наверх
 

Султанов Н. Памятник Императору Александру II в Кремле Московском. — С.-Петербург, 1898

Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898  Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
 
 
 

Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898. — [2] с., 561—748 стб., 5 л. цв. ил. : ил.

 

Памятникъ Императору Александру II въ Кремлѣ Московскомъ / Профессоръ Н. Султановъ. — С.-Петербургъ : Изданіе редакціи журнала «Строитель», 1898. — [2] с., 561—748 стб., 5 л. цв. ил. : ил.

 
 
 

[Начальный фрагмент текста издания]

 
Памятник Императору Александру II в Московском Кремле.
 
I.
 
Памятник Царю-Освободителю в Кремле Московском поставлен на южном склоне Кремлевского холма и обращен фасадом внутрь Кремля. Верхнею площадью он примыкает ко внешнему краю плаца, а нижнею своею лестницею выходит на площадку нижнего Кремлевского сада, лежащую у церкви свв. Константина и Елены. Расстояние от памятника до Кремлевской стены около 24 саж., а до Николаевского дворца около 51 саж. (См. № 2, генеральный план).
 
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
1. Общий вид Кремля до постройки памятника. А — место памятника.
 
 
Памятник имеет 17½ саж. протяжения по лицевому фасаду и 16 саж. по боковому, и занимает площадь в 280 кв. саж. Таким образом, он представляет собою весьма значительные размеры, но, будучи поставлен на склоне холма, нисколько не отнимает места, столь необходимого в Кремле во время значительных стечений народа, как напр. в Светло-Христову заутреню, при крестных ходах, чтении Высочайших манифестов и пр.
 
По общему своему виду памятник состоит из выступа, обрамленного поверху с трех сторон сквозною галлерейкою, посредине которого стоит статуя покойного Государя под высоким балдахином, или сенью, с шатровым верхом (3—5).
 
Выступ этот, высотою в 7 саж., имеет фасад, обработанный на подобие стен и башен Кремля и Китай-города; по двум сторонам его тянутся по склону горы боковые лестницы, которые соединяются внизу в один общий широкий сход, выходящий в нижний Кремлевский сад. (См. № 5). Все части выступа облицованы крайне твердым метлахским кирпичом и имеют архитектурные тяги из белого песчаника. Ступени же и площадки лестниц сделаны из светло-серого финляндского гранита.
 
Галлерея, идущая по верхнему краю выступа, имеет 43 саж. длины, 2 саж. высоты (до крыши) и 5½ арш. ширины; она спроектирована вся сквозная и сооружена из белого песчаника; ее арки и своды поддерживаются 144-мя колоннами. Она покрыта бронзовыми черепицами двух сортов, вызолоченными и зелеными (окисленными), которые расположены в узор. Крыша галлереи украшена отливным бронзовым коньком, вызолоченным через огонь.
 
В галлерейку ведут два входа, покрытые шатровыми крышами; над правым входом, на шатре, помещен герб дома Романовых — грифон с мечем и щитом, а над левым входом — герб Москвы, т. е. изображение св. Георгия Победоносца. Самые входы сооружены из белого песчаника, а кровли такие же, как на галлерее; гербы — золоченые. Внутри галлерейки, по обеим сторонам ее, идут скамьи из песчаника, покрытые — для удобства отдыхающих — дубовыми накладками, а своды ее украшены мозаикою с узорным фоном и 33-мя портретами русских Государей, с Владимира святого до Императора Николая I. Под карнизом галлереи, со стороны форума, помещена следующая надпись: «Сооружен добровольным иждивением русского народа. Заложен в лето от Рождества Бога Слова 1893-ье Великим Государем Нашим Императором Александром Александровичем и окончен при Великом Государе Нашем Императоре Николае Александровиче в лето 1898-ое».
 
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
2. Генеральный план Кремля и памятника Императору Александру II.
 
 
Верхняя площадь выступа возвышается на четыре ступени над уровнем плаца; обнесенная галлерейкой, она представляет собою как бы небольшой Императорский форум, на подобие форумов древнего Рима и Царьграда (см. рис. 3). Площадь эта выстлана темно-розовым, светло-серым и темно-зеленым финляндским гранитом.
 
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
3. Вид памятника со стороны Николаевского дворца. (В момент уборки лесов и временных построек).
 
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
4. Боковой вид памятника со стороны Архангельского собора. (перед открытием).
 
 
Расположенное тремя большими уступами подножие средней сени сооружено из темно-розового финляндского гранита. На нем помещается пьедестал из такого же гранита со статуей из темно-зеленой бронзы Высота статуи 7 арш. 2 верш.; исполнение ее было и возложено на профессора скульптуры А. М. Опекушина. Государь изображен в полной генеральской форме и в Императорской порфире, т. е. в том одеянии, в котором Он венчался на царство. Голова слегка приподнята; левая рука держит скипетр, а правая простерта к народу, как бы в ознаменование преподанных ему милостей. На пьедестале надпись: «Императору Александру II любовию народа».
 
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
5. Общий вид памятника со стороны Москвы-реки.
 
 
Статуя помещена под сенью, которая имеет 16 саж. высоты (от поверхности площади до вершины орла) и 4 саж. ширины; пролет ее арок равняется 7½ арш. (см. рис. 3). Сень сооружена из темно-розового гранита с бронзовыми украшениями и увенчана золоченой узорной шатровой крышей с двуглавым орлом. В куполе сени помещена следующая краткая летопись жизни в Бозе почившего Монарха: «Родился 17-го апреля 1818 г. Вступил на престол 19-го февраля 1855 г. Венчался на царство 26-го августа 1856 г. В Бозе почил 1-го марта 1881 года».
 
Памятник освещается бронзовыми вызолоченными лампадариями, помещенными в боковых входах и в углах галлереи. Местность же вокруг памятника освещена четырьмя электрическими фонарями, из коих первые два расположены по линии фасада, а другие два против углов террасы, в нижнем саду.
 
Главные затруднения при сочинении памятника Императору Александру II в Кремле заключались в условиях местности и одной черте русской народности, которые сводятся к следующим данным:
 
1) Всякая статуя, как бы велика она ни была, казалась бы чрезвычайно малою в сравнении с теми великанами, между которыми ей пришлось бы стоять, т. е. между Иваном Великим и Спасской башней.
 
2) Всякий поворот статуи находился бы в неразрешимом противоречии с окружающей ее обстановкой; если-бы поставить ее лицом к Москве-реке, то она была бы обращена спиной к Соборной площадке, т. е. к священнейшему в России месту, а также к Николаевскому дворцу — месту рождения покойного Государя; а если бы повернуть статую лицом к соборам — она крайне разногласила бы со всем Кремлем, который обращен фасадом к реке.
 
3) Русский народ, отучаемый в продолжении девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновенно ничего не говорит его уму и сердцу, чем только и можно объяснить унылую безлюдность всех наших памятников.
 
Для преодоления всех этих затруднений, в проектированном памятнике применены следующие приемы:
 
1) Статуя помещена под сенью, которая имеет шестнадцати-саженную высоту и следовательно придает памятнику такие размеры, что его вовсе не будет подавлять высота окружающих сооружений.
 
2) Статуя с сенью помещена на выступе, который обнесен поверху галлерейкой, почти до половины закрывающей статую с задней стороны, чем, следовательно, совершенно устраняется вопрос, почему статуя обращена спиной к Москве-реке (См. рис. 4, 5, 6).
 
3) Поставленная над статуей сень придает памятнику в глазах народа священный характер, вполне приличествующий памяти в Бозе почившего Императора, потому что народ наш привык видеть сень только над местами особенно священными, как, например: в церквах, над алтарными престолами и над царскими или патриаршими местами и во дворцах над тронами.
 
Что касается прочих частей памятника, то верхняя площадка, представляющая собою Императорский форум, еще более увеличивает торжественный характер памятника и следовательно усиливает впечатление, производимое сенью. А галлерейка, на сводах которой помещены портреты русских Государей, должна пояснять исторический смысл памятника и в тоже время служить народу местом отдохновения и созерцания чудной панорамы Замоскворечья. Несомненно, что эти два условия будут постоянно привлекать к памятнику народ и придавать ему то оживление, которого обыкновенно так недостает всем даже наилучшим из наших монументов.
 
Относительно стиля памятника следует заметить, что он соответствует стилю Кремля, представляющему собою смесь итальянских форм с русскими, так например: стены и нижние части Кремлевских башен сооружены в конце XV века итальянскими зодчими и потому отличаются безусловно итальянским характером, верхи же их сооружены в XVII столетии московскими каменными мастерами и поэтому являются формами вполне русскими. Затем еще другим весьма наглядным доказательством этого слияния стилей является Архангельский собор: по своему общему виду он представляет собою совершенное подобие всех наших древних соборов; но построивший его в 1505 году итальянский зодчий Алевиз Фрязин не мог отрешиться от стиля своего времени, т. е. Раннего Возрождения, господствовавшего тогда в Италии, и украсил его деталями свое московское произведение (рис. б).
 
Согласно этому памятник Императора Александра II представляет собою слияние двух стилей: по общему виду и по форме крыш это сооружение вполне русское, а по деталям — это здание в стиле Возрождения.
 
Таким образом и по цвету своих материалов — золота, серебра и камней разных пород, и по своему стилю он вполне согласуется с общим характером белокаменного, златоглавого, итальяно-русского Кремля.
 
Перейдем теперь к подробностям памятника.
 
Терраса памятника, облицованная метлахским кирпичом, имеет венчающий арочный карниз, на подобие тех карнизов средневековой фортификации, которые в западном военном зодчестве известны были под названием «машикули», а у нас назывались «навесными бойницами» и «осадными стоками». Такого рода архитектурная обработка придана ей для того, чтобы она была в согласии со стенами Московского Кремля, которые были построены средневековыми итальянскими «муролями». Возвышаясь над зубцами южной стены Кремля, она отчасти возобновляет прежний его вид, ибо в древности он был обнесен со стороны реки двойным рядом стен. Украшающие ее щиты с гербами готической формы составляют любимейшее и красивейшее украшение итальянского зодчества XV века и очень часто встречаются на дворцах Флоренции и других городов Средней Италии. Любопытно то обстоятельство, что они уцелели на Боровицких воротах по обеим сторонам въездной арки, куда они были занесены итальянцами, строителями Кремля. Щиты эти по общей форме представляют собою ничто иное, как металлический налобник лошади, и являются, таким образом, остатком рыцарского конского снаряжения.
 
<...>
 

 

Примеры страниц

 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898  Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898  Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898  Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
 
Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898  Памятник Императору Александру II в Кремле Московском / Профессор Н. Султанов. — С.-Петербург : Издание редакции журнала «Строитель», 1898
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 177 МБ)
 
 

17 мая 2021, 13:34 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий