|
Русское зодчество : Выпуск 2. Памятники архитектуры XV—XVI веков : Чертежи и фотографии. — Москва, 1953Русское зодчество : Выпуск 2. Памятники архитектуры XV—XVI веков : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 19 с., 34 л. ил. — (Русское зодчество / Под редакцией Д. П. Сухова, Д. В. Разова, А. Г. Чинякова ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры).
Цель выпускаемой серии альбомов «Русское зодчество» — сделать доступными для советских архитекторов и искусствоведов обмерные чертежи и натурные фотографии памятников русской архитектуры.
Кроме таблиц чертежей и фото, в каждом выпуске помещены также краткая вводная статья, характеризующая соответствующий этап в развитии русского зодчества, и небольшой пояснительный текст (аннотации) к памятникам архитектуры, обмерные чертежи которых помещены в выпуске.
В настоящем выпуске графические таблицы составлены: 1, 5, 8, 12, 19, 21, 28, 33 — А. М. Харламовой; 4 — Л. Н. Кулага; 17, 24, 27 — И. В. Эрн; 20 — О. Е. Синдаровским; 22 — Л. А. Давидом.
Аннотации к таблицам составлены: 1—3, 5—16, 24—26, 33—34 — М. В. Будылиной; 4 — Л. Н. Кулага; 17—23 — П. Н. Максимовым; 27—32 — Д. В. Разовым.
Вводная статья А. Г. Чинякова.
Архитектура русского народа, начиная от древнейших построек Киевской Руси и до величественных сооружений эпохи социализма, всегда отличалась глубоким идейным содержанием, национальным своеобразием, богатством композиционных приемов и большим разнообразием художественных форм.
На всех этапах своего более чем тысячелетнего развития русская архитектура была тесно связана с социальным и политическим развитием русского народа, являлась составной частью его культуры.
По разнообразию архитектурных типов, простоте и оригинальности конструктивно-технических приемов и большой идейно-художественной выразительности созданных ею архитектурных образов русская архитектура представляет собой глубокий, неисчерпаемый источник архитектурного творчества, высокого художественного мастерства и большой практической мудрости.
Выдающиеся памятники русской архитектуры являются ценным вкладом в сокровищницу мирового зодчества. Советский архитектор черпает в них ценнейшие уроки для своей творческой практики.
Изучение великого наследия русской архитектуры должно содействовать творческому освоению ее достижений в практике нашей советской архитектуры, ибо наша советская культура «возникла, развилась и достигла расцвета на базе критически переработанного культурного наследства прошлого» (А. Жданов).
Издание серии альбомов «Русское зодчество» имеет целью сделать практически доступными для советских архитекторов обмерные чертежи памятников русского зодчества, начиная от древнейших сооружений и кончая постройками XX века. Для настоящего издания использованы графические материалы, которые вошли в учебник «История русской архитектуры. Краткий курс». М. 1951, дополнительно просмотренные и доработанные художником В. Е. Свинарским.
Источники, откуда взяты те или иные материалы для таблиц, а также авторы обмеров, реконструкций и т. д. указаны в той же книге (стр. 447—459).
Издание состоит из семи самостоятельных выпусков; каждый из них включает графические таблицы и фототаблицы, посвященные памятникам русской архитектуры отдельных исторических периодов развития русского зодчества. В каждом выпуске помещаются краткие вводные статьи, характеризующие соответствующий этап в развитии русской архитектуры, и краткий пояснительный текст (аннотации) к отдельным памятникам русской архитектуры, обмерные чертежи и фото которых помещены в данном выпуске.
Материалы по отдельным выпускам распределяются следующим образом.
Первый выпуск. Памятники русской архитектуры с X века и до начала XV века (всего 34 таблицы).
Второй выпуск. Памятники русской архитектуры конца XV и XVI века (всего 34 таблицы).
Третий выпуск. Памятники русской архитектуры XVII века (всего 43 таблицы).
Четвертый выпуск. Памятники русской архитектуры первой половины XVIII века (всего 28 таблиц).
Пятый выпуск. Памятники русской архитектуры второй половины XVIII века (всего 45 таблиц).
Шестой выпуск. Памятники русской архитектуры первой половины XIX века (всего 43 таблицы).
Седьмой выпуск. Памятники русской архитектуры второй половины XIX и начала XX века (всего 45 таблиц).
Издание подготовлено к печати под общим руководством редакционной коллегии в составе: доктора архитектуры, профессора Д. П. Сухова, кандидата архитектуры Д. В. Разова и архитектора А. Г. Чинякова.
Подбор фотографий в основном произведен кандидатом архитектуры Д. В. Разовым, часть фотографий заимствована из учебника «История русской архитектуры».
Подготовка к печати графических таблиц выполнена коллективом научных сотрудников Академии архитектуры СССР и ее Ленинградского филиала, Академии архитектуры УССР, а также студентами Московского архитектурного института и Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина в составе: С. Л. Агафонова, Г. В. Алферовой, Ю. С. Асеева, А. И. Белорусова, В. И. Блюменталя, О. И. Брайцевой, Б. Л. Васильева, И. Г. Кадиной, Н. Л. Крашенинниковой, Н. Я. Лейбошиц, М. В. Першина, Б. Н. Рахманинова, В. Е. Свинарского, О. Е. Синдаровского, А. П. Сосиной, М. 3. Тарановской, А. Ш. Тевьян, А. М. Харламовой, В. Ф. Шилкова, И. В. Эрн и П. Г. Юрченко.
В составлении аннотаций принимали участие научные сотрудники Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР: архитектор О. И. Брайцева, кандидат искусствоведческих наук М. В. Будылина, кандидат архитектуры А. И. Власюк, кандидат архитектуры А. И. Каплун, кандидат искусствоведческих наук А. А. Кипарисова, архитектор Н. Л. Крашенинникова, кандидат архитектуры Л. Н. Кулага, архитектор П. Н. Максимов, кандидат архитектуры Д. В. Разов.
Вводные статьи к отдельным выпускам написаны архитектором А. Г. Чиняковым.
Составление подписей под таблицами и перечня таблиц для каждого выпуска, так же как и сверка датировок и атрибуций отдельных сооружений, выполнено кандидатом искусствоведческих наук М. В. Будылиной.
Научное редактирование текста аннотаций проведено архитектором А. Г. Чиняковым при участии кандидата искусствоведческих наук М. В. Будылиной и архитектора П. Н. Максимова.
За предоставленные для публикации фотографии памятников русской архитектуры (фото П. В. Клепикова, А. А. Соркина, С. Г. Шиманского и др.) редакционная коллегия выражает благодарность Музею русской архитектуры им. А. В. Щусева (Н. Д. Виноградову и Р. Д. Арбениной); Главному управлению по охране памятников архитектуры (Ш. Е. Ратия); Музею Академии архитектуры СССР (В. Н. Иванову и А. Г. Завитневич); заведующему Архитектурным кабинетом Центрального Дома архитектора А. В. Юганову.
С образованием русского централизованного государства возрастает значение Москвы как его столицы. Архитектура этого времени в своем идейно-художественном содержании отражает подъем национального самосознания русского народа. Различные местные школы зодчества древней Руси влились в архитектуру Москвы, которая, творчески перерабатывая это богатое архитектурное наследство, начинает оказывать решающее влияние на строительство во всех русских землях.
Обширное строительство конца XV века отличается от предыдущего преобладанием гражданских архитектурных типов. В церковной архитектуре наблюдается появление элементов, характерных для светской архитектуры.
С расширением масштабов строительства, в целях удешевления его, наряду с деревом и белым камнем начинает широко применяться кирпич.
Для строительства Московского Кремля приглашаются опытные псковские мастера, а также высококвалифицированные мастера из Италии, являвшейся в то время наиболее передовой страной в области зодчества и фортификационного искусства. Итальянские зодчие славились своим мастерством и знаниями и приглашались для строительства во все европейские страны. Работая в Москве, итальянские специалисты применяли в строительстве новейшие технические достижения того времени и способствовали тем самым повышению и совершенствованию техники строительного искусства. Вместе с тем они испытали сильнейшее воздействие покоряющей силы русского искусства, что сказалось в чисто русском архитектурном облике всех сооружений, в строительстве которых они принимали участие.
С возведением кирпичных стен и башен (1485—1495 гг.) Московский Кремль стал крепостью, вполне отвечавшей уровню военной техники того времени, и одной из наиболее мощных в Европе. С этого времени усиливается градообразующее значение Кремля как архитектурного и административно-политического центра столицы, к которому в радиальном направлении сходились улицы — дороги из крупнейших городов Московского государства.
Политический и культурный подъем, характерный для периода сложения русского национального государства, начинает ломать консерватизм церковной архитектуры. Примером нарушения старых, застывших традиций является выстроенный «палатным образом» Успенский собор, а также насыщенный ренессансными деталями Архангельский собор в Московском Кремле.
Обширное кремлевское строительство на рубеже XV и XVI столетий является наиболее выдающимся и прогрессивным явлением этого времени, которое привело к сложению московской архитектурной школы, наследовавшей и развившей лучшие традиции древнерусской архитектуры. Создание в Москве монументальных крепостных, дворцовых и культовых зданий делает ее руководящим архитектурным центром страны.
Строительство крепостей как в Москве, так и на периферии является самым значительным по объему и масштабу строительством этого времени, вызванным сложной международной и внутренней обстановкой Русского государства. Сооружение огромной «Засечной черты» на юге, строительство каменных крепостей на подступах к Москве и на границах государства свидетельствуют о том, что оборона Московского государства имела характер хорошо продуманной системы. Московский Кремль служил образцом для крепостного строительства в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Смоленске и других городах.
Строительство городов-крепостей, в общей оборонительной системе Московского государства, дополняли монастыри-крепости. Из них особенно замечательны крепостные ансамбли Соловецкого монастыря, крайнего форпоста на севере, Псково-Печерского на границе с Ливонией, Кириллова-Белозерского, Борисоглебского близ Ростова, Троице-Сергиева под Москвой, Пафнутьева близ Боровска, а также кольцо монастырей-крепостей на ближних подступах к Москве.
Рост крупного церковного землевладения, основанного на эксплуатации труда зависимых крестьян, и развитие крупных торговых операций монастырями способствовали накоплению в них огромных богатств. Церковная организация постепенно становится консервативно-реакционной силой, охраняющей свои классовые привилегии. Крепостные стены богатых монастырей строились не только для обороны от нападения внешнего врага, но и для защиты монастырских богатств на случай крестьянских восстаний, направленных против феодальной эксплуатации.
Усиление светского, гражданского начала в русском зодчестве XVI века сказалось в том, что в монастырях стали возводиться из камня не только крепостные и культовые сооружения. Появился новый архитектурный тип каменной трапезной палаты, как, например, в Андрониковом монастыре в Москве, Пафнутьевом монастыре близ Боровска, Макарьевском монастыре в Калягине и т. д. В церковном строительстве также появляются новые архитектурные типы, как, например, бесстолпные храмы, перекрытые крещатым сводом. Эта система сводчатого покрытия является оригинальным изобретением древнерусских мастеров. Наиболее характерные сооружения этого типа — церковь Трифона в Напрудной слободе в Москве и церковь в селе Юркино под Москвой.
Особенно выдающимся и глубоко национальным явлением в русской архитектуре XVI века было создание нового типа высотного сооружения — башнеобразных каменных церквей. В архитектуре этих сооружений древнерусские мастера творчески переработали и дали новое содержание архитектурным формам, сложившимся в русском крепостном и деревянном шатровом зодчестве. Создание нового архитектурного типа высотного здания, наряду с каменным городом-крепостью, является наиболее ярким выражением нового этапа в развитии русского зодчества этого периода.
Необычный для прежних церковных сооружений план и композиция наружного объема, так же как и праздничная, нарядная архитектура этих зданий, свидетельствуют о том, что русское зодчество в лучших своих произведениях решительно освобождается от консерватизма церковных традиций и обращается к достижениям народного деревянного зодчества для отражения в архитектуре прогрессивных идей своего времени. Идейная насыщенность и художественная выразительность русских башнеобразных сооружений XVI века делают их наиболее выдающимся проявлением национального гения в архитектуре этого времени.
Эти сооружения: церковь Вознесения в Коломенском, Иоанна Предтечи в Дьякове, так же как и Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве, являются памятниками, воздвигнутыми в честь особо выдающихся событий в жизни Русского государства. Их церковно-культовое назначение отходит на второй план перед задачей создания монументального, выразительного и жизнерадостного архитектурного образа. Пятиярусный „столп“ Ивана Великого в центре Московского Кремля, завершая развитие высотных сооружений XVI века, объединил в качестве центральной вертикали архитектурный ансамбль Кремля и в течение столетий являлся господствующим высотным сооружением столицы.
Для блестящего развития русской архитектуры в XVI веке большое значение имела ее глубокая, органическая связь с народным творчеством, а также разработка новых конструктивно-технических приемов в строительстве (разработка системы бесстолпных перекрытий, изобретение крещатого свода, распространение высоких каменных шатров, широкое применение железных связей и т. д.).
Русская архитектура XVI века создала ряд новых типов архитектурных сооружений, национальных по форме, ярко отразивших в своем идейном содержании новый, прогрессивный этап в развитии централизованного Русского государства.
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
* Звездочкой отмечены графические таблицы.
Таблица 1*. Московский Кремль: 1. Стены и башни (XV—XVII вв.). 2. Генеральный план Кремля
Таблица 2. Московский Кремль (XV—XVII вв.). Общий вид с южной стороны (ТАСС)
Таблица 3. Московский Кремль. Фрагмент стены и Спасская башня (XV в., шатровый верх надстроен в 1625 г.) (МРА)
Таблица 4*. Реконструкция Соборной площади в Московском Кремле (2-я половина XVII в.)
Таблица 5*. Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479 гг.). Архитектор Аристотель Фиораванти
Таблица 6. Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479 гг.). Архитектор Аристотель Фиораванти. Вид с юго-востока (МАА)
Таблица 7. Московский Кремль: 1. Благовещенский собор (1484—1489 гг.). Вид с северо-востока (МАА). Успенский собор (1475—1479 гг.). Архитектор Аристотель Фиораванти. Интерьер (МРА)
Таблица 8*. Московский Кремль: 1. Благовещенский собор (1484—1489 гг.). 2. Архангельский собор (1505—1509 гг.). Архитектор Алевиз Новый. 3. Колокольня Ивана Великого (1505—1600 гг.)
Таблица 9. Благовещенский собор в Московском Кремле (1484—1489 гг.). Детали интерьера: белокаменная резьба (МАА)
Таблица 10. Архангельский собор в Московском Кремле (1505—1509 гг.). Архитектор Алевиз Новый. Общий вид с севера. Деталь портала (фото В. В. Робинова)
Таблица 11. Архангельский собор в Московском Кремле (1505— 1509 гг.). Архитектор Алевиз Новый. Детали белокаменной резьбы на откосах северного портала (фото В. В. Робинова)
Таблица 12*. Московский Кремль: 1. Грановитая палата (1487—1491 гг.). Зодчие М. Руффо и П. Солари. 2. Теремной дворец (1499—1508 гг., перестроен в 1635—1636 гг.). Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков
Таблица 13. Грановитая палата в Московском Кремле (1487—1491 гг.). Зодчие М. Руффо и П. Солари. Интерьер сеней (МАА)
Таблица 14. Грановитая палата в Московском Кремле (1487—1491 гг.). Зодчие М. Руффо и П. Солари. Интерьер палаты (МАА)
Таблица 15. Грановитая палата в Московском Кремле (1487—1491 гг.). Зодчие М. Руффо и П. Солари. Портал (МАА)
Таблица 16. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле (1505—1600 гг.). Общий вид с юго-востока (ИИТ)
Таблица 17*. 1. Кремль г. Тулы (1514—1521 гг.) 2. Кремль г.Коломны (1525—1531 гг.)
Таблица 18. 1. Кремль г. Зарайска (окончен в 1531 г.). 2. Кремль г. Коломны (1525—1531 гг.). Угловая «Маринкина» башня (МАА). 3. Кремль г. Тулы (1514—1521 гг.). Угловая башня (МАА)
Таблица 19*. 1. Схема генерального плана г. Москвы с монастырями. 2. Китайгородская стена и башни в Москве (1534—1538 гг.). Зодчий Петрок Малый
Таблица 20*. Монастыри-крепости: 1. Кириллов-Белозерский монастырь, Вологодской области (XV—XVII вв.). 2. Пафнутьев монастырь близ Боровска, Калужской области (XVI—XVII вв.)
Таблица 21*. Трапезные палаты XVI в.: Трапезная Андроникова монастыря в Москве (1504—1506 гг.). 2 Трапезная Пафнутьева монастыря близ Боровска, Калужской области (1511г.). 3. Трапезная Макарьевского монастыря в Калязине (1525—1530 гг.)
Таблица 22*. Бесстолпные храмы XV—XVII вв.: 1. Церковь Успения в Гдове (XV в.?). 2. Церковь Трифона в Напрудной в Москве (начало XVI в.). 3. Церковь Рождества в селе Юркине, Московской области (начало XVI в.). 4. Церковь Покрова в Рубцове в Москве (1619—1627 гг.)
Таблица 23. 1. Церковь Трифона в Напрудной в Москве (начало XVI в.). Проект реставрации Л. А. Давида. 2—3. Церковь Преображения и звонница в селе Вязёмах, Московской области (конец XVI в.) (ИИТ)
Таблица 24*. Церковь Вознесения в селе Коломенском близ Москвы (1532 г.)
Таблица 25. Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.). Вид с юго-востока (МАА)
Таблица 26. Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.): 1. Деталь угловой пилястры. 2—3. Фрагмент окна восьмерика и его резная капитель (МАА)
Таблица 27*. Покровский собор «на рву» — храм Василия Блаженного в Москве (1555—1560 гг.). Зодчие Барма и Посник
Таблица 28*. 1. Покровский собор «на рву» — храм Василия Блаженного в Москве (1555—1560 гг.). Зодчие Барма и Посник. 2. Церковь Рождества в селе Беседах, Московской области (XVI в.). 3. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове близ Москвы (1547 г.)
Таблица 29. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1547 г.) 1. Общий вид. 2. Внутренний вид центральной башни (МАА)
Таблица 30. Покровский собор «на рву» — храм Василия Блаженного в Москве (1555—1560 гг.). Зодчие Барма и Посник. Общий вид с юго-востока (УОП)
Таблица 31. Покровский собор «на рву» — храм Василия Блаженного в Москве (1555—1560 гг.). Зодчие Барма и Посник. 1. Фрагмент южного фасада (УОП). 2. Изразчатое украшение центрального шатра (МАА)
Таблица 32. 1. Церковь Спаса-Преображения в селе Острове, Московской области (XVI в.) (фото А. Г. Чинякова). 2. Церковь Покрова в селе Медведкове, Московской области (1623 г.) (МАА)
Таблица 33*. Крепость г. Смоленска (1596—1602 гг.). Зодчий Федор Конь. План крепости. Стены и башни
Таблица 34. Крепость г. Смоленска (1596—1602 гг.). Зодчий Федор Конь. 1. Вид с восточной стороны. 2. Многогранная угловая башня. 3. Вид крепостной стены с внутренней стороны (МАА)
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Институт истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР — ИИТ
2. Музей архитектуры Академии архитектуры СССР — МАА
3. Музей русской архитекторы им. Щусева — МРА
4. Управление по охране памятников архитектуры — УОП
Все иллюстрации издания
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 174 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
2 мая 2024, 14:12
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий