|
Селиванов Ф. Огненное погребение : Популярный очерк кремации. — Саратов, 1930Огненное погребение : Популярный очерк кремации / Федор Селиванов. — Саратов : Издание Саратовского общества развития идей кремации, 1930. — 23 с. : ил.ОГЛАВЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ СОЖЖЕНИЯ ТРУПОВ 5
ЧТО ТАКОЕ КРЕМАЦИЯ 11
СОВРЕМЕННЫЕ КРЕМАТОРИИ 13
ЭКОНОМИКА, ГИГИЕНА И ЭСТЕТИКА КРЕМАЦИИ 16
КРЕМАЦИЯ И РЕЛИГИЯ 19
КРЕМАЦИЯ В РОССИИ И В СССР 21
[Полный текст издания]
„Мое желание — после смерти быть сожженным“.
М. КАЛИНИН.
(„Ком. Хоз.“ 1927г. № 11–12).
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Мощная волна культурного сдвига, охватившая всех трудящихся СССР, в момент социалистического строительства не может пройти мимо кремации, этого великого культурного начинания.
Кремация, довольно хорошо привившаяся за границей и достигшая там должного расцвета, у нас в СССР начинает занимать вполне заслуженное место среди культурно-оздоровительных мероприятий Советской власти.
Мрачный период русского царизма и нетерпимость православной церкви к нововведениям, влияющим на доходы „духовных отцов“, всячески препятствовали первичным начинаниям по введению кремации в дореволюционное время. Отсюда — отсутствие опыта, знания и вообще знакомства широких трудящихся масс с вопросом кремации.
Декретирование Совнаркома в 1918 году о введении кремации в СССР встретило отклик в незначительных, более культурных слоях нашей общественности. Широкая масса трудящихся оставалась в стороне, будучи незнакомой с вопросами огненного погребения.
Лишь с организацией Общества Развития и Распространения Идей Кремации (ОРРИК), поставившего своей задачей популяризацию вопросов кремации, началась систематическая работа в данной области.
Рекомендуемый очерк „Огненное погребение“ написан по специальному заданию Саратовского О-ва Развития и Распространения Идей Кремации. Имеет своей целью помочь читателям в простом изложении ознакомиться с сущностью и преимуществами кремационного погребения.
Автор, по нашему мнению, достаточно хорошо справился со своей задачей, и дело читателей своими отзывами и указаниями помочь О-ву в дальнейших мероприятиях по проведению своей основной работы.
Правление Саратовского ОРРИК
ИСТОРИЯ СОЖЖЕНИЯ ТРУПОВ
Одним из древнейших способов погребения является сожжение трупов. Еще за 7000 лет до нашего летоисчисления уже имелись предвестники кремации — сожжение трупов на костре.
Существует древне-греческое сказание (миф) о кремации. Геркулес, отправляясь на войну против Лакмедона, взял с собой Аргиуса, сына своего друга Лациниуса, обещая последнему вернуть сына после войны, но Аргиус был убит. Геркулес сжег его труп и вернул отцу урну с пеплом.
Вполне естественно, что знакомство человека с огнем побудило его мысль использования костров в целях уничтожения умерших, тем более обилие лесов как дешевое топливо сыграло значительную роль в распространении сожжения в далеком прошлом. Это особенно оправдывается, если мы взглянем на историю Греции, где сожжение трупов было очень распространено.
Но уже впоследствии, с уменьшением лесной площади, этот способ постепенно вытесняется более доступным для масс — земельным погребением. И в ряде стран, бедных лесными угодьями, огненное погребение становится доступным только богатым.
Культурные народы древности: ассирийцы, вавилоняне, евреи, греки, римляне и т. д. очень часто прибегали к огненному погребению. Но у большинства из них оно считалось почетным и с особенной торжественностью применялось к императорам, богачам и вообще к правящему классу.
У ряда древних писателей, напр. Еврипида, Плутарха, Гомера и т. д. имеются очень интересные и подробные описания торжественных церемониалов огненных погребений. В целях экономии одновременно сжигалось даже несколько трупов. В особо важных случаях, напр. для сожжения Патрокла (герой греческого народа), был устроен грандиозный костер и вместе с ним были сожжены его 4 лошади и 2 собаки.
В других странах, напр., на остр. Хио после сжигания урну с пеплом брали в лодку, увозили в море и рассеивали пепел по ветру.
У римлян также применялось сжигание на кострах, и этот церемониал был обставляем торжественно и сложно. В прямой зависимости от материальных средств находился размер костра. Небезынтересно отметить, что к сожжению бедняков относились с презрением, и часто сжигание происходило „наполовину“. Здесь уже ярко чувствовалось различие классов.
В период пребывания на Руси татар способ сжигания трупов применялся в следующем виде: мертвое тело обертывали в просмоленное полотно. В сидячем положении помещали на костер, построенный в углублении в земле и таким образом сжигали. Пепел собирался и передавался родственникам.
В Сиаме сжигание трупов было очень популярным способом погребения. Пепел и кости сожженного короля смолили, смешивали с глиной для того, чтобы изготовить из этой смеси статуэтку.
В Иерусалиме, в Палестине — стране очень небогатой лесами тоже применялось трупосожжение, напр. царь Саул, вместе с тремя сыновьями был предан сожжению.
Последними раскопками близ Иерусалима найдены колумбарии с урнами, что подтверждает существование способа погребения путем сжигания трупов.
У ассирийцев и вавилонян огненное погребение обставлялось особой пышностью, так, например, Сарданапал (один из царей) был сожжен на костре вышиной, по описаниям, 120 метр.
Очень развито огненное погребение было в Персии, напр., Дарий, царь персидский, завоевав Карфаген, приказал сжигать трупы умерших, а не отдавать их на съедение зверям.
У скандинавских народов сжигание умерших предписывалось религией. Пепел зарывался в землю или бросался в море. Иногда умерших сажали в лодку, заливали смолой, зажигали и пускали в море.
У наших предков славян также можно наблюдать трупосожжение, что считалось почетным способом погребения. Трупосожжение было распространено среди татар по берегу Волги и Днепра, у санигитян и поляков.
В Индии до сих пор практикуется следующее погребение: покойника, укутанного в полотна, смолят, кладут на доску, зажигают и пускают в воды Ганга или Инда.
В Японии, ввиду бедности земли, с древности применяется огненное погребение, приверженцами которого являются буддисты (одна из религий японского народа).
Среди германцев, веровавших в силу огня, в бога огня, положивших в основу, что сгорая человек уносится к нему, трупосожжение было развито. Отсюда шаг к тому верованию, что сожженный уносится непосредственно туда, где обитают только боги.
При раскопках близ Ганновера (Германия) найдено большое количество урн с пеплом очень древнего происхождения.
В эпоху, близкую к нам, нельзя пройти мимо периода французской революции. В 1799 г. был объявлен декрет о кремации трупов и проект постройки первого крематория на Монмартском кладбище с трупоиспепеляющей печью, но в силу подавления революции осуществиться этой идее суждено не было.
Из отдельных случаев трупосожжения прошлого времени следует отметить: в 1770 г. артистка Жеан, по своему желанию, была после смерти сожжена с особо обставленным пышным церемониалом. В 1794 г. член конвента Бове, в Париже, пожелал после смерти быть сожженным, что и было совершено.
В 1822 г. Байроном было сожжено близ Ливорно (Италия) тело поэта Шелли Перси, утонувшего в озере.
В 1814 г, немцы под Парижем сожгли до 4.000 трупов солдат, павших в боях. В 1870 г. было много сожжено павших воинов под Седаном. В 1876 г. в г. Ветлянке (близ Астрахани) после чумы было сожжено 80 трупов со всем имуществом и домами.
В 1894 г. и в 1904-05 г.г., в период китайской и русско-японской войны, японцы много раз применяли сжигание трупов, убитых в бою.
В христианскую эпоху в Европе наблюдаем, что с каждым годом под давлением главы государства и духовенства (особенно католического) начинают сокращаться приемы погребения путем трупосожжения, причин к тому несколько.
Во-первых, главный состав христиан состоял из беднейшего класса населения, которому огненное погребение было не по средствам.
Во-вторых, немаловажную роль сыграла вера во второе пришествие Христа и связанное с ним „воскрешение из мертвых“.
В-третьих, представители церкви старались отвыкнуть от того, что напоминало им об „язычестве“.
В-четвертых, — особенно характерно для православной церкви, — трупосожжением лишались дохода монастыри и церкви, при которых находились кладбища, приносящие крупные доходы церкви, и не напрасно сложилась поговорка „церковь живет мертвецами“.
Вот ряд причин, в силу которых в Европе земляное погребение становилось преимущественно способом хранения умерших.
Особенно это почувствовалось в 875 г., когда Карл Великий под угрозой смертной казни запретил сжигать умерших „по примеру язычников“ и требовал предавать трупы земле на кладбищах при монастырях и церквах, в чем безусловно сказалось влияние тогдашнего духовенства.
Влияние этого рескрипта продолжалось 1000 лет и могло быть изменено только инициативой другой главы государства, что мы и видим в 1741 г. Фридрих Великий, уходя на войну, завещал, в случае смерти, сжечь его труп на костре, „наподобие римлян“. Правда, убит он не был, но это сыграло уже роль сдвига в разрешении вопроса кремации. И уже его тетка, принцесса Софья, согласно завещанию в 1752 году была сожжена в г. Росвальде (Германия).
С этого периода среди гигиенистов и ученых мира (Моллегшт, Реклам, Фохт, Вирхов) высказывались взгляды о трупосожжении, как наилучшем способе погребения. На международных медицинских конгрессах этот вопрос не раз поднимался (Флоренция, Рим, Дрезден, Москва). Этот авторитетный орган подтверждал мысль о громадных преимуществах трупосожжения.
И несмотря, на все это, если даже откинуть сопротивление духовенства, предрассудки широких масс, — трупосожжение все же не могло привиться. И это легко объяснимо. Представьте себе картину сожжения: сам процесс, видимость горения близкого человека, распространяемый запах, разносимый ветром едкий дым и к этому еще в пепел прибавляются всякого рода примеси — эти дефекты не находили сочувствия огненному погребению среди масс.
В этот период у человечества невольно возникала мысль изжить костры, изыскать способы более культурного подхода к разрешению вопроса трупосожжения.
Изобретатели, инженеры, строители несколько десятков лет работали над этим вопросом.
Химики предлагали засыпать могилу жженой известью, дабы уменьшить процесс разложения. Горини изобрел лаву, которая при высокой температуре уничтожала в 20 минут человеческий труп.
Исторический интерес представляют печи Карста, Брунерта, Бетти-Герруци и Лемайна. Но, несмотря на то, что труп не соприкасался с горючим материалом, все же полного сгорания достигнуто не было. Печь Лемайна требовала для процесса сжигания 54 часа.
Более значительными и усовершенствованными являлись печи, построенные из огнеупорного кирпича — „пламенные печи“. Здесь топка совершенно отделена от камеры сжигания. Газы, смешиваются по пути в камеру с атмосферным воздухом, загораются в камере сжигания, и таким образом труп сгорает в пламени горения газов (система Горини, Венини, Полли-Клерицетти). Но и эти печи не разрешили вопроса кремации, так как в них не было равномерного хода сжигания, что влекло за собой уродование трупа.
И только в 1874 г. немецким инженером Фридрихом Сименс была сконструирована генераторная печь, открывшая новую эру в деле кремации, которая с того времени начала завоевывать одну страну за другой, приобретая приверженцев.
БЬЕМ
ПО ВЕКОВЫМ
ПРЕДРАССУДКАМ,
СЖИГАЕМ
ПЛАМЕНЬ
ЦЕРКОВНЫХ
СВЕЧ
ВМЕСТО
СЖИРАНЬЯ
ЧЕРВЯМИ
ТРУПЫ ЛЮДЕЙ
В КРЕМАТОРИЯХ
БУДЕМ
ЖЕЧЬ
КРЕМАЦИЯ — ПРИЗНАК ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫЧТО ТАКОЕ КРЕМАЦИЯ.
Кремация происходит от латинского слова „cremare“ сжигать, т. е. путем соответствующих печей, с наивысшей температурой, путем накаленности атмосферы, превратить труп в пеплообразное состояние. Если в отношении техники кремация определяется „сжиганием человеческих трупов“, то в более широком понятии она охватывает не только процесс сжигания, но все, что сопутствует этому процессу. С этой точки зрения кремация является определенным способом погребения и может быть вернее всего названа „огненным погребением“.
Дабы иметь первоначальное представление о кремации и предъявляемых к ней требования, необходимо предварительно ознакомиться с основами кремационного вопроса, положенными постановлениями Международного Медицинского Конгресса в Дрездене (Германия) 7 июня 1876 года.
Привожу выдержки из постановления:
Вполне естественно, что это постановление возникло тогда, когда уже была разрешена задача сконструирования постройки усовершенствованной печи.
Идеал кремации заключается в том, чтобы:
С этими задачами, как показал опыт Запада, справиться можно при наличии условий и руководств для администрации и клиентов крематория, которые в конечном итоге сводятся к следующему.
Устройство гроба из легкой породы дерева, картонная крышка, соответствующие размеры частей гроба, отсутствие всякого рода металлических вещей, лака, краски, подушек, пуха, всего того, что препятствует проникновению тепла. Одежда и туфли по возможности должны приготовляться из легкой бумаги. Букеты цветов и венки не сжигаются.
При соблюдении этих правил достигаются наилучшие результаты, но у многих невольно возникает мысль, разве сжигают с гробом?
Без гроба сжигать лучше, но стоимость его незначительна, гроб неизбежен при транспортировании покойника в крематорий и хранении его там. Кроме того, гроб представляет технические удобства при вводе его в печь.
Получение белых, необугленных, хрупких костей и пепла возможно лишь при температуре 860° до 1100° Цельсия. При низкой температуре получаются только обуглившиеся кости, а при более высокой, благодатной для быстрого сгорания, но недопустимой, — фосфорно кислая известь костей остекловывает их и делает твердыми.
После сжигания от трупа взрослого человека остается костей и пепла объемом около трех литров и весом 1½—2½ кило. Некоторые предполагают, что по выходе из печи труп превращается в порошкообразный пепел, но это не так. Кости остаются, но они настолько пережжены раскаленным воздухом и газами, что крошатся от легкого нажима.
Процесс сгорания в современных кремационных печах продолжается до 1½ часов, т. е. в 35.000 раз скорее, нежели сгорание путем разложения и тления.
СОВРЕМЕННЫЕ КРЕМАТОРИИ.
Первый Московский крематорий
Строгого, определенно выработанного архитектурного типа крематория нет. В этом отношении строителям предоставляется широкое поле творческой мысли. Среди современных крематориев Запада встречаем самые разнообразные стили, начиная от античного и кончая чисто церковным, с примесью национального.
В первых постройках крематориев мало было уделено внимания тщательной и красивой отделке. В современных зданиях художники стремятся всеми мерами придать красоту отделке, освободив их от всего церковного и кладбищенского.
Размеры крематориев различны, по мере предъявляемых им требований. Обычно крематорий — одноэтажное здание с подвальным и полуподвальным этажами. В первом этаже находятся зало для отпевания с местом для хора, оркестра, трибуна, ожидальня, комнаты представителей религиозных культов, канцелярии и т. д. В этом зале происходит официальная часть погребения, панихиды, прощание и т. д. В зале устраивается возвышение для гроба, прикрытое механическими дверцами. Гроб ставится на это возвышение и, после проведения обрядностей того или иного культа, постепенно опускается. Дверцы бесшумно закрывают отверстие, что дает полное впечатление опускания гроба в могилу; если к этому добавить еще мощные и протяжные звуки оркестра или хора, получается торжественно-подавляющий момент расставания с трупом близкого человека или друга.
Внутренняя отделка зал в современных крематориях стоит на художественной высоте, особенно зало частных крематориев в Америке, каковые рассчитаны на рекламу.
Полуподвальный этаж или „рабочее помещение“ (немецкое название) заключает в себе кремационные печи, с камерой для сжигания, лифт для опускания гроба, механизм для ввода в печь гроба, мастерская для пайки урн, и комната для судебно-медицинских вскрытий.
После опускания из зала, гроб поступает на механизм, подающий его к печи. Пропуск в печь производится в течение 20 секунд, дабы не давать остывать последней. В этом помещении присутствует 2-3 родственника, в при которых труп отправляется в печь, а не утилизируется, о чем имеется масса кривотолков.
Сгорание трупа происходит в раскаленной атмосфере с температурой до 1100° Цельсия.
После сгорания пепел собирается в особый сосуд и охлаждается, заделывается в специальную урну, которая запаивается. На ней ставится наименование сожженного, дата и крематорий. Урна выдается на руки ближайшим родственникам (это производится не всегда) или помещается в нишу специальной комнаты урн колумбария (от слова „columbus“ — голубь) или хоронится в земле на кладбище урн.
Типы колумбариев различны. В одних городах они находятся в комнатах при крематориях, в других — в совершенно отдельных зданиях.
Способы захоронения урн в землю является дешевым, так, как на 1 кв. метре может быть похоронено до 15 урн.
Новейшие кладбища урн являются великолепными парками с цветниками, строго и красиво распланированными. Здесь совершенно воспрещены холмы, монументы, плиты и т. д. Допускаются небольшие художественной работы, тонущие в зелени, отдельные памятники. Могилы урн без памятников не возвышены, а прикрыты квадратами красивой зелени.
Несколько слов о законах кремации: узаконений международных в области кремации нет, и всякое управление городом имеет свои основы в огненном погребении в крематориях.
Кремация не является обязательной формой погребения. Она существует наряду с обычными способами погребения и производится лишь по желанию умершего или его ближайших родственников. Огненное погребение может быть совершено без всяких обрядностей или по любому религиозному культу.
Труп, предназначенный к сжиганию, находится в крематории 72 часа, дабы избежать мнимой смерти (летаргия) или возможности криминалистики. В период пребывания трупа, его имеют право посещать родственники.
Привоз гроба в крематорий производится в специальном автомобиле, чем сохраняются лишние расходы и масса времени, которое тратится на похоронные процессии, а также спасает от возможности острозаразного заболевания
На труп в крематории кладется шамотный (несгораемый) номер, по которому определяется пепел после сгорания и запаивается в урну. Этим исключается возможность смешения пепла различных трупов.
Следить за процессом сжигания разрешается только обслуживающему персоналу и лицам с научно-технической целью. Родственники допускаются только в момент введения гроба в кремационную печь.
Крематорий в Лейпциге (Германия)
ЭКОНОМИКА, ГИГИЕНА И ЭСТЕТИКА КРЕМАЦИИ
Знаменитый ученый Вирхов высказался о кремации, что она „при всех случаях безопасна“, — это ярко говорит за то, что культурные народы давно сознали необходимость кремации трупов для живых людей, а не для трупов, так как последнему безразлично, как он будет уничтожен.
С точки зрения экономики, при современном кризисе кладбищенского дела, в городах кремация будет иметь положительное значение, Она освободит от необходимости отводить „под мертвых“ новые участки земли и даст возможность использования их для живых. С введением кремации города будут иметь возможность постепенно ликвидировать старые кладбища, превратив их в сады и парки, необходимые для здоровья трудящегося населения. Сжигание трупа при правильной постановке дела может обходиться не дороже, а даже дешевле обычного погребения, в особенности если учесть расходы на похоронные процессии, памятники, уход за могилою и т. д.
Конечно, трудно сначала будет смириться с быстрым увозом умершего в крематорий, так как всякое новшество вносит непривычный и странный характер. По истечении времени этот обычай будет естественным и благодаря большим преимуществам станет очень приемлемым. Отмечаю еще об экономике средств в смысле покупки гроба, отсутствия металлических вещей, шерстяных или шелковых одеяний, туфлей, каковые при кремации требуются легкие, дешевые и даже просто бумажные, на что в наш период тратятся большие суммы, но совершенно излишне.
В санитарно-гигиеническом отношении кремация является дезинфицирующим средством в смысле охраны здоровья трудящихся.
Если кладбища в большинстве находятся на низких местах, где сток подпочвенных вод не угрожает водоснабжению, однако, изолироваться от этого невозможно и мы имеем примеры, когда подпочвенные воды разносят разлагающиеся органические вещества по ближайшему населенному месту. С введением кремации это безусловно отпадает, так как последняя с точки зрения санитарии является идеальнейшим способом погребения; если даже последнее было проведено в примитивной обстановке костра или в пламени открытой печи, все-таки немедленно уничтожает все заразы.
Разложение и тление трупа в земле есть нечто иное, как процесс горения. В земле он происходит холодным способом и длится от 8 до 12 месяцев, а в крематорной печи, в струе раскаленного газа в 35.000 раз быстрее — в 1½–2½ часа, отсюда химические основные вещества их тождественны. С санитарной точки зрения различны: 1) вода и жидкости человеческого организма при сгорании исчезают в виде пара, а в могиле вытекают в землю и примешиваются к почвенным водам; 2) вредные бациллы и микробы живут в могиле больше и дольше, что при неблагоприятных условиях является опасным для населения. В раскаленной же струе воздуха кремационной печи они немедленно гибнут; 3) случаи смерти от заразной болезни — кремация и быстрый увоз в крематорий — незаменимы.
Разрушая вековые предрассудки — кремация борется с заразой, оздоровляя трудящееся население.
Зало Московского крематория
С эстетической стороны наши кладбища представляют из себя картину дикого уродства. Можно наблюдать полное разрушение памятников, оград, между могил бродят свиньи, и зачастую кладбища превращаются в место „свалок“. К тому же, если представить процесс разложения, то он вызывает не только выделение дурно пахнущих газов, а связан с появлением огромного количества разного рода червей и насекомых. Они долгое время кишат в покойнике и, выползая на поверхность земли, могут кусать и ползать по живому человеку, оставляя жутко-неприятное впечатление.
При мысленном анализе процесса гниения, оно значительно уступает кремации, при которой огонь быстро примиряет с неизбежным, давая чистый прах, невозбуждающий отталкивающего впечатления. Не лучше ли будет для родных и друзей сознание, что тело умершего не разъедается червями на „свалке“, а хранится в красивой урне.
В условиях быта кремация имеет большое значение. В России до революции имелось много сторонников кремации, но по условиям того времени она не могла быть введена, так как встречала сопротивление среди духовенства. Только советская власть могла создать условия для устройства крематория, а крематорий — это конец „мощам нетленным“ и прочим „чудесам“, суеверию и разным предрассудкам. Поэтому кремация в строительстве нового быта необходима. Рабочий класс, призванный к перестройке старого общества, в деле сожигания трупов и стройки крематория также будет в числе первых застрельщиков и за собой „потащит“ остальных. К тому же времени наши экономические средства позволят строить крематории даже в районах, и тогда крестьянин будет готов отдать свой труп на сожжение.
Итак несомненно, что кремация идеальнейший способ погребения во всех отношениях, отчего и Наркомздрав горячо поддерживает ее.
КРЕМАЦИЯ И РЕЛИГИЯ.
Все народы, верующие в бога, имеют обрядность — тело покойника предавать земле. Христианские религии эту обрядность основывают на изречении „земля еси и в землю пойдеши“. Обрядность эта существует тысячелетия и расставаться с ней некоторым верующим стоит больших усилий.
Указаний на недопустимость огненного погребения в основном священном писании (библия) нет.
В христианских религиях погребением называется специальное молитвословие над умершим и это молитвословие по желанию родственников покойного, если это необходимо, может быть произведено в здании крематория.
После совершения религиозного чина перед нами остается тело умершего. Тело покойника не может оставаться над землею более положенного срока, а потому оно должно быть уничтожено. Вот об этом уничтожении мы и ведем речь, а именно: каким путем лучше уничтожить тело? Если путем зарытия в землю, то в земле оно превратится в прах через несколько лет, если же тело это предать огню, то оно тоже обратится в прах, но не через несколько лет, а через несколько минут. К тому же надо добавить, что сжигается не живое существо — человек, а его тело, которое съедается червями, если будет захоронено в земле.
Огненное погребение не является единственной и обязательной формой погребения. Рядом с кремацией может существовать и обычное зарытие в землю.
Кремация добровольна и при ней допускаются обрядности любого религиозного культа.
Невольно встает вопрос, чему же противилось духовенство? Здесь в основе оппозиции духовенства лежит другое. Основа изречения священного писания „земля еси и в землю пойдеши“ неправильно переведено, так как слово земля на древне-еврейском языке „офор“ — значит пыль, прах. В то же время доказано, что прах гниения в земле или горения в печи химически тождественен.
Аргументация „о воскрешении из мертвых“ ясное заблуждение, так как наукой доказана нелепость всякого рода воскрешений. С другой стороны хранение праха в урне удобней и гигиеничнее, нежели захоронение трупа в земле.
Кроме того сокрытие в могилу, похоронение, дает возможность духовенству облекать процесс смерти таинственностью, поддерживать и раздувать эту веру в „таинство“. Кремация, при которой процесс превращения трупов в пепел происходит на глазах массы, снимает весь этот покров таинственности и является разрушителем вековых предрассудков. Нет сомнения, что кремация толкает людей на неверие и безбожие. Одной из причин препятствий кремации со стороны духовенства является также расставание с кладбищами церквей и монастырей, которые приносили епархиальному ведомству колоссальные доходы.
Разрез кремационной печи
КРЕМАЦИЯ В РОССИИ И В СССР.
Вопрос о введении кремации стал подниматься в России в 70—80 годах прошлого столетия. В 1889 году инженер Правдзик сделал первый доклад о трупах, их сжигании и кремационной печи в Ленинграде на собрании русского общества архитекторов. К тому же времени относится появление в русской печати статей и заметок о кремации в Западной Европе со снимками крематориев, кремационных печей и т. д.
Советская урна
В 1897 году вопрос о кремации стоял на международном медицинском конгрессе, после которого состоялось несколько публичных лекций о кремации профессоров Боженова, Богословского и других.
В 1900 году в Ленинграде на заседании городской думы доктор Оппенгейм, в связи с переполнением петербургских кладбищ, указал о применениях возможности трупосожжения. Дума передала рассмотрение этого вопроса санитарной комиссии, которая всецело высказалась за введение кремации и устройства крематория. О том же высказывались первый и третий созывы государственной думы. В 1909 году министерством внутренних дел был разработан проект о введении в России кремации, но посланный на заключение в синод последним был отвергнут следующим утверждением: „Считать, что сожжение трупов лиц православного исповедания недопустимо, как несогласное со взглядами православной церкви, признающей предание тела умершего земле единственным способом погребения“.
В 1909 году синод также отклонил ходатайство польских гигиенистов об утверждении устава „Общества приверженцев кремации“, признав распространение этой идеи вредным.
В 1912 году синод запретил предать сожжению трупы умерших от чумы в Иркутской губернии, хотя это в целях здравоохранения диктовалось жизнью. Отказывая в сжигании чумных трупов, синод ссылался на свое постановление по проекту мин. внутр. дел.
Интересен анекдотический случай в этом вопросе:
В 1913 году в Швейцарии было сожжено в крематории тело русского купца Байтмана. Жена, привезя урну с пеплом в Россию, просила духовенство „отпеть прах по православному обряду“, но архиерей, запросив руководящие указания у синода, получил следующий ответ: „Отпевать можно прах-тело, а не прах-пепел“. В отпевании было отказано, но служить заупокойные литургии и панихиды разрешили.
В 1913 году в государственной думе опять был внесен законопроект о введении кремации. Он был одобрен комиссией здравоохранения, но результата не получил.
Из указанного видно, что вопрос о кремации в России поднимался не один раз в течение 30 лет различными организациями и даже министерством внутренних дел. Но духовенство прикрываясь „высоконравственными и богословскими принципами“, ставило спицы в колеса введения кремации из за низких побуждений лишиться выгодных источников дохода, как кладбища.
После Октябрьской революции вопрос о кремации был разрешен в положительном смысле декретом СНК РСФСР 7 декабря 1918 года.
24 января 1919 года, в силу кладбищенского кризиса в Ленинграде Совнарком утвердил проект постройки крематория, и таким образом началом введения у нас кремации надо считать январь 1919 года.
Первый опытный крематорий был построен на месте старых бань на Васильевском острове в Ленинграде, который был открыт 14 декабря 1920 года и функционировал до 21 февраля 1921 года. В нем было сожжено 379 трупов, но вследствие обнаруженных дефектов был закрыт.
В последующие годы в силу быстрого роста городов, в частности, Москвы и ликвидации кладбищ, невольно встал вопрос о постройке крематория в Москве. Вопрос этот был срочно разработан, и в 1927 году из церкви-усыпальницы Донского монастыря в гор. Москве был открыт крематорий, который и функционирует до настоящего времени. При постройке Московского крематория, дабы изменить внешний вид церкви, пришлось много поработать над изменением архитектуры.
При крематории устроены морг, колумбарий и отведено место хоронения урн. В первом этаже здания имеется зало с катафалком для гроба, с комнатами для служителей культа, местами для ораторов, хора, оркестра и т. д.
По площади своего зала с ожидальными комнатами (450 метров) Московский крематорий является одним из самых крупных в Европе. В полуподвальном этаже находится „рабочее помещение“, где помещаются печи, камеры сгорания и все необходимые служебные помещения, с мастерскими. Печи в Московском крематории устроены по системе „Топф“, работающие на коксе (см. рисунок). Для сожжения одного трупа человека требуется 4 пуда кокса. Стоимость сожжения колеблется в среднем от 1 до 2 рублей для трудящегося населения. Члены общества распространения развития идей кремации сжигаются бесплатно.
В настоящее время заканчиваются постройкой крематории в Ленинграде и Харькове.
В заключение следует отметить, что кремация, идеальнейший способ погребения во всех отношениях, является могучим разрушителем вековых предрассудков, снимая весь покров таинственности с того, что является естественным окончанием жизни всего органического, живущего на земле.
ЛИТЕРАТУРА.
Бартель Гвидо. Кремация. Москва. Изд. МКХ. 1925 год.
Журн. „Ком. Xоз.“ Москва. № 6. Н. Цивцивадзе. Крематорий в Москве.
Журн. „Ком. Хоз.“ Москва. 1925 г. № 20. Гвидо Бартель. О постройке крематория в Ленинграде.
Журн. „Ком. Хоз.“ Москва, 1927 г. № 11—12. Вопросы кремации.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 11,1 МБ)
2 июня 2023, 13:08
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий