наверх
 

Тьерри. Виньоло. Архитектурные ордера : Памятная книжка для архитекторов. — С.-Петербург, 1897

Виньоло. Архитектурные ордера (Le Vignole de poche. Mémorial des artistes) : Памятная книжка для архитекторов / Текст и рисунки Тьерри ; Перевод с французского техн. П. Федорова. — С.-Петербург : Издание Ив. Ив. Иванова, 1897
 
 

Виньоло. Архитектурные ордера (Le Vignole de poche. Mémorial des artistes) : Памятная книжка для архитекторов / Текст и рисунки Тьерри ; Перевод с французского техн. П. Федорова. — С.-Петербург : Издание Ив. Ив. Иванова, 1897. — 42 с., 55 л. ил.

Виньоло. Архитектурные ордера (Le Vignole de poche. Mémorial des artistes) : Памятная книжка для архитекторовъ / Текстъ и рисунки Тьерри ; Переводъ съ французскаго техн. П. Федорова. — С.-Петербургъ : Изданіе Ив. Ив. Иванова, 1897. — 42 с., 55 л. ил.

 
 
На протяжении трёхсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562), кратко изложенному в настоящем издании французским архитектором и гравёром Тьерри (Thierry). Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.
 
 

Архитектурные ордера.

Стволы деревьев, поддерживавшие крыши древних строений, подали мысль о сооружении первых колонн из камня и мрамора, которыми впоследствии украшали эти здания, но никак не размеры человеческого тела, как это предполагали многие писатели. Действительно, какое отношение может иметь колонна к структуре человеческого тела, Голова и ноги разве имеют какое-либо отношение к капителю и основанию? Бедра и другие части тела разве соответствуют ее стержню? Гораздо естественнее предположить, что только именно деревья подали мысль о сооружении колонн. — Ствол дерева, уменьшаясь в толщину от низа к верху, подал мысль о стержне колонны; обрез у начала суков вверху ствола, образующий иногда стрелку свода, где в некоторых случаях остается несколько листвы, подал мысль о капители. Еще более того, самые корни, составляющие часто и подножие дерева, нечто в роде венчика или закладки, дали представление об основании (пьедестале) колонн.
 
Антаблементы (карнизы) происходят от устройства полов и крыш; архитравы (перекладины) представляют горизонтальные деревянные балки, которые кладутся от одного столба к другому для того, чтобы поддерживать пол; фриз изображает толщину пола и конец составляющих его балок; наконец, карниз — ничто иное, как изображение выступов, придаваемых концам наклонных досок, составляющих крышу, для облегчения стока воды, не причиняя вреда постройке.
 
Египтяне, первые строители колонн, употребляли много материала и делали эти колонны более толстыми, чем нужно по отношению их к высоте, как это видно из развалин их наиболее древних зданий. Уже только греки стали придавать своим колоннам надлежащую толщину, согласно с их высотою и с тою тяжестью, которую приходилось поддерживать этим колоннам; поэтому они подразделяли размеры колонн на солидные (плотные), средние и легкие (изящные); таким образом, они установили три рода колонн, соответственно этим различным способам; эти три рода колонн сохранили название тех местностей, где они были изобретены.
 
Такое нововведение пользовалось всеобщим одобрением; эти народы, вследствие изучения комбинаций, дошли, наконец, до размеров, более приятных для глаз, в различных ордерах (ordonnance) архитектуры относительно установленного ими характера солидности, изящества и легкости этих колонн. Раз прекрасное было найдено, то стали исследовать, каким образом оно могло производить надлежащий эффект, — стали исследовать путем сравнения, вследствие каких причин некоторые размеры производили более удовлетворительный вид, чем другие; почему иные размеры нравились вообще, тогда как другие, казалось, оскорбляли глаз. Из этих параллелей и наблюдений выяснились и первые правила, которые люди постарались развить.
 

 

 

Примеры страниц

Виньоло. Архитектурные ордера (Le Vignole de poche. Mémorial des artistes) : Памятная книжка для архитекторов / Текст и рисунки Тьерри ; Перевод с французского техн. П. Федорова. — С.-Петербург : Издание Ив. Ив. Иванова, 1897
 
Виньоло. Архитектурные ордера (Le Vignole de poche. Mémorial des artistes) : Памятная книжка для архитекторов / Текст и рисунки Тьерри ; Перевод с французского техн. П. Федорова. — С.-Петербург : Издание Ив. Ив. Иванова, 1897 Виньоло. Архитектурные ордера (Le Vignole de poche. Mémorial des artistes) : Памятная книжка для архитекторов / Текст и рисунки Тьерри ; Перевод с французского техн. П. Федорова. — С.-Петербург : Издание Ив. Ив. Иванова, 1897
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 32,4 МБ).
 

 

 

26 февраля 2017, 17:37 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий