наверх
 
Удмуртская Республика


Шервуд В. О. Пояснительная записка к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича. — Москва, 1875

Пояснительная записка к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича / [В. О. Шервуд]. — [Москва] : Типография Т. Рис, ценз. 1875 Пояснительная записка к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича / [В. О. Шервуд]. — [Москва] : Типография Т. Рис, ценз. 1875
 
 

Пояснительная записка к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича / [В. О. Шервуд]. — [Москва] : Типография Т. Рис, ценз. 1875. — 55 с., ил.

Пояснительная записка къ проэкту подъ девизомъ «Отечество» для зданія музея имени Государя Наслѣдника Цесаревича / [В. О. Шервудъ]. — [Москва] : Типографія Т. Рисъ, ценз. 1875. — 55 с., ил.

 
 
Авторы в издании не указаны; авторство Владимира Осиповича Шервуда установлено сотрудниками РГБ по изданиям: Брокгауз и Ефрон. Энциклопедич. словарь. Т. 39а, С. 490 и Кондаков. Юбилейный справочник Акад. художеств. 1764—1914. Ч. 2, С. 223.
 
Программа конкурса на составление проекта музея имени Государя Наследника Цесаревича в Москве была опубликована в журнале «Зодчий», № 12 за 1874 год.
 
 

[Начальный фрагмент текста]

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича.
 
Здание для исторического Музея проектировано нами в виде неправильного удлиненного четыреугольника согласно данной местности, с двумя дворами и четырьмя проездными воротами. Главный подъезд обращен на Красную площадь.
 
Чтобы получить необходимую высоту для цокольной части здания со стороны Красной площади, с целию придать этому зданию надлежащую пропорцию частей, и не закрыть его поверхностью этой площади вследствие значительного склона ее к стороне Иверских ворот строение проэктировано из цокольного этажа и этажей Музея*). Так как самою важною задачею в нашем проэкте было прежде всего удовлетворить удобству в расположении Музея, то вся главная часть проектированного здания занята его отделами. Остальные же помещения как то: библиотека, аудитория и помещения, отдаваемые в наймы, занимают как бы второстепенное место, сохраняя конечно при всем том для каждого из них возможно большее удобство. Таким образом помещения, отдаваемые в наймы, расположены в подвальном и двух цокольных этажах до 1-го этажа Музея; библиотека — во втором этаже над главными сенями; аудитория также во втором этаже над среднею частию здания. Вследствие уклона местности здание состоит из 4-х этажей с Воскресенской площади (двух цокольных и двух этажей Музея) и из 3-х этажей со стороны главного входа, т. е. с Красной площади, (из одного цокольного и двух этажей Музея). Средние два этажа Музея заключают в себе все отделы его.
____________
*) Цокольный этаж требуется также ст. V программы конкурса.
 
Обзор Музея начинается у нас, согласно требованию программы —, с 1-го этажа. Главные сени, в которых расположена лестница, составляет как бы первое помещение Музея — первую залу его. Так как эта входная зала предшествует залам исторического периода, то мы полагали весьма уместным придать ей назначение изобразить период доисторический. Мы выбрали тот момент доисторической эпохи, когда Св. Андрей проповедывал христианство народам, населяющим теперешнюю Россию и выбрали это потому, что христианство было всегда главной связующей идеей в нашей истории. С этою целию мы расположили на промежуточных площадках нашей главной лестницы статуи различных племен, за ними, несколько выше, перед зрителем, статуя св. Андрея и далее, возвышающийся над всем купол собора св. Софии, (смотр. перспективный вид лестницы.*)
____________
*) Хотя Архитектурная обработка зал и не входит в программу конкурса, но мы позволяем себе выразить нашу мысль относительно стиля, который должен быть придан входной зале. Стиль ее должен быть, по нашему мнению, непременно классический, потому, что классическое искусство предшествовало христианскому и служило ему материалом, так, как классические здания были помещением для христианских храмов. Классическое искусство имеет также отношение и к той идеи, какую мы стараемся выразить во входной зале. Народы, составляющие элементы нашей истории, были близко знакомы с классическим миром и имели классическую обстановку; так у одного из самых близких нам исторических племен, именно у Скифов, обстановка была классическая. Карамзин пишет, что в Ольвии Скифский царь имел дом, украшенный сфинксами и грифонами. Ваза, отысканная г. Забелиным в могиле Скифского царя, доказывает тоже, потому что имеет самую чистую классическую форму.
 
В нашем проэкте главная лестница идет только на высоту цокольного этажа до пола 1-го этажа Музея. Лестницы же, соединяющие этажи Музея между собою, расположены рядом с нею, но в отдельных комнатах. Если бы мы проектировали одну лестницу, открытую в оба этажа Музея, то уничтожили бы совершенно мысль главной идеи сеней — величие и преобладание христианства, и кроме того имели бы еще и то неудобство, что переходя по такой лестнице из зал какого-либо отдела Музея, находящегося в I этаже, в залы отделов ІІ-го этажа Музея, — посетители должны были бы возвращаться еще раз в сени и тем прерывать ту последовательность впечатления, которая в научном смысле должна строго соблюдаться, о чем высказано даже в программе (ст. V лит. В). Боковые лестницы в нашем проекте хотя имеют непосредственное сообщение с сенями и главною лестницею, но не заключают в себе того характера, который выражен в главной лестнице.
 
<...>
 

 

Примеры страниц

Пояснительная записка к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича / [В. О. Шервуд]. — [Москва] : Типография Т. Рис, ценз. 1875
 
Пояснительная записка к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича / [В. О. Шервуд]. — [Москва] : Типография Т. Рис, ценз. 1875
 
Пояснительная записка к проекту под девизом «Отечество» для здания музея имени Государя Наследника Цесаревича / [В. О. Шервуд]. — [Москва] : Типография Т. Рис, ценз. 1875
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 16,6 МБ).
 
 

17 февраля 2018, 16:34 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ALFRESCO
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут