|
Смирнов А. Н. Стенные таблицы для преподавания начального рисования. — С.-Петербург, 1892Стенные таблицы для преподавания начального рисования / Составил ученый рисовальщик А. Н. Смирнов, преподаватель рисования в Начальной рисовальной школе барона Штиглица, Реальном училище Св. Анны и Ремесленном училище Императорского русского технического общества. — С.-Петербург : Типография Э. Арнгольда, 1892. — 28 с., ил.Стѣнныя таблицы для преподаванія начальнаго рисованія / Составилъ ученый рисовальщик А. Н. Смирнов, преподаватель рисованія въ Начальной рисовальной школѣ барона Штиглица, Реальномъ училищѣ Св. Анны и Ремесленномъ училищѣ Императорскаго русскаго техническаго общества. — С.-Петербургъ : Типографія Э. Арнгольда, 1892. — 28 с., ил.ПРЕДИСЛОВИЕ.
В настоящее время преподавание начального рисования вступило в новый фазис своего развития. Система копирования исключительно с эстампов, жюльеновских головок и каламовских пейзажей, так долго практиковавшаяся в наших учебных заведениях, почти всюду оставлена вследствие того, что приучала к рабскому подражанию, навязывала манеру, часто чуждую характеру учащегося, и тем уничтожала личные особенности, которые играют такую важную роль в искусстве.
Переход от этой системы преподавания к рисованию с проволочных моделей и геометрических тел был встречен многими очень сочувственно. От новой системы ожидались блестящие результаты, но мысль, весьма симпатичная сама по себе, оказалась не применимою в деле начального преподавания. Сухие, отвлеченные формы геометрических моделей не могли интересовать учащихся; прибавляя еще к этому щепетильную точность и сознательность, которые требуются в рисовании перспективных контуров, то станет ясно, что эта система не соответствует возрасту и умственному развитию детей, а потому не может дать ожидаемых результатов, несмотря на свои хорошие стороны.
Существенный недостаток этой системы заключался в том, что для достижения успешных результатов она требовала от учащихся уже развитый глазомер, солидную технику, наблюдательность и некоторый вкус, как раз те качества, которые должно развивать, а не требовать начальное рисование.
Эти причины заставили отнести рисование с моделей к разряду более поздних упражнений и искать другой метод, при котором бы учащиеся приобретали глазомер и наблюдательность, технику и вкус в систематической последовательности, сообразно своему умственному развитию и возрасту, и вместе с тем, в виду преобладающего массового обучения, давал бы возможность успешно преподавать рисование не отдельным лицам, а целому классу вместе.
Таким методом в настоящее время признается рисование со стенных таблиц.
Стенные таблицы, как и большая часть нововведений, были встречены многими не совсем сочувственно, но с течением времени приобретают все большее число сторонников.
Отсутствие пособий, доступных по цене нашим школам, средства которых крайне недостаточны для приобретения дорогих изданий, было одною из причин, тормозивших распространение этого метода, и доставляло много затруднений гг. преподавателям, заставляя их жертвовать непроизводительно время и труд на составление и рисование стенных таблиц для своих уроков.
Эти причины побудили меня издать возможно дешевле составленные мною таблицы, которые и предлагаю благосклонному вниманию гг. преподавателей рисования.
А. Е. Смирнов.
План руководства и содержание таблиц.
Руководство состоит из двадцати систематически подобранных стенных таблиц для вывешивания в классе и объяснительного текста для преподавателя.
Содержание таблиц следующее:
Таблицы 1 и 2. Квадраты с узорами из отвесных и горизонтальных линий. Деление линии на четное число частей.
Таблицы 3 и 4. Квадраты с узорами из наклонных линий. Деление линии на нечетное число частей.
Таблицы 5 и 6. Правильные кривые линии. Окружность и ее части.
Таблицы 7 и 8. Неправильные кривые линии. Выгнутые или вогнутые.
Таблицы 9 и 10. Розетки, легкий орнамент из кривых линий, переходящих из выгнутых в вогнутые или наоборот.
Таблицы 11 и 12. Эллипсы.
Таблицы 13 и 14. Стилизированные листья.
Таблицы 15 и 16. Пальметки.
Таблицы 17 и 18. Стильный орнамент.
Таблицы 19 и 20. Волюта и ее применение.
Желая сохранить отчетливость контуров и в тоже время избежать неприятную резкость, которою отличаются стенные таблицы, отпечатанные черным по белому, рисунки отпечатаны на цветной бумаге красноватым тоном.
Кроме объяснительных чертежей, в конце текста помещено около 60 мотивов для дополнения или расширения курса, если в том встретится надобность.
Основы системы.
Задача преподавания начального рисования состоит не в том, чтобы научить выражать известную идею посредством рисунка, а только в изучении тех элементов, посредством которых выражается идея, следовательно, начальное рисование не может и не должно считаться искусством вообще, требующим от учащихся исключительных способностей в особенности, а только азбукой, учащей правильно видеть, понимать и изображать виденное посредством рисунка.
Эта азбука состоит в развитии глазомера, техники, наблюдательности и вкуса, именно тех качеств, которые необходимы для дальнейшего изучения рисования, и должна преподаваться в такой форме, чтобы была доступна всем и каждому, не предусматривая наперед, кто и как будет применять ее в своей последующей деятельности. Для достижения этой цели было предложено много методов, систем и способов, между которыми находится и рисование со стенных таблиц. Мотивами для стенных таблиц служит так называемый плоский орнамент, без рельефа и оттенения, а только в одних контурах, при чем отдельные части таблиц для большей ясности делятся одна от другой тоном в виде силуэта для того, чтобы иметь возможность не отвлекать учащихся от намеченной цели и не вдаваться в изучение рельефа, т. е. тушевки, что относится к более поздним упражнениям.
Рисование начинается с прямолинейного геометрического орнамента, потому что прямая линия служит лучшим средством для развития техники и применяется вследствие этого, как первоначальное упражнение, почти во всех системах; ее преимущество перед кривыми линиями заключается в том, что понятие о ее форме всем доступно, как не требующее доказательств, и вместе с тем ошибки, сделанные в прямой линии, легко замечаются даже неразвитым глазом, а, следовательно, могут быть сознательно исправлены самими учащимися.
Но рисовать прямые линии только ради упражнения, как это практиковалось, хотя бы и в различных направлениях, может легко наскучить; чтобы избежать это неудобство и насколько возможно заинтересовать рисованием с первых шагов, прямая линия дается скомбинированная в виде красивого, по возможности, рисунка. Замаскировываясь таким образом, прямая линия не утрачивает своего значения, как упражнение, и только в глазах учащихся кажется средством достигнуть известный результат.
Из различных геометрических фигур, которые можно составить из прямых линий, для первых упражнений должна быть выбрана такая, правильность которой зависела бы не только от правильности линий, но и от их направления. Таким требованиям отвечает квадрат, составленный из отвесных и горизонтальных линий.
Сравнивая, при рисовании такого квадрата, длину его сторон, их направление, величину углов и деля стороны на различные части, учащиеся приобретают глазомер. Расчленяя узор, сложный на первый взгляд, на составные элементы, учащиеся приучаются наблюдать и видеть не только узор, но и его конструкцию.
Имея перед собою, как образцы, красивые узоры, вырабатывается с первых шагов вкус к правильным формам.
Переходя затем к рисованию криволинейного орнамента, первыми образцами которого служат узоры, составленные из окружности, постепенно изучают разницу между правильными и неправильными кривыми линиями и способом их рисования. Познакомив таким образом учащихся с элементарными приемами рисования, курс заканчивается образцами стильного орнамента, которые дают повод упомянуть об историческом развитии украшений и о той роли, какую они играют в искусстве.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 61,0 МБ).
4 августа 2017, 18:36
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий