наверх
 

Снегирев В. Л. Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов. — Москва, 1950

Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов / В. Л. Снегирев. — [Москва] : Московский рабочий, 1950  Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов / В. Л. Снегирев. — [Москва] : Московский рабочий, 1950
 
 
 

Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов / В. Л. Снегирев. — [Москва] : Московский рабочий, 1950. — 248 с., 1 л. портр. : ил.

 
 
 

ОТ АВТОРА

 
150 лет назад на берегах Невы умер Василий Иванович Баженов, знаменитый зодчий, жизнь и деятельность которого неразрывно связаны с древней Москвой и ее художественными традициями. В истории русского искусства Баженов занимает совершенно исключительное место: выдающийся теоретик, блестящий практик, смело разрешавший самые трудные задачи в области строительной техники, он был вместе с тем создателем нового, национального стиля, идея которого вдохновляла его всю жизнь. Многолетняя деятельность Баженова, несомненно очень много строившего, направила русскую архитектуру послепетровского времени в русло вполне самостоятельного развития. И вместе с тем биография Баженова представляет большой интерес не только с точки зрения искусствоведческой, но и вообще исторической, потому что его бурная творческая жизнь отразила в себе почти все стороны культурного, политического и социального уклада его времени.
 
В биографии Баженова привлекает к себе внимание противоречие между гениальностью его дарований и трагическими неудачами, помешавшими художнику осуществить его великие замыслы. Несмотря на признание со стороны современников, идейный энтузиазм и самоотверженное забвение своих личных интересов, Баженов при жизни «потерпел крушение», а после смерти на долгое время был настолько забыт, что создалось даже не соответствующее истине впечатление о бесплодности его художественного творчества. В течение всего XIX века, оставляя в стороне биографический очерк Е. Болховитинова, младшего современника Баженова, о нем не было написано ни одной, хотя бы небольшой работы. Столетие со дня смерти Баженова (1899 г.) было скромно отмечено только в узком кругу московских архитекторов, так что, строго говоря, почти вовсе не было отмечено. О Баженове в литературе стали вспоминать лишь с начала текущего столетия, после появления первой по времени исследовательской работы о Баженове — историко-художественного очерка И. Э. Грабаря, посвященного петербургскому периоду деятельности великого мастера.
 
Специальное изучение жизни и творчества Баженова началось в советское время и приняло особенно широкие размеры со времени 200-летнего юбилея гениального зодчего (1937 г.). С тех пор, в результате тщательного, систематического ознакомления ряда исследователей с архивными собраниями и накопления большого материала документального и графического характера, опубликованного в многочисленных статьях, сообщениях и докладах, мы обогатились ценнейшими сведениями о Баженове, по-новому, более верно и четко рисующими его образ художника и обстоятельства его личной жизни. И в то же время стало ясно, насколько Баженов, как художник и общественный деятель, созвучен нашей сталинской эпохе, открывшей перед советской архитектурой такие грандиозные перспективы. Но эту созвучность не следует понимать только в смысле воспоминания о творчестве одного из наиболее видных представителей русской культуры XVIII века. Советские зодчие — подлинные потомки Баженова — подняли циркуль и карандаш, выпавшие из рук строителя Кремлевского дворца, и, возрождая лучшие традиции старорусских зодчих, создают в наши дни архитектуру, отражающую величие и мощь первого в мире социалистического государства.
 
Новые данные о Баженове и сопоставление их с материалами, опубликованными в XIX и в начале XX столетия, дают возможность написать теперь более подробную биографию Баженова. Предлагаемый автором очерк не претендует на исчерпывающую полноту и не ставит своей целью дать стилистический анализ всех баженовских проектов и сооружений. Жизнь и творчество всякого художника, а тем более такого, как Баженов, не могут быть достаточно верно поняты в отрыве от его времени и среды. В силу этого автор счел необходимым в некоторых местах сделать соответствующие отступления, характеризующие историческую обстановку и людей, в окружении которых пришлось жить и работать Баженову.
 
Литература о Баженове теперь достаточно обширна, как это видно из библиографии, приведенной в конце настоящей работы. Эта основная библиография дополняется в примечаниях к тексту указаниями на отдельные издания, статьи и мемуары, в которых имеются сообщения относительно работ и личной жизни «славного мастера», как называли Баженова его современники.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
От автора ... 3
Годы учения ... 7
Заграничная командировка и возвращение на родину ... 38
«Кремлевское строение» ... 75
Создание царицынского ансамбля ... 122
Царская опала ... 152
Труды и дни зодчего ... 173
Переезд в Петербург и последние годы жизни ... 211
Заключение ... 230
Основная литература ... 214
 

 

 

Примеры страниц

 
Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов / В. Л. Снегирев. — [Москва] : Московский рабочий, 1950  Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов / В. Л. Снегирев. — [Москва] : Московский рабочий, 1950
 
Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов / В. Л. Снегирев. — [Москва] : Московский рабочий, 1950  Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов / В. Л. Снегирев. — [Москва] : Московский рабочий, 1950
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 115 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

5 декабря 2024, 13:51 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий