наверх
 
Удмуртская Республика


Снегирев И. М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. — Москва, 1842—1845

Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы  Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 
 

Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы : С тремя планами Москвы, двадцатью тремя картинами, по рисункам Академика Солнцева, отпечатанными красками, и осьмнадцатью гравированными и литографированными рисунками / Сочинение Императорского общества истории и древностей российских действ. члена Ивана Снегирева. — Издание Августа Семена, посвященное Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю І-му. — Москва : В Типографии Августа Семена, 1842—1845. — 523 с. разд. паг., 44 л. ил. : ил.

 

Памятники Московской древности, съ присовокупленіемъ очерка монументальной исторіи Москвы и древнихъ видовъ и планов древней столицы : Съ тремя планами Москвы, двадцатью тремя картинами, по рисункамъ Академика Солнцева, отпечатанными красками, и осьмнадцатью гравированными и литографированными рисунками / Сочиненіе Императорскаго общества исторіи и древностей россійскихъ дѣйств. члена Ивана Снегирева. — Изданіе Августа Семена, посвященное Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю І-му. — Москва : Въ Типографіи Августа Семена, 1842—1845. — 523 с. разд. паг., 44 л. ил. : ил.

 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 
Памятники Московской Древности, запечатленные историческими воспоминаниями и пережившие столько веков и столько испытаний, представляют нам остатки и вместе признаки древнего быта и бытия Москвы, проявления в ней городской и государственной, внутренней и внешней жизни народа и, так сказать, родословие города, который сделался сердцем и душою Государства. По связи своей с религиею, нравами, обычаями, правлением, образованностию, они составляют священное достояние государства, отличительное украшение древней его столицы и важный предмет истории отечественных художеств, тесно соединенной с историею народного образования; ибо прошедшее, по всеобщему закону перерождения, хотя изменится, но продолжается непрерывно в настоящем. История Москвы открывает нам, сколько существовало и сколько истреблено было таких памятников и вместе с тем письменных свидетельств, без коих и памятники, пощаженные временем, остаются безгласными и незначительными; даже самое восстановление и поновление иногда сглаживали с них черты их характера и стиля, наводя на них новый колорит, им не соответственный.
 
Но отечественные древности нашли себе защитника и чтителя в Самодержце Российском, который вступление свое на Престол ознаменовал в указе, 1826 года, уважением к священным памятникам древности и старины Русской, повелев их сохранять. (1) Руководствуясь сим высоким примером Царя, Г. Министр внутренних дел первый предложил составить описание древних памятников в Московской Губернии. Для приведения в исполнение сего предприятия, он отнесся к Московскому Генерал-Губернатору Князю Д. В. Голицыну. Сей великодушный и просвещенный покровитель наук и художеств, обратился к Императорскому Обществу Истории и Древностей Российских о содействии к составлению описания Московских памятников, важных или по древности, или по особо замечательным происшествиям, как то: о монастырях, церквах, домах, развалинах и т. п. Общество сие, под председательством Его Сиятельства Графа С. Г. Строганова, приняв живейшее участие в этом деле, столь близком к цели его занятий, поручило своему Д. Члену Снегиреву составить план описания означенных древностей, который не только вполне одобрил Его Сиятельство Князь Д. В. Голицын , но и пожертвовал значительную сумму на издание; (2) оно было поручено им Гг. Ширяеву и Семену.
____________
(1) Журнал Министерства внутренних дел 1831 г. книжка IV, стр. 114.
(2) Русский исторический сборник, изд. Обществом Истории и Др. Росс. т. III, протоколы 1838, Апр. 15 и Окт. 4.
 
Таковы были побуждения к изданию в свет сей книги, посвященной древностям Кремля, Китая, Белого и Земляного городов Москвы!
 
По отношению церковных и гражданских памятников Московской древности и старины к эпохам Истории самой столицы и художеств, признано за необходимое начать описание первых предварительным очерком монументальной истории города. В этом введении представлен беглый обзор внешнего и внутреннего состояния Москвы в каждую эпоху, изложены сведения о художествах, отечественных и иностранных художниках и памятниках, не столько по первенству самих искусств, сколько по их значению, появлению, употреблению и обработыванию; ибо характером художеств определяется характер эпохи и историческое их начало, развитие, или упадок от влияния внешних и внутренних причин. Сообразно с целию и предметом сего сочинения, пределом древности Москвы поставлено начало преобразования России и основание новой столицы, а пределом старины царствование Елисаветы. Как нередко одни и те же предметы встречаются в разных периодах: то и повторение оных оказалось неизбежным.
 
К этому введению в отечественную Археографию присоединено собрание видов и планов Москвы с XV по XVIII век, в коих для топографии искусства открывается объем и положение города в разные эпохи.
 
При разнородности частей, входящих в состав описания древних памятников, они требуют разностороннего рассмотрения; посему сочинитель отдавал себя на поверку в предметах религии и искусства мужам просвещенным и опытнейшим. В особенности он обязан глубокою признательностию за благодушное внимание Его Высокопреосвященству, Почетному Члену Императорского Общества Истории и Древностей Росс., Московскому Митрополиту Филарету, который удостоил рассмотрения и замечания несколько статей из сего труда.
 
По архитектурной части он пользовался благодарностию с совета П. С. Максютина, почтенного знатока Московской старины и заветных ее преданий.
 
В рассмотрении памятников живописи он руководствовался наблюдениями Академика Солнцева, который, по поручению Общества Истории и Др. Росс., снял вернейшие рисунки с важнейших и достопримечательных художественных древностей Москвы, кои гравированы, по большей части, в Париже лучшими художниками и будут приложены к тетрадям по мере их выхода в свет.
 
Хотя великий труд Карамзина до XVII века навсегда останется необходимым для Русской Археологии и Истории; но после него много уже сделано любопытных и важных открытий в этой области, озаряемой критикою. Одно издание актов Археографической Экспедиции, под руководством Г. Министра народного просвещения, разливает новый свет на отечественную древность. Для дальнейших исследований и обозрения Московских древностей благопопечительное Начальство открыло Снегиреву свободный доступ в Архивы, казенные библиотеки, монастырские и церковные ризницы, где только можно предполагать существование доселе еще неизвестных и необнародованных материалов XVI, XVII и XVIII веков, найти поверку прежним, известным, сличить описания с самыми предметами. Сколько позволяли ему время, силы и способы, он пользовался Архивами: Московским иностранных дел, Придворным, Оружейной палаты, Разрядным и Государственным старых дел, где пересмотрел не одну тысячу бумажных кип и столбцев, и где не редко из чтения сотен пыльных и ветхих листов приходилось извлечь одну строку, важную и нужную для предмета исследований. Если продолжится отыскивание и разработка материалов: то, без сомнения, откроются еще новые пояснения нашей Древности. Работая в государственном Архиве, в одно время с известным и опытным Археографом и сочленом П. М. Строевым, сочинитель с признательностью пользовался его указаниями.
 
Почерпая из отечественных источников, несправедливо было бы пренебрегать чужестранные, особливо отличающиеся вероятностию; ими дополняются первые. При изображении прежнего быта в Московском мире, можно ли обойтись без Герберштейна, Адама Климента, Контарини, Рафаила Барберини, Принца Буххавского, Олеария, Майерберга, Лизека, Таннера и пр.?
 
Кроме сих средств, археограф прибегал к пособию частных библиотек, где иногда удавалось ему находить неожиданные и драгоценные материалы. С благородным радушием открывали ему свои книгохранилища: Граф С. Г. Строганов, А. Д. Чертков, Князь М. А. Оболенский, П. А. Муханов, И. Н. Данилович, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Ф. Л. Морошкин, П. М. Строев, П. В. Киреевский, А. И. Лобков, И. Н. Царский и Рогожского кладбища общество.
 
Как материалы нашей древности и старины, состоящие в письменных и неписьменных памятниках, рассеяны и таятся в разных местах , не всякому доступных и известных, и открываются счастливым случаем: то сообщением и указанием оных, так равно полезными замечаниями, автор обязан почтенным любителям и знатокам оных. (3) Такое содействие и участие показали ему сколько уважение к благонамеренному его труду, столько и к самому предмету, удостоверив, что Русское сердце всегда откликнется на знакомый ему призыв, и что любовь к древности отечества неразлучна с любовию к нему.
____________
(3) Протоиереям П. М. Терновскому и Ф. А. Голубинскому, Заслуженному Профессору И. И Давыдову, А. Ф. Вельтману, П. И. Иванову, Н. С. Лебедеву, М. С. Гастеву, М. Я. Диеву, П. В. Шереметевскому, И. Н. Лобойке , К. И. Аверину и Т. Ф. Большакову.
 
Оканчивая сим искренним отчетом о побуждениях и средствах к изданию сего опыта описания древностей в Московском мире, сочинитель не может умолчать о том незабвенном и для него лестном участии и поощрении, какое оказали ему Их Сиятельства Граф С. Г. Строганов и Князь Д. В. Голицын неоднократным приглашением его в свои кабинеты для чтения его исследований.
 
Нужно ли здесь говорить о цели сего издания, понятной для всякого благомыслящего и образованного соотечественника, открытой в самом содержании? Если сим опытом положено начало к дальнейшим исследованиям, если он обратит просвещенное внимание на самые предметы, столь драгоценные для сердца Русского и соединяющие в себе древность и святыню: то сочинитель осмеливается почитать труд свой, сколько бы он ни был далек от совершенства, не лишним.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
ОЧЕРК МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ИСТОРИИ МОСКВЫ.
 
ГЛАВА І.
Значение Москвы. Московия. Памятники ее священные или церковные; государственной и народной жизни. Московские урочища старые и новые. Эпохи монументальной истории столицы. Начало и средоточие, ее разделение. Трети и сады. Кремль. Стены его деревянные и каменные. Опустошительные нашествия Батыя и Олгерда. Строение города. Внутренние и внешние причины распространения оного. Художества: Зодчество церковное и гражданское, памятники оного. Живопись и ваяние. Черневая и обронная работа. Художники того века. Монета. Литейное искусство. Состояние Москвы в конце XIV века и характер этого периода... І
 
ГЛАВА ІІ.
Возобновление Москвы после нашествия Тохтамыша. Нашествия Тамерлана и Едигея. Основание Стретенского монастыря. Состояние Москвы в половине XV века. Подворьи в Кремле. Площади. Пожары. Трети. Улицы. Слободы. Села подмосковные. Решетки. Причины распространения художеств в Москве. Художники иностранные. Зодчество и его памятники церковные и гражданские. Тайники, трубы и каменная мельница. Рудокопство. Литейное искусство. Монета. Первые боевые часы. Иконописное искусство и его стили: Корсунский и Фряжский. Иконописцы. Миниатюрная живопись. Вышивание шелками. Участь ваяния. Резьба на камнях и пр. Характер века... XIII
 
ГЛАВА III.
Состояние Москвы и название ее частей в начале XVI века. Основание Китая-города и его ворот; объем и названия его. Достопримечательные в нем места и улицы. Построение Белого-города. Чужестранные дворы и иногородные подворьи в Москве. Александрова слобода. Земщина и Опричина. Слободы Белого города. Улицы Белого города. Посад с его слободами и селами. Замоскворечье. Скородом. Объем и население Москвы. Описания ее иностранцами. Образ строения жилищ. Пожары. Возобновление после их. Учреждение Каменного приказа. Художники и ремесленники отечественные и иностранные. Строение обетных храмов, возобновление и сооружение церквей; монастыри. Образ строения храмов. Памятники гражданской архитектуры. Состояние и господствующий стиль иконописи. Подлинники. Строгоновская Школа. Иконописцы. Типография. Влияние Патриаршества на художества. При дворе Царском художества находят себе покровительства. Литейное искусство и его памятники. Участь ваяния. Филогранная работа. Характер периода... XXIV
 
ГЛАВА IV.
Состояние, объем и состав четырех городов и загородья Москвы. Число домов и церквей. О зодчестве церковном и гражданском. О зодчих. Памятники того и другого в XVII веке. Изящное садоводство и покровители его. Иконопись и живопись: Русские и чужестранные в Москве иконописцы и живописцы, Патриаршие и Государевы. Строгоновская школа иконописи. Портреты. Гравирование и граверы. Ваяние. Рудокопство и литейное искусство; литейщики и памятники оного. Монетное дело. Часы и часовщики. Характер XVII века в отношении к образованности России... XLII
 
ГЛАВА V.
Следствие переселения двора из Москвы в С. Петербург. Внешнее состояние ее в начале XVIII века. Число жителей, церквей, домов. Оставшиеся тогда древние здания церковные и гражданские. Преобразования в строении домов и расположении улиц. Зодчество того века. Упразднение домовых церквей; монастыри: Новинский и Феодоровский. Зодчие начала XVIII века. Памятники времен Петра I. Следствия пожаров. Церковная и гражданская живопись. Живописцы. План Академии ремесл в 1730 году. Состояние гравирования и ваяния. Резьба на дереве и кости. Горное дело. Литейное искусство, памятники его. Часовое мастерство. Монетное дело. Троицкий пожар. План Москвы Мичурина. Заключение... LXXIV
 
ГЛАВА VI.
Состояние Москвы в начале царствования Елисаветы Петровны. Меры к устроению и украшению столицы. Пожары, наводнение и мор. Каменный приказ. Зодчие. Стиль зодчества. Возобновление древних зданий и уничтожение некоторых из оных. Проект огромнейшего дворца в Кремле, где построены были новые здания. Готический стиль. Новые памятники на месте древних. Изменение наружности города. Живопись и иконопись; живописцы. Гравирование и граверы. Резьба на дереве и ее произведения. Лепная работа. Литейное искусство, обронная работа и монетное дело; их памятники. Общество Истории и Древностей; коллекции древностей в Москве. Заключение... LXXXVIII
 
ГЛАВА VII.
Состояние Москвы до 1812 года. Вступление в нее Наполеоновых войск. Пожар и грабеж в городе. Выход неприятелей, взорвание Кремлевских зданий и новый пожар. Устроение духовной части и воcстановление Святыни. Открытие. Кремля Истребленные, сожженные и ограбленные Церкви и Монастыри; поновление оных. Упразднение Церквей в Москве. Уничтожение Гостунского Собора в Кремле. Утраты в 1812 году. Собрания отечественных древностей. Любители и знатоки оных. Воссоздание древнего стиля церквей Архитектором Тоном. Историческое направление; распространение идеи о народности. Наукообразное исследование древностей. Материалы. Собрание отечественных древностей в Москве. Любители и знатоки. Заключение... XCIX
 
Пояснительные примечания... СVII
 
УСПЕНСКИЙ СОБОР.. 1
Приделы Собора.. 6
Св. Иконы.. 11
Шатер над ризою Господней.. 21
Раки и гробницы Святителей.. 23
Патриаршее место.. 26
Царские места.. 27
Паникадила.. 31
Соборная ризница.. 31
Соборная Библиотека.. 42
Торжественные священные обряды и достопамятные события в Успенском соборе.. 49
 
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР.. 62
Св. Мощи... 65
Гробницы Российских Государей.. 68
Изображения Великих и Удельных Князей и Царей.. 75
Достопамятности ризницы.. 78
Преимущества и достопамятные события.. 79
 
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР.. 83
Св. Иконы.. 87
Ризница Благовещенского Собора.. 90
Достопамятные события и преимущества сего Собора.. 93
 
ДРЕВНИЕ ЧЕРТЕЖИ МОСКВЫ.. 97
 
ИВАН ВЕЛИКИЙ.. 109
 
СПАС на БОРУ.. 121
 
ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ.. 131
Церкви.. 134
Колокольня.. 140
Кладбище монастырское. 141
Ризница.. 142
Библиотека.. 145
Достопамятные события Чудова Монастыря.. 148
 
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕДТЕЧИ (Уара Мученика).. 153
 
ЦЕРКОВЬ РИЗ ПОЛОЖЕНИЯ, или ПЕЧЕРСКАЯ.. 159
 
СИНОДАЛЬНЫЙ, ПРЕЖНИЙ ПАТРИАРШИЙ ДОМ.. 165
Церковь двунадесяти Апостолов.. 166
Крестовая, или мироварная и членская палаты.. 167
Патриаршие Келлии.. 169
Патриаршая ризница.. 171
Патриаршая Библиотека.. 177
О Патриаршестве Московском.. 195
 
ВОЗНЕСЕНСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ.. 200
Соборная Вознесенская церковь.. 208
Ризница.. 210
Достопамятные события.. 214
 
ЦЕРКОВЬ СВ. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ.. 217
 
БЛАГОВЕЩЕНИЕ на ЖИТНОМ ДВОРЕ.. 219
 
ПРИДВОРНЫЕ КРЕМЛЕВСКИЕ ЦЕРКВИ.. 221
Церковь Рожественская.. —
Верхоспасский собор.. 226
Словущаго Воскресения, или обновления храма Воскресения Христова.. 228
Распятская Церковь.. 229
Церковь Св. Екатерины Мученицы.. 230
Сретенский Собор на Сенях.. 231
Спас на Сенях у Царевен.. 231
Успения Богоматери.. 231
Св. Апостол Петра и Павла.. 231
Св. Евдокии Мученицы.. 232
 
ГОСУДАРЕВ ДВОРЕЦ.. 233
Красное Крыльце.. 239
Святые Сени.. 242
Грановитая Палата.. 242
Золотая Палата.. 249
 
ЦАРСКИЕ ТЕРЕМА.. 255
 
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА.. 262
Священные утвари Царского Сана, или Царский чин.. 265
Царские одежды.. 272
Государственные оружия, знамя и печать.. 273
Кабинетные вещи и домашние утвари Государей Российских.. 274
Портреты и медали.. 277
Оружия.. 279
Трофеи.. 286
Царские и Патриаршие экипажи.. 287
Баженова модель Кремлевского дворца.. 290
Архив при Мастерской Оружейной Палате.. 292
Набатный колокол.. 301
 
ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ.. 305
 
АРСЕНАЛ.. 313
 
КРЕМЛЕВСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ.. 317
 
СПАССКИЕ ВОРОТА.. 328
 
КРЕМЛЕВСКИЕ НИКОЛЬСКИЕ ВОРОТА.. 336
 
ТРОИЦКИЕ ВОРОТА.. 341
 
ПОКРОВСКО-ТРОИЦКИЙ СОБОР.. 342
 
ЛОБНОЕ МЕСТО.  351
 
 
РЕЕСТР РИСУНКОВ
1. Древний Чертеж Москвы, из Герберштейна.. IV
2. План Москвы, состав. в Царств. Михаила Феодоровича.. XXV
3. План Москвы И. Готофреда, половины XVII века.. XLV
4. План, разрез и фасад Успенского Собора.. 1
5. Иконостас Москов. Успенского Собора. 11
6. Образ Владимирския Богородицы... 13
7. Барельеф под именем Св. Великомуч. Георгия.. 17
8. Корсунские кресты.. 18
9. Сень над престолом в Успенском Соборе.. —
10. Шатер в Успенском Соборе.. 21
11. Образ Риз положения при Царе Михаиле Феодоровиче.. 22
12. Патриаршее место.. 26
13. Древнее Царское место.. 27
14. Южные Врата в Успенском Соборе.. 30
15. Оклад Евангелия Натальи Кириловны.. 32
16. Сосуды Антония Римлянина.. 35
17. Сосуд, из коего помазываются Цари.. 37
18. Дарохранительница или Сион В. К. Иоанна III.. 37
19. Дарохранительница Петра І-го.. 38
20. План, разрез и фасад Архангельского Собора.. 61
21. Царские венцы и тафья Дмитрия Царевича.. 66
22. Портрет Царя Феодора Алексеевича.. 74
23. Портрет Царя Феодора Иоанновича. 76
24. Оклад Евангелия XII-го века.. 78
25. Снимок Псалтыря, писанного при Годунове.. 78
26. Крест Царя Иоанна Васильевича.. 79
27. Кадило Царя Феодора Алексеевича.. 79
28. План, фасад и разрез Благовещенского Собора.. 83
29. Крест Царя Феодора Алексеевича.. 93
30. План и фасад колокольни Ивана Великого.. 109
31. План и фасад Церкви Спаса на бору.. 121
32. Кожаный параманд.. 128
33. План и фасад Чудова Монастыря.. 131
34. Дискос, Потир, Лжица и Копьецо Царя Феод. Алексеевича.. 143
35. План и фасад Церкви Рождества Предтечи.. 153
36. План и фасад Синод. прежнего Патриаршего Дома.. 165
37. Изображение В. К. Василия Дмитр. и В. К. Софьи Витовтовны, на саккосе Фотия Митроп.. 173
38. План и фасад Грановитой Палаты.. 249
39. План и фасад Теремного Дворца в Кремле. 255
40. Корона В. К. Владимира Мономаха.. 265
41. Корона Екатерины І-й, Государственный Щит и Знамя.. 266
42. Серебряный Трон Царей Иоанна V и Петра I-го.. 271
43. Спасские вороты.. 328
44. Вид Церкви Василия Блаженного (Покровско-Троицкого Собора).. 349
 

 

Примеры страниц

Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 
Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 
Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 
Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы  Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 
Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы  Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 
Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы  Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 
Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы  Иван Снегирев. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 69,8 МБ)
 
 
 

28 июля 2018, 18:04 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут