|
Шкловский В. Жизнь художника Федотова. — Москва, 1936Жизнь художника Федотова / Виктор Шкловский. — Москва : ЦК ВЛКСМ ; Издательство детской литературы, 1936. — 97 с., ил.ПРЕДИСЛОВИЕ
Судьба писателей и художников при самодержавии была самая печальная. Пушкин писал в письме к Хитрово:
„С Вашей стороны очень любезно, что Вы принимаете участие в моем положении по отношению к царю. Но какое же место, по-Вашему, я могу занять при нем? Я, по крайней мере, не вижу ни одного, которое могло бы мне подойти“.
Николай I такое место нашел писателю: он сделал Пушкина камер-юнкером, незначительным придворным чиновником, а затем довел Пушкина до дуэли.
Лермонтову Николай I нашел место на Кавказе. На Кавказе Лермонтова убили на дуэли. Талантливому писателю, сейчас малоизвестному, Марлинскому Николай I нашел место также на Кавказе. Марлинского на Кавказе убили.
Грибоедову Николай I нашел место в Персии. Грибоедова в Персии убили.
Чаадаева Николай I объявил сумасшедшим, а Тараса Шевченко и Полежаева пожаловал в солдаты. Полежаев умер в военном госпитале.
Кюхельбекера Николай I посадил в крепость, и Кюхельбекер умер в ссылке. Труды Кюхельбекера было запрещено печатать.
Владимир Ильич Ленин, анализируя отношение царских чиновников и высшей бюрократии ко всем, кто честно боролся за настоящее знание и искусство, писал:
Они (бюрократия) прекрасно „понимают непримиримость самодержавия с какой бы то ни было самостоятельностью, честностью, независимостью убеждений, гордостью настоящего знания. Прекрасно впитав в себя тот дух низкопоклонства и бумажного отношения к делу, который царит во всей иерархии российского чиновничества, они подозрительно относятся ко всем, кто не похож на гоголевского Акакия Акакиевича“ (том IV, изд. III, стр. 316).
В такой обстановке жил и боролся за правду в искусстве и художник Федотов.
„Я люблю баталическую живопись, — говорил Николай I, — а с тех пор, как не стало нашего Зауервейда, некому этого поручить“.
Художник Федотов был учеником Зауервейда и должен был писать батальные картины. Он должен был бы изображать строй, формы и одежды, амуницию и всякие отличия полков и родов оружия.
Вместо этого Федотов рисовал правду: он рисовал страну бедную, казарменную, замордованных солдат, майоров, которые женятся на купчихах, художников, рисующих вывески в нетопленных комнатах, и ни разу не изобразил парадного, веселого Петербурга.
Писатель Дружинин в биографии Федотова привел эпиграф: „Здесь умираю я... как добрый солдат, сделавший свое дело, и будут обо мне вечно помнить, как о верном и храбром воине“.
В СССР правда стала целью искусства: противоречия между искусством и действительностью, которые губили художников при царском, капиталистическом строе, пролетарской властью уничтожены. Диктатура пролетариата расчистила путь художникам к социалистическому реализму, то есть к настоящему, правдивому искусству.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ... 5
1. Рождение художника и его детство.. 9
2. Школа художника.. 13
3. Художник встречается с нуждой.. 19
4. Художник встречается с картинами.. 36
5. Три версты от города.. 46
6. Художник встречается с поэзией.. 51
7. Художник встречается со славой.. 62
8. Художник борется, но жизнь одолевает его . 69
9. В сумасшедшем доме.. 89
10. Художник прощается с жизнью и картинами . 92
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 37,0 МБ).
4 февраля 2018, 20:49
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий