|
Учителя и ученики : Материалы международной научной конференции к 190-летию МГХПА им. С. Г. Строганова. — Москва, 2016Учителя и ученики : Материалы международной научной конференции к 190-летию МГХПА им. С. Г. Строганова : Опыт коллективного монографического исследования. — Москва, 2016. — 375 с., ил. — ISBN 978-5-87627-134-1
Коллективная монография подготовлена на основе проходившей 20 ноября 2015 г. Международной научной конференции «Учителя и ученики», посвященной 190-летию МГХПА им. С. Г. Строганова. Ученые, педагоги, аспиранты творческих вузов России, зарубежные авторы делятся опытом исследований истории художественно-промышленного и дизайн-образования, пониманием современных тенденций в данной области. Конференция — этап научных исследований по теме: «Творческое наследие Строгановской школы. Фундамент традиций и новаторский поиск». Руководитель темы: доктор искусствоведения, профессор С. В. Курасов. Издание предназначено для широкого круга читателей.
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех его проявлениях, для этого вы должны быть самым образованным человеком.
И. Крамской
Предлагаемое издание представляет собой опыт создания коллективного монографического исследования на основе тематики и проблематики научной конференции «Учителя и ученики», прошедшей МГХПА им. С. Г. Строганова 20 ноября 2015 г.
Проведение конференции стало этапом исследований по теме «Творческое наследие Строгановской школы. Фундамент традиций и новаторский поиск» (научно-практическое исследование)», работа над которой идет уже с 2014 года.
В работе конференции принимали участие известные ученые и исследователи, а также преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, соискатели и студенты из различных вузов нашей страны, музеев, выставочных центров, среди которых МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет дизайна и технологии (МГУДТ), Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, г. Пермь, Национальный Институт Дизайна, МГУП им. Ивана Фёдорова, Оренбургский государственный университет, МГХПА им. С. Г. Строганова, СПГХПА им. А. Л. Штиглица, Академия ИМСИТ, Академия архитектуры и искусств ЮФУ, Гуманитарно-прикладной институт НИУ «МЭИ», РЭУ им Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургская Государственная полярная академия, Уральская государственная архитектурно-художественная академия, г. Екатеринбург, МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Государственная Третьяковская галерея и другие. Свой доклад прислала известная британская исследовательница русского авангарда Кристина Лоддер, неоднократно выступавшая в Москве на конференциях, проходивших в рамках комиссии по изучению русского авангарда в ГИИ, членами которой являются и преподаватели МГХПА им. С. Г. Строганова. Материал о кафедре дизайна Харьковской государственной художественно-промышленной академии прислал профессор А. В. Бойчук.
Материалы конференции отражают различные аспекты заявленной темы «Учителя и ученики»: от анализа общеисторического контекста зарождения и развития художественно-промышленной школы в России и до роли выдающихся педагогов в ее развитии, от общетеоретических проблем формирования модели художественно-промышленного образования и до описания отдельных дисциплин.
Структура издания, по сути, — коллективного монографического исследования, отражает как структуру и порядок докладов на конференции, так и этапы истории Строгановского училища.
Статьи первой части группируются вокруг темы создания Строгановского училища как целостного, системно выстроенного учебного заведения, опыт которого анализируется исследователями с разных точек зрения.
Вторая часть затрагивает влияние революции в искусстве на систему художественного образования. Искусство русского авангарда коренным образом изменило не только привычную систему художественного и художественно-промышленного образования, но и создало предпосылки для зарождения дизайна как профессии, а также системы дизайнерского образования в различных отраслях промышленности.
Третья часть «Дизайн в системе художественно-промышленного образования» посвящена истории отдельных факультетов и кафедр уже в послевоенные годы, в период воссоздания художественно-промышленного образования в нашей стране благодаря усилиям бывшего ученика Императорского Строгановского училища, выпускника ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа со званием «инженер-художник», профессора, ректора воссозданной в 1945 году Строгановки Захара Николаевича Быкова. Большой интерес здесь представляет статья В. А. Малолеткова о годах учебы в Строгановском училище,
Четвертая часть касается выбора стратегий и перспектив художественно-промышленного и дизайнерского образования.
Теме «Мастер и ученик» посвящена отдельная часть исследования, касающаяся истории формирования школ и традиций, творчеству выпускников Строгановского училище.
СОДЕРЖАНИЕ
9 Учителя и ученики. Вместо предисловия
11 С. В. Курасов. Приветственное слово. Строгановская школа: фундамент традиций и новаторский поиск. Учителя и ученики
Часть 1. Формирование системы художественно-промышленного образования и создание Строгановского училища
17 Глинтерник Э. М. Художественно-промышленное образование в России второй половины XIX века: взгляд современников
24 Бесчастнов Н. П. Роль методов обучения художников-текстильщиков в становлении дизайнерского образования в России. Строгановка—ВХУТЕМАС—Текстильный институт
37 Докучаева Е. Е. Организация практического обучения и создание учебных мастерских в Строгановском Императорском художественно-промышленном училище
44 Зубец В. М. Благотворительность в истории Строгановского училища на рубеже XIX—XX веков
51 Фадеева Т. Е. Взаимоотношения школы и социума. Влияние культурной политики, науки, техники и производства на становление и развитие художественно-промышленного образования
57 Глазов И. В. Зеркало и светильник. Художественная школа и творческая индивидуальность
63 Крохалева А. П. Традиции Строгановского художественно-промышленного училища в деятельности П. И. Субботина-Пермяка
70 Яцюк О. Г., Васюра В. С. Графическая подача дизайн-проекта: от петровских школ до ВХУТЕМАСа
78 Манукян Д. В. Роль Строгановской школы в формировании новых тенденций выставочного экспонирования. Практика конца XIX — первой трети ХХ в.
Часть 2. Революция в искусстве — революция в художественном образовании
90 Барышева В. Е., Желондиевская Л. В. Вопросы формообразования в пропедевтике ВХУТЕМАСА
96 Хасанова Ю. М. ВХУТЕМАС — проблемы реконструкции
100 Червонная М. А. По принципу подобных форм. 1921—2015
105 Лоддер Кристина. Изменения в структуре ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа как отражение историко-культурной ситуации
109 Чувашев Ю. И. Школа искусства книги. От ВХУТЕМАСа до МГУП
117 Лаврентьев А. Н. Захар Николаевич Быков (1898—1987). Почерк дизайнера
128 Драничкина О. С. Творчество Н. А. Лакова в контексте агитационного искусства 1918 года
Часть 3. Дизайн и декоративное искусство в системе художественно-промышленного образования второй половины ХХ века
135 Малолетков В. А. Вспоминая своих учителей
141 Заева-Бурдонская Е. А. Дизайн в структуре художественно-промышленного вуза в период становления функционализма. (Из истории Строгановской школы 1960—1970-х годов.)
147 Бойчук А. В. Цех сборки
152 Агафонова А. Ю. История кафедры «Художественный металл»
158 Львовский Ф. А. Из истории кафедры «Дизайн-текстиль» МГХПА им. С. Г. Строганова. Основные этапы становления и развития
165 Гавин С. В. Методика проектирования произведений монументального текстильного искусства (сценический занавес, декоративное панно, гобелен) на кафедре «Дизайн-текстиль»
172 Голубева А. А. Эволюция проектирования текстильной среды — от декоративно-прикладного искусства к дизайну
177 Рубцова Л. П. Проектирование орнаментальных раппортных тканей на кафедре «Дизайн-текстиль» МГХПА им. С. Г. Строганова
182 Карпова Е. А. Сотрудничество кафедры «Дизайн-текстиль» МГХПА им. С. Г. Строганова с текстильным производством: традиции и современные требования
188 Дзембак Н. М. Роль творческих и учебных задач в методике подготовки художников-дизайнеров декоративных жаккардовых тканей
193 Цветкова Н. Н. Искусство ручного ремизного ткачества — традиционные технологии, новые идеи (на примере студенческих работ кафедры художественного текстиля СПГХПА им. А. Л. Штиглица)
199 Широковских М. С. Ассортимент детских тканей фабрики им. В. Слуцкой как опыт промышленного проектирования выпускников академии им. А. Л. Штиглица
204 Мокина А. Ю. Донской художественный текстиль: становление, даты, школа, имена
208 Ковальчук Е. О. Сравнительный анализ архитектуры и костюма в различные временные периоды
Часть 4. Стратегии и перспективы художественно-промышленного образования
216 Жердев Е. В. Парадигма целостного дизайн-образования
222 Чепурова О. Б. Социокультурные ценности как ориентир развития проектной деятельности дизайнеров в регионах
231 Пушкарев А. Г. Образовательные стратегии будущего и мутации дизайна
236 Мкртчян С. В. Ассоциативный метод проектирования в средовом дизайне
242 Лаврентьева Е. А. Учебные пособия по графическому дизайну и этапы развития визуальной культуры
251 Кошаев В. Б. Наука в Строгановке — философские проблемы искусствознания
262 Белгородский В. С., Гурова Е. А. Художественно-промышленное образование и социум: точка зрения К. МакКой
269 Усанова А. Л. Искусствоведение в формировании художественно-образного мышления у студентов творческих специальностей
274 Орлов И. И. Современные перспективы развития «Строгановской школы» медиевистики в отечественной историографии культовой романской и готической архитектуры Средневековья
274 Грязева И. В. Специфика дизайнерской деятельности и ее отличие от декоративно-прикладных видов формообразующего творчества
283 Графова Е. С. Роль производственной практики в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений сферы культуры и искусства
289 Сазиков А. В. Строгановская школа дизайна и проект «190 фактов из жизни Строгановки»
Часть 5. Мастера и ученики. Творческие портреты
295 Власова О. М. К проблеме строгановской иконописной школы: патерналистский период
302 Абраменко Н. М. Образы Владимира, Бориса и Глеба и киевская тема в русском искусстве второй половины XVII века
309 Регинская Н. В. Творчество как обучение и непреходящие ценности русской культуры
317 Ганцева Н. Н., Воробьев А. А. Андре Шарль Буль — автор техники и стиля в мебельном искусстве
320 Фрейверт Л. Б. Приношение Н. Н.Соболеву: римская предметная среда у Петрония
326 Зиновеева М. М. Иконостас по проекту В. Е. Егорова для церкви Николая Чудотворца в здании мастерских Императорского Строгановского училища
335 Хаирова В. Ш. К вопросу о раннем творчестве В. Е. Егорова (1900—1905)
342 Трощинская А. В. Малоизвестная графика И. В. Баркова начала XX в. с изображением иконостаса и печи Ново-Иерусалимского монастыря из собрания Музея МГХПА им. С. Г. Строганова
347 Аристова С. Л. Н. Н.Соболев: историк искусства, художник и педагог, создатель кафедры истории искусства в воссозданном Строгановском училище
358 Монина А. В. Роль света (слово о Бетоньяне)
362 Васильченко А. А. Ажурное пуховязание Оренбуржья: традиция и ее художественное переосмысление в предметном творчестве
367 Алиева О. О. Уральская антропоморфная пластика из составного камня: от традиций к современности
373 Гончарова К. В. Использование модульного оборудования при организации выставочных пространств
375 Заключение
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 2,9 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
5 ноября 2020, 18:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий