наверх
 

Симонов Л. Н. Мебельный альбом. — С.-Петербург, 1891

Мебельный альбом : Содержит 170 изящных рисунков, в том числе столовую Его Имп. Выс. Вел. князя Владимира Александровича и трапезную царя Алексея Михайловича : С прибавлением 5 рис. мозаики / Д-ра Л. Н. Симонова. — Издание 2-е. — С.-Петербург : Типография Е. Евдокимова, 1891 Мебельный альбом : Содержит 170 изящных рисунков, в том числе столовую Его Имп. Выс. Вел. князя Владимира Александровича и трапезную царя Алексея Михайловича : С прибавлением 5 рис. мозаики / Д-ра Л. Н. Симонова. — Издание 2-е. — С.-Петербург : Типография Е. Евдокимова, 1891
 
 

Мебельный альбом : Содержит 170 изящных рисунков, в том числе столовую Его Имп. Выс. Вел. князя Владимира Александровича и трапезную царя Алексея Михайловича : С прибавлением 5 рис. мозаики / Д-ра Л. Н. Симонова. — Издание 2-е. — С.-Петербург : Типография Е. Евдокимова, 1891. — 11 с., 34 л. ил.

Мебельный альбомъ : Содержитъ 170 изящныхъ рисунковъ, въ томъ числѣ столовую Его Имп. Выс. Вел. князя Владиміра Александровича и трапезную царя Алексѣя Михайловича : Съ прибавленіемъ 5 рис. мозаики / Д-ра Л. Н. Симонова. — Изданіе 2-е. — С.-Петербургъ : Типографія Е. Евдокимова, 1891. — 11 с., 34 л. ил.

 
 

[Полный текст и все иллюстрации издания]

 
МЕБЕЛЬ.
 
МЕБЕЛЬ должна прежде всего служить для нашего удобства и затем — для украшения нашего жилища. За исключением редких случаев, материалом для приготовления мебели служит дерево.
 
Наиболее употребительные способы соединения деревянных частей мебели между собою: вязка в нахлестку или накладку (рис. 1-й) — самый грубый; вязка в накладку с усом (рис. 2-й) — чаще всего при обшивке стен; вязка прорезным шипом с усом (рис. 3-й) — для сборки рам для шкафов, буфетов и др. филенчатой мебели (филенки вставляются в пазы рам); вязка вдолбным шипом в потемки (рис. 4-й) — для скрепления обвязок (рам) столов, стульев и пр., а также поперечин с ножками; сборка полукруглым пазом (рис. 5-й) — для соединения досок между собою; вязка ящичным шипом (рис. 6-й) — для связывания досок ящиков. Вязка полуциркульных частой между собою обыкновенно производится в нахлестку.*)
____________
*) Подробности будут помещены в Столярном искусстве Библиотеки практических сведений Д-ра Л. Симонова и в ст. Столяр его же Словаря практических сведений. Об обойной работе — см. Руководство к обойному мастерству Д-ра Л. Симонова.
 
Удобство и устойчивость мебели для сиденья зависят главным образом от трех условий: высоты и глубины (при достаточной ширине) сиденья и наклона спинки. Сиденье вполне удобно только тогда, когда сидящий может свободно принять на нем положение, показанное на рис. 7-м, а для этого оно не должно быть ни слишком высоко, ни слишком низко: для большинства высота сиденья от пола не должна быть более 9 вершков, а если сиденье мягкое пружинное, — то 10—10¼ вершков (1 вершок здесь прибавлен на сжимание пружины); выше — только для лиц высокого роста. Глубина сиденья — 11½—13 вершков. Для устойчивости, наклон спинки назад у стула (кресла или дивана) должен быть таков, чтобы перпендикуляр, опущенный от верхушки спинки на пол, отстоял от конца задней ножки не более, чем на ¼ или даже только на ⅕ часть расстояния между переднею и заднею ножками, а если ножки связаны между собою поперечинами или крестовиною, то не более, чем на ½ сказанного расстояния. Для придания большей устойчивости мебели, часто заднюю ножку отклоняют назад соответственно уклону спинки.
 
На рис. 8-м представлен чертеж построения деревянного скелета наиболее употребительной формы кресла (стиль Людовика XVI). Из точки а на полу АБ восставить перпендикуляр аб, отложить на нем высоту сиденья ав: если сиденье твердое, то 9, а если мягкое, то 8 вершков (полагая, что мягкое сиденье в 2 вершка толщиною и вдавится сидящим на 1 вершок). Через точку в провести линию вг, параллельную АБ; отложить на вг линию ве, длиною в 13 вершков; из е опустить на пол перпендикуляр еж, от в до д отмерить длину, равную ав, а от а до і — ⅕ часть длины аж, т. е., немного более 2½ вершков (2⅗); точку д соединить прямою с і. Затем, поставив одну ножку циркуля в а, описать другою из ж круг, который пересечет линию ід в м, а линию вг в к; из к опустить перпендикуляр ки; далее, поставить одну ножку циркуля в о, описать другою из и круг, который пересечет линию ід на ее продолжении в п; из точки м провести линию мн, параллельную вг. В полученном чертеже будут иметься все данные для построения кресла сообразно приведенному внизу рисунка масштабу (в вершках): высота сиденья (ав или еж) 8 вершков, глубина сиденья (ое) 11½ вершков, наклон спинки оп и высота ее — 12 вершков от сиденья, или 20 вершков от пола; между точками к и е место для прикрепления передних ножек, задняя линия которых может доходит до линии ки, но не должна заходить за нее; точка о — задняя точка прикрепления задних ножек, которые могут или опускаться перпендикулярно, или, как показано на рисунке, наклоняться кзади по линии оа. Локотники, прикрепляясь между д и м и постепенно выгибаясь книзу, идут далее по линии мн. Для построения кресла с более наклонною и высокою спинкою, при крестообразном соединении ножек между собою (стиль Людовика XIII, см. рис. 59-й), расстояние между а и і берется больше (вдвое) и высота спинки отмеривается кругом, описанным циркулем, неподвижная ножка которого в в, а другая движется из точки на линии АБ, точки, которая найдется, если из а через е описать круг до пересечения его с АБ.
 
 
Рис. 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й. Способы соединения деревянных частой мебели. — Рис. 7-й. Нормальная высота и глубина сиденья. — Рис. 8-й. Чертеж для построения кресла (или стула). — Рис. 9-й. Обыкновенная деревянная кровать: В,В — продольные, Т,Т — поперечные бруски; 0,0,0 — перекладины; С — филенка в раме изголовья: Р,Р — ножки. — Рис. 10-й. Построение стола.
Рис. 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й. Способы соединения деревянных частой мебели. — Рис. 7-й. Нормальная высота и глубина сиденья. — Рис. 8-й. Чертеж для построения кресла (или стула). — Рис. 9-й. Обыкновенная деревянная кровать: В,В — продольные, Т,Т — поперечные бруски; 0,0,0 — перекладины; С — филенка в раме изголовья: Р,Р — ножки. — Рис. 10-й. Построение стола.
 
 
Чертеж для стула тот же, но без линии для локотников. Он не изменяется и для кушетки или дивана, так как кушетка (рис. 144-й и 152-й) есть ничто иное, как кресло, сиденье которого значительно удлинено (углублено), а диван — кресло с очень расширенным сиденьем.
 
Постройка обыкновенной деревянной кровати показана на рис. 9-м; продольные бруски (В) лучше скреплять с поперечными (Т) болтами с гайками, так чтобы кровать могла разбираться. Одиночные кровати у нас делаются в 1¼, 1 аршин 2 вершка и даже в 1 аршин шириною; но удобная односпальная кровать должна быть от 1½ до 1¾, двухспальная около 2½ аршин шириною; длина около 2¾ аршин, более или менее, смотря по росту спящего. Удобнее невысокие кровати (большая часть наших кроватей слишком высоки). При постройке и украшении кроватей резьбою — избегать слишком больших выпуклостей или углублений, острых углов или краев и т. п.
 
Способ построения обыкновенного стола о 4-х ножках изображен на рис. 10-м. Высота столов для обыденного употребления (рабочих, письменных, обеденных и т. п.), включая крышку, для людей среднего роста, т. е. для большинства, должна быть около 16—18 вершков; высота столов, ставящихся главным образом только для украшения (в парадных гостиных, подзеркальных, приставных и т. п.), может быть и больше. Если стол четырехугольный или овальный, то для глаза приятнее всего, если длина его доски относится к ширине как 3 к 2 (около); впрочем, для столов, стоящих посредине комнат, отношение это может изменяться, сообразно размерам комнаты; но вообще квадратных столов, как и комнат, следует избегать. Толщина доски стола — от ¾ до 1¼ дюймов; ширина стенок рамы, на которой лежит доска, — в 4 раза больше (3—5 дюймов); но для известных целей можно, конечно, строить и более тяжелые или легкие столы. Ножки стола, как и мебели для сиденья, должны всегда соответствовать тяжести, которую несут; если они соединены между собою крестовиною, то могут быть тоньше. Будет ли стол иметь четыре, три или одну ножку, для устойчивости его необходимо, чтобы площадь, на которой стоят ножки (или ножка), занимала не менее ⅔ площади доски.
 
Шкафы, буфеты и пр. состоят из ряда соединенных между собою рам с вставленными в них филенками, или обшитых филенками. На рис. 11-м изображен простейший тип шкафного остова; здесь должно быть соблюдаемо то же правило в отношениях между высотою и шириною, какое указано для доски столов: высота к ширине, в шкафах, или ширина к высоте, в коммодах, должна относиться, приблизительно, как 3 к 2 (корнизы и др. резные украшения не идут в счет). Хорошие шкафы должны быть разборные (для перевозки), т. е. рамы их должны быть скреплены между собою болтами, а не клеем.
 
Если мебель из двух половин — верхней и нижней (напр. буфеты), то, для прочности и красоты, нижняя должна быть непременно солиднее и массивнее верхней. Колонки и пилястры, украшающие мебель, должны ясно выделяться (не сливаться с корпусом).
 
Различные части мебели вырезываются из цельных кусков дерева (рис. 12-й); но если мебель из дорогого заморского дерева (напр. красного или палиссандрового), то из последнего вырезываются только некоторые части: ручки, ножки, деревянные части спинки и т. п.; остальные делаются из березы, липы или другого местного дерева и, затем, видимые поверхности их (напр. наружная поверхность рамы сидений) покрываются фанерками из дорогого дерева. Точно также большею частью только покрываются фанерками большие плоскости: столовые доски, поверхности шкафов и коммодов и пр.
 
 
Рис. 11-й. Тип постройки шкафов, буфетов и пр. — Рис. 12-й. Деревянный остов дивана и (внизу) способ выпиливания его спинки из куска дерева. — Рис. 13-й. Образчик обделки деревом камина (или печи). — Рис. 14-й. Образчик легко выполнимой жардиньерки.
Рис. 11-й. Тип постройки шкафов, буфетов и пр. — Рис. 12-й. Деревянный остов дивана и (внизу) способ выпиливания его спинки из куска дерева. — Рис. 13-й. Образчик обделки деревом камина (или печи). — Рис. 14-й. Образчик легко выполнимой жардиньерки.
 
 
На рис. 13-м, 14-м, 15-м, 16-м и 17-м показано несколько моделей для любителей, легко исполнимых всяким, немного знакомым с столярным мастерством, — обделки каминов или печей (также углублений в стенах или углов комнат), приготовления жардиньерок и этажерок в японском вкусе. Для сравнения на рис. 16-м изображена неотделанная этажерка, а на рис. 17-м этажерка, уже украшенная выпиленною из дерева работою. Такого рода мебель может быть также обиваема материею — сукном, бархатом, плюшем, кретоном и т. п. На рис. 18-м — висячая этажерка, полки которой укреплены на проволоке.
 
 
Рис. 15-й. Висячая этажерка в японском вкусе. — Рис. 16-й. Остов стоячей этажерки в японском вкусе. — Рис. 17-й. Та же (рис. 16-й) этажерка, обделанная выпиленными деревянными украшениями. — Рис. 18-й. Образчик висячих этажерок, продающихся на улицах Ньюйорка: аа — выгнутая проволока (3/16 дюйма толщиною), окрашенная черным лаком; б,б... — полки (¼ дюйма толщиною — ясеневые); в,в... — железные (также крашеные) поддержки (привинчены к проволоке); г — деревянная палка (3/4 дюйма в диаметре); д,д — скобы для привешивания этажерки на стену.
Рис. 15-й. Висячая этажерка в японском вкусе. — Рис. 16-й. Остов стоячей этажерки в японском вкусе. — Рис. 17-й. Та же (рис. 16-й) этажерка, обделанная выпиленными деревянными украшениями. — Рис. 18-й. Образчик висячих этажерок, продающихся на улицах Ньюйорка: аа — выгнутая проволока (3/16 дюйма толщиною), окрашенная черным лаком; б,б... — полки (¼ дюйма толщиною — ясеневые); в,в... — железные (также крашеные) поддержки (привинчены к проволоке); г — деревянная палка (3/4 дюйма в диаметре); д,д — скобы для привешивания этажерки на стену.
 
 
Из мебельных материй самые изящные — вышивные (tapisserie), к которым относятся знаменитые Гобелены (Gobelins), Обюссон (Aubusson), Бове (Beauvais) и др. (рис. 75-й, 82-й — 84-й, 95-й, 97-й и др.). Затем следуют шелковые материи и бархат. К первым принадлежат: штоф, лучший лионский (damas de Lyon) — толстая блестящая двухсторонняя материя с цветами, очень прочная (рис. 85-й, 86-й); еще блестящее лампас (lampas) — штоф с атласным фоном (односторонний); брокар (парча) — лампас с золотом и серебром, брокатель (brocattelle) — лампас с примесью льняных ниток, более дешевая, но очень эффектная ткань (рис. 140-й); шелковый репс недостаточно гибок и блестящ и скоро засаливается; атлас не прочен, требует богатой отделки, идет только для мягкой мебели в сборку (на пуговках). Бархат, настоящий шелковый, составляет всегда богатое, хотя несколько монотонное украшение; бывает гладкий, тисненый, узорчатый (рис. 73-й) и полосатый; между узорчатыми особенно великолепен, так называемый, генуезский бархат — фон атласный, а узор бархатный. Также прочны, но гораздо менее эффектны шерстяной (трип), джутовый и бумажный бархаты: лучший утрехтский — из козьей шерсти. Особаго рода мягкий нежный бархат — плюш (peluche): идет для занавесей и драпировок, но не для обивки сидений, менее прочен. Из шерстяных материй: ластинг или шерстяной атлас, дама (шерстяной штоф) и репс; из них лучшая для мебели, хотя в настоящее время и не модная, материя — дама: прочная, двухсторонняя, прекрасно чистится и красится. Репс, гладкий или разноцветный, теперь в моде; также, как и шелковый, скоро салится, но чистый шерстяной — двухсторонний и прочен; с примесью бумаги — односторонний и скоро теряет вид. Из бумажных — мебельные ситцы и кретоны самых разнообразных цветов и рисунков, иногда очень изящных; идут главным образом для спален и летней мебели. Если вытисненный рисунок хорош, то очень красива материя, известная под названием бурдесуа (boure de soie) — бумажная ткань, покрытая по лицевой стороне легким пушком. В последнее время в большом употреблении, вследствие своей относительной дешевизны, толстые пеньковые материи с разнообразными рисунками на них, иногда очень красивыми, эффектными, даже богатыми, но чаще всего — безвкусными и грубыми (такими именно переполнено большинство наших лавок); на мебели обыкновенно очень скоро теряют свежесть, мшатся и становятся грязными.
 
Стили мебели. Нравы и потребности народов выражаются в произведениях их искусств; где выражение это придает искусству типичные особенности, характеризующие его, там является стиль, для образования которого требуется, конечно, известная степень развития искусства. Стили мебели в большинстве случаев изменялись рядом с архитектурными и находились в зависимости от последних. Приводимыми в альбоме рисунками мебели имеется в виду практически познакомить читателя со стилями мебели, понятия о которых у нас вообще очень смутны, дать возможность желающим иметь образчики для подражания и тем способствовать развитию мебельного искусства в России.
 
 
Рис. 19-й. Кресло одного из Рамзесов. — Рис. 20-й. Египетский табурет. — Рис. 21-й. Греческий стул. — Рис. 22-й. Греческий стол. — Рис. 23-й. Греческая скамья. — Рис. 24-й. Мебель, найденная при разрытии Помпеи: кровать, столик, шкаф и 2 ключа, и мраморное курульское кресло, открытое в римском форуме. — Рис. 25-й. Преторский табурет (бронзовый). — Рис. 26-й. Трон Феодосия Великого (Византия).
Рис. 19-й. Кресло одного из Рамзесов. — Рис. 20-й. Египетский табурет. — Рис. 21-й. Греческий стул. — Рис. 22-й. Греческий стол. — Рис. 23-й. Греческая скамья. — Рис. 24-й. Мебель, найденная при разрытии Помпеи: кровать, столик, шкаф и 2 ключа, и мраморное курульское кресло, открытое в римском форуме. — Рис. 25-й. Преторский табурет (бронзовый). — Рис. 26-й. Трон Феодосия Великого (Византия).
 
 
У цивилизованных народов древнего мира мебельный обиход был не так значителен и вообще не имел того значения, какое приобрел в позднейшие времена. На рис. 19-м изображено кресло египетского фараона Рамзеса, с характерными чертами архитектурного стиля тогдашнего времени: изображения символических животных и растений и иероглифы; египетский табурет (рис. 20-й) носит на себе следы влияния греческого искусства и принадлежит позднейшей эпохе, вероятно, Птоломеев. На рис. 21-м, 22-м и 23-м изображены употреблявшиеся у древних Греков стул, стол и скамья с тазом перед нею для омовения ног; кровати их мало отличались от обыкновенных наших и (как и у западных народов до VI века) служили не только для сна, но и мебелью для сиденья; на пиршествах они ставились вокруг столов. На рис. 24-м изображена мебель древних Римлян: мраморное курульское кресло, найденное в римском форуме на месте древнего судилища, кровать, шкаф, стол и ключи, открытые в Помпее; на рис. 25-м — бронзовый табурет римского претора. К византийскому стилю принадлежит представленный на рис. 26-м трон Феодосия Великого. Рис. 27-й—37-й могут служить образцами мебели средних веков до конца XIII и начала XIV века; главное украшение шкафов, сундуков и т. п. в это время состояло в железной оправе (замки и пр.), обыкновенно тщательно обработанной, и в окраске или раскраске. С конца XIII-го века к мебели начинают применяться архитектурные украшения и в течении XIV и XV веков господствует так называемый стрельчатый или готический стиль, большая часть украшений которого заимствованы из церковной архитектуры (рис. 38-й—44-й). Но до XVI века комнатной мебели было мало; с XVI века в искусствах наступает эпоха возрождения, отразившаяся и на мебели; то, что называют стилем возрождения (renaissance) выражается на мебели главным образом в рельефной резьбе: рельефные колонки, кариатиды, статуэтки, листья и другие части растений, животные, действительные и мифологические, человеческие фигуры, различного рода узоры; при этом полное отсутствие позолоты и металлов (за исключением замков) и вообще однотонный цвет мебели, весь эффект которой заключается в форме и резьбе, — вот существенные черты этого стиля, строгого и вместе изящного (рис. 46-й—65-й). Для мебели этого рода идет главным образом дерево с однородною древесиною: дуб, черное дерево, орех. В XVII-м веке господствует парадный стиль Людовика XIV; разные фигуры, колонки и пр. прошлого века исчезают; на место их является сплошная позолота или богатые инкрустации из желтой меди, бронзы, черепахи и слоновой кости; характеристикою этого стиля служит именно мебель последнего рода, известная под названием «Буль», по имени изобретателя и творца ее — знаменитого Буля (рис. 66-й—71-й). Мягкая мебель этого времени (рис. 73-й—75-й) не характерна; она составляет переход от стиля Людовика XIII (рис. 56-й—59-й) к стилю первой половины следующего века — стилю Людовика XV, хотя отличается от последней меньшею вычурностью изгибов и украшений. Стиль Людовика XV известен также под названием стиля Помпадур — по имени законодательницы моды и вкуса того времени; парадность и напыщенность стиля Людовика XIV в нем заменяется грациею, элегантностью и, если можно так выразиться, дамскою капризностью и распущенностью фантазии; прямые линии и плоскости, по возможности, изгоняются: ножки и ручки, углы и края мебели закругляются и изгибаются самым разнообразным образом, бронзовая отделка принимает самые неожиданные изгибы; коммоды становятся выпуклыми (рис. 78-й—86-й). Бывшему выражению этого стиля дано особое название — рококо или рокаиль (rocaille) (рис. 86-й). Во второй половине XVIII-го века — скромный и изящный стиль Людовика XVI-го: все вообще изгибы смягчаются, бронзовые украшения менее выпуклы, но еще деликатнее, ножки выпрямляются; часто встречаются украшенные живописью фарфоровые вставки, наклейка из розового дерева, решетки, желобчатые колонки, сфинксы, грифоны, кариатиды и т. п. из золоченой бронзы, овальные медальоны в фанерках шкафов, коммодов и в спинках сидений; наивные идиллические сцены (пастушки, овечки, целующиеся голубки и т. п.) в рисунках и украшениях (рис. 87-й—99-й). Начиная с XVII века история мебельного искусства есть главным образом история производства мебели во Франции, преимущественно в Париже; остальные страны Европы только более или менее удачно подражали французским образцам; поэтому, понятно, что с падением этого искусства во Франции после смерти Людовика XVI-го оно падает и в других странах. Во времена первой французской республики и после нее предшествовавшие мебельные стили были в загоне; стали искать образцов в древнем мире — и в результате оказались довольно безвкусные произведения (рис. 101-й, 102-й); особенною известностью пользовалась в это время мебель Жакоба (Jacob): рис. 101-й. В настоящее время снова принялись изучать стили XVI, XVII и XVIII-го веков и подражать им (рис. 131-й—151-й). Из других стран Италия в XVI— XVIII веках отличалась замечательными инкрустациями, преимущественно из разноцветных камней, но также из слоновой кости, перламутра или эмали — вкус, занесенный в эту страну с востока; подобного рода работы в ходу в Италии и в настоящее время, но качество их гораздо ниже.
 
 
Рис. 27-й. VII век. Бронзовое кресло Дагобера. — Рис. 28-й. IX век. — Рис. 29-й. X век. Бронзовая кровать. — Рис. 30-й. XII век (спинку заменяет привешенная материя). — Рис 31-й. XII век (страшный сон). — Рис. 32-й. Начало XIII века. — Рис. 33-й. XIII век.
Рис. 27-й. VII век. Бронзовое кресло Дагобера. — Рис. 28-й. IX век. — Рис. 29-й. X век. Бронзовая кровать. — Рис. 30-й. XII век (спинку заменяет привешенная материя). — Рис 31-й. XII век (страшный сон). — Рис. 32-й. Начало XIII века. — Рис. 33-й. XIII век.
 
 
Рис. 34 Шкаф XIII века в монастыре Noyon во Франции, деревянный с живописью. — Рис. 35-й. XIII-й век. — Рис. 36-й. Конец XIII века. — Рис. 37-й. XIII век. На всех четырех рисунках уже ясно заметны украшения, заимствованные из архитектуры. — Рис. 38-й. Складной стул Саванаролы. — Рис. 39-й. Немецкий стиль. Стол с ящиком и двойною доскою, обложен кругом кованными железными полосками с украшениями; железный замок. Стул с инкрустациями из слоновой кости.
Рис. 34 Шкаф XIII века в монастыре Noyon во Франции, деревянный с живописью. — Рис. 35-й. XIII-й век. — Рис. 36-й. Конец XIII века. — Рис. 37-й. XIII век. На всех четырех рисунках уже ясно заметны украшения, заимствованные из архитектуры. — Рис. 38-й. Складной стул Саванаролы. — Рис. 39-й. Немецкий стиль. Стол с ящиком и двойною доскою, обложен кругом кованными железными полосками с украшениями; железный замок. Стул с инкрустациями из слоновой кости.
 
 
Рис. 40-й. Буфет, готический стиль. — Рис. 41-й. Шкаф, готический стиль. — Рис. 42-й. Готический стиль (в музее Клюни в Париже). — Рис. 43-й. Конец XV века, готический стиль.
Рис. 40-й. Буфет, готический стиль. — Рис. 41-й. Шкаф, готический стиль. — Рис. 42-й. Готический стиль (в музее Клюни в Париже). — Рис. 43-й. Конец XV века, готический стиль.
 
 
Рис. 44-й. Кресло второй половины XV века, готический стиль. — Рис. 45-й. Складной стул второй половины XV века. — Рис. 46-й. Голландский стиль. — Рис. 47-й. Франко-итальянский стиль. — Рис. 48-й. Спинка и сиденье из красного бархата, галун и бахрома шелковые, золоченые гвоздики. Венецианской работы. — Рис. 49-й. Резной стул, украшенный каменьями, итальянской работы.
Рис. 44-й. Кресло второй половины XV века, готический стиль. — Рис. 45-й. Складной стул второй половины XV века. — Рис. 46-й. Голландский стиль. — Рис. 47-й. Франко-итальянский стиль. — Рис. 48-й. Спинка и сиденье из красного бархата, галун и бахрома шелковые, золоченые гвоздики. Венецианской работы. — Рис. 49-й. Резной стул, украшенный каменьями, итальянской работы.
 
 
Рис. 50-й. Буфет. — Рис. 51-й. Резной шкаф (cabinet) эпохи Генриха II-го, из черного дерева (в Луврском музее). — Рис. 52-й. Шкаф немецкой работы 1580—1620 гг. (походит более на здание, чем на мебель). — Рис. 53-й. Резной стол (коллекция Салтыкова). — Рис. 54-й. Сиденье и мягкая часть спинки стула обиты бархатом (или кожею), гвоздики золоченые. — Рис. 55-й. Португальской работы, с металлическими инкрустациями.
Рис. 50-й. Буфет. — Рис. 51-й. Резной шкаф (cabinet) эпохи Генриха II-го, из черного дерева (в Луврском музее). — Рис. 52-й. Шкаф немецкой работы 1580—1620 гг. (походит более на здание, чем на мебель). — Рис. 53-й. Резной стол (коллекция Салтыкова). — Рис. 54-й. Сиденье и мягкая часть спинки стула обиты бархатом (или кожею), гвоздики золоченые. — Рис. 55-й. Португальской работы, с металлическими инкрустациями.
 
 
Рис. 56-й и 57-й. Сиденье досчатое, не обитое. — Рис. 58-й. Сиденье покрыто гладкою, а спинка тисненою кожею. — Рис. 59-й. Характерное кресло стиля Людовика XIII (принадлежало маршалу д’Еффиа и находится в музее Клюни), орехового дерева; средние квадраты спинки и сиденья штофные (белый с розовым), окаймленные пунцовым узорчатым генуезским бархатом; на швах аграмант. — Рис. 60-й. Имеет форму складного кресла, но не складывается. — Рис. 61-й. Сиденье с ящиком, запирающимся на ключ.
Рис. 56-й и 57-й. Сиденье досчатое, не обитое. — Рис. 58-й. Сиденье покрыто гладкою, а спинка тисненою кожею. — Рис. 59-й. Характерное кресло стиля Людовика XIII (принадлежало маршалу д’Еффиа и находится в музее Клюни), орехового дерева; средние квадраты спинки и сиденья штофные (белый с розовым), окаймленные пунцовым узорчатым генуезским бархатом; на швах аграмант. — Рис. 60-й. Имеет форму складного кресла, но не складывается. — Рис. 61-й. Сиденье с ящиком, запирающимся на ключ.
 
 
Рис. 62-й. Из черного дерева; инкрустации из гравированной слоновой кости, обделанной и вделанной в тонко резной металл. — Рис. 63-й. Буфет эпохи Людовика XIII. — Рис. 64-й. Изящный буфет эпохи Генриха IV-го, с инкрустациями из слоновой кости. — Рис. 65-й. Кровать Анны Австрийской (хранится во дворце Фонтенебло).
Рис. 62-й. Из черного дерева; инкрустации из гравированной слоновой кости, обделанной и вделанной в тонко резной металл. — Рис. 63-й. Буфет эпохи Людовика XIII. — Рис. 64-й. Изящный буфет эпохи Генриха IV-го, с инкрустациями из слоновой кости. — Рис. 65-й. Кровать Анны Австрийской (хранится во дворце Фонтенебло).
 
 
Рис. 66-й. Шкаф (cabinet), отделанный серебряными украшениями (эпоха Жана Ленотра). — Рис. 67-й. Большой шкаф из черного дерева с инкрустациями из черепахи на медном фоне, стиль Буля (Луврский музей). — Рис. 68-й. Коммод с такими же инкрустациями меди на черепахе, стиль Буля (Версальский дворец). — Рис. 69-й. Коммод, стиль Буля. — Рис. 70-й. Письменный стол Людовика XIV, с медными инкрустациями на черепаховом фоне, стиль Буля (дворец в Фонтенебло).
Рис. 66-й. Шкаф (cabinet), отделанный серебряными украшениями (эпоха Жана Ленотра). — Рис. 67-й. Большой шкаф из черного дерева с инкрустациями из черепахи на медном фоне, стиль Буля (Луврский музей). — Рис. 68-й. Коммод с такими же инкрустациями меди на черепахе, стиль Буля (Версальский дворец). — Рис. 69-й. Коммод, стиль Буля. — Рис. 70-й. Письменный стол Людовика XIV, с медными инкрустациями на черепаховом фоне, стиль Буля (дворец в Фонтенебло).
 
 
Рис. 71-й. Простеночный стол (console), стиль Буля (Луврский музей). — Рис. 72-й. Резной золоченый простеночный стол (console). — Рис. 73-й. Кресло с высокой спинкою, крытое ковровым бархатом; дерево резное золоченое. — Рис. 74-й. Кресло из золоченого резного дерева. — Рис. 75-й. Кресло, крытое вышивною материею (дворец Фонтенебло). — Рис. 76-й. Кресло из резного золоченого дерева с плетеными спинкою и сиденьем, с гербом Людовика XIV (вверху — в резьбе). — Рис. 77-й. Кровати отделанная вышивною материею.
Рис. 71-й. Простеночный стол (console), стиль Буля (Луврский музей). — Рис. 72-й. Резной золоченый простеночный стол (console). — Рис. 73-й. Кресло с высокой спинкою, крытое ковровым бархатом; дерево резное золоченое. — Рис. 74-й. Кресло из золоченого резного дерева. — Рис. 75-й. Кресло, крытое вышивною материею (дворец Фонтенебло). — Рис. 76-й. Кресло из резного золоченого дерева с плетеными спинкою и сиденьем, с гербом Людовика XIV (вверху — в резьбе). — Рис. 77-й. Кровати отделанная вышивною материею.
 
 
Рис. 78-й. Коммод Людовика XV, с медальонами и медными украшениями (в Национальной библиотеке, в Париже). — Рис. 79-й. Письменный стол из розового дерева, с украшениями из резной меди, стиль Крессана (Cressent) (дворец в Фонтенебло). — Рис. 80-й. Письменный стол Людовика XV, начатый Оёбеном (Oёben) и конченный Ризенером (Riesener) (в Луврском музее). — Рис. 82-й, 83-й и 84-й: Мебель, крытая вышивною материею (tapisserie).
Рис. 78-й. Коммод Людовика XV, с медальонами и медными украшениями (в Национальной библиотеке, в Париже). — Рис. 79-й. Письменный стол из розового дерева, с украшениями из резной меди, стиль Крессана (Cressent) (дворец в Фонтенебло). — Рис. 80-й. Письменный стол Людовика XV, начатый Оёбеном (Oёben) и конченный Ризенером (Riesener) (в Луврском музее). — Рис. 82-й, 83-й и 84-й: Мебель, крытая вышивною материею (tapisserie).
 
 
Рис. 81-й. Шкаф с медальонами и резьбою, формы очень распространенной в эту эпоху во Франции. — Рис. 85-й. Диван, крытый шелковым штофом. — Рис. 86-й. Диван, крытый шелковым штофом, стиль рококо. — Рис. 87-й. Бюро, покрытое деревянною мозаикою (marqueterie) и украшенное бронзою, с подъемною полукруглою крышкою, работы Ризенера (в Трианоне — в Версале). — Рис. 88-й. Рабочий столик, украшенный золоченою бронзою.
Рис. 81-й. Шкаф с медальонами и резьбою, формы очень распространенной в эту эпоху во Франции. — Рис. 85-й. Диван, крытый шелковым штофом. — Рис. 86-й. Диван, крытый шелковым штофом, стиль рококо. — Рис. 87-й. Бюро, покрытое деревянною мозаикою (marqueterie) и украшенное бронзою, с подъемною полукруглою крышкою, работы Ризенера (в Трианоне — в Версале). — Рис. 88-й. Рабочий столик, украшенный золоченою бронзою.
 
 
Рис. 89-й. Шкаф эпоха регентства, покрытый фанерками из розового дерева и украшенный золоченою бронзою. — Рис. 90-й. Шкаф для драгоценностей, с медальоном из севрского фарфора и медными украшениями. — Рис. 91-й. Прелестный шкаф для драгоценностей Марии Антуанеты, украшенный золоченою медью. — Рис. 92-й. Шифоньерка в японском вкусе, покрытая японским лаком: по красному фону рельефные рисунки.
Рис. 89-й. Шкаф эпоха регентства, покрытый фанерками из розового дерева и украшенный золоченою бронзою. — Рис. 90-й. Шкаф для драгоценностей, с медальоном из севрского фарфора и медными украшениями. — Рис. 91-й. Прелестный шкаф для драгоценностей Марии Антуанеты, украшенный золоченою медью. — Рис. 92-й. Шифоньерка в японском вкусе, покрытая японским лаком: по красному фону рельефные рисунки.
 
 
Рис. 93-й. Коммод Марии Антуанеты, работы Ризенера (дворец Фонтенебло). — Рис. 94-й. Гостинный золоченый резной стол. — Рис. 95-й. Большой диван из резного золоченого дерева, крытый гобеленами (был в Версальском дворце, теперь в Англии—в Hamilton palace). — Рис. 96-й. Кресло и полукресло (tabouret de pied) из резного золоченого дерева (дворец Фонтенебло).
Рис. 93-й. Коммод Марии Антуанеты, работы Ризенера (дворец Фонтенебло). — Рис. 94-й. Гостинный золоченый резной стол. — Рис. 95-й. Большой диван из резного золоченого дерева, крытый гобеленами (был в Версальском дворце, теперь в Англии—в Hamilton palace). — Рис. 96-й. Кресло и полукресло (tabouret de pied) из резного золоченого дерева (дворец Фонтенебло).
 
 
Рис. 97-й. Кресло, крытое гобеленами. — Рис. 98-й. Стул из золоченого дерева (дворец Фонтенебло). — Рис. 99-й. Кровать Марии Антуанеты (дворец Фонтенебло). — Рис. 100-й. Простеночный шкаф с фарфоровыми медальонами (дворец Фонтенебло).
Рис. 97-й. Кресло, крытое гобеленами. — Рис. 98-й. Стул из золоченого дерева (дворец Фонтенебло). — Рис. 99-й. Кровать Марии Антуанеты (дворец Фонтенебло). — Рис. 100-й. Простеночный шкаф с фарфоровыми медальонами (дворец Фонтенебло).
 
 
Рис. 101-й. Шкаф (cabinet), с зеркалом внизу и с бронзовыми украшениями, работы Жакоба-Демалте (Jacob Desmalter). — Рис. 102-й. Шкаф для драгоценностей императрицы Марии Луизы, работы Жакоба-Демалте. — Рис. 103-й. Кровать Наполеона І-го (дворец Фонтенебло).
Рис. 101-й. Шкаф (cabinet), с зеркалом внизу и с бронзовыми украшениями, работы Жакоба-Демалте (Jacob Desmalter). — Рис. 102-й. Шкаф для драгоценностей императрицы Марии Луизы, работы Жакоба-Демалте. — Рис. 103-й. Кровать Наполеона І-го (дворец Фонтенебло).
 
 
Русская мебель (рис. 104-й — 123-й). Самая национальная русская мебель, ведущая свое начало с незапамятных времен, — сплошные лавки вдоль стен комнаты, утвержденные на столбиках или подставках и иногда с краев обделанные опушкою из теса. До начала XVIII-го века на таких лавках сидела вся Россия, включая сюда и русских царей, а теперь сидит вся масса простого народа. Под некоторыми лавками помещались рундуки (род небольшого шкафа) с затворками, преимущественно под лавкою у входной двери, называвшеюся коником. Цари и бояре обивали лавки полостями и войлоком и затем красным или зеленым сукном (украшенным галуном), реже — сафьяном; или же накрывали лавки суконными полавочниками, подбитыми крашениною; середина полавочников обыкновенно была одного цвета, а спускавшаяся кайма другого; бывали и вышитые или клинчатые, а также бархатные полавочники. Иногда на лавки клали бумажники, т. е. матрацы из хлопчатой бумаги, выстеганные в шахмат, или сафьянные тюшаки (тюфяки). Эти же лавки, конечно, служили и кроватями, при чем под головы ставились деревянные подголовки (рис. 107-й), служившие вместе и ларцами, в которых прятались драгоценности. Столы сначала, конечно, были самые простые; только позже в них стала появляться резьба; у людей побогаче — дубовые или липовые, крашеные, иногда на точеных ногах. Они покрывались скатертями или сукном, а иногда и обивались последним. После лавок и столов самое важное место занимали скамьи малые или передаточные и большие — спальные; без спинки или со спинкою, глухою или решетчатою; на некоторых скамьях спинки могли переметываться на вертлюгах на обе стороны (рис. 114-й, 115-й); покрывались скамьи так же, как и лавки. Стольцы (столец) — табуреты, с круглым или квадратным сиденьем. Стулья и кресла были уже подражанием иностранцам и до Петра Великого употреблялись очень редко; кресла считались даже у царей почетною мебелью, заменявшею трон (рис. 117-й, 118-й). Для вещей, кроме рундуков, упомянутых выше, служили: казенки — род шкафов (из липовых досок), прибивавшихся к стене наглухо и служивших для хранения казны (т. е. драгоценных вещей); поставцы — то в форме невысоких (в 1 аршин) стенных этажерок, повешенных на стены на железных петлях, без дверец, но с занавесками; то в виде настоящих шкафов, с дверцами; были поставцы и с уступом, состоявшие, на подобие нынешних буфетов, из 2-х частей: верхней — меньшей и нижней — большей; сундуки, ларцы, скрыни (коммоды). Вся мебель делалась из простого дерева и у богатых людей часто раскрашивалась.
 
 
Рис. 104-й. XVI век (Музей Общества поощрения художников, в Спб.). — Рис. 105-й. XVII век (там же). — Рис. 106-й. Резная деревянная ладаница в соборе Бориса и Глеба в Романове-Борисоглебске (с фотографии И. Ф. Барщевского, в Ростове, Ярославской губернии). — Рис. 107-й. Резной и крашеный подголовок XVII века (Музей Общества поощрения художников). — Рис. 108-й. Резной крашеный (синий с красным) поставец времен царя Алексея Михайловича (там же).
Рис. 104-й. XVI век (Музей Общества поощрения художников, в Спб.). — Рис. 105-й. XVII век (там же). — Рис. 106-й. Резная деревянная ладаница в соборе Бориса и Глеба в Романове-Борисоглебске (с фотографии И. Ф. Барщевского, в Ростове, Ярославской губернии). — Рис. 107-й. Резной и крашеный подголовок XVII века (Музей Общества поощрения художников). — Рис. 108-й. Резной крашеный (синий с красным) поставец времен царя Алексея Михайловича (там же).
 
 
Рис. 109-й. Трапезная Царя Алексея Михайловича в Кремле (с фотографии Барона В. А. Кусова).
Рис. 109-й. Трапезная Царя Алексея Михайловича в Кремле (с фотографии Барона В. А. Кусова).
 
 
Рис. 110-й. Резной шкаф XVII века, работы Вологодского монастыря (из «Мотивов русской архитектуры», издания Рейнбота). — Рис. 111-й. Резной церковный свечной шкаф, находящийся в Ростовском (Ярославской губернии) музее древностей (с фотографии И. Ф. Барщевского). — Рис. 112-й. Две скамьи (1701 г.), находящиеся в селе Горохове, Владимирской губернии (из альбома Даля, издания Прохорова). — Рис. 113-й. Налой в церкви Воскресенья в Костроме. XVII века (из альбома Даля, издания Прохорова). — Рис. 114-й. Переметная скамья XVII века, в Макарьевском монастыре Нижегородской губернии (оттуда же).
Рис. 110-й. Резной шкаф XVII века, работы Вологодского монастыря (из «Мотивов русской архитектуры», издания Рейнбота). — Рис. 111-й. Резной церковный свечной шкаф, находящийся в Ростовском (Ярославской губернии) музее древностей (с фотографии И. Ф. Барщевского). — Рис. 112-й. Две скамьи (1701 г.), находящиеся в селе Горохове, Владимирской губернии (из альбома Даля, издания Прохорова). — Рис. 113-й. Налой в церкви Воскресенья в Костроме. XVII века (из альбома Даля, издания Прохорова). — Рис. 114-й. Переметная скамья XVII века, в Макарьевском монастыре Нижегородской губернии (оттуда же).
 
 
Рис. 115-й. Переметная скамья, из собрания известного Художника Профессора К. Е. Маковского. — Рис. 116-й. Отделанное драгоценными каменьями кресло Бориса Годунова, подаренное ему персидским шахом Шах-Абасом в 1604 г., находится вь Кремле (с фотографии И. Ф. Барщевского). — Рис. 117-й. Кресло Царя Михаила Федоровича, подаренное Ивану Грозному персидским шахом. — Рис. 118-й. Кресло Царя Алексея Михайловича, подаренное ему Кизилбаш купчиною армянином Захарием Сардаровым в 1660 г. Оба последние кресла также отделаны драгоценными камнями, находятся в Кремле (оба с замечательных фотографий И. Ф. Барщевского). — Рис. 119-й. Стол Патриарха Филарета Никитича Романова, находится в патриаршей ризнице в Москве (с фотографии И. Ф. Барщевского).
Рис. 115-й. Переметная скамья, из собрания известного Художника Профессора К. Е. Маковского. — Рис. 116-й. Отделанное драгоценными каменьями кресло Бориса Годунова, подаренное ему персидским шахом Шах-Абасом в 1604 г., находится вь Кремле (с фотографии И. Ф. Барщевского). — Рис. 117-й. Кресло Царя Михаила Федоровича, подаренное Ивану Грозному персидским шахом. — Рис. 118-й. Кресло Царя Алексея Михайловича, подаренное ему Кизилбаш купчиною армянином Захарием Сардаровым в 1660 г. Оба последние кресла также отделаны драгоценными камнями, находятся в Кремле (оба с замечательных фотографий И. Ф. Барщевского). — Рис. 119-й. Стол Патриарха Филарета Никитича Романова, находится в патриаршей ризнице в Москве (с фотографии И. Ф. Барщевского).
 
 
Рис. 120. Столовая в русском стиле, отделанная по рисункам архитектора Профессора Рязанова, во дворце ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА (с фотографии Д-ра Л. Симонова)
Рис. 120. Столовая в русском стиле, отделанная по рисункам архитектора Профессора Рязанова, во дворце ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА (с фотографии Д-ра Л. Симонова)
 
 
Рис. 121-й. Буфет ново-русского стиля по рисунку архитектора Монигетти (из «Мотивов русской архитектуры», издания Рейнбота). — Рис. 122-й и 123-й. Стол и кресло в ново-русском стиле в доме Башмакова (в Спб.), по рисунку архитектора Гуна. — Рис. 124-й и 125-й. Троны китайского императора (1790 г.) и китайской императрицы (1846 г.)
Рис. 121-й. Буфет ново-русского стиля по рисунку архитектора Монигетти (из «Мотивов русской архитектуры», издания Рейнбота). — Рис. 122-й и 123-й. Стол и кресло в ново-русском стиле в доме Башмакова (в Спб.), по рисунку архитектора Гуна. — Рис. 124-й и 125-й. Троны китайского императора (1790 г.) и китайской императрицы (1846 г.)
 
 
На рис. 124—130-м приведено несколько образцов восточной мебели; из них на кресла китайских властителей и великого могола следует смотреть, как на мебель исключительную.
 
 
Рис. 126-й. Трон Великого Могола, XVIII века (Индия). — Рис. 127-й. Из бамбука и тростника, китайской работы. — Рис. 128-й. Маленький столик (величиною с табурет) новейшей арабской работы (из собрания Художника Профессора К. Е. Маковского). — Рис. 129-й. Помещение гарема в Турции. — Рис. 130-й. Помещение гарема в Персии.
Рис. 126-й. Трон Великого Могола, XVIII века (Индия). — Рис. 127-й. Из бамбука и тростника, китайской работы. — Рис. 128-й. Маленький столик (величиною с табурет) новейшей арабской работы (из собрания Художника Профессора К. Е. Маковского). — Рис. 129-й. Помещение гарема в Турции. — Рис. 130-й. Помещение гарема в Персии.
 
 
Меблировка всегда должна сообразоваться со средствами, причем прежде всего нужно иметь в виду удобство и затем уже красоту. Хорошая гладкая мебель и представительнее, и свидетельствует о вкусе более, чем купленная за ту же цену мебель с затейливою резьбою или другими украшениями; притом же мебель последнего рода требуют тщательного ухода, т. е. лишнюю прислугу — иначе быстро загрязняется и теряет вид. Мебели должно быть достаточно, но она не должна загромождать комнаты, не должна делать ее похожею на мебельный магазин: это и не удобно, и не гигиенично, и безвкусно; лучше недостаток, чем излишек мебели. Величина мебели должна соответствовать размерам комнаты: большая мебель в маленькой комнате делает последнюю мизерною. Зеркала составляют большое украшение; при помощи их можно сделать комнату и светлее, и больше на вид; но так как большие зеркала, в величину окон или дверей, особенно зеркала вделываемые в стены, имеют вид отверстий или пустот, то их никогда не следует помещать в узких простенках между двумя окнами или дверьми — чтобы не отнять у потолка видимой опоры. Цвет стен или обоев должен согласоваться с меблировкою комнаты, т. е., хотя и не быть одинаковым (этого тоже не следует) с цветом обивки мебели, но гармонировать с ним. При этом нужно помнить, что из цветов солнечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый) наиболее гармонируют между собою и взаимно возвышают яркость друг друга цвета дополнительные друг к другу, т. е., такие, от смешения которых получается белый цвет: различные оттенки красного с зеленым, синего с оранжевым, фиолетового с желтым, и обратно. Белый и серый цвета гармонируют со всеми, и примесь их может сделать гармоничным сочетание таких цветов, которые иначе представляют неприятный контраст; напр. ярко-синий и ярко-желтый цвета рядом не приятны, а бледно (соломенно) желтый (т. е. желтый с примесью белого) прекрасно идет к бледно-голубому или темно-синему. Точно также хорошо гармонируют между собою различные оттенки одного и того же цвета. Белый, желтый и красный суть светлые (освещающие) цвета; синий, зеленый и фиолетовый — темные (затемняющие): первые следует употреблять там, где нужно осветить (напр. на северной стороне, в комнатах, окна которых выходят в тенистый сад и т. п.); последние — наоборот. Но, при этом, нужно помнить, что ярко-белый цвет, освещая сам, заставляет другие предметы (в том числе лица и туалеты) казаться темнее; кроме того, он не приятен для глаз; зеленый, синий и фиолетовый цвета (но не свет), наоборот, — придают колорит: бледные лица кажутся румянее, а румяные красными; желтый и особенно красный бледнят, но не вредят цвету лица, а потому идут для большинства физиономий. Все сказанное относится и к цветам мебели. Если по стенам картины и другие украшения, которые должны отчетливо выделяться, то обои должны быть или гладкие, или, если с рисунками, то одного цвета с фоном; при отсутствии на стене украшений, их должны заменять цветные узоры обоев. Меблируя жилище, все эти условия нужно иметь в виду, так как изящество, красота меблировки более зависят от них, чем от богатства мебели.
 
Выбор мебели и распределение ее в комнатах зависят от личного вкуса; здесь можно только указать на некоторые общепринятые правила, с оговоркою, однако, что во всех этих правилах слишком много рутины, мешающей действовать личным вкусам, иногда, может быть, артистическим, и делающей внутреннюю обстановку цивилизованных жилищ, не смотря на роскошь многих из них, до скуки однообразною.
 
Передняя никогда не должна быть загромождена: скамья и несколько стульев или только стулья, стол, зеркало, стенная или стоячая вешалка. Приемная: стол посреди комнаты, покрытый цветною скатертью, с разбросанными по нем иллюстрированными книгами, альбомами и т. п.; симметрически расставленный вдоль стен ряд стульев строгого стиля (напр. эпохи возрождения), дубовых или ореховых, обитых сафьяном, тисненым бархатом или репсом; одно или несколько зеркал, несколько картин (но не семейных портретов), хороших гравюр или фотографий; комната светлая, но обои, обивка мебели и занавесы не светлых цветов. Гостиная. Казенный, до тошноты надоевший, вид наших гостиных известен всем: диван, переддиванный стол, покрытый скатертью, с неизбежною лампою по средине и пр. Гостиная изобретение запада, и вот как там ее меблируют: мебель мягкая, но не крытая вполне материею, а с выступающею деревянною отделкою; главная мебель — кресла, с стилем которых должна согласоваться вся остальная; необходимое число стульев, соответствующих креслам; один диван — необходимая принадлежность, а если комната большая, то диванов может быть несколько, и чем они разнообразнее по форме, тем лучше: кроме обыкновенного, — козетки (небольшой диван для двух, обыкновенно в форме двух соединенных кресел, с небольшим круглым или овальным столиком посредине, на спинке дивана), маркизы (небольшой полукруглый диван), dos-à-dos (мебель, на которой сидят спинами друг к другу: рис. 137-й), «эс» — мебель в форме (см. рис. 142-й) и т. п.; несколько легких стульев, табуретов и meubles de fantaisie; в простенках простеночные столы (консоли — consoles) или изящные шкафики, этажерки и пр. с расставленными на них или в них (если дверцы стеклянные) безделушками; по углам и там и сям — маленькие столики; рояль или фортепьяно. Если гостиная большая, то посредине или большой стол, или жардиньерка, или ваза с растениями, или, наконец, круглый диван с корзиною или вазою цветов посредине (в малой гостиной большой стол заменяется несколькими малыми, разбросанными там и сям). Столовые часы, канделябры, вазы и т. п. на каминах, простеночных столах и пр., ковры на полу... Всего должно быть достаточно и даже много, но все это следует разместить так, чтобы не мешать движению и не загромождать комнаты. Занавесы и портьеры или из той же материи, как обивка мебели, или подходящие; обои гармонирующие (см. выше). Обивка мебели лучше всего шелковая, затем бархатная и, наконец, шерстяная (см. выше). Мебель столовой известна всем; наиболее подходящие стили — возрождения или русский. Размеры и форма стола должны соответствовать комнате (на каждое место не менее 14 вершков); стулья или без обивки или обитые колеею: тисненою, шагреном и т. п. Изящно, если стены и потолок обшиты деревом с резьбою; если нет, — то обои, не яркие, но и не темные, с однообразным серьезным узором. По стенам — различного рода фаянс, металлические блюда, картины с изображением ландшафтов, охотничьих сцен, фруктов, битой дичи и т. п. Портьеры и занавесы тяжелые. Часы — лучше всего тумбою (в шкафчике). В спальне допускается произволу больше, чем где-либо; мебель, конечно, должна быть мягкая удобная, но она может быть крытая вполне или с видимою деревянною отделкою; при том избранный стиль, до известной степени, можно разнообразить примесью другого, чего не допускается в парадных комнатах; диваны и канапе изгоняются из спален, но, вместо них, могут быть кушетки. Кровать можно избрать любую (см. рисунки); но кровати с колонками идут только для больших спален. Занавесы к кровати должны быть только для виду и ни в каком случае не мешать свободному доступу воздуха к спящему, а лучше их совсем не иметь. Если место позволяет, то кровать должна прикасаться к стене только изголовьем (как на рис. 136-м). Коммоды и шкафы, конечно красивые и негромоздкие, совершенно у места в спальне; столики рабочие, письменные, маленькое бюро и т. п. — по вкусу. Зеркало — на особом туалете или даже на коммоде, или зеркальный шкаф. Обои веселые, но спокойные, с нерезким — лучше неопределенным рисунком, по стенам эстампы, портреты, небольшие картины, этажерки с безделушками и т. п. Обивка мебели, занавесы и портьеры — шелковые, кретоновые или ситцевые. Умывальники и прочие принадлежности туалета лучше держать в другой комнате — рядом (cabinet de toilette). Убранство кабинета различно, смотря по вкусу и роду занятий обитателя его. Бюро или письменный стол должен быть поставлен так, чтобы свет падал слева и никак не прямо в глаза; мебель для сиденья мягкая, но с видимою деревянною обделкою; вполне крытая материею — только тогда, когда кабинет меблируется в восточном вкусе. Стены могут быть украшены картинами, оружием, редкостями и т. п. Обои — см. выше общие правила.
 
Кто желает меблировать ту или другую комнату в чисто русском вкусе, не должен пренебрегать русскими лавками вдоль стен; сделать их может всякий столяр или даже плотник, а убранные так, как их убирали в былые времена русские бояре (см. выше), они украсят комнату лучше, чем ряд банальных стульев. Сделав их достаточно широкими (от 12 до 16 вершков) и с мягким сиденьем и обив стену до известной высоты материею, подбитою волосом, морскою травою и т. п., их можно превратить в удобные диваны; в этом последнем виде они очень могут итти для кабинетов, а без мягкого сиденья — для зала или приемной. Подходящие русские столы и скамьи могут быть также найдены (см. рисунки).
 
Мебель требует тщательного ухода; ежедневно, после выметания комнаты, мягкие части должны быть вычищены травяною щеткою, а дерево вытерто тряпкою: полированное — сухою, а лакированное — сначала смоченною водою (негорячею), а потом сухою. Ковры и мягкую мебель — выколачивать раз в 1—2 недели или, по крайней мере, 1 раз в месяц гибкою камышевою палочкою (в продаже существуют очень удобные с узорчатыми загибами на том конце, которым колотят), не в самой комнате, а на воздухе.
 
Для выравнивания попорченных деревянных частей мебели может служить следующая замазка: 16 частей наскобленного воска растереть хорошенько с 16 частями (по весу) скипидара, прибавить немного мелко толченой натуральной смолы и подкрасить под цвет дерева порошком крокуса (кровавика), одного или с сажею. Чтобы придать новой дубовой мебели более темный цвет, — поставить ее в наглухо закрытое место (мебель не должна касаться стен) вместе с глубокою тарелкою нашатырного спирта, плотно запереть: через сутки мебель потемнеет достаточно.
 
 
Рис. 131-й. Гостиная (salon) в стиле возрождения (Генриха II), работы известного фабриканта и декоратора в Париже А. Липпмана (рисунок —специально для альбома).
Рис. 131-й. Гостиная (salon) в стиле возрождения (Генриха II), работы известного фабриканта и декоратора в Париже А. Липпмана (рисунок —специально для альбома).
 
 
Рис. 132-й. Буфет в стиле возрождения, проданный за 30000 франков (работы Фурдинуа в Париже). — Рис. 133-й. Подражание стилю Буль (работы Вервелля в Париже). — Рис. 134-й. Кресло с низкою спинкою в стиле Людовика XIV, крытое вышивною материею (tapisserie), работы Легриеля в Париже. — Рис. 135-й. Простое кресло в стиле Людовика XIV. — Рис. 138-й. Широкое кресло, называемое французами «Bout de pied», в стиле Людовика XV, работы Тернисьена в Париже.
Рис. 132-й. Буфет в стиле возрождения, проданный за 30000 франков (работы Фурдинуа в Париже). — Рис. 133-й. Подражание стилю Буль (работы Вервелля в Париже). — Рис. 134-й. Кресло с низкою спинкою в стиле Людовика XIV, крытое вышивною материею (tapisserie), работы Легриеля в Париже. — Рис. 135-й. Простое кресло в стиле Людовика XIV. — Рис. 138-й. Широкое кресло, называемое французами «Bout de pied», в стиле Людовика XV, работы Тернисьена в Париже.
 
 
Рис. 136-й. Спальня в стиле помпадур (Людовика XV); но одно из кресел (с спинкою в форме овального медальона) принадлежит к стилю Людовика XVI. Работы А. Липпмана в Париже (рисована — специально для альбома).
Рис. 136-й. Спальня в стиле помпадур (Людовика XV); но одно из кресел (с спинкою в форме овального медальона) принадлежит к стилю Людовика XVI. Работы А. Липпмана в Париже (рисована — специально для альбома).
 
 
Рис. 137-й. Овальный диван для середины комнаты в стиле Людовика XV, из золоченого дерева, крытый штофом, работы С.-Петербургского фабриканта Н. Ф. Свирского. — Рис. 139-й. Библиотека в стиле Людовика XVI (работы Тогана в Париже). — Рис. 140-й. Кресло в стиле Людовика XVI, крытое брокателем. — Рис. 141-й. Изящный шкаф в арабском стиле, из черного дерева с разноцветною деревянною мозаикою, по рисунку архитектора Н. Набокова, работы Н. Ф. Свирского. — Рис. 142-й. «Эс» в стиле империи, из красного дерева с золоченою резьбою, крытое брокаром — золотые рисунки на красном фоне. Работы Н. Ф. Свирского. К стилю империи мебель эта относится не столько по форме, сколько по материалу: красное дерево с золоченою резьбою, орлы на обивке.
Рис. 137-й. Овальный диван для середины комнаты в стиле Людовика XV, из золоченого дерева, крытый штофом, работы С.-Петербургского фабриканта Н. Ф. Свирского. — Рис. 139-й. Библиотека в стиле Людовика XVI (работы Тогана в Париже). — Рис. 140-й. Кресло в стиле Людовика XVI, крытое брокателем. — Рис. 141-й. Изящный шкаф в арабском стиле, из черного дерева с разноцветною деревянною мозаикою, по рисунку архитектора Н. Набокова, работы Н. Ф. Свирского. — Рис. 142-й. «Эс» в стиле империи, из красного дерева с золоченою резьбою, крытое брокаром — золотые рисунки на красном фоне. Работы Н. Ф. Свирского. К стилю империи мебель эта относится не столько по форме, сколько по материалу: красное дерево с золоченою резьбою, орлы на обивке.
 
 
Рис. 143-й. Стиль Людовика XVI, работы Фурдинуа в Париже. — Рис. 144-й. Кушетка (chaise longue) для будуара или спальни, работы Фурдинуа в Париже. — Рис. 145-й и 147-й — пуфы (pouts); рис. 146-й, 148-й, 149-й и 150-й — фортепьянные табуреты.
Рис. 143-й. Стиль Людовика XVI, работы Фурдинуа в Париже. — Рис. 144-й. Кушетка (chaise longue) для будуара или спальни, работы Фурдинуа в Париже. — Рис. 145-й и 147-й — пуфы (pouts); рис. 146-й, 148-й, 149-й и 150-й — фортепьянные табуреты.
 
 
Рис. 151-й, 152-й, 153-й и 154-й. Мягкая мебель с валиками: кушетка (chaise longue), стул (chauffeuse), полукруглый диван (ottomane) и кресло. — Рис. 155-й. Угловой диван.
Рис. 151-й, 152-й, 153-й и 154-й. Мягкая мебель с валиками: кушетка (chaise longue), стул (chauffeuse), полукруглый диван (ottomane) и кресло. — Рис. 155-й. Угловой диван.
 
 
Рис. 156-й. Столовая мебель, называемая французами «servante», и употребляемая для постановки, на время обеда, тарелок, бутылок и пр.; соответствует русскому поставцу. Красного дерева с бронзовыми украшениями. — Рис. 157-й. Мягкое кресло. — Рис. 158-й. Диван с подушками. — Рис. 159-й и 160-й — английские фасоны мягких кресел.
Рис. 156-й. Столовая мебель, называемая французами «servante», и употребляемая для постановки, на время обеда, тарелок, бутылок и пр.; соответствует русскому поставцу. Красного дерева с бронзовыми украшениями. — Рис. 157-й. Мягкое кресло. — Рис. 158-й. Диван с подушками. — Рис. 159-й и 160-й — английские фасоны мягких кресел.
 
 
Рис. 161-й, 162-й, 163-й, 164-й, 165-й, 166-й — гнутая буковая мебель (без клею — на винтах, легко разъемная), работы братьев Тонет в Вене.
Рис. 161-й, 162-й, 163-й, 164-й, 165-й, 166-й — гнутая буковая мебель (без клею — на винтах, легко разъемная), работы братьев Тонет в Вене.
 
 
Рис. 1-й. Флорентийская мозаика. — Рис. 2-й. Брошка, флорентийская мозаика (натуральная величина). — Рис. 3-й. Русская мозаика: часть картины Веклера в натуральную величину. — Рис. 4-й. Русская мозаика: с картины профессора Пименова, работы Кудрина (Мозаичная мастерская Императорской Академии Художеств). — Рис. 5-й. Древне-римская мозаика.
Рис. 1-й. Флорентийская мозаика. — Рис. 2-й. Брошка, флорентийская мозаика (натуральная величина). — Рис. 3-й. Русская мозаика: часть картины Веклера в натуральную величину. — Рис. 4-й. Русская мозаика: с картины профессора Пименова, работы Кудрина (Мозаичная мастерская Императорской Академии Художеств). — Рис. 5-й. Древне-римская мозаика.
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 51,0 МБ).
 

19 октября 2017, 17:33 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий