|
Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф : Сборник статей. — С.-Петербург, 2019Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф : К 100-летию музейной жизни бывших царских резиденций : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», 23–23.04.2018 / Ответственный редактор А. С. Белоусов ; Государственный музей-заповедник «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2019. — 448 с. : ил. — (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век; IX). — ISBN 978-5-91598-035-7
Сборник статей подготовлен по материалам ежегодной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф» и приурочен к столетию музейной деятельности, которое в 2018 году отметили музеи-заповедники Петергоф, Царское село, Павловск и Гатчина, объединившись в рамках юбилейной программы «Век музеев». Представлены результаты исследований, посвященных истории сохранения и реставрации пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга и других исторических памятников.
Издание адресовано историкам, искусствоведам, культурологам и музейным работникам.
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственные слова
Кальницкая Е. Я. ... 9
Таратынова О. В ... 12
Дементьева В. А ... 13
Панкратов В. Ю ... 15
Макаров С. В ... 17
Проблемы реставрации пригородных дворцово-парковых комплексов Санкт-Петербурга
Кальницкая Е. Я.
Время первых ... 20
Бондарев С. В.
«Владыка бурь восстал и сел на колесницу». Последствия наводнения 1924 года и начало музейной реставрации в Петергофе ... 37
Секарева Е. Р.
Восстановление петергофского «Эрмитажа» в послевоенное время ... 42
Петров П. В.
Реставрация дворцов и парков Петродворца в 1970-е годы ... 55
Флотская И. А.
История и исторические проблемы реставрации Готической церкви Александра Невского в Александрии ... 75
Смирнова Т. П.
Реставрационные работы в парке Александрия с 1998 года по настоящее время ... 82
Хоружая Т. И.
Особенности реставрации дворца «Коттедж» в 2002–2009 годах ... 87
Федоров А. И.
Эксплуатация Китайского дворца. Точка отсчета — 1945 год ... 97
Макашова Е. А.
Послевоенная реставрация павильона Катальной горки ... 109
Кирпичникова М. В., Рыженко И. Э.
Начало реставрации Гатчинского дворца в 1944–1951 годах ... 120
Иванова В. Н.
Отражённые в водах. О реставрации мостов Гатчинского парка ... 130
Реставрация исторических зданий и парков в России и в Европе
Белковская В. М.
Восстановление дворцов Ленинграда на выставке в Париже ... 140
Клинге Д.
Трагедия и триумф: взгляд из-за рубежа ... 147
Ермолов П. Б.
Проект реставрации и приспособления Хлебного дома в 1972–1979 годах для Академии художеств СССР ... 154
Калинина С. Г.
Архитектор М. В. Дьяконов и его реставрационные проекты 1950-х годов: Царицыно, Марфино, Горенки и другие ... 166
Муратова Д. В.
Музей-заповедник «Казанский Кремль»: практика и опыт реставрации историко-культурного наследия ... 177
Озола С. Р.
Реставрация исторических насаждений альпинария Приморского парка в городе Лиепая ... 181
Яранцев В. Н., Силантьева Н. А.
Реставрация. Семантика. Историческая правда ... 192
Зиновьева Ю. В.
Формирование профессиональной идентичности реставрационного сообщества России ... 197
Коренцвит В. А.
Ошибка или возможный вариант? Границы допустимого компромисса в реставрации ... 204
Фомин И. В., Викулин Я. Н.
Использование аэрационных устройств для естественной вентиляции в памятниках архитектуры и музеях ... 217
Реставрация музейных предметов
Катцова М. А.
Центральные реставрационные мастерские при УКППЛ и становление реставрации музейных фондов пригородных дворцов-музеев Ленинграда в 1939–1948 годах ... 224
Зиновьева М. А.
1998–2018. К 20-летию отдела реставрации музейных фондов ГМЗ «Петергоф» ... 260
Казнакова М. И.
Парадный костюм Петра I в собрании ГМЗ «Петергоф»: история и реставрация ... 270
Березнюк А. Н., Холоднова О. А.
Воссоздание росписей Екатерининского корпуса дворца «Монплезир» в 1970–80-х годах ... 277
Рудоквас И. А.
Утраченные барельефы Царицына павильона: проблемы атрибуции и воссоздания ... 289
Трубановская М. В., Андреева Т. В.
«Памятные книжки» в собрании ГМЗ «Петергоф». История реставрации одного альбома ... 301
Каяндер О. Е, Демидова Е. А.
Картина Алессандро Гревенбрука «Сражение при Гангуте» из коллекции дворца «Монплезир» в Петергофе: история и реставрация ... 311
Артемьева И. С., Бортникова Е. А.
«Обрезание Христа» Людовико Карраччи: реставрация и атрибуция ... 320
Колосова Ю. Л.
Исследование картин методами ИК- и УФ-диагностики. Из практики музейного реставратора ... 326
Баженова О. К., Шумилова Х. В.
Реставрация античной статуи «Венера типа Капитолийская» из собрания ГМЗ «Павловск» ... 333
Шишкина Е. А.
Дорожно-реставрационный этюд в «тивдийских» тонах ... 341
Научная реставрация или реставрационная наука?
Материалы круглого стола
Павлов С. А., Лебедев И. В., Лебедева Н. И., Ридер Д. Е., Ридер М. А.
Реставрация с приспособлением ансамбля «Нижняя дача» под музейное использование как путь сохранения объемно-пространственной композиции северо-восточной части парка Александрия ... 352
Рядова М. Н.
Александровский дворец. Мир чу́дных открытий ... 365
Лаппо Л. В.
Руины как искусство ... 371
Яковлева Т. Ю.
Гатчинский дворец вчера, сегодня, завтра ... 381
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сохраняя память. Петергоф в документах и воспоминаниях
Казанская Е. В.
Воспоминания о восстановлении Большого Петергофского дворца ... 392
Леонтьев А. Г.
Воспоминания о работе на петергофских памятниках в 1980–1985 годах ... 409
Лециус И. Ю.
Воспоминания о работе в Петергофе ... 433
Уствольская Н. М.
О времени и о себе ... 437
Е. Я. Кальницкаягенеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»
Ставший историей 2018 год явился знаковым для Государственного музея-заповедника «Петергоф». Вместе с коллегами из Гатчины, Павловска и Царского Села мы отметили 100-летний юбилей превращения роскошных летних императорских резиденций в окрестностях Петербурга в общедоступные музеи-заповедники. Целый век минул с той поры, когда в июне 1918 года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия для посетителей «нового типа» — рабочих, солдат, мещан. Там, где некогда отдыхал и развлекался императорский двор, начиналась особая музейная жизнь, и никто не знал, каким будет путь ее развития. Даже на непростом раннем этапе невозможно было представить, что этот путь окажется столь трудным и во многом трагическим. История бурного XX столетия отразились в музейной судьбе резиденций, а их исключительные по своей ценности архитектурные памятники и коллекции во многом определили ход культурного развития России.
После Февральской революции 1917 года и отречения Николая II от власти императорские резиденции оказались под угрозой разорения, их будущее было неясно, но царское имущество перешло в государственные руки. В этот момент в процесс музейного становления включились представители творческой российской интеллигенции, знатоки и ценители искусства, которые проявили инициативу, поставив перед новой властью вопрос о необходимости сохранения уникального наследия династии Романовых. Образованное Временное правительство продолжило курс на использование бывших императорских дворцов для просвещения народных масс, и в течение 1918 года был реализован процесс их перерождения: их судьба изменилась и они стали государственными музеями. В мучительных спорах разрабатывались концепции развития экспозиций, разрешались противоречия между хранителями и комиссарами, поставленными во главе каждой музейной институции, которые нередко оборачивались человеческими трагедиями.
В период 1920–30-х годов Петергофские дворцы-музеи и парки жили и развивались вместе со всей страной, которая находилась в процессе своего становления и бурного роста. Признавая важность образования для широких масс, чиновники «от культуры» стремились сохранить исторические дворцы, привнеся в них новое содержание, но при этом вычеркнув из их биографий судьбы прежних владельцев. Горячие споры о том, какими в будущем должны стать дворцы-музеи, шли на протяжении длительного времени. В итоге в дворцовых интерьерах стали создаваться экспозиции и выставки нового типа, призванные рассказывать советским людям историю их страны с классовых позиций.
С течением времени памятники архитектуры потребовали ремонтов, и постепенно началась реставрация дворцовых зданий и уникальных петергофских фонтанов, которые ждали не только заботы, но и финансовых вложений. Интерес к бывшим царским резиденциям был велик, а огромный, постоянно увеличивавшийся поток любознательных посетителей привел к тому, что в 1930-е годы дворцы Петергофа стали самыми посещаемыми музеями страны, а парки — любимым местом отдыха трудящихся. В конце 1930-х годов музейное сообщество пережило кризис, и десятки специалистов разных профессий подверглись политическим репрессиям.
Мирную жизнь дворцов и парков Петергофа прервала Великая Отечественная война, внеся в нее хаос и разрушения. Коллектив музея-заповедника в сложнейшей ситуации смог упаковать и отправить в эвакуацию шедевры петергофских коллекций. На территории ансамбля шли ожесточенные бои, нанося огромный урон постройкам и паркам. В итоге тяжелая война стала трагическим этапом в жизни музея, разделившим историю дворцово-паркового комплекса Петергофа на две части: до и после. Первая брала начало в петровские времена и продолжалась до сентября 1941 года. Вторая, идущая от января 1944 года, продолжается сегодня и, надеемся, не прервется никогда. Тем не менее катастрофические военные разрушения обусловили написание новой истории Петергофа с чистого листа.
Война закончилась Великой Победой, и по всей стране началось восстановление памятников культуры. Однако в фонтанной резиденции долго продолжались «бои местного значения»: споры о том, быть или не быть музею в Петергофе. Вопросов было много, а ответов значительно меньше: никто не знал, как теперь следует воссоздавать бывшую императорскую резиденцию, будет ли под силу государству вернуть ее к музейной жизни в тяжелое послевоенное время.
Однако участники дискуссий единодушно сошлись во мнении, что процесс восстановления необходимо начинать срочно, считая эту задачу политической программой страны. Начинали с малого: сотни людей принялись расчищать и восстанавливать петергофские сады и парки, чтобы открыть их для гуляния. Остро встала проблема ремонта сложнейшей фонтанной системы как доминанты уникального комплекса. После открытия парков и запуска фонтанов, после триумфального возвращения на свое историческое место легендарного «Самсона» приступили к решению вопроса о будущем дворцов. С этого времени постепенно, год за годом, десятилетие за десятилетием, шел долгий и трудный процесс реставрации: от малых дворцов («Эрмитаж», «Монплезир» и др.) до восстановления главного Большого Петергофского дворца как места, где вершилась история Отечества. Большому каскаду суждено было теперь стать не только памятником российской государственности и символом победы русского оружия в Северной войне за выход к Балтийскому морю, но и памятником победы России над фашистской Германией. Все сложности восстановительных и реставрационных работ предвидеть и учесть было невозможно, финансирование оказалось нестабильным, в силу этого процесс восстановления петергофских дворцов и павильонов затянулся на 60 лет и завершился совсем недавно, в 2010-е годы.
Напряженный, повседневный, кропотливый труд огромного коллектива людей — архитекторов, реставраторов, рабочих, научных сотрудников — навсегда вошел в историю страны, став подвигом. Их труд накладывает на нас, сегодняшних хранителей пригородов, долг изучения, осмысления и переосмысления их работы. Это нужно для того, чтобы оставить в наследство своим преемникам документальную историю пригородных музеев-заповедников.
Время идет, а прошлое становится ближе: открываются архивы, «всплывают» новые документы — живые свидетели истории, и история музейного столетия становится для нас ближе и понятнее. И вполне естественно, что сегодня мы с огромным уважением говорим о людях Петергофа и других пригородов: о директорах и создателях музеев, о хранителях и исследователях коллекции, об участниках послевоенного восстановления дворцов-музеев — представителях самых разных музейных профессий.
Без их труда существование нынешнего всемирно известного музея-заповедника «Петергоф» было бы невозможно. Отдавая всем своим предшественникам дань благодарной памяти, мы посвящаем им этот сборник.
О. В. Таратыновадиректор Государственного музея-заповедника «Царское Село»
2018 год — юбилейный для четырех пригородных музеев. Это не только огромный праздник для наших музейных коллективов, но и еще один повод пристально вглядеться в нашу новейшую историю. До недавнего прошлого история музеев после 1918 года оставалась немного в стороне от музейных исследователей, вне поля их зрения. Лишь недавно мы начали изучать послевоенные документы, и перед нами открылась история, полная побед и свершений, — не менее великая, чем летописи XVIII–XIX веков. Тысячи людей трудились в наших музеях, отдавая свои силы, время, здоровье этому великому делу, называемому — МУЗЕЙ.
Иногда это требовало героизма в буквальном смысле слова. Хотя, конечно, после войны, когда вся страна испытывала трудности и лишения, героизм стал понятием обыденным, люди не осознавали величие своего ежедневного труда.
Особенно это касается реставраторов. Мне посчастливилось застать тех, послевоенных реставраторов — живописцев, резчиков, позолотчиков, которые восстанавливали наши дворцово-парковые комплексы после войны. В 1950–60-е годы живописцы бригады Якова Казакова работали в огромных залах на верхних ярусах без отопления, не спускаясь с лесов с утра до вечера, поскольку это отнимало много времени. Они буквально жили на этих лесах. Одна из самых значительных работ бригады — воссоздание грандиозной по размеру плафонной живописи Большого зала (850 кв. м) Екатерининского дворца. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в реставрационной практике. Более четверти века Яков Александрович посвятил восстановлению плафонной живописи в Екатерининском дворце, куда пришел в 1963 году. Он оставался здесь до последней минуты жизни: мастер умер перед входом во дворец. Его последними словами были: «Нужно заказывать холсты... »
Жаль, что невозможно назвать поименно всех людей, возрождавших Царскосельскую резиденцию. Не могу не упомянуть еще два имени. Легендарному архитектору, основоположнику ленинградской школы реставрации Александру Кедринскому принадлежит исключительная заслуга в разработке методики воссоздания и реставрации разрушенных и поврежденных памятников архитектуры Ленинграда и его пригородов. Кедринский — знаковая фигура для ГМЗ «Царское Село», 45 лет он был его главным архитектором. По его проекту восстанавливали Царскосельский дворцово-парковый ансамбль, разрушенный в годы Великой Отечественной войны. Главным делом Лилии Швецкой стало воссоздание декоративного убранства Золотой анфилады Екатерининского дворца. Она из числа реставраторов, которые подняли свою профессию до уровня художественного творчества.
Восстановление каждого зала — радостное событие в жизни каждого музея. Оно внушало уверенность, что скоро все будет как до войны и дворцы возродятся во всем своем величии.
Так давайте в юбилейный год вспомним всех, кто работал над восстановлением наших дворцов и парков: научных сотрудников, реставраторов, садовых мастеров, инженеров и архитекторов, хранителей фондов. Именно их труд, ставший судьбой, позволил нашим музеям встретить свой юбилей в красоте и величии, нужными и востребованными.
В. А. Дементьевадиректор Государственного музея-заповедника «Павловск»
Научно-практическая конференция, посвященная вековому юбилею дворцовых музеев Гатчины, Павловска, Петергофа и Царского Села, имеет образно точный подзаголовок: «Трагедия и триумф».
И в трагедиях, и в триумфах было то, что никогда не должно уйти из нашей благодарной памяти. Это подвиги людей. Воинов Красной армии, ценой своих жизней освободивших наши пригороды от немецко-фашистских захватчиков, музейщиков, ценой невообразимых лишений спасавших культурные ценности в блокадном Ленинграде и в эвакуации, архитекторов, строителей, мастеров реставрационного дела, восстановивших сгоревшие и разоренные дворцово-парковые ансамбли.
В честь наших героев ГМЗ «Павловск» создана выставка «IN MEMORIAM», выпущена книга под таким же названием. В исследовании раскрываются темы становления Павловского дворца-музея. Датой основания музея принято считать 24 января 1918 года (приказ А. В. Луначарского по ведомству дворцов и музеев № 307).
А вот мистическое совпадение по датам. 24 января, только уже 1944 года, — день освобождения Павловска. И в эти же январские дни Павловский музей погибает в пожаре...
Из акта о варварском разрушении немецко-фашистскими захватчиками городов Пушкина и Павловска: «Отступая, фашистские захватчики подожгли Павловский дворец. Здание дворца совершенно выгорело. Перекрытия обрушились. Деревянные отделки сгорели дотла. Живопись плафонов погибла бесследно. Павловский дворец как историко-бытовой памятник перестал существовать. Он... стал жутким памятником немецко-фашистского варварства и грабежа».
На фоне этого документа странной может показаться оценка состояния Павловска, данная Н. Н. Белеховым, руководителем ГИОП, в феврале 1944 года. Он подчеркивал: если Павловский парк пострадал сильнее всего, то Павловский дворец сохранился лучше других. «Там нет ни одной части, где можно найти перекрытие целым, а внутренняя отделка сохранилась в очень многих помещениях». И настойчиво утверждал: «Мы имеем возможность документально реставрировать дворец, и это сделать необходимо».
Как отмечал профессор архитектуры А. П. Удаленков, архитектурная отделка стен дворца «монументальная», штукатурка, лепные украшения, искусственные мраморы дотла не горят подобно деревянным каркасам, деревянным щитам с деревянной резьбой и шелками Екатерининского дворца.
Так Павловск стал обладателем преимущества, сделавшего возможным проведение исторически достоверной реставрации.
Февраль—март 1944 года. Ведутся активные профессиональные обсуждения судеб сгоревших дворцов, реальной оценки их состояния, научно обоснованных подходов к их восстановлению.
Наступало время подвига всей жизни Анны Ивановны Зеленовой. Основателями методических научных разработок восстановления Павловского дворца вместе с А. И. Зеленовой являлись Н. В. Баранов, Н. Н. Белехов, Г. Г. Гримм, В. К. Макаров, А. П. Удаленков, М. В. Фармаковский.
В последующем это стало базой для научной реставрации других дворцов. Все учились по Павловску.
Помимо невероятной целеустремленности у Анны Ивановны Зеленовой было еще одно бесспорное качество. Как отмечала С. Н. Балаева в «Записках хранителя», Зеленова умела «подбирать людей, как Екатерина II». Из армии были отозваны специалисты высокого уровня — архитектор Ф. Ф. Олейник и скульптор Р. К. Таурит. В музей пришли Александр и Наталья Громовы, Николай и Зоя Вейсы, Надежда и Дмитрий Грековы, Георгий и Ксения Куровские, Мария Индушина, Татьяна Аккерман, Инна Стоббе. Они сделали все, что было в человеческих силах, для возрождения Павловского дворца. А в 1956 году в Павловск пришел гений музейного дела Анатолий Михайлович Кучумов, человек феноменальной памяти, энциклопедических знаний.
Со времени восстановления дворца минуло более полувека.
Рекордный срок долговечности реставрации обеспечили мастера послевоенной школы. Но ныне пришло время второй реставрации.
Завершены работы на первом этаже центрального корпуса. На очереди Парадные залы.
Это только кажется, что Павловск затянул свои военные раны. На грани исчезновения разрушенный немцами ансамбль Красной долины. Елизаветин павильон, павильон «Руина», мост, Каскад — причудливая затея великого Камерона и его последняя постройка в Павловске.
Объекты выполненной реставрации последних лет — Итальянская лестница, Большой каскад, Галерея Гонзаго, «Памятник любезным родителям», Вольер, Холодная ванна, Пиль-башня, мосты Пиль-башенный, Олений, Кентавров, ограда Собственного сада с уникальной скамьей Росси, ворота Старосильвийские, Мраморные и Театральные, памятник Вячеславу Константиновичу, ландшафтный проект «Колонна „Конец света“», комплексный проект «Руинный каскад и его гидротехнические сооружения».
Десятки хранившихся в фонде парковых скульптур, разрушенных в годы войны, вернулись, отреставрированные, на исторические места в парк и галереи дворца.
В год 100-летнего юбилея я желаю нашим музеям дальнейшего процветания и, пользуясь возможностью, хочу высказать слова благодарности моим коллегам — руководителям музеев Гатчины, Петергофа и Царского Села — за то, что полтора года назад они поддержали идею ГМЗ «Павловск» создать совместную выставку нашего столетия. Коллективы четырех музеев-заповедников объединили свои интеллектуальные, организационные и финансовые ресурсы. От замысла одной выставки пришли к масштабному проекту целого года «Век музеев». Лектории, конференции, выставки в стране и за рубежом. Специальные туристские маршруты...
Уверена, проект будет успешен.
В. Ю. Панкратовдиректор Государственного музея-заповедника «Гатчина»
В 2018 году дворцово-парковые ансамбли в Петергофе, Гатчине, Павловске, Царском Селе отмечают 100-летие музейной жизни. Научно-практическая конференция «Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф», организованная ГМЗ «Петергоф», — одно из важнейших событий юбилейного года.
XX век для Гатчинского дворца, как и для других бывших загородных императорских резиденций, был сложным. Революция 1917 года и, конечно, в гораздо большей степени Великая Отечественная война разделили его историю на до и после. В годы оккупации дворец был поврежден и утратил большую часть своих коллекций. В 1944 году пожар полностью уничтожил интерьеры Арсенального каре и Центрального корпуса, пощадив лишь Дворцовую церковь и Кухонное каре. От «пригородного Эрмитажа» — так до войны называли Гатчинский дворец — остались лишь стены. Но, несмотря на это, вернувшись в Гатчину, сотрудники музея сразу начали разбирать завалы в здании и расчищать парк. Они верили в то, что дворцово-парковый комплекс начнут восстанавливать, и уже в 1944 году открыли первую выставку, посвященную истории Гатчинского дворца-музея. Но в 1951-м надежда на возрождение музея рухнула: здание передали военно-морскому училищу, а затем — секретному ВНИИ «Электронстандарт». Реставрация была отложена на долгие годы и началась лишь в 1976-м. В 1985 году для посетителей открылись три парадных зала: Аванзал, Мраморная столовая и Верхняя Тронная Павла I.
Реставрационные работы во дворце и парке продолжаются по сей день. В последние годы Правительство Санкт-Петербурга значительно увеличило ассигнования на научную реставрацию, что позволяет музею делать большие шаги в этом направлении. Так, в 2016 году, к 250-летию Гатчинского дворца, была завершена реставрация анфилады залов Восточного полуциркуля — Греческой галереи, Комнат за Греческой, Комнаты Ротари, Светлого перехода, Ротонды под Гербом. Интерьеры воссозданы в соответствии с архивными документами и материалами; изобразительными источниками послужили акварели Э. П. Гау, выполненные во времена императора Александра II, и фотографии М. А. Величко, сделанные в 1938–1939 годах, в период генеральной инвентаризации. Еще одно завоевание музея — открытие в конце 2016 года Мраморной лестницы, одного из наиболее торжественных интерьеров Арсенального каре, выполненных по проекту академика архитектуры Р. И. Кузьмина в середине XIX века.
Сейчас реставрационные процессы сосредоточены в Арсенальном каре. На завершающем этапе — воссоздание личных комнат императора Николая I, начались работы в Арсенальном зале, в ближайших планах — восстановление Китайской и Готической галерей.
Несмотря на то что реставрация во дворце продолжается уже более 40 лет и, кажется, уже не осталось неизученных мест, до сих пор случаются удивительные открытия. Так, в 2017 году, во время реставрации Комнат Николая I, в подвале был обнаружен подъемный механизм. Как удалось выяснить, здесь когда-то был лифт, который установили в 1847 году, во время перестройки дворца. После открытия экспозиции механизм можно будет увидеть через смотровое стекло.
Масштабные реставрационные и озеленительные работы проведены в 2010–2018 годах в Гатчинском парке. Открылся павильон Венеры — одно из любимых парковых сооружений императора Павла I; отреставрированы восемь металлических мостов, выполненных по проекту архитектора Л. Ф. Шперера; в 2014 году в Голландских садах на исторических местах установлены копии скульптур «Молодой Марс», «Амазонка», «Сатир», «Афина» (оригиналы хранятся во дворце). Колонна Орла — одно из ранних сооружений Гатчинского парка — отреставрирована в 2015 году. Завершены работы по воссозданию ландшафтного участка между Береговой и Темной аллеями, открыта Цветочная горка. В Карпином пруду вновь, как и 100 лет назад, живут карпы: музей закупил их весной 2017 года.
Летом Гатчинский парк становится местом проведения концертов и фестивалей под открытым небом. Визитная карточка музея — фестиваль «Ночь музыки в Гатчине» — в 2019 году пройдет в десятый раз. За годы существования этот проект стал одним из главных событий летнего сезона. Фестиваль «Оперетта-парк», фестиваль светового искусства «Ночь света», «Выходные в Гатчинском парке» — с июня по сентябрь тысячи гостей приезжают в Гатчину, и каждый раз их здесь ждет что-то новое. Музей-заповедник «Гатчина» стремительно развивается и становится новым центром притяжения, новой культурной столицей вблизи Санкт-Петербурга.
С. В. Макаровпредседатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга
История императорских дворцов Царского Села, Петергофа, Гатчины и Павловска неразрывно связана с историей и деятельностью Государственной инспекции по охране памятников, ныне — Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). В 2018 году КГИОП и музеи-заповедники отмечают вековой юбилей.
15 ноября 1918 года в Петрограде был сформирован Отдел по делам музеев и охране памятников, предшественник КГИОП. В XX веке наш город дважды (в 1918–1920 и 1941–1944 годах) претерпевал разрушения и дважды возрождался.
Особое место в деятельности петроградских реставраторов советской поры заняли пригородные парки. Дренажная система Верхнего сада в Петергофе была восстановлена в 1923 году, тогда же начались работы и в Нижнем парке. Аналогичные проекты получили воплощение в Павловске и Ораниенбауме. Для предотвращения оседания берега Белого озера в Гатчинском дворцовом парке отремонтировали береговой откос, провели очистку всех озер.
Наиболее значительные задачи решались в Петергофе. К лету 1927 года возобновили работу бездействовавшие на тот момент уже 13 лет фонтаны «Солнце», шутихи, Львиный каскад, «Золотая гора».
С 1938 года охраной наследия ведал Отдел охраны памятников Управления по делам искусств Леноблгорсовета, в 1944 году реорганизованный в Государственную инспекцию по охране памятников (ГИОП) в составе Управления по делам архитектуры.
В годы Великой Отечественной войны пригородные дворцово-парковые ансамбли подверглись колоссальным разрушениям, что поставило под вопрос их дальнейшее существование. Решающую роль в сохранении и восстановлении пригородных дворцов сыграли реставраторы.
Уже на второй день войны, 23 июня, ГИОП перестраивает свою деятельность. Многие начатые ранее работы были свернуты или законсервированы. Появились задачи, опыта в решении которых не было: маскировка городских доминант и целых архитектурных ансамблей, укрытие и защита монументов и садово-парковой скульптуры, эвакуация культурных ценностей из состоящих под охраной зданий и многое другое.
В это непростое для Ленинграда и для всей страны время Инспекцию возглавил Николай Николаевич Белехов — человек, чье имя навсегда вошло в историю Санкт-Петербурга. Он стал инициатором послевоенного восстановления пригородных дворцово-парковых ансамблей.
Еще до снятия блокады, с 22 января 1944 года, начались выезды групп специалистов в освобожденные пригороды. Члены Комиссии по учету ущерба Николай Баранов и Николай Белехов осматривали разрушенные объекты культурного наследия в Павловске, Пушкине и Петергофе. Вместе с музейными сотрудниками и художниками выезжала писательница Вера Инбер, которая писала в своих дневниках о том, что «Петергофский дворец разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его».
Несмотря на приближающуюся победу, у многих тогда не возникало и мысли о возможности какого-либо воссоздания былого величия, которым славились дворцы и парки Ленинграда и его пригородов. Но Николай Белехов с удвоенной энергией взялся за организацию восстановления разрушенных памятников, заряжая всех своим энтузиазмом.
В разрушенных, сгоревших пригородных дворцах Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины бригады скульпторов, реставраторов, художников выбирали из руин наиболее сохранившиеся фрагменты декоративного убранства, закрепляли их специальными растворами, а затем снимали с них гипсовые формы. Производились укрепление и фиксация сохранившихся фрагментов живописи, тканей и других элементов дворцов и парковых павильонов.
К восстановлению культурного наследия были привлечены ведущие научные сотрудники и архитекторы. В первые послевоенные годы специалисты ГИОП вместе с реставраторами заложили основы ленинградской школы научной реставрации памятников. Их опыт лег в основу общегосударственной практики дела охраны и реставрации.
Пожалуй, никто сегодня не сможет с уверенностью сказать, сколько еще понадобится лет, чтобы залечить все раны, нанесенные памятникам Петербурга и его пригородов в годы войны. Эта работа продолжается и по сей день.
На протяжении 100 лет КГИОП обеспечивает сохранение как отдельных памятников и ансамблей, так и исторической застройки Петербурга в целом. В деятельности коллектива Комитета и поныне отражается связь поколений и преемственность лучших традиций. Сотрудников отличает искренняя преданность своему делу и понимание огромного значения наследия Петербурга для мировой культуры.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 36,1 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
22 июня 2023, 16:50
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий