|
Сооружение и открытие памятника Императору Александру II в Казани : Краткий исторический очерк. — Казань, 1896Сооружение и открытие памятника Императору Александру II в Казани : Краткий исторический очерк. — Казань : Типо-литография В. М. Ключникова, 1896. — 55 с., 6 л. ил.Сооруженіе и открытіе памятника Императору Александру II въ Казани : Краткій историческій очеркъ. — Казань : Типо-литографія В. М. Ключникова, 1896. — 55 с., 6 л. ил.
Памятник Александру II — памятник российскому императору Александру II, торжественно открытый 30 августа 1895 года в Казани. Находился на Ивановской площади (ныне — Площадь 1 Мая), между зданиями Городской думы, городского музея и Спасской башней Казанского кремля. Разрушен в 1918 году.
I. Первоначальное решение Городской Думы о сооружении памятника и сбор пожертвований на это дело.
Вскоре после мученической кончины незабвенного Царя-Освободителя раздались, вслед за Москвой, голоса об увековечении дорогой памяти Его монументами. Не говоря о губернских городах, даже во многих уездных явилось среди обывателей это естественное желание. В Казани вопрос о памятнике в Бозе почившему Императору Александру II-му был поднят в заседании Думы 27 марта 1881 года гласным В. И. Заусайловым, а в следующем заседании Думы 8-го Апреля того же года г. Заусайлов прочитал свою записку по этому предмету. В виду важности события восстановляем это заседание в памяти потомков по думским документам. Прежде всего была прочитана записка г. Заусайлова следующего содержания:
„Мученическая кончина Царя-Освободителя оплакивается всей Россией и образованным миром. Он — наша гордость и слава; Им мы можем и должны гордиться, в праве гордиться перед всеми и каждым. Пройдут века, тысячелетия, но Его светлый образ не только не будет терять своего света, но все ярче, все светлее, все чище будет существовать пред миром.
Великие насадители Царства Русского, просветители его, создатели его славы и могущества: Владимир Святой, Александр Невский, Димитрий Донской, Император Петр I, Екатерина II, Александр Благословенный — спасли многое, что помнит и чтит народ. Так св. Владимир просветил нас Христовою верою; св. Александр Невский, Димитрий Донской и Император Александр Благословенный спасли русь от врагов внешних; Император Петр Великий и Императрица Екатерина стремились сблизить нас с Европой... Но без величайшей реформы освобождения крестьян наше отечество не могло правильно развиваться, идти по пути просвещения, ибо сама идея рабства только и могла уживаться с тьмою, с отсутствием науки, просвещения. Разве может правильно развиваться и расти народность, где громадная масса в крепостничестве; не имеет личной воли, личной свободы?! Я не буду здесь касаться других великих реформ славного царствования: городской, земской, воинской и освободительной массы Славянской; я не пишу очерк царства света добра и освобождения, каковым было царство Императора Александра Освободителя, — я ограничиваюсь только одним его подвигом — освобождением крестьян. Не правда-ли, что при сознании величия этого подвига, невольно сама собою возникает в вашем сознании мысль, что нравственная святая обязанность — запечатлеть в народе образ Царя-Освободителя, Царя-Мученика. И не опустили еще в могилу бренные останки Царя-Мученика, а в сердце России, Москве златоглавой, всенародно пронесся мощный крик: „Памятник! Памятник Царю-Мученику, Царю Освобождения“! И этот мощный призыв разнесся по всему царству русскому и нет сомнения, что памятник этот быстро будет воздвигнут. И народ будет приходить с молитвою на устах, со слезами к этому памятнику и он сделается пристанищем народа русского. Но какого народа? — Конечно, не массы, не всех. Слишком еще беден народ наш, слишком еще дорого паломничество для него; не говоря уже об отсутствии средств, укажем на отсутствие времени, чтобы совершать такое паломничество.
А между тем нравственное высокое чувство громко говорит: „взгляни, русский народ, на твоего отца, Царя-Освободителя, Царя-Мученика! Приведи к его изображению детей своих и внуши им горячую святую любовь к Нему!
Исходя из этого, я думал бы, что не только в городах, но и в селах следовало бы вознести, хотя небольшие, бюсты Царя-Освободителя; но это еще не исполнимо, еще слишком бедны мы, а потому я полагаю, что воздвижение памятников Царю-Освободителю, хотя бы в городах, — нравственная обязанность благородного русского народа. Пусть на лучшем месте вырастет светлый образ Царя-Отца и „к нему не зарастет народная тропа“. Ежегодно в Июне и Июле месяцах толпы богомольцев являются в наш город помолиться нашей местной Святыне, иконе Казанской и Смоленской Божией Матери, и вот хотя в это-то время мы дадим возможность видеть дорогой светлый образ Царя-Освободителя. Вот мысль, вот предложение мое, обработка его и осуществление — дело Думы.
Не нужно гнаться за чем-либо особенным, стремиться сделать что-то грандиозное, непомерно дорогое; нет, даже недорогое, металлическое (чугунное, бронзовое и т. п.) изображение Царя-Освободителя, поставленное на одной из площадей города, будет нашей доброй славой, нашим правом на дорогую память, на доброе слово от народа“.
По прочтении этого заявления, гласный В. Е. Соломин сказал: Из газет видно, что не в одной Москве предполагается воздвигнуть монумент Царю-Освободителю, а и в некоторых других городах возбуждены вопросы о сооружении памятников. Он так же думает, что не следует задаваться слишком грандиозным сооружением, а должно ограничиться теми средствами, какие могут дать жители города Казани и Казанской губернии.
Гласный И. П. Абдрин заявил, что те чувства, которые выражены в заявлении В. И. Заусайлова, понятны каждому из нас; эти чувства разделяет каждый. Он вполне присоединяется к высказанной мысли, что следует испросить разрешение на открытие подписки на сооружение в г. Казани памятника. В этой подписке несомненно примет горячее участие и то сельское население, которое столь много облагодетельствовано в Бозе почившим Государем. Можно надеяться, что получится такая сумма, какой и не ожидаем. Ежели-же казанский памятник и не будет так грандиозен, как проектируемый в Москве, то во всяком случае он будет достойным такого Великого Лица, имя которого прославляется не одним русским народом, но и всем просвещенным миром.
<...>
[Содержание]
I. Первоначальное решение Городской Думы о сооружении памятника и сбор пожертвований на это дело.. 3
II. Избрание проекта памятника и сооружение его.. 9
III. Торжество открытия памятника.. 14
Текст принесенных Казанской Городской Думе адресов
От Императорского Казанского университета.. 36
От общества Естествоиспытателей при Императорском Казанском университете.. 37
От Физико-Математического общества при Императорском Казанском университете.. 37
От общества Врачей при Императорском Казанском университете.. 37
От общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете.. 38
От Казанского Ветеринарного Института.. 39
От Казанской Духовной Академии.. 39
От Казанской Губернской Земской Управы.. 40
От Казанского Уездного Земства.. 41
От Царевококшайского Уездного Земского Собрания.. 42
От Чистопольского Городского Общества.. 43
От Лаишевского Городского Общества.. 43
От Мамадышского Городского Общественного Управления.. 43
От Козмодемьянского Городского Общества.. 44
От Тетюшского Городского Общества.. 45
От Общественного Управления города Арска.. 45
От Казанского Мирового Съезда.. 46
От Казанского Акцизного Управления.. 47
От Казанского реального училища.. 47
От Казанского Биржевого Общества.. 48
От Казанского Мещанского Общества.. 48
От казанских ремесленников.. 50
От казанских мануфактористов.. 51
От бывших крепостных дворовых.. 51
От Евреев города Казани.. 51
От Вспомогательного Общества Приказчиков в Казани.. 52
От Казанского общества Трезвости.. 53
От Казанского Общества Хоругвеносцев.. 53
От служащих и рабочих т-го дома „Наследники Д. И. Вараксина“ в Казани.. 54
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 47,8 МБ)
4 марта 2019, 13:41
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий