наверх
 
Удмуртская Республика


Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—1812 года. Части І—V. — С.-Петербург, 1809—1812

Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
 

Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года. Части І—V. — [С.-Петербург, 1809—1812]. — 287 л. ил.

Собраніе фасадовъ, Его Императорскимъ Величествомъ Высочайше апробованныхъ для частныхъ строеній въ городахъ Россійской Имперіи. 1809—[1812] года. Части І—V. — [С.-Петербургъ, 1809—1812]. — 287 л. ил.

 
 
1-я часть содержит 50 чертежей.
2-я часть содержит 50 чертежей.
3-я часть содержит 50 чертежей.
4-я часть содержит 75 чертежей.
5-я часть содержит 62 чертежа.
 
 
Щёболева Е. Г., Рудченко В. М. Архитектура провинции // История русского искусства. Т. 14. — М., 2012. — С. 199, 201—202:
 
 
«Несомненно, важнейшим этапом в организации строительной деятельности Российской империи было создание образцовых проектов жилых домов с целью ускорить процесс регулярного переустройства городов и стимулировать каменное строительство. Трудно переоценить значение этого мероприятия: жилая застройка, преимущественно деревянная, всегда была потенциальным источником пожаров. В большинстве русских провинциальных городов каменные здания были единичными, а основную массу составляли бревенчатые избы, подчас выделявшиеся своими размерами и резным декором. Одновременно с введением образцовых проектов для жилья было запрещено ремонтировать старые деревянные дома, особенно не вписывающиеся в новую сетку улиц. Оставляя старый дом, горожанин получал новый участок для строительства, местоположение которого зависело от достатка владельца. Для наиболее капитальных каменных зданий были предназначены центральные кварталы и к облику их застройки предъявлялись самые жесткие требования.
 
«Собрание фасадов его императорским величеством опробованных для частных строений в городах Российской империи» было выпущено в 1809—1812 гг. в пяти частях. Авторами проектов выступили архитекторы Захаров, Руска, Гесте и Стасов [44]. В два первых альбома по 50 листов каждый (1809) были включены городские обывательские дома разного размера и этажности, в третий, в 50 листов, — дома с лавками, флигели, различные хозяйственные строения и садовые постройки, в четвертый из 74 листов (1812) — деревянные и каменные жилые дома (в том числе доходные и загородные), хозяйственные постройки и фабричные строения, а пятый, дополнительный, из 62 листов (1811), содержал проекты «для заборов и ворот к частным строениям в городах».
____________
[44] Белецкая, Крашенинникова, Чернозубова и др. 1961. С. 124—135. Ожегов 1984. С. 81—93. Михайлова 1995. С. 126—130.
 
В отличие от казенных зданий, в гравированных альбомах, также рассылаемых по разным губерниям, были представлены только фасады зданий, а внутреннюю планировку застройщик мог выполнять по собственному усмотрению. Чаще всего, по традиции, нашедшей классическое выражение в московских особняках, вдоль главного фасада располагалась парадная анфилада, состоящая из зала, гостиной и кабинета или комнаты хозяйки, а в дворовой части размещались более мелкие жилые и служебные помещения. Стремление разделить пространство на парадную и приватную зоны проявлялось даже в маленьких трехоконных домиках с непременной «залой» в передней части объема, сильно развитого в глубину двора [45].
____________
[45] Тыдман 2000. С. 64—67.
 
«Собрание фасадов» было введено в действие 31 декабря 1809 г. [46] В конце каждого года в Министерство внутренних дел посылались ведомости по особо утвержденной форме об использовании проектов, где указывалось число построенных за отчетный период зданий с обязательной ссылкой на номер «образца». В реальности в каждой из губерний имело хождение ограниченное число проектов. Видимо, недостаток экземпляров альбома для удовлетворения нужд застройщиков, особенно остро ощущавшийся в первые годы после указа, привел к практике предварительного отбора «образцов» в городнических правлениях, а в ряде случаев — отправке на места лишь отдельных листов [47]. Так, в Костроме особое распространение получили одно- и двухэтажные дома в 5—7 оконных осей с центральным ризалитом, построенные на основе фасадов № 20, 24 и 27 из первого альбома (ул. Свердлова, 12, ул. Симановского, 4) и дома с мезонинами и четырехколонными портиками по проекту № 53 из второго альбома (ул. Островского, 22). В Кашине Тверской губернии более двух десятков одноэтажных домов, каменных и деревянных, с полуциркульными и прямоугольными нишками над пятью окнами главного фасада возведены по проектам № 86 и 87 из второго альбома (ул. К. Маркса, 23, 33, 39, Пролетарская пл., 9, 11). В Ярославской губернии часто использовался образец № 77 из второго альбома (Пошехонье, ул. М. Ярославская, 5), а в осуществлявшейся в этот период застройке Рязани «сплошной фасадой» — двухэтажные дома с центральными или боковыми проездами № 8, 10 и 25 из первого альбома (ул. Краснорядская, 1, 3). Широкое распространение во всех губерниях получили проекты простых по архитектуре домов с мезонинами (их строительство допускалось каменными и деревянными) и небольших одноэтажных домов в три-пять окон, широко представленных в основных альбомах — последние использовались небогатыми застройщиками, а также применялись при сооружении флигелей городских усадеб или лавок. Большое значение для застройки городских центров имели проекты зданий «с лавками и галереями» из третьего альбома: на их основе возводились комплексы торговых рядов и осуществлялась обстройка торговых площадей и главных торговых улиц.
____________
[46] ПСЗРИ 1829. Т. 30, прил. № 24061-а.
[47] Известно, например, что в некоторые города Тверской губернии (Осташков, Весьегонск) еще в 1840 г. не поступило ни одного экземпляра альбома, и туда высылались отдельные литографированные листы (Смирнов 1994. С. 199—200).
 
Как правило, при реализации проектов губернские и городские архитекторы вносили в них некоторые изменения в соответствии с требованиями заказчика, характером застраивающегося участка и вкусом самого проектировщика. В циркулярном предписании, разосланном в 1811 г. министром полиции А. Д. Балашовым гражданским губернаторам, был определен характер отклонений, допустимых при реализации проектов: «строение домов по апробованным фасадам может быть производимо в большей или меньшей величине, с уменьшением числа окон и размера их», но при этом вменялось в обязанность следить за соблюдением нечетного количества осей, выдерживать определенную высоту зданий (не ниже 4 аршин) и оконных проемов в них (не менее 2 аршин), а также четко соразмерять ширину проемов и простенков между ними (простенки должны быть шире) [48].
____________
[48] РГИА. Ф. 1286. Оп. 2. Д. 284. Л. 2—3.
 
Чаще всего изменения касались увеличения или уменьшения количества оконных осей, повышения высоты верхнего этажа (в значительной части образцовых проектов он трактован как антресольный) и упрощения фасадного декора. Однако иногда городской архитектор, наоборот, дополнял исходный проект новыми деталями [49]. Широко была распространена практика проектирования на основе комбинации форм нескольких образцовых фасадов (чаще двух или трех) [50]. Таким образом, в действительности «Собрание фасадов» имело рекомендательный характер и открывало неограниченные возможности в создании вариантов построек, сохраняя при этом приверженность единому стилю, что способствовало созданию целостных ансамблей застройки улиц и площадей. Благодаря экономичности и удобству в применении образцовые проекты позволили в короткое время изменить облик российских городов. Интересно отметить, что использование образцов 1809—1812 гг. продолжалось и после появления серии образцовых проектов 1840-х годов, пропагандирующих различные направления эклектики.
____________
[49] Именно такие изменения получил в Шуе, уездном городе Владимирской губернии, образец № 20 из первого альбома, в котором вместо треугольного фронтона использован горизонтальный аттик, украшенный лепниной: ул. М. Белова, 7, ул. Костромская, 2.
[50] См.: Ожегов 1984. С. 93—95.
 

 

Примеры страниц

Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 
Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—[1812] года
 

 

Скан РГБ (полная версия, все 5 частей издания):
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 195 МБ).
 
Скан Тартуского университета (разрешение выше, чем у РГБ, но на данный момент имеются только части 1, 2, 5):
 
 

8 января 2018, 20:17 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут