|
Сеськин И. Е., Иванов Б. Г. Архитектура транспортных сооружений : Учебное пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта. — Самара, 2004Архитектура транспортных сооружений : Учебное пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта / И. Е. Сеськин, Б. Г. Иванов ; Министерство путей сообщения Российской Федерации, Департамент кадров и учебных заведений. — Самара : Самарская государственная академия путей сообщения, 2004. — 243 с., ил. — ISBN 5-901267-69-9
В книге изложены основные этапы развития архитектуры от времени зарождения зодчества до наших дней. Рассматриваются архитектурно-конструктивные решения мостов различных эпох. Приводятся сведения о динамике развития строительных конструкций и материалов и их влияние на формообразование мостовых сооружений.
Издание рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «Мосты и транспортные тоннели» и может быть использовано студентами других строительных специальностей.
Рецензенты:
Доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой СамГАСА Ребайн Т. Я.
Доктор техн. наук, профессор института строительства и архитектуры Прокопович А. А.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исторически сложилось так, что проектирование мостов было возложено на инженера проектировщика, имеющего опыт работы в этой области. Архитектурная проработка мостового сооружения уходила на второй план. Это в значительной степени отразилось на архитектуре отечественных мостов и, особенно, возведенных по типовому проекту. Такие мосты, как правило, плохо вписываются в окружающую застройку и ландшафт местности, имеют неприглядный архитектурный облик.
Поэтому примерно десять лет тому назад в учебные планы специальности «Мосты и транспортные тоннели» был веден курс «Архитектура транспортных сооружений». Преподавание этой дисциплины имеет целью дать будущим инженерам путей сообщения по направлению подготовки дипломированных специалистов «Транспортное строительство» знания основ архитектурно-строительного проектирования мостовых сооружений.
Основными задачами преподавания указанной дисциплины является изучение взаимодействия конструктивных решений мостовых сооружений с архитектурными формами, а также увязке их с архитектурной средой и природным ландшафтом.
Но, несмотря на почти десятилетний опыт преподавания данной дисциплины в вузах МПС, до настоящего времени не выпущен учебник по этому курсу, отсутствуют и учебные пособия. Даже специальная литература, посвященная архитектуре мостов, весьма скудна и издавалась в разное время только двумя авторами: академиком П. В. Щусевым в 1953 году* и две работы профессором А. Л. Луниным соответственно в 1974 и 1982 годах. И хотя эти работы не потеряли актуальность, тем не менее, рекомендовать их для широкого использования не представляется возможным в виду их отсутствия или малого количества в библиотечном фонде. Это осложняет изучение программы курса, особенно студентами заочной формы обучения.
____________
Данное учебное пособие призвано в какой-то степени восполнить этот пробел и помочь студентам специальности 291100 «Мосты и транспортные тоннели» в освоении данной дисциплины.
Главы 1, 2, 3, 4 написаны И. Е. Сеськиным, главы 5, 6 и разделы 2.2.7, 3.5, 5.2.3 написаны Б. Г. Ивановым и И. Е. Сеськиным совместно.
Авторы приносят благодарность рецензентам заведующей кафедрой урбанистики Сам. ГАСА, доктору архитектуры, профессору Т. Я. Ребайн и д.т.н., проф. А. А. Прокоповичу за ценные замечания, сделанные при рецензировании рукописи.
ВВЕДЕНИЕ
Архитектура (лат. architecture, от греч. architekton — строитель, зодчий) — это искусство проектировать и строить здания и сооружения, создающие материально-организованную среду обитания человека. Она основывается, с одной стороны, на требованиях удобства, прочности и экономичности, а с другой, — призвана удовлетворять эстетические взгляды общества конкретной исторической эпохи. Следовательно, архитектура одновременно является областью материального производства и видом художественного творчества. Как вид художественного творчества архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека.
Задача архитектуры — организация такой пространственной среды для жизни и деятельности людей, которая бы отвечала функциональным (польза), техническим (прочность) и эстетическим (красота) требованиям.
В архитектуре организация пространственной среды осуществляется посредством строительных конструкций. Она как первичная техническая структура становится для зодчего той частицей, что для писателя слово, музыканта — нота. Как писатель «складывает» произведение из слов, музыкант пишет музыку, используя всего семь нот, так и строитель «составляет» здания и сооружения имея в своем распоряжении всего пять конструкций: стойка, стена, балка, свод и купол. Все безграничное богатство архитектурных форм, созданных человечеством за последние пять тысяч лет, получены умелым сочетанием этих конструкций. Конструкции, объединяясь друг с другом, образуют пространственную структуру, из которых складываются различные типы композиций и создаются неповторимые архитектурно-художественные образы.
Взаимодействие конструкции и архитектурно-художественного образа — важнейшая проблема развития зодчества. Конструкция как чисто техническая структура, получает значение элемента архитектурного произведения лишь тогда, когда она применяется в соответствии с конкретными функциональными и эстетическими задачами. При создании зримой материально-пространственной структуры произведения конструктивная форма наделяется определенной эмоциональной выразительностью, без которой немыслим архитектурный образ. Пропорциональное, объемно-пространственное и пластическое выражение конструктивной формы составляет особенность тектоники (архитектоники) зданий и сооружений. Под тектоникой в теории архитектуры понимают художественное выражение конструктивной основы сооружения. Это понятие используется, когда говорят об отражении в образе сооружения характера распределения усилий между его элементами, о работе материала или о степени загруженности конструкции. Тектонический аспект зодчества неотъемлем от особенностей исторических эпох. Концентрируя в себе типичные черты архитектуры — функционально-типологические, художественно-эстетические и др., каждая эпоха основывается и на характерных для своего времени конструктивно-технических достижениях. Следовательно, тектонические особенности зависят как от технического уровня строительства, так и от эстетических идеалов своего времени.
История развития архитектуры разделяется на периоды, каждый из которых обладает совокупностью специфических черт, свойственных исключительно этому периоду времени. Идейно, художественно и конструктивно обусловленная общность черт, свойственных архитектурным сооружениям определенного исторического этапа и представляющих собой основные отличительные признаки архитектуры этого периода, составляют понятие «архитектурный стиль». Стиль каждой эпохи определяется совокупностью существующих эстетических взглядов, строительных конструкций, социальных условий и возможностей строительства. В различных странах в рамках единого стиля могут встречаться существенные национальные особенности. Они определяются местными традициями, строительными материалами, климатическими условиями.
До настоящего времени история развития европейской архитектуры насчитывала семь ярко выраженных стилей: античность, романский стиль, готика, ренессанс, барокко, классицизм, модерн. Их влияние распространилось не только на архитектуру, но и на другие сферы художественной деятельности. Но зарождение и развитие стилей происходило не одновременно во всех странах. Были периоды в истории, когда в Европе параллельно господствовало несколько архитектурных стилей. Опыт истории архитектуры для инженера-строителя транспортных сооружений дает обширный материал и хорошее представление об эстетических возможностях, которые таят в себе конструкции, а также помогает решению многообразных практических задач взаимосвязи конструкции и художественного образа.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.. 5
Введение.. 6
Глава 1. Основные памятники архитектуры Древнего Египта и Месопотамии.. 8
1.1. Строительные приемы и конструкции.. 9
1.2. Стоечно-балочная система и египетский ордер.. 11
1.3. Погребальные строения.. 13
1.4. Архитектура Месопотамии.. 20
Глава 2. Архитектура Античного мира.. 24
2.1. Архитектура Древней Греции.. 25
2.1.1. Развитие архитектурно-строительной науки, материалы и конструкции.. 25
2.1.2. Архитектурные ордера.. 28
2.1.3. Здания и архитектурные ансамбли.. 30
2.1.4. Градостроительство эллинистической эпохи.. 41
2.2. Архитектура Древнего Рима.. 42
2.2.1. Строительные материалы.. 48
2.2.2. Ордерные системы.. 52
2.2.3. Градостроительство.. 54
2.2.4. Форумы.. 56
2.2.5. Храмы.. 59
2.2.6. Театры и амфитеатры.. 64
2.2.7. Дороги, мосты и акведуки.. 66
Глава 3. Основные архитектурные стили средних веков.. 77
3.1. Архитектура Византии.. 77
3.2. Архитектура Древней Руси.. 84
3.3. Романская архитектура.. 93
3.4. Готическая архитектура.. 99
3.5. Средневековые мосты.. 110
Глава 4. Архитектурные стили нового времени.. 116
4.1. Архитектура Ренессанса.. 116
4.2. Барокко.. 129
4.3. Классицизм.. 140
Глава 5. Архитектура XIX—XX веков.. 147
5.1. Развитие строительных конструкций и методов их расчета.. 147
5.1.1. Металлические конструкции.. 148
5.1.2. Железобетонные конструкции.. 149
5.2. Архитектурные стили.. 151
5.2.1. Эклектика.. 151
5.2.2. Модерн.. 155
5.2.3. Архитектура мостов в начале XIX века.. 159
Глава 6. Архитектурно-компоновочные решения мостов.. 172
6.1. Металлические мосты.. 177
6.1.1. Балочные мосты.. 177
6.1.2. Рамные мосты.. 184
6.1.3. Арочные мосты.. 186
6.1.4. Висячие и вантовые мосты.. 192
6.2. Железобетонные мосты.. 205
6.2.1. Балочные мосты.. 209
6.2.2. Рамные мосты.. 220
6.2.3. Арочные мосты.. 224
Заключение.. 237
Краткий словарь архитектурных терминов.. 238
Библиографический список.. 243
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 78,6 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
14 декабря 2018, 7:03
0 комментариев
|
|