наверх
 

Сидоров А. А. Борис Данилович Королев. — Москва, 1934

Борис Данилович Королев : 36 иллюстраций / Профессор А. А. Сидоров. — Москва : Всекохудожник, 1934 Борис Данилович Королев : 36 иллюстраций / Профессор А. А. Сидоров. — Москва : Всекохудожник, 1934
 
 

Борис Данилович Королев : 36 иллюстраций / Профессор А. А. Сидоров. — Москва : Всекохудожник, 1934. — 95 с., ил. — (Серия монографий Советские художники / Под редакцией Ю. М. Славинского; 3).

 
 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 
Литературно-критические работы, посвященные творчеству наших мастеров изобразительного искусства, крайне ограничены. И вполне справедливы упреки широкой художественной общественности по адресу наших издательств.
 
Меньше всего в этом направлении сделано по скульптуре. Советское искусство имеет своих прекрасных ваятелей, творчество которых достойно глубокого внимания, пристального изучения, критического усвоения. Работа профессора А. А. Сидорова о творчестве скульптора Б. Д. Королева является вторым выпуском предпринятой издательством «Всекохудожника» серии монографий, посвященных художникам-скульпторам.
 
Мы хотим предварить читателя, что настоящая монография не претендует быть совершенно исчерпывающей в плане марксистско-ленинского искусствознания. Личная установка автора, отражаясь нередко в его критических замечаниях в выводах, делает их недостаточно полными и завершенными. Разбирая развитие художника Б. Д. Королева в последовательном историческом аспекте — в начальном периоде его творчества, протекавшем в эпоху глубокой реакции после революции 1905 г., затем в годы революционного подъема и, наконец, во время хищнической войны, — мы хотели бы сделать акцент на изолированности художника от окружавшей его действительности, так насыщенной политическими событиями. Б. Д. Королев в те годы не избежал судьбы многих представителей мелкобуржуазной русской интеллигенции, поднятых гребнем революционной войны в 1905 г. до уровня активной борьбы с самодержавием и затем отошедших от революции. Только в первой ученической работе Королева 1907 г. «Скорбь» есть какой-то социальный смысл, есть пессимизм, присущий в ту пору этой части русского общества. Камерность творчества Б. Д. Королева (до революции он не попытался выставляться) связывает его с буржуазным искусством, он как бы творил «искусство для искусства».
 
Будучи ярым попутчиком революции «слева», «революционером формы», Б. Д. Королев сам испытал безвыходность тупика, в какой он неизбежно пришел в своем творчестве. Ибо его художественные срывы являются не чем иным как пережитками иного мировоззрения, обусловливающего и свои формальные приемы.
 
Огромна, конечно, заслуга самого художника, разрывающего сковавшие его путы. Но решающим в этом осознании может быть и было влияние развития советского строительства, культурный подъем масс, высокие требования к искусству, искусству, отвечающему идеям пролетариата, перестраивающего мир. И формирование нового мировоззрения, вернее постепенное им овладение, происходило не без болезней и срывов, рецидивов старого, глубоко коренящегося. Лишь под влиянием успехов восстановительного периода, под влиянием решающих побед пятилетки, лучшая основная часть интеллигенции окончательно повернула в сторону советской власти, освобождаясь от старого миропонимания, овладевая миропониманием пролетариата, строящего социализм. В первых рядах художественной интеллигенции, отдающей свое творчество делу социализма, идет Б. Д. Королев.
 
Во второй пятилетке построения бесклассового социалистического общества совершенно справедливы высокие требования, предъявляемые к искусству. Правдивое отображение действительности предполагает такое единство формы и содержания, которое наиболее полно и эмоционально раскрывало бы все многообразие содержания нашей величайшей эпохи, создавая искусство, любимое миллионами трудящихся, поэтому всякое формоискательство, искажающее действительность и неизбежно ведущее к распаду формы, не помогает построению искусства социализма, а, наоборот, замедляет его.
 

 

[Начальный фрагмент монографии]

 
1
 
Тысяча девятьсот двадцатый год: в одном из зал Музея изящных искусств, сбоку, куда вход с Антипьевского переулка, и где теперь висят голландские картины, — в дни первомайских торжеств открывается выставка проектов памятника «Освобожденный труд». Проекты заполнили зал. Сопутствуемый А. В. Луначарским ходит, их осматривая, Владимир Ильич Ленин. Он останавливается около одного из проектов. «На лице его удивление сменилось пытливостью, пытливость — упорным отрицанием, затем появилась саркастическая усмешка и, наконец, разрядилось добродушной улыбкой. — «Анатолий Васильевич, это уж по вашей части».
 
Так вспоминает художник скульптор Борис Данилович Королев о своем своеобразном «столкновении» с гением мировой пролетарской революции. Проект Б. Д. Королева на выставке был единственным в стиле кубизма. Ни улыбка, ни пытливость, ни удивление Левина не были случайны.
 
Советская скульптура имеет свою историю. Художником, которому было суждено воплотить в пластике идеи Пикассо, был Королев, в определенный момент «самый левый» из всех советских ваятелей. Поднявшийся в лесах около Мясницких ворот кубистический памятник Бакунину представился первым в мире небывалым парадоксом, монументальным расчленением на грани и объемы человеческого обличия и исторического образа.
 
Но вот 31 октября 1931 года президиум Бауманского райсовета открывает на Бауманской (бывшей Елоховской) площади бронзовый памятник Николаю Бауману. «Простое, скромное, но с непреклонным и твердым характером большевика, лицо, мощная, с внутренним огнем, фигура», так характеризуется памятник в изданной ко дню открытия брошюре. Брошюра сообщает и протокол жюри 15 июня 1926 года: «признать проект скульптора Б. Д. Королева лучшим... отметить сильно выраженную агитационно-пропагандистскую основу в монументе». 30 июня 1931 года приемочная комиссия постановляет: «признать памятник-статую Николая Бакунина, выполненную скульптором Королевым в натуральную величину по модели, утвержденной конкурсом, еще более удачным... Отметить, что памятник-статуя Н. Баумана работы скульптора Королева воспроизводит образ профессионала-подпольщика... и является в Москве единственным монументальным памятником большой революционно-исторической важности».
 
Путь через кубизм к монументальному революционному памятнику уже сам по себе настолько интересен и знаменателен, что приведенные цитаты вполне оправдывают первую специальную работу, посвященную художнику, которому было суждено в годы советской власти стоять в первых рядах советского искусства.
 
Мы должны знать своих художников прежде всего со стороны принципиальной. Монография есть ни послужной описок, ни панегирик, ни «история болезни»: она хочет быть портретом, показывающим облик, характер и направленность художника.
 
Борис Королев — скульптор, всецело принадлежащий советскому времени; до революции он не принимал участия на художественных выставках, его практика как художника и общественника тесно связана с практикой художественного фронта революционных лет.
 
В ряды деятелей советского искусства Б. Д. Королев пришел из среды трудовой интеллигенции, мелкобуржуазного «разночинства». Его отец был служащий в торговом доме. Третьим сыном родился в Москве Борис Данилович 28 декабря старого стиля 1885 года. В детстве — здоровый простой мальчик, драчун; он учится в московской третьей гимназии, затем поступает в университет на естественный факультет. У него — воля к науке, к знанию, к системе и к анализу. Общественная деятельность захватила Б. Д. Королева раньше, глубже и шире, чем искусство.
 
<...>
 

 

Примеры страниц

Скульптор Борис Данилович Королев. В. И. Ленин Скульптор Борис Данилович Королев. Памятник В. И. Ленину в Луганске
 
Скульптор Борис Данилович Королев. Портрет жены (мрамор) Скульптор Борис Данилович Королев. Памятник М. А. Бакунину в Москве
 
Скульптор Борис Данилович Королев. Саломея (дерево) Скульптор Борис Данилович Королев. Памятник борцам революции в Саратове
 
Борис Данилович Королев : 36 иллюстраций / Профессор А. А. Сидоров. — Москва : Всекохудожник, 1934 Скульптор Борис Данилович Королев. Михаил Бакунин (дерево)
 
Скульптор Борис Данилович Королев. Лев Толстой Скульптор Борис Данилович Королев. Памятник Н. Э. Бауману в Москве
 
Борис Данилович Королев : 36 иллюстраций / Профессор А. А. Сидоров. — Москва : Всекохудожник, 1934 Скульптор Борис Данилович Королев. Проект памятника А. И. Желябову в Ленинграде
 
Скульптор Борис Данилович Королев. Сидящая женщина Борис Данилович Королев : 36 иллюстраций / Профессор А. А. Сидоров. — Москва : Всекохудожник, 1934
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 45,1 МБ).
 
 

17 июня 2018, 17:27 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий