблица 12*. 1. Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода (1198 г.). 2. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (между 1128 и 1156 гг.)
 
Таблица 13. 1. Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода (1198 г.). Общий вид (МРА). 2. Собор Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре в Пскове (30-е гг. XII в.). Вид собора после реставрации 1949—1951 гг. (из собр. П. Н. Максимова)
 
Таблица 14. Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода (1198 г.). Фрески: деталь «Страшного суда» на западной стене и «Петр Александрийский» в алтарной части (МАА)
 
Таблица 15*. 1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 г.). 2. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше близ Суздаля (1152 г.)
 
Таблица 16. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 г.). Общий вид. Деталь белокаменной резьбы центральной апсиды (фото А. Г. Чинякова)
 
Таблица 17*. 1. Церковь Покрова на Нерли (около 1165 г.). 2. Остатки дворца Андрея Боголюбского (конец 50-х — начало 60-х гг. XII в.)
 
Таблица 18. 1. Церковь Покрова на Нерли (около 1165 г.). Общий вид (МРА). 2. Золотые ворота во Владимире (1164 г., декоративные угловые башенки и церковь — 2-й половины XVIII в.). Вид с востока (МРА)
 
Таблица 19*. Успенский собор во Владимире (1158—1161 гг., перестроен в 1185—1189 гг.)
 
Таблица 20. Успенский собор во Владимире (1158—1161 гг., перестроен в 1185—1189 гг.). Общий вид с северо-востока (МРА). Деталь барабана (фото О. И. Брайцевой)
 
Таблица 21*. 1. Димитриевский собор во Владимире (1194—1197 гг.). 2. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234 гг., перестроен во 2-й половине XV в. В. Д. Ермолиным)
 
Таблица 22. Димитриевский собор во Владимире (1194—1197 гг.). Общий вид (МРА)
 
Таблица 23. 1. Димитриевский собор во Владимире (1194—1197 гг.). Деталь фасада с белокаменной резьбой (МРА). 2. Башня дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове (конец 50-х — начало 60-х гг. XII в.). Фрагмент стены (МРА)
 
Таблица 24. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234 гг., перестроен во 2-й половине XV в. В. Д. Ермолиным). Портал южного фасада (УОП). Резные детали (МРА)
 
Таблица 25. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234 гг., перестроен во 2-й половине XV в. В. Д. Ермолиным). Резные белокаменные детали (МРА и ИИТ)
 
Таблица 26*. Новгород: 1. Церковь Николы на Липне (1292 г.). 2. Церковь Успения на Болотовой поле (1352 г.). 3. Церковь Федора Стратилата на Ручье (1361 г.)
 
Таблица 27. Новгород: 1. Церковь Николы на Липне (1292 г.). Вид с юго-востока (МАА). 2. Церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.). Вид с юго-востока (МАА). 3. Башня «Часозвоня» Новгородского кремля (1443 г.) (МАА). 4. Псков. Церковь Успения «с Пароменья» (перестроена в 1521 г.). Звонница (фото А. Г. Чинякова)
 
Таблица 28. Новгород: 1. Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице (1374 г.). Вид с юго-востока после реставрации, законченной в 1951 г. (Новгородская реставрационная мастерская, арх. Л. М. Шуляк). 2. Церковь Федора Стратилата на Ручье (1361 г.). Вид с востока (МРА)
 
Таблица 29. Новгород: 1. Церковь Федора Стратилата на Ручье (1360—1361 гг.). Деталь барабана. 2. Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице (1374 г.). Фрагмент фасада до реставрации
 
Таблица 30*. Псков: 1. Церковь Василия Великого «с Горки» (1413 г.). 2. Церковь Успения «с Пароменья» (перестроена в 1521 г.)
 
Таблица 31. Псков: 1. Церковь Воскресения «со Стадища» (1532 г.). Вид с юго-запада. 2. Церковь Василия Великого «с Горки» (1413 г.). Вид с северо-востока (ИИТ)
 
Таблица 32. Псково-Печерский монастырь. Звонница Никольской церкви (XVI в.) (фото А. Г. Чинякова)
 
Таблица 33* 1. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (1399 г.). 2. Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (между 1410 и 1427 гг.). 3. Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (г. Загорск, Московской области). (1422—1423 гг.)
 
Таблица 34. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (1399 г.). Северный фасад (МРА). Деталь резного пояса (фото А. Г. Чинякова)
 
 
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
 
1. Академия архитектуры УССР — УАА
2. Институт истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР — ИИТ
3. Музей архитектуры Академии архитектуры СССР — МАА
4. Музей русской архитектуры им. Щусева — МРА
5. Управление по охране памятников архитектуры — УОП
 

 

 

Все таблицы издания

 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 1. Памятники архитектуры X—XV веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 170 МБ)
 

10 февраля 2024, 21:19 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий