наверх
 
Удмуртская Республика


Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. — Москва ; Ленинград, 1934

Русская народная резьба по дереву / Н. Н. Соболев. — Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1934 Русская народная резьба по дереву / Н. Н. Соболев. — Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1934
 

Русская народная резьба по дереву / Н. Н. Соболев. — Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1934. — 477 с., ил.

 
 

[Фрагмент 1-й главы]

 
...Русские выделывают из дерева весьма искусно резные веши.
Рейтенфельс (1670 г.)
 
Русская резьба, как и всякое народное искусство, является прежде всего детищем определенного хозяйственного уклада. Чтобы понять как следует этот уклад и его роль в зарождении и развитии нашей резьбы, следует вспомнить, что вся работа резчика-художника, в большинстве случаев происходившего из крестьянства, протекала в условиях непосредственного и постоянного общения с лесом. Наша страна, обильная лесами даже в настоящее время, ранее была ими еще богаче. Недаром в южнорусских летописях ее обычно называли «страна лесная». Еще и теперь, после многих сотен лет бесхозяйственного истребления лесов, имевшего место в дореволюционной России, и после значительного использования их при усиленных темпах современного советского строительства, удобная лесная площадь СССР охватывает до 617 000 000 гектаров, из которых на долю одного только РСФСР, с его северными и центральными районами, приходится 124 000 000 гектаров леса. В среднем, на каждую душу населения в РСФСР приходится 1,93 гектара леса, а в северном районе, где население менее скучено, это отношение увеличивается почти в двенадцать раз, и на душу приходится 25,4 гектара леса. Эти громадные и по сию пору в значительной своей части не освоенные и не обследованные лесные массивы обступают и держат в своих объятиях отдельные поселения, накладывая свой особый лесной отпечаток на крестьянский быт.
 
Вполне понятно, что ранее, несколько веков тому назад, когда по всей стране лесистость была несравненно сильнее, первоначальным славянским насельникам, оседавшим по бассейну северных рек, озера Ильменя и междуречья Оки и северной Волги, положительно приходилось отвоевывать у леса каждый клочок земли, необходимый для постройки жилища и для сельскохозяйственной культуры. Кажется, в это время не было ни одной отрасли в хозяйстве, которая так или иначе не требовала бы настойчивого трудового общения с лесом: постоянных и долгих обходов лесных чащ, вырубок, просек, расчистки площадей, изучения лесных полян, прогалин и тропинок, тщательного использования предоставляемых лесом естественных богатств. Обычной формулой обозначения границ, отвоеванных в этом лесном океане владений, было: «куда топор, коса и соха ходила». Строившиеся из дерева селения носили названия «деревень», с их характерными определениями: «Дубровка», «Березкино», «Ельня», «Подосинки», «Подсосенки». Когда же лес выжигали под пашню или стройку, появлялись «Пожоги», «Гари», «Пали», «Золино», «Жары» и пр. Увеличивающееся население, ведя постоянную борьбу с лесом, постепенно осваивало занимаемую им площадь для жилья, пашни и огорода, и уже к XVI столетию в теперешней Московской Центральной области значительное пространство земли оказалось освобожденным от лесной чащи. В своей борьбе с лесом русский крестьянин не только вырубал, выжигал и истреблял вообще мешавшие ему лесные заросли, но и постепенно вводил лес в свой хозяйственный обиход, находя в нем удобный, дешевый и обильный материал для удовлетворения всевозможных хозяйственных нужд. «Возле леса жить — голода не видеть», «Лесная сторона не одного волка — и мужика досыта накормит», — говорят старинные русские пословицы. Из леса получался дешевый и прочный материал для постройки жилищ и для их отопления; лучинами освещали избу в зимние темные вечера; зола шла для удобрения лесной пашни; деревянные дома строились быстро и хорошо держали тепло. Постоянное соприкосновение с лесным материалом способствовало усовершенствованию технических приемов и способов обработки дерева. Из простого плотничного мастерства, известного еще и теперь в большей или меньшей степени каждому крестьянину, возникли и развились более сложные отрасли обработки дерева — столярное, резное и наконец уже впоследствии токарное дело, которое, как можно заключить из обследования произведений русской художественной промышленности, появилось в России не ранее конца XVI или начала XVII века. Резные примитивные изделия утилитарного характера, обслуживавшие необходимые потребности быта с древнейших времен и сохранившиеся в некоторых районах страны до наших дней, были не сложны. Наиболее широкое применение, благодаря своей устойчивости, имел рогатчатый отрез дерева. Он встречается не только при раскопках, но и до сих пор бытует в деревне и разделяется на три вида: корень с частью ствола, корень с частью разветвлений и раздвоенные или растроенные ветви. Для примитивных орудий земледелия и домашнего обихода служит длинная ветвь или ствол с разветвлениями: рогатина, вилы, соха, подсошка и подсоха. Ветвь с оставленными ответвлениями снизу дает крюк или крючок; две ветви с коротким стволом — руль, вийю; пень с короткими обрубленными корнями — курьи ножки, ступу и т. п. Ствол с одним оставленным корнем служил для устройства первобытного украшения — конька на гребне крыши. Любопытно, что эти примитивы из дерева и до сих пор живут в крестьянском быту. Исследовавшая их в 1927 году Н. В. Валукинская насчитывает 49 видов применения подобных примитивов в различных районах одной только Воронежской губернии¹.
____________
¹ Н. В. Валукинская, Примитивы из дерева в Воронежской губ. Воронеж, 1927.
 
Лес был не только колыбелью всех промыслов по обработке дерева, но в нем зародились и те начала русского искусства, которые вошли в среду этих промыслов. Здесь начались первые попытки графического воплощения окружающей природы, навеянные привольем лесной глуши и фантастическими образами, связанными с религиозными представлениями. Любовно и внимательно подходит к лесу русский фольклор, черпая из него богатый материал для сравнений и всякого рода картинных выражений. Почти каждая лесная порода отмечена в нашем фольклоре постоянным характерным эпитетом: и в русских песнях и былинах, точно в тихой заводи, отражаются и «сыр-кряковистый» дуб, и «красная» сосна, и «червленый» вяз, и «кушлявая» елка, и «беленькая кудрявая» березка, и «горькая» осина, и «част» ракитов куст. Трогательным обращением к лесу начинается целый ряд русских народных песен:
 
Уж ты ель моя, елушка,
Зеленая сосенушка.
Все ли на тебе густы веточки?
Все ли на тебе верхушечки,
Золотые макушечки?
 
В перекладе всех этих художественных настроений и переживаний на язык старинных песен, былин и сказаний чувствуется любовь обитателя леса и к окружающей его природе и, в процессе работы, к каждому хорошо отделанному бревну, к каждой чисто вытесанной доске, к каждой самой примитивной порезке, является ли она украшением строительной детали или поставца, прялки, солонки, ложки.
 
На общем фоне насущных потребностей, удовлетворяемых своим «рукомеслом», развернулась своеобразная красочная культура с необыкновенным изобилием резных украшений. Эти покрытые резьбой поделки, частью еще сохранившиеся в крестьянском быту, частью собранные в коллекциях музеев как памятники крестьянского искусства в оформлении быта, поражают наш взгляд оригинальностью своего замысла, неожиданностью разрешения поставленной задачи, смелостью и непосредственностью своих технических приемов. Что же касается материала, из которого получались произведения русской резьбы, столярного, токарного и плотничного дела, то он был крайне разнообразен, так как выбор лесной породы для работ варьировался в зависимости от характера и назначения изготовляемого предмета.
 
В лесах европейской части нашего Союза более тридцати процентов всей лесной площади занято сосной. Это наиболее распространенная у нас порода, она дает прекрасный строительный материал, что было подмечено еще нашим фольклором, в котором при описании построек нередко можно встретить такие эпитеты: «избушечка новенькая-сосновенькая» или «горенка сосновенькая». По своей мягкости и прямослойности сосна хорошо поддается любой обработке: строгается, колется и режется. В обработанном виде она дает чистую и гладкую поверхность, которая одинаково пригодна и для рельефной и для «облой» (круглой со скульптурным рельефом) резьбы¹.
____________
¹ Почти все древнейшие статуарные изображения Северного края резаны из сосны.
 
Еще более пригодными для резьбы являются различные лиственные породы: липа, береза, осина, ольха, дуб и клен. Кудрявая береза, которой в европейской части Союза занято более шестнадцати процентов всей площади леса, имеет белую, твердую и упругую древесину. Обыкновенно из нее выделывают посуду и всякого рода штучные резные и токарные вещи. Семеновский и Балахнинский районы бывшей Нижегородской губернии в зимнюю пору почти поголовно занимаются резьбою ложек. Еще сравнительно недавно здесь ежегодно вырабатывалось до 170 000 000 березовых ложек. Другие лиственные породы, годные для резьбы, из-за хищнического их истребления в прошлое время, не встречаются уже большими сплошными массивами, но роль их в прошлом, в общей схеме развития русской резьбы, следует признать достаточно крупной. Из всех лиственных пород наиболее пригодной для резьбы но однородности своих слоев, белизне и мягкости является липа, из которой раньше постоянно делалась вся ажурная и фигурная резьба, начиная от очень крупных и кончая самыми мелкими поделками. Лучшие липовые леса тянутся от северо-восточного угла Костромской губернии до Уфимской, причем из 414 000 кустарей деревообделочников до 115 000 работают исключительно с липой и березой. За последнее время, в связи с сокращением запасов липы, ее стали заменять осиной, которая, кроме того, идет и на точку всевозможных крупных и мелких чашек и прочей деревянной посуды. Ольха, обладающая более твердой древесиной, также употребляется на резьбу. Она имеет красноватую окраску и хорошо полируется. Территория между Волгой и Сурой, так называемое Засурье, в силу особых условий своей почвы, богата кленовыми лесами, дающими очень твердую древесину. Резные изделия из клена очень прочны и передают тончайшие движения резца. Помимо крупных поделок, каковы сени «новые, кленовые, решетчатые», хорошо сопротивляющиеся атмосферным влияниям, из клена режутся гребни для самопрялок и для расчески льна, клише для печатания иллюстраций и гравюр; из него режут и точат всевозможную фигурную мелочь, где нужно иметь четкие, определенные профиля, как например шахматы:
 
Стали они играть в шахматы
Тавлеями кленовыми, вальящатыми...
 
Не менее твердой породой является дуб, который когда-то был гораздо более распространен в центральной полосе России, чем теперь. Иностранные путешественники в своих записках отмечают наряду с сосной обилие дуба и клена. Многочисленные географические названия (как река Дубна, Дубровицы) и целый ряд палеографических и геоботанических наблюдений подтверждают былое распространение дубовых лесов. Остатки их еще и теперь в изобилии встречаются в виде затянутых илом и занесенных песком громадных коряг и целых стволов мореного дуба на дне полувысохших рек Московской, Тамбовской, Ленинградской и других губерний. Судя по русскому былевому эпосу, в старину дуб имел самое широкое применение в постройках и обстановке. В постройках постоянно упоминаются: дубовые стены, дубовые полы, дубовые столбы и ворота, двери, крыльца. Во внутренней обстановке жилища: дубовые столы, скамьи, стулья и пр. Как в старину, так и теперь, дуб идет главным образом на предметы обстановки и на внутреннюю отделку помещений. Так как древесина его довольно тверда и имеет своеобразную структуру, для мелкой резьбы он не годится. Вообще каждая лесная порода имеет свои характерные особенности, требующие для каждой из них своих методов, приемов и способов обработки. Накопленный долгими годами опыт и приобретенные навыки русское трудовое население передавало из поколения в поколение, создавая таким образом кадры искусных мастеров по различным отраслям обработки дерева: плотников, столяров, резчиков и токарей. Орудия производства, которыми располагали наши предки в ту эпоху, когда резьба была тесно связана с домашним бытом и единоличным хозяйством, были и немногочисленны и несложны. Главным и почти единственным инструментом при обработке дерева был прежде всего исконный друг нашего крестьянина — топор. «Топор, — говорит пословица, — сохе первый пособник». Правда, теперь эпитетом «топорный» обычно обозначают грубую, неряшливую работу, но если это и верно, то только отчасти, поскольку на смену одному топору появились многочисленные более тонкие и разнообразные режущие инструменты и поскольку с появлением их постепенно стали утрачиваться прежние навыки владения топором. В старину же, когда топор был единственным инструментом, топорная работа была и очень тонкой и очень тщательной. Идеалом такой старинной топорной работы была выколотая гладкая доска, поверхность которой являлась как бы выструганной рубанком. В то время не знали ни пил, ни долот, ни рубанков; пилы появились много позднее, и в XVII веке они были, невидимому, еще мало известны среди массового трудового населения, а между тем все венцы старинных построек являются по торцу чисто и ровно обрубленными, словно отпиленными все тем же топором. Вторым и последним древнейшим инструментом при резьбе является нож. В обстановке самобытного домашнего древоделия нож — это такое же необходимое орудие производства, как и топор, и без него никогда не пускаются в путь при обычных странствиях по лесу. По летописи, старинные русские идолы, стоявшие даже не в деревнях, а в городах, выделывались «секирою и ножом» <...>
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Глава I. — Природа северной и средней полосы СССР в настоящее время и в старину. — Хозяйственное общение народных трудовых масс с лесом. — Лес как материал для построек и их убранства резьбой. — Первобытные инструменты — топор и нож. — Засечки, руны, вырубки и вырезки на дереве. — Бортные знаки. — Изделия из бересты и их украшения. — Резные идолы дохристианской поры, по свидетельству арабских писателей.. 9
 
Глава II. — Крестьянское зодчество. — Хозяйственные нужды, борьба с климатом и бездорожьем. — Сторожевые вышки, засеки. — Виды и типы крестьянских построек в различных районах Северной и Центральной полосы. — Постепенное развитие крестьянского жилища. — Изменения в плане и характере построек. — Наружные элементы конструкций крестьянских жилищ и обработка их резными украшениями. — Первоначальный тип крестьянской резьбы зарубками — плоская резьба. — Самобытные источники. — Появление объемной скульптуры. — Общность начальных мотивов резных украшений с украшениями соседних народностей: финнов, шведов и норвежцев. — Влияние русской деревянной резьбы на узоры каменного строительства ... 22
 
Глава III. — Русская деревня и город. — Более сложные требования городского зодчества. — Городское ремесло. — Иноземное влияние. — Фряжская резьба и ее характерные особенности. — Христианство и его культ. — Христианские храмы в городах и деревнях. — Постепенное видоизменение храмовых сооружений от простейших видов до самых сложных. — Взаимодействие церковного и гражданского зодчества. 45
 
Глава IV. — Княжеское и царское строительство Москвы XVI и XVII веков. — Московская Оружейная палата, ее возникновение и организация. — Русские и иноземные мастера в Оружейной палате, светские и духовные. — Порядок их набора и распределения. — Заработная плата и ее виды. — Ученики. — Изменение характера и структуры Оружейной палаты в начале XVI века... 72
 
Глава V. — Изменение характера резьбы в светском и церковном строительстве Московской Руси XVII столетия. — Эволюция инструментария. — Переработка восточных и западных влияний. — Новый тип сквозной — «флемской», или «фигурной» — резьбы. — Материалы и руководства для резьбы: фряжские листы и лицевые библии. — Строительные и отделочные материалы для резьбы и существовавшие на них цены в XVII столетии. — Приемы отделки резьбы: левкашение, роспись и золочение. — Приготовление сусального золота для работ. — Резьба петербургского периода XVIII и XIX столетий . . 88
 
Глава VI. — Детали резных украшений снаружи зданий. — Виды и типы окон: волоковые, красные, чердачные. — Ставни. — Сени и крыльца. — Их различные виды в гражданском и церковном зодчестве. — Влияние деревянных форм, конструкций и отдельных мотивов резьбы на каменное строительство и мотивы его убранства XVI и XVII веков. — Забор и ворота и их различные типы. — Придорожные, обетные и надмогильные кресты, голубцы и часовни . . 101
 
Глава VII. — Внутреннее убранство зданий. — Хоромный и церковный наряд. — Притворы храмов и их резные украшения. — Двери, притолоки, столбы и подпоры. — Резьба в средней части храма: иконостасы, божницы, царские двери. — Клироса, круглые амвоны («халдейская пещь»), киоты, надпрестольные сени, престолы, дарохранительницы, брачные венцы, выносные кресты. — Царские троны и моленные места, постоянные и переносные, иордани. — Подсвечники стоячие и висячие. — Паникадила, люстры. — Выносные фонари. — Светцы, столицы, аналои, свечные ящики, раки для мощей... 153
 
Глава VIII. — Резьба в обстановке и обиходе дворца и боярского дома; резная мебель; местные традиции, идущие от обстановки крестьянской избы, и иноземные заимствования в переработке русских резчиков. — Типы русской мебели: лавки, скамьи, стулья, кресла, стольцы, столы, полки, поставцы, шкафы, укладки, сундуки, головнички, ларцы, кровати, зеркала. — Деревянная резная посуда и прочая утварь: ковши, скобкари, ковшички, солонки, ложки, рукомойники, прялки, ткацкие станки, вальки, рубеля .292
 
Глава IX. — Резьба на экипажах, морских и речных судах. — Колымаги, кареты и возки. — Крестьянские телеги и сани. — Детские салазки. — Резьба на судах XV—XVI веков. — Барочная, или корабельная резьба и ее переход на украшения крестьянского жилища. — Резьба на предметах военного обихода в Московском государстве XVII века. 361
 
Глава X. — Деревянная объемная резьба церковного и гражданского характера. — Западные влияния в XVII веке, вызывавшие ее изменения. — Зарубежные мастера и характер их работ. — Резные иконы и кресты. — Печатные доски для икон, антиминсов и гравюр. — Доски для лубков и для набоек. — Формы для кафелей. — Пряничные доски. — Игрушки..380
 
Глава XI. — Попытки изучения народного искусства в России. — Развитие художественных кустарных промыслов в XIX веке. — Роль земств. — Особый интерес русского общества к народному искусству. — Попытки использовать его для внедрения своей идеологии. — Роль В. М. Васнецова, Поленовых, К. Коровина, С. Малютина и других художников. — Насаждение «древнерусских» форм с особым налетом сказочности. — Резьба на Всемирной парижской выставке 1900 года. — Подмосковные мастерские Абрамцева, Сергиева и др. — Талашкино и его продукция. — Отзывы современников о новом направлении в бытовом искусстве. — Работы подмосковных резчиков. — Заключение . . 449
 
Перечень иллюстраций... 462
 
 

Примеры страниц

Русская народная резьба по дереву / Н. Н. Соболев. — Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1934 Русская народная резьба по дереву / Н. Н. Соболев. — Москва ; Ленинград : ACADEMIA, 1934
 
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 61,8 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

12 октября 2015, 4:03 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут