наверх
 

Украинское народное искусство : Ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия : Альбом. — М. ; Л., 1938

Украинское народное искусство = Українське народне мистецтво : Ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия : Альбом / Редактор П. А. Полуянов. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство „Искусство“, 1938 Украинское народное искусство = Українське народне мистецтво : Ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия : Альбом / Редактор П. А. Полуянов. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство „Искусство“, 1938
 
 

Украинское народное искусство : Ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия : Альбом / Редактор П. А. Полуянов. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство „Искусство“, 1938. — 55 с., ил.

 
 
Альбом. Составлен в основном на материалах украинских выставок 1936 года в Москве и Ленинграде и коллекций государственного музея украинского искусства в Киеве.
 
 
[Из предисловия]
 
„...Мы строим пролетарскую культуру. Это совершенно верно. Но верно также и то, что пролетарская культура, социалистическая по своему содержанию, принимает различные формы и способы выражения у различных народов, втянутых в социалистическое строительство, в зависимости от различия языка, быта и т. д. Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме — такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм. Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, а дает ей содержание. И наоборот, национальная культура не отменяет пролетарской культуры, а дает ей форму. Лозунг национальной культуры был лозунгом буржуазии, пока у власти стояла буржуазия, а консолидация наций происходила под эгидой буржуазных порядков. Лозунг национальной культуры стал лозунгом пролетарским, когда у власти стал пролетариат, а консолидация наций стала протекать под эгидой советской власти. Кто не понял этого принципиального различия двух различных обстановок, тот никогда не поймет ни ленинизма, ни существа национального вопроса с точки зрения ленинизма...“ (И. Сталин, О политических задачах Университета народов Востока. Из речи на собрании студентов КУТВ 18 мая 1925 г. „Вопросы ленинизма“, стр. 137, Партиздат, 1933 г.)
 
История украинского народа представляет собой непрестанную героическую борьбу за национальное освобождение, за свободу, за собственную культуру.
 
Эта героическая борьба украинского народа отчетливо видна и в искусстве Украины всех прошлых столетий.
 
В современном народном искусстве, в его ярких, красочных образах слышится торжествующая и радостная песнь победы, — победы Великой социалистической революции, принесшей украинскому народу расцвет национальной культуры и счастливую, свободную жизнь. В искусстве Украины, как в зеркале, отражается победа ленинско-сталинской национальной политики.
 
Жившие до революции в горе и нищете украинские крестьяне не могли украшать свои бедные хаты роскошными декоративными тканями. Но на простом, домотканном полотне с большим мастерством и тонким художественным вкусом вышивали они прекрасные узоры, причудливым орнаментом расписывали стены своих хат снаружи и изнутри, вышивали и ткали декоративные „рушники“, красочными рисунками украшали глиняную посуду. Тонкая искусная вышивка и цветистые ткани всегда были неотъемлемой частью украинского национального костюма.
 
Украинское народное искусство имеет большую историю. Чрезвычайно колоритное и разнообразное, это искусство широко популярно и за пределами Украины. Его художественный язык глубоко выразителен и обнаруживает огромную любовь к природе, жизнерадостность и целеустремленность его творцов.
 
Украина издавна славилась своими художественными бытовыми изделиями. Богатая и яркая украинская природа — необозримые южные степи, леса, цветущие луга, живописные овраги, полноводные реки — вся красочность украинских просторов служила неисчерпаемым источником народного художественного творчества, подсказывала огромное количество мотивов для творческой фантазии народных художников, питала разнообразнейшую орнаментацию бытовых изделий.
 
Богатый край давал свое сырье для всевозможных отраслей бытового искусства: шерсть, лен и конопля употреблялись для ковров, тканей и вышивки; огромные залежи многоцветных глин служили прекрасным сырьем для художественной керамики; лоза и солома являлись материалом для плетения; яркие цветы и растения давали отличные краски всех тонов и оттенков.
 
Для украшения своего быта безымённые народные художники, выросшие в украинских селах, создали целую сокровищницу оригинальных орнаментов. Орнамент передавался от поколения к поколению, и в каждой области, в каждом районе и даже в отдельных селах Украины утвердились свои традиционные украшения, характерные для данной местности.
 

 

 
[Примеры репродукций с аннотациями]
 
ТОВАРИЩ СТАЛИН СРЕДИ НАРОДА. Ковер, вытканный колхозницами-ковровщицами
1. ТОВАРИЩ СТАЛИН СРЕДИ НАРОДА. Ковер, вытканный колхозницами-ковровщицами Наталкой Вовк, Марией Щур, Фросиной Иванець (с. Скобцы, Киевской обл.), Татьяной Иваницкой, Гафией Малыш, Мариной Кульгой и Марией Пономаренко (с. Дегтяри, Черниговской обл.) и Ольгой Домброван (с. Добровеличковка Одесской обл.). Натур. размер 4,95 × 3,75 м. 1937.
 
 
К. Е. ВОРОШИЛОВ ПРИНИМАЕТ ПАРАД КРАСНОГО КАЗАЧЕСТВА
2. К. Е. ВОРОШИЛОВ ПРИНИМАЕТ ПАРАД КРАСНОГО КАЗАЧЕСТВА. Ковер, вытканный колхозницами Наталкой Вовк, Марией Щур и Фросиной Иванець (с. Скобцы, Киевской обл.), Татьяной Иваницкой, Марией Пономаренко, Гафией Мальш и Мариной Кульгой (с. Дегтяри, Черниговской обл.). Натур. разм. 3,65  × 5 м. 1936.
 
 
КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ
3. КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ. Ковер, вытканный колхозницами-ковровщицами Татьяной Сухиной, Марией Шебыченко, Ульяной Крутий (с. Решетиловка, Полтавской обл.), Марией Глущенко, Марией Зинченко, Наталкой Зинченко (с. Великие Будища, Полтавской обл.), Ульяной Соловьяненко (с. Новые Санжары, Полтавской обл.), Галиной Денисенко (с. Лыпняшки, Одесской обл.) и Марией Головатенко (с. Добрянка, Одесской обл.). Натур. разм. 3,75 × 4,85 м. 1937.
Одни из первых тематических украинских ковров, созданных колхозницами-ковровщицами в экспериментальных мастерских Музея украинского народного искусства в Киеве. Украинское ковроделие до самого последнего времени почти не знало сложной тематической композиции. Насчитывающиеся единицами тематические ковры, оставшиеся после помещичьих мастерских, представляют собой весьма слабые копии с несложных по композиции западноевропейских ковров. Народные украинские „килимы“ были украшены растительным и геометрическим орнаментом с отдельными элементами звериного. Встречавшиеся изредка (исключительно в коврах подольской группы) изображения людей представляют собой весьма стилизованные и сугубо орнаментированные изображения (см. табл. 5).
 
 
КИЛИМ ЦЕНТРАЛЬНОУКРАИНСКОЙ ГРУППЫ
4. КИЛИМ ЦЕНТРАЛЬНОУКРАИНСКОЙ ГРУППЫ. Работа ковровщиц О. Хлонь, Д. Кабачной, Е. Гармаш, Н. Зинченко, М. Зинченко и О. Хмелик (с. Великие Будища, Диканьского р-на, Полтавской области, Артель им. Жовтня). Натур. разм. 3,3 × 2,6 м. 1936.
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 16,4 МБ).
 
 

3 июня 2015, 1:49 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий