наверх
 

Терновец Б. Н., А. Майоль. — Москва, 1935

А. Майоль / Б. Терновец. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1935 А. Майоль / Б. Терновец. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1935
 

А. Майоль / Б. Терновец. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1935. — 60 с., ил.

 
Аристид Майоль (фр. Aristide Maillol, 8 декабря 1861 года, Баньюльс-сюр-Мер — 27 сентября 1944 года, там же) — французский скульптор и живописец каталонского происхождения. Майоль занялся скульптурой в сорок лет. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку мастера в 1902 году, был восхищён его работой «Леда» (1902). Это был невероятный успех, признание правильности избранного пути, более того — своеобразное благословение великого Родена.
 
Борис Николаевич Терновец (1884, Ромны — 1941, Москва) — советский искусствовед. Учился на юридическом факультете Московского университета (1903—1908) и Мюнхенского (1911—1912), в 1907—1914 учился и работал в частных художественных школах Москвы, Мюнхена и Парижа (в том числе у Э. А. Бурделя). Как скульптор участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (2-я премия за проект памятника «Освобожденный труд», 1920). Директор Музея нового западного искусства (1919—1937).
 
 

[Фрагменты текста]

Имя Аристида Майоля окружено сейчас во Франции величайшим почетом. Майоль занимает, несомненно, положение виднейшего скульптора эпохи. Нужно подчеркнуть, однако, что это признание Майоля пришло поздно, уже после войны. Известность Майоля долгое время заглушалась шумной, беспокойной славой Бурделля; но после смерти Бурделля влияние его искусства падает, значение Майоля, наоборот, укрепляется. Интересно отметить, что роль Майоля в современной скульптуре была гораздо ранее и полнее оценена в Германии, чем во Франции. Майоль еще только дебютировал как скульптор, когда Мейер-Грефе смело и с большой прозорливостью ввел его, как решающую фигуру, на страницы своей «Истории развития современного искусства» и предсказал его историческое место. Немецкому искусствоведу — Альфреду Куну — принадлежит и наиболее полная монография о мастере. Воздействие искусства Майоля совершенно явственно проявилось в Германии еще до войны.
 
Лишь после смерти Родена (1917 г.), в 20-х годах нашего века, положение Майоля укрепляется и во Франции. Появляется большая литература о художнике. Вслед за ранней, с большой теплотой написанной статьей о Майоле Мориса Дени (в журн. «Occident» 1, 2, 1903 г.) Сальмон и Вальдемар Жорж, Христиан Зервос и Мирбо, Дрейфус и Базлер, Пьер Камо и Мартини, Жюль Ромен и Фонтена посвящают ему в послевоенную эпоху статьи и книги. Редкие появления работ Майоля в салонах становятся событием художественной жизни. Но если значение Майоля и осознано художественной общественностью Франции, то официальные, академические круги далеки от признания Майоля.
 
Наряду с подобным отношением художественной критики следует подчеркнуть исключительную любовь к мастеру и высокую его оценку, которую спешит выразить ряд выдающихся художников — скульпторов и живописцев.
 
В высказываниях художников, в высказываниях критики имеются общие моменты, ставшие как бы общепризнанными положениями: это подчеркивание противоположности Майоля импрессионизму Родена; это утверждение, что Майоль вернул скульптуру на ее «истинную» дорогу; это восхваление ясности, гармоничности, величавого спокойствия майолевских статуй; это указание на «естественную», «коренящуюся в крови» связь Майоля с античностью, на его «подлинный» классицизм; это признание идеализма Майоля, синтезирующего, обобщающего свои наблюдения над природой, приводящего их к «красоте»; это, наконец, сравнение Майоля с «добрым ремесленником» старого времени, упорно, с любовью, годами обрабатывающим свой материал. Все эти положения, охватывающие отдельные конкретные стороны творчества Майоля, преподносятся, однако, апологетически, без всякой попытки вскрыть классовую ограниченность искусства Майоля, узость его тематики, его формализм.
 
<...>
 
Какие чувства, какие идеи несет с собою искусство Майоля?
 
Мысленно представим себе его произведения собранными вместе. Какие черты в его творчестве поразят нас сильнее всего?
 
Нас поразило бы прежде всего однообразие творчества Майоля, замкнутость его оторванного от жизни искусства. Нам бросилась бы в глаза узость, ограниченность его тематики, при значительном интересе, обнаруживаемом художником, к формальным запросам искусства.
 
Изображение обнаженного женского тела являлось бы темой абсолютно доминирующей, но и эта единственная, главенствующая тема решалась бы способами, близкими друг другу, не выходящими из круга некоторых основных решений.
 
В самом деле, вокруг немногочисленных фигур крупного масштаба в камне, мраморе, бронзе, доведенных до последней законченности, мы увидели бы отдельные торсы или недоконченные фигуры — без головы, без рук, — недоразвившиеся, не доведенные до конца произведения, хотя и вполне заслуживающие внимания совершенством своего выполнении. Многочисленные мелкие фигуры в гипсе, обожженной глине, бронзе, дереве окружали бы основные работы мастера. Тема обнаженного тела преобладала бы. Этюды голов попадались бы редко, собственно портреты были бы единичными. Все значительные замыслы Майоля нашли свое выражение главным образом в круглой пластике, хотя Майоль и создал несколько замечательных рельефов.
 
Наряду с преобладанием обнаженной женской фигуры мужская фигура появлялась бы как исключение. Мы могли бы заключить, что все эти женские фигуры, большие и малые, спокойно стоящие, сидящие, лежащие или застывшие в медлительном движении, обнаруживают между собой черты сходства, черты родства, служат воплощением определенного идеала женской красоты, приближаясь к нему в большей или меньшей степени.
 
Действительно, женские статуи Майоля принадлежат как бы к одной семье. Майоль рано приходит к определенному типу женской красоты, которому остается верен всю жизнь. Это — женщина полных, массивных, округлых форм, создающая представление о здоровье, естественности, близости ее к природе. Формы ее величавы, жестам присуща известная неуклюжесть, известная наивная грация. Она овеяна чувственностью, но это — «целомудренная», очищенная, далекая от какой-либо болезненности, извращенности городской цивилизации чувственность. В этом, да и во многих других отношениях искусство Майоля родственно искусству старика Ренуара: обоих отличает оптимизм, приятие, утверждение жизни, упоение ее богатством. Только скульптор сдержаннее: его искусство передает не только его эмоцию, но и носит следы обостренной, взвешивающей проверки со стороны рассудка.
 
 

Примеры иллюстраций

 
Аристид Майоль Аристид Майоль
 
Аристид Майоль Аристид Майоль
 
Аристид Майоль Аристид Майоль
 
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 7,4 МБ).
 
 
 
ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 


23 июля 2015, 2:04 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий