наверх
 

Терехова Г. Л. Философия архитектуры. — Тамбов, 2007

Философия архитектуры : Учебное пособие / Г. Л. Терехова ; ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». — Тамбов : Издательство ТГТУ, 2007  Философия архитектуры : Учебное пособие / Г. Л. Терехова ; ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». — Тамбов : Издательство ТГТУ, 2007
 
 
 

Философия архитектуры : Учебное пособие / Г. Л. Терехова ; ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». — Тамбов : Издательство ТГТУ, 2007. — 104 с., ил. — ISBN 978-5-8265-0617-2

 
 
Содержит темы, связанные с основным курсом философии, а также практические задания для семинарских занятий. Предназначено для студентов специальностей 270301 «Архитектура», 270100 «Строительство» всех форм обучения.
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Философия архитектуры и предмет ее исследования необъятны, как необъятно само многообразие и богатство смысла, содержащегося в архитектуре и философии. Попытки проникнуть в смысл архитектуры, понять логику формообразования предпринимаются с давних времен самыми разными авторами с самых разных точек зрения. Многими исследователями задаются вопросы философского характера — о закономерностях зарождения, становления и развертывания архитектурной формы и архитектурного пространства, о внутренней логике самой архитектуры, об изначальных давно забытых смыслах и не вполне осознанных идеях, из которых, как из семян, развертывалось все богатство пластических форм, наконец, о нескончаемом человеческом опыте воплощения в творчестве глубинных, чаще всего неосознанных представлений о целостной, гармоничной, логически построенной Вселенной.
 
В современных лексиконах слово архитектура обычно соотносят с латинским «architektura» (строительное искусство) и далее с греческим «architekton» (строитель, главный строитель). Но при соотнесении с древнегреческими корнями Архэ и Текто в их раннем значении слово Архи-тектура переводится на русский язык как «перво-создание», «первотворение». В русском языке Зодчий — «здатель», «зиждитель», «творец». Отсюда «здание», а затем и «со-зидание». «Со-здатель» — более позднее определение творца, создавшего наш мир в некоем сотворчестве, в со-авторстве или хотя бы в чьем-то присутствии. Ключевой профессиональный термин в его первоначальном смысле, древнем значении указывает на архитектора как на творца мира, создателя Вселенной или соавтора первотворца, носителя некоего изначального творческого акта, подобного акту творения мироздания.
 
Исходя из архаичного видения высокой сущности архитектуры можно найти следы древнейших представлений о Вселенной в центральном здании любого человеческого поселения — в храме, в центральном сооружении святилища — например, в ступе, и, наконец, в центральном сооружении любого освоенного или созданного человеком пространства жизнедеятельности — в алтаре. Закономерно предположить, что в центре своего обитаемого мира: в фокусе населенной долины, в жилом помещении, в здании, во дворе, на перекрестке улиц, на площади, иначе говоря, в центре своей домашней, сельской, городской Вселенной человек стремился поместить изображение вселенского миро-здания.
 
Используя принцип стадиальности, можно рассмотреть развитие той или иной традиции как естественный генетический процесс. Сколько-нибудь полную картину развития того или иного типа архитектуры составить по памятникам одной конкретной культуры, как правило, невозможно. Любая конкретная архитектурная традиция, связанная с конкретным культурным ареалом, могла начать свое развитие не с первичной стадии: из-за миграции ее носителей или влияния соседей.
 
Объектами исследования являются собственно архитектура и глубинное философское обоснование пространственного формообразования.
 
Онтологический аспект исследования заключен в заранее принимаемом априорном положении: каждый зодчий сознательно или неосознанно, в меру сил и таланта, руководствуется целью, означенной в самом имени его профессии, стремится представить в своем произведении максимально выраженную и развернутую картину мироздания. Именно эта целевая установка служит стержнем для всего множества смыслов архитектуры, пружиной для ее становления и развертывания.
 
Гносеологический аспект вытекает из онтологического аспекта. В этом аспекте раскрывается смысл и логика становления и развертывания архитектурного пространства и архитектурной формы.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ... 3
 
Тема 1
АРХАИЧЕСКОЕ МИРОЗДАНИЕ. ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ... 5
 
Тема 2
ЧЕЛОВЕК И АЛТАРЬ В ПРОСТРАНСТВЕ БЫТИЯ ... 12
 
Тема 3
СУЩЕСТВО, СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ АЛТАРЯ ... 21
 
Тема 4
СТУПА ... 31
 
Тема 5
ХРАМ ... 48
 
Тема 6
ТЕМА СТОЛПА ... 61
 
Тема 7
ТЕМА ВОДЫ И ВРЕМЕНИ ... 70
 
Тема 8
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ ... 85
 
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ... 99
СЛОВАРЬ ... 101
 

 

 

Примеры страниц

 Философия архитектуры : Учебное пособие / Г. Л. Терехова ; ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». — Тамбов : Издательство ТГТУ, 2007  Философия архитектуры : Учебное пособие / Г. Л. Терехова ; ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». — Тамбов : Издательство ТГТУ, 2007
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 5,1 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

3 марта 2016, 14:38 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий