наверх
 

Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва, 1953

Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953  Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953  Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
 

Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 22 с., 43 отд. л. ил. — (Русское зодчество / Под редакцией Д. П. Сухова, Д. В. Разова, А. Г. Чинякова ; Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры).

 
 
 
Архитектура русского народа, начиная от древнейших построек Киевской Руси и до величественных сооружений эпохи социализма, всегда отличалась глубоким идейным содержанием, национальным своеобразием, богатством композиционных приемов и большим разнообразием художественных форм.
 
На всех этапах своего более чем тысячелетнего развития русская архитектура была тесно связана с социальным и политическим развитием русского народа, являлась составной частью его культуры.
 
По разнообразию архитектурных типов, простоте и оригинальности конструктивно-технических приемов и большой идейно-художественной выразительности созданных ею архитектурных образов русская архитектура представляет собой глубокий, неисчерпаемый источник архитектурного творчества, высокого художественного мастерства и большой практической мудрости.
 
Выдающиеся памятники русской архитектуры являются ценным вкладом в сокровищницу мирового зодчества. Советский архитектор черпает в них ценнейшие уроки для своей творческой практики.
 
Изучение великого наследия русской архитектуры должно содействовать творческому освоению ее достижений в практике нашей советской архитектуры, ибо наша советская культура «возникла, развилась и достигла расцвета на базе критически переработанного культурного наследства прошлого» (А. Жданов).
 
Издание серии альбомов «Русское зодчество» имеет целью сделать практически доступными для советских архитекторов обмерные чертежи памятников русского зодчества, начиная от древнейших сооружений и кончая постройками XX века. Для настоящего издания использованы графические материалы, которые вошли в учебник «История русской архитектуры. Краткий курс». М. 1951, дополнительно просмотренные и доработанные художником В. Е. Свинарским.
 
Источники, откуда взяты те или иные материалы для таблиц, а также авторы обмеров, реконструкций и т. д. указаны в той же книге (стр. 447—459).
 
Издание состоит из семи самостоятельных выпусков; каждый из них включает графические таблицы и фототаблицы, посвященные памятникам русской архитектуры отдельных исторических периодов развития русского зодчества. В каждом выпуске помещаются краткие вводные статьи, характеризующие соответствующий этап в развитии русской архитектуры, и краткий пояснительный текст (аннотации) к отдельным памятникам русской архитектуры, обмерные чертежи и фото которых помещены в данном выпуске.
 
Материалы по отдельным выпускам распределяются следующим образом.
 
Первый выпуск. Памятники русской архитектуры с X века и до начала XV века (всего 34 таблицы).
 
Второй выпуск. Памятники русской архитектуры конца XV и XVI века (всего 34 таблицы).
 
Третий выпуск. Памятники русской архитектуры XVII века (всего 43 таблицы).
 
Четвертый выпуск. Памятники русской архитектуры первой половины XVIII века (всего 28 таблиц).
 
Пятый выпуск. Памятники русской архитектуры второй половины XVIII века (всего 45 таблиц).
 
Шестой выпуск. Памятники русской архитектуры первой половины XIX века (всего 43 таблицы).
 
Седьмой выпуск. Памятники русской архитектуры второй половины XIX и начала XX века (всего 45 таблиц).
 
Издание подготовлено к печати под общим руководством редакционной коллегии в составе: доктора архитектуры, профессора Д. П. Сухова, кандидата архитектуры Д. В. Разова и архитектора А. Г. Чинякова.
 
Подбор фотографий в основном произведен кандидатом архитектуры Д. В. Разовым, часть фотографий заимствована из учебника «История русской архитектуры».
 
Подготовка к печати графических таблиц выполнена коллективом научных сотрудников Академии архитектуры СССР и ее Ленинградского филиала, Академии архитектуры УССР, а также студентами Московского архитектурного института и Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина в составе: С. Л. Агафонова, Г. В. Алферовой, Ю. С. Асеева, А. И. Белорусова, В. И. Блюменталя, О. И. Брайцевой, Б. Л. Васильева, И. Г. Кадиной, Н. Л. Крашенинниковой, Н. Я. Лейбошиц, М. В. Першина, Б. Н. Рахманинова, В. Е. Свинарского, О. Е. Синдаровского, А. П. Сосиной, М. 3. Тарановской, А. Ш. Тевьян, А. М. Харламовой, В. Ф. Шилкова, И. В. Эрн и П. Г. Юрченко.
 
В составлении аннотаций принимали участие научные сотрудники Института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР: архитектор О. И. Брайцева, кандидат искусствоведческих наук М. В. Будылина, кандидат архитектуры А. И. Власюк, кандидат архитектуры А. И. Каплун, кандидат искусствоведческих наук А. А. Кипарисова, архитектор Н. Л. Крашенинникова, кандидат архитектуры Л. Н. Кулага, архитектор П. Н. Максимов, кандидат архитектуры Д. В. Разов.
 
Вводные статьи к отдельным выпускам написаны архитектором А. Г. Чиняковым.
 
Составление подписей под таблицами и перечня таблиц для каждого выпуска, так же как и сверка датировок и атрибуций отдельных сооружений, выполнено кандидатом искусствоведческих наук М. В. Будылиной.
 
Научное редактирование текста аннотаций проведено архитектором А. Г. Чиняковым при участии кандидата искусствоведческих наук М. В. Будылиной и архитектора П. Н. Максимова.
 
За предоставленные для публикации фотографии памятников русской архитектуры (фото П. В. Клепикова, А. А. Соркина, С. Г. Шиманского и др.) редакционная коллегия выражает благодарность Музею русской архитектуры им. А. В. Щусева (Н. Д. Виноградову и Р. Д. Арбениной); Главному управлению по охране памятников архитектуры (Ш. Е. Ратия); Музею Академии архитектуры СССР (В. Н. Иванову и А. Г. Завитневич); заведующему Архитектурным кабинетом Центрального Дома архитектора А. В. Юганову.
 

 

 
В архитектуре XVII века отразились сложные социально-экономические и политические процессы, способствовавшие превращению Московского государства в могущественную многонациональную Российскую империю.
 
После периода разрухи и временного застоя в строительстве, связанного с иноземной интервенцией, продолжалось дальнейшее развитие русской архитектуры, совершенствование строительной техники и конструктивных приемов. Постепенно улучшалось качество кирпича и кирпичной кладки, разрабатывались новые смелые сводчатые конструкции, освобождались от столбов внутренние помещения зданий, увеличивались количество и размеры оконных и дверных проемов, большое распространение получили нарядное, декоративное убранство фасадов зданий, открытые галереи и парадные лестницы.
 
Специфический церковный характер древнерусского монументального зодчества все более уступал место светскому началу в архитектуре: старые формы культовой архитектуры уже не отвечали новому этапу в развитии русской культуры.
 
Наряду с дворянством значительную роль в строительстве начинало играть купечество. Тем самым расширялась социальная среда, финансировавшая строительство дорогостоящих монументальных сооружений и стремившаяся отразить в нем свои практические требования и художественные вкусы.
 
Среди имущих классов большое распространение получило жилое каменное строительство, особенно в центральных районах города, в то время как в пригородных слободах и вне городов дерево оставалось еще господствующим строительным материалом.
 
Крестьянское деревянное зодчество на Севере, где не было крепостного права, создало выдающиеся постройки, архитектура которых была органически связана с крестьянской жизнью и бытом. В деревянных хоромах и дворцах большое внимание уделялось сложной, декоративной обработке фасадов, которая позднее перешла и в более богатые крестьянские избы.
 
Со времени сооружения каменного Теремного дворца в Московском Кремле (1635—1636 гг.) в русском зодчестве пышно развивается сложная архитектурная декорация как в гражданских, так и в церковных постройках.
 
Сохранившиеся каменные жилые дома богатых горожан в Москве, Ярославле, Пскове, Гороховце и других городах имеют планировку, типичную для деревянных хором. Каменные палаты не сразу привились как постоянное жилье: долгое время они служили главным образом в качестве парадных помещений.
 
В больших дворянских и купеческих городских усадьбах возводились церкви, близкие по своей архитектуре к хоромам и строившиеся теми же мастерами. Широкое распространение домовых церквей было одним из путей, по которому жилая гражданская архитектура оказывала влияние на церковное зодчество. Характерными примерами нарядной, декоративной церковной архитектуры середины XVII века являются московские церкви: Николы на Берсеневке (построенная в качестве домовой церкви в усадьбе дьяка Аверкия Кириллова), Троицы в Никитниках (построенная богатыми купцами Никитниковыми, хранившими свои товары в подклете этой церкви), Рождества в Путинках и др.
 
Изощренная узорчатость и показная нарядность этих сооружений, отразившая художественные вкусы богатых заказчиков, была стилистически тесно связана с окружающей живописной и нарядной жилой застройкой. Более монументальный и живописный характер имеет узорчатая церковная архитектура вне Москвы, например, в Ярославле, Костроме, Муроме и Ростове-Ярославском, где она развивалась также в тесной связи с особенностями местного народного искусства.
 
Один из крупнейших церковных деятелей второй половины XVII века — патриарх Никон пытался противопоставить нарядной декоративности церковных построек стремление возродить в их архитектуре древнюю простоту и монументальность. В сравнительно короткий срок ему удалось развернуть крупное по масштабам строительство в Кремле (Патриарший двор) и в своей загородной резиденции — Новом Иерусалиме. В его обширном строительстве, руководящей идеей которого было стремление возвысить политическую роль церкви в государстве и поднять международное значение Московского патриарха, мы находим прогрессивные черты, получившие дальнейшее развитие в архитектуре конца XVII и начала XVIII веков. Сюда относятся высокая строительная техника, крупные масштабы строительства, подбор лучших кадров строителей и организация различных производственных мастерских, в которых работали лучшие русские и белорусские мастера.
 
Многообразное развитие русской архитектуры в XVII веке завершилось сложением нового художественно-стилистического направления в архитектуре — так называемого «нарышкинского» стиля. Характерные особенности этого художественного направления — декоративное применение в архитектурном убранстве зданий резных белокаменных деталей в контрастном сочетании с красной кирпичной стеной, свободная трактовка элементов классического ордера, стремление к симметричному построению планов и фасадов зданий. Голицынские палаты в Охотном ряду, церкви в Уборах, Филях и Успения на Покровке, трапезные палаты Симонова, Новодевичьего и других монастырей являются наиболее художественно совершенными произведениями русской архитектуры конца XVII века и относятся к числу выдающихся памятников мирового зодчества.
 
В конце XVII века были возведены монументальные каменные сооружения общественного назначения, как, например, Сухарева башня и Большой Каменный мост через Москву-реку, соединивший Белый город с Замоскворечьем.
 
В кольце Белого города было построено большое количество жилых кирпичных домов, церковных, а также административных и общественных зданий. Социальное расслоение городского населения получило в это время законченное выражение в структуре города. Резкий контраст между богатой каменной застройкой центра и деревянными избами торгово-ремесленных слобод, которые окружали его, остался попрежнему характерной чертой архитектурного ансамбля Москвы.
 
Развитие торговли и образование всероссийского рынка вызвали строительство как в Москве, так и в других городах каменных промышленных, торговых и складских сооружений. Для этого времени характерно также развитие промышленного строительства в усадьбах земельной аристократии. Характерным образцом в этом отношении явилось строительство в царской подмосковной усадьбе Измайлово.
 
В конце XVII века в Москве выдвинулся ряд талантливых архитекторов (О. Старцев, Я. Бухвостов, П. Потапов и др.), творческая деятельность которых явилась связующим звеном между древнерусским зодчеством и новой, пореформенной архитектурой начала XVIII века. В архитектуре этого времени отчетливо сказались противоречия между гениальными творческими силами этих мастеров, вышедших из народа, и ограниченными творческими возможностями, которыми они располагали, выполняя заказы на постройку новых сооружений «по образцу» уже существовавших. Они были стеснены в своем творчестве узкими рамками церковного зодчества, продолжавшего до периода основания Петербурга играть наиболее значительную роль в монументальном строительстве. Однако и в этих условиях талантливые московские архитекторы конца XVII века сумели создать прекрасные произведения национальной архитектуры, которыми законно гордится русский народ.
 
В этих произведениях мы не найдем копирования каких-либо иноземных сооружений, не встретим механического подражания художественно-стилистическим явлениям в архитектуре соседних стран, несмотря на то, что культура древней Руси развивалась не изолированно, а в творческом контакте с культурой братских славянских и соседних европейских и азиатских народов.
 
Культурный перелом на рубеже XVII и XVIII столетий, связанный с петровскими реформами, не означал механического разрыва между новой русской культурой и культурой древней Руси.
 
В дальнейшем русская архитектура продолжала развиваться в новых условиях, когда новое содержание создавало соответствующие художественные формы, неизменно сохранявшие своеобразный национальный характер.
 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

 
* Звездочкой отмечены графические таблицы.
 
Таблица 1*. Деревянное зодчество. Клетские и ярусные церкви (XIV—XVIII вв.): 1. Муромский монастырь Карело-Финской ССР. Лазаревская церковь (XIV в.?). 2. Елгомский погост, Архангельской обл. Церковь Богоявления (1643 г.) 3. Погост Кижи, Карело-Финской ССР. Церковь Преображения (1714 г.). 4. Ширков погост, Великолукской обл. Церковь Иоанна Предтечи (1697 г.). 5. Осиново, Архангельской обл. Портал церкви Введения (1684 г.). 6. Поча, Вологодской обл. Деталь галереи Георгиевской церкви (1700 г.)
 
Таблица 2*. Деревянное зодчество. Шатровые церкви (XVI—XVIII вв.): 1. Панилово, Архангельской обл. Никольская церковь (1600 г.). 2. Уна, Архангельской обл. Церковь Климента (1501 г.?). 3. С. Турчасово, Архангельской обл. Церковь Благовещения (1795 г.)
 
Таблица 3*. Деревянное зодчество. Шатровые церкви и колокольни (XVI—XVIII вв.): 1. Юромский погост, Архангельской обл. Архангельская церковь (1685 г.). 2. Ракулы, Архангельской обл. Колокольня (XVII в.). 3. Кулига (Дракованово), Архангельской обл. Колокольня (XVI в.?). 4. Церковь Иоанна Богослова на р. Ишне близ Ростова, Ярославской обл. Портал (1687 г.). 5. Кондопога, Карело-Финской ССР. Церковь Успения (1774 г.)
 
Таблица 4*. Деревянное зодчество. Жилые дома (XVIII—XIX вв.): 1. Потаневщина, Карело-Финской ССР. Изба Клопова (1882 г.). 2. Новоликеево, Горьковской обл. Окно избы. 3. Опалиха, Горьковской обл. Изба Зуевых (1842 г.). 4. Сенная Губа, Карело-Финской ССР. Окно избы. 5. Брусенец, Вологодской обл. Изба (XVIII в.). 6. Едакино, Алтайского края. Окно избы. 7. Безменово (Западная Сибирь). Изба. 8. Щелково, Вологодской обл. Мукомольная мельница. 9. Фыкаловка (Западная Сибирь). Ворота избы
 
Таблица 5. Деревянное зодчество (XVII—XIX вв.): 1. Панилово, Архангельской обл. Никольская церковь (1600 г.). 2. Кырканда, Архангельской обл. Изба (конец XVIII—XIX вв.). 3. Малое Токарево, Костромской обл. Изба (XIX в.). 4. Ненокса, Архангельской обл. Троицкая церковь (1727 г.). 5. Кургоминское, Архангельской обл. Крыльцо избы (конец XVIII—XIX вв.)
 
Таблица 6. Деревянное зодчество (XVII—XVIII вв.): Погост Кижи, Карело-Финской ССР: 1. Церковь Преображения (1714 г.). 2. Церковь Покрова (1765 г.). 3. Юромский погост, Архангельской обл. Михаило-Архангельская церковь (1685 г.). 4. Николо-Карельский монастырь. Ворота (1691—1692 гг.)
 
Таблица 7. Деревянное зодчество (XVII—XVIII вв.): 1. Турчасово, Архангельской обл, Трапезная Благовещенской церкви (1795 г.). 2. Пучуга, Архангельской обл. Трапезная Петропавловской церкви (1698 г.)
 
Таблица 8*. Коломенское, царская усадьба близ Москвы. Дворец (1667—1668 гг.). Зодчие С. Петров, И. Михайлов
 
Таблица 9. Теремной дворец в Московском Кремле (1635—1636 гг.). Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков. Фрагмент фасада с наличниками окон (МРА)
 
Таблица 10. Теремной дворец в Московском Кремле (1635—1636 гг.). Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков. 1. Резная белокаменная гирька. 2. Портал. 3. Фрагмент фасада. 4. Башенка «чердака» (МАА)
 
Таблица 11. Теремной дворец в Московском Кремле (1635—1636 гг.). Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков. Интерьер (МАА)
 
Таблица 12*. Жилые дома (XVII в.). Псков: 1. Дом Лапина (Солодежня). 2. Дом Трубинского в Запсковье. 3. Дом Сутоцкого. 4. Калуга. Дом Коробова. 5. Ярославль. Дом Иванова
 
Таблица 13. Жилые дома (XVII в.). Псков: 1. Дом Лапина — крыльцо (ИИТ). 2. Поганкины палаты (фото А. Г. Чинякова)
 
Таблица 14. Жилые дома (XVII в.): 1. Дом Шумилиных в Гороховце. Крыльцо (МАА). 2. Дом Яковлева в Пскове. Фрагмент фасада (ИИТ)
 
Таблица 15*. Жилые дома (XVII в.). Гороховец: 1. Дом Серина. 2. Дом Сапожникова. 3. Александров. Кельи Успенского монастыря
 
Таблица 16*. Ансамбль на Берсеневской набережной в Москве (1656—1657 гг.): 1. Схема генерального плана ансамбля. 2. Палаты дьяка Аверкия Кириллова (1657 г.). 3. Церковь Николы на Берсеневке (1656 г.)
 
Таблица 17*. Москва: 1. Церковь Рождества в Путниках (1649—1652 гг.). 2. Церковь Троицы в Никитниках, или «Грузинской божьей матери» (1635—1653 гг.)
 
Таблица 18. Церковь Троицы в Никитниках, или «Грузинской божьей матери» в Москве (1635—1653 гг.): 1. Общий вид 2. Портал (МАА)
 
Таблица 19. Казанская церковь в Маркове Московской обл. (1688 г.). Фрагмент фасада. Портал (МРА)
 
Таблица 20*. Ярославль: 1. Церковь Ильи пророка (1647—1650 гг.). 2. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654 гг.)
 
Таблица 21. Ярославль. Колокольня церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Общий вид (МАА)
 
Таблица 22. Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687 гг.). Деталь крыльца. Паперть. Портал (МАА)
 
Таблица 23*. «Новый Иерусалим» — Воскресенский монастырь в г. Истре, Московской области: 1. Воскресенский собор (1656—1685 гг., перестроен в середине XVIII в.). 2. Скит патриарха Никона (1658 г.)
 
Таблица 24. «Новый Иерусалим» — Воскресенский монастырь в г. Истре, Московской области. Воскресенский собор (1656—1685 гг., перестроен в середине XVIII в.) и колокольня. Общий вид (МАА)
 
Таблица 25*. Кремль Ростова Великого, Ярославской обл. (1670—1683 гг.): 1. Церковь Спаса на Сенях (1675 г.). 2. Генеральный план Ростовского кремля с Успенским собором. 3. Северные ворота (1670 г.). 4. Западные ворота и церковь Иоанна Богослова (1683 г.). 5. Угловая башня.
 
Таблица 26. Кремль Ростова Великого Ярославской обл. (1670—1683 гг.). 1. Вид стены, башен и западных ворот с надвратной церковью Иоанна Богослова (1683 г.) (МАА). 2. Белая палата (1672 г.) (МАА)
 
Таблица 27*. Измайлово, царская усадьба близ Москвы (2-я половина XVII в.): 1. Панорама (с литографии XIX в., по гравюре И. Зубова XVIII в.). 2. Покровский собор (1671—1679 гг.). 3. Мостовая башня (1671—1674 гг.). 4. Парадные ворота (1682 г.). 5. Генеральный план ансамбля «государева двора»
 
Таблица 28*. Крутицкое подворье в Москве (2-я половина XVII в.): 1. Панорама и генеральный план подворья. 2. Крутицкий «теремок» (1694 г.)
 
Таблица 29. Крутицкий «теремок» в Москве (1694 г.). Общий вид
 
Таблица 30. Крутицкое подворье в Москве (2-я половина XVII в.): 1. Фрагмент перехода (МРА). 2. Деталь фасада «теремка». 3—5. Изразцы фасада «теремка» (МАА)
 
Таблица 31*. Москва: 1. Палаты В. В Голицына в Охотном ряду (до 1689 г.). 2. Палаты Волковых (Юсупова) в Б. Харитоньевском пер. (конец XVII в.). 3. Трапезная Симонова монастыря (1677—1680 гг.)
 
Таблица 32. Москва: 1. Палаты В. В. Голицына в Охотном ряду (до 1689 г.). Часть фасада (МАА). 2. Палаты Волковых (Юсупова) (конец XVII в.). Вид со стороны Б. Харитоньевского пер. (МАА)
 
Таблица 33*. 1. Церковь Покрова в Филях близ Москвы (1693—1694 гг.). 2. Церковь Спаса в селе Уборах, Московской обл. (1693 г.). Зодчий Я. Г. Бухвостов. 3. Церковь Троицы в селе Троицком-Лыкове близ Москвы (1698—1703 гг.)
 
Таблица 34. 1. Церковь Покрова в Филях близ Москвы (1693—1694 гг.). Общий вид (МАА). 2. Церковь Троицы в селе Троицком-Лыкове близ Москвы (1698—1703 гг.) Общий вид (МАА). 3. Церковь Спаса в селе Уборах, Московской области (1693 г.). Зодчий Я. Г. Бухвостов. Общий вид (фото А. Г. Чинякова)
 
Таблица 35. Церковь Троицы в селе Троицком-Лыкове близ Москвы (1698—1703 гг.). 1. Фрагмент фасада. 2. Интерьер (МАА)
 
Таблица 36*. Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске (1689—1693 гг.)
 
Таблица 37*. 1. Троице-Сергиев монастырь в Загорске, Московской области (XV—XVIII вв.). 2. Новодевичий монастырь в Москве (XVI—XVII вв.)
 
Таблица 38. Новодевичий монастырь в Москве (XVI—XVII вв.): 1. Общий вид ансамбля. 2. Лопухинский корпус (XVII в.) (МАА)
 
Таблица 39. Новодевичий монастырь в Москве: 1. Колокольня (конец XVII в.) (МАА). 2. Надвратная Преображенская церковь (1688 г.) (МАА)
 
Таблица 40*. 1. Церковь Знамения в Дубровицах, Московской области (1690—1704 гг.). 2. «Строгановская» церковь в Нижнем-Новгороде (г. Горьком) (конец XVII — начало XVIII вв.)
 
Таблица 41. Успенский собор в Рязани (1693—1699 гг.). Зодчие Я. Г. Бухвостов, Н. Устинов, Г. Иванов, И. Парфенов. Западный фасад (МАА)
 
Таблица 42*. 1. Сухарева башня в Москве (1692—1701 гг.). Под наблюдением М. Чоглокова. 2. Гостиный двор в Архангельске (1668—1684 гг.). Закончен Д. Старцевым.
 
Таблица 43. Сухарева башня в Москве (1692—1701 гг.). Вид с юго-востока (МАА)
 
 
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Институт истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР — ИИТ
2. Музей архитектуры Академии архитектуры СССР — МАА
3. Музей русской архитектуры им. Щусева — МРА
4. Управление по охране памятников архитектуры — УОП
 

 

 

Все иллюстрации издания

 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 
Русское зодчество : Выпуск 3. Памятники архитектуры XVII века : Чертежи и фотографии. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 200 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

22 сентября 2024, 0:15 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий