наверх
 
Удмуртская Республика


Вестник КИГИТ : Научный сборник : Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование. — № 9 (51). — Ижевск, 2014

Вестник КИГИТ : Научный сборник : Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование / Камский институт гуманитарных и инженерных технологий. — Ижевск : Издательство КИГИТ, 2014 Вестник КИГИТ : Научный сборник : Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование / Камский институт гуманитарных и инженерных технологий. — Ижевск : Издательство КИГИТ, 2014
 

Вестник КИГИТ : Научный сборник : Серия 9. Дизайн и архитектурно-средовое проектирование / Камский институт гуманитарных и инженерных технологий. — Ижевск : Издательство КИГИТ, 2014. — ISSN 2308-6769. — 2014, № 9 (51). — 72 с., ил.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Семёнов Д. Ю. Стрит-арт в панораме современного искусства..51
Скуба Д. В. Функциональное использование декоративных элементов..59
Молчанова Л. А. Эстетика постмодерна в дизайне одежды..63
Фадеева В. В. Проблемы формообразования в современном костюме.68
 

 

Ю. А. Стояк, аспирант
Томский государственный архитектурно-строительный университет
 

РОЛЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ КЛАДБИЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В КОМПОЗИЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ ГОРОДА-ЗАВОДА ВОТКИНСКА

 
Данная статья является продолжением публикаций автора по теме диссертационного исследования «Историко-культурное наследие города-завода Воткинска конца XVIII — начала XX века». В статье показана градостроительная роль Спасо-Преображенской церкви в формировании объемно-планировочной структуры Воткинска, описаны особенности ее архитектурного решения и расположения в системе рельефа.
 
This article is continuation of publications of the author on a subject of the dissertation research «Historical and cultural Heritage of the city-factory of Votkinsk of the end of XVIII — the Beginning of the XX Century». The town-planning role of Church of the Transfiguration in formation of space-planning structure of Votkinsk is shown in article, features of its architectural concept and an arrangement in system of a relief are described.
 
Ключевые слова: город-завод, Воткинск, культовая архитектура, градостроительный ансамбль, Спасо-Преображенская церковь, И. А. Чарушин.
Keywords: city-factory, Votkinsk, church architecture, town-planning assembly, Church of the Transfiguration, I. A. Charushin.
 
Формирование объемно-планировочной структуры Воткинска происходило под влиянием ряда факторов. К ним относятся социальные, экономические, политические, климатические факторы и т. д. Но наибольшее значение в этом ряду имеют типологические особенности Воткинска, основанного как поселение при железоделательном заводе. «Построение архитектурно-планировочных структур и облик городов-заводов во многом определялись особенностями их размещения в природном ландшафте ... и главным образом приемами организации металлургического производства» [1, С. 23]. Исторически, объемно-пространственная и архитектурно-планировочная структура Воткинска характеризовались органичной включенностью в существующий ландшафт. Гармоническая связь с природой усиливалась благодаря наличию в самом центре города огромного водохранилища. Этот предопределило формирование систем городских ансамблей вдоль набережной. В течение всего рассматриваемого периода (конец XVIII — начало XX вв.) архитектурно-художественный облик Воткинска воспринимался современниками в неразрывной связи с окружающей природой. В процессе развития города планировщиками и проектировщиками умело использовались особенности рельефа, а включение новых зданий в сложившуюся структуру городской ткани способствовало формированию новых композиционных узлов и связей, не нарушая существующий порядок. Историческим городам, таким как Воткинск, издавна было присуще высокое качество градостроительной композиции. Все главные сооружения города свободно располагались в структуре поселения, но с определенным расчётом. Организовывая пространственный каркас города и его силуэт, они, в тоже время, служили своеобразными ориентирами на местности. Продуманная планировочная структура объединяла основные функциональные части города. В свою очередь, структурное построение города объединялось с его архитектурно-пространственной композицией на основе раскрытия и использования природных особенностей ландшафта [2].
 
Формирование градостроительного ансамбля Воткинска происходило в течение всего исследуемого периода с разной степенью интенсивности. В течение первого полустолетия существования города были заложены его основные градостроительные элементы: планировочная структура с сетью улиц и переулков, определено расположение основных композиционных узлов (площадей и доминант). Этот период развития города характеризовался плановостью и подчиненностью господствовавшей на территории России идее регулярного градостроительства, предполагавшей жесткую регламентацию строительных процессов. Во второй половине XIX в. нарастающие темпы строительства, связанные с произошедшей промышленной революцией, обусловили расширение существующей типологии зданий, и привели, в свою очередь, к изменениям в планировочной структуре Воткинска, придав ей полицентричность. Новые площади и подцентры образовывались, как правило, вокруг крупных общественных зданий и, в том числе, объектов культовой архитектуры. Объемно-пространственная структура Воткинска сложилась следующим образом: пруд и территория Воткинского завода разделяли город на два основных района: левобережную Нагорную (восточную) и правобережную Заречную (западную) части. Плотина служила основной городской магистралью, объединяющей обе части города. Общегородской центр сложился с восточной стороны от плотины, где расположена Соборная площадь и главная архитектурная доминанта — Благовещенский собор. С другой стороны плотины была устроена вторая предзаводская площадь, где ведущую роль играла Николаевская фабрика — главный корпус железоделательного завода. Линия плотины плавно переходила в линию ул. Господской (совр. ул. Чайковского), где был построен комплекс жилых домов для служителей завода и горного начальника. Напротив дома горного начальника, по другую сторону пруда, был построен госпиталь, обязательный элемент любого заводского поселения. Основной ансамбль, включавший также комплекс заводских фабрик, торцом обращенных к плотине, таким образом, раскрывался вокруг заводского пруда. Между всеми этим объектами изначально существовали четкие визуальные связи, как видно из рисунка, выполненного Жуковским в 1837 г. (рис. 1). Слева на этом рисунке изображен еще не достроенный Благовещенский собор. Разобранная деревянная Димитровская церковь, на месте которой шло строительство собора, была перенесена на Нагорное кладбище (на «каменной горе») и впоследствии переосвящена в честь Преображения Господня.
 
Схема визуальных связей между основными элементами градостроительного ансамбля Воткинска в первой половине XIX в.
Рисунок 1. Схема визуальных связей между основными элементами градостроительного ансамбля Воткинска в первой половине XIX в.
(по рис., выполненному В. А. Жуковским в 1837 г., схема выполнена Стояк Ю. А.)
 
Место, выбранное для Нагорного кладбища, основанного в 1812 г. было наиболее благоприятным для размещения новой архитектурной доминанты. Как наиболее высокая платформа «Каменной горы», оно изначально обладало качествами зоны панорамного восприятия заводского поселения. Именно отсюда в начале XX в. были сделаны фотографии, дающие наиболее полный обзор Воткинска (рис. 2, 3). В 1839 г. деревянная церковь на Нагорном кладбище была заменена новой, выполненной в камне по проекту архитектора В. Н. Петенкина. Архитектурное решение храма было выдержано в традициях стиля классицизм. И деревянный и каменный вариант храма располагался в западной части кладбища, но на расстоянии от линии перепада рельефа и, вероятно, по этой причине плохо различим на рисунке Жуковского. Однако, через несколько лет появилась необходимость в расширении церкви, и летом 1897 г. она была разобрана до основания. Новый каменный храм был построен к 1900 г. по проекту губернского архитектора И. А. Чарушина [3, 4].
 
Новая церковь Преображения Господня была выполнена уже в русском стиле, распространенном в XIX в. направлении эклектики. Согласно исследованию Скопина Е. Л. [5], храм являлся одним из типовых проектов Чарушина. Скопиным было выявлено четыре осуществлённых проекта подобных церквей. Архитектурное решение фасадов предполагало использование большого количества декоративных элементов без оштукатуривания, что было характерно для другого, нашедшего широкое применение в провинциях, кирпичного стиля. Таким образом, Чарушин сочетал в своих проектах эффектность архитектурных приемов русского стиля и функциональность и практичность кирпичного стиля. Общая композиция храма традиционна. Он представляет собой вытянутый с запада на восток крестообразный в плане объем с трехчастным делением — притвор, трапезная, храм. Над притвором возвышается восьмигранная в плане двухъярусная колокольня. Завершения стен второго яруса колокольни имеют килевидные очертания, над невысоким шатром возвышается небольшая луковичная главка с крестом. Храмовая часть завершается полуциркульным куполом на цилиндрическом барабане, прорезанном рядом арочных окон. Над куполом также установлена луковичная главка. Форма главок, килевидные завершения стен и остроконечных щипцов притвора вместе создают живописный силуэт храма, как бы «парящий» над каменной горой. Постановка здания на рельефе продиктовала образование подклета в западной части храма, сделав его главный фасад визуально более вытянутым по высоте. Очевидно, проект Чарушина обладал рядом преимуществ перед выполненными ранее. Во-первых, храм был установлен в другом месте, на самой высокой площадке «Каменной горы», обеспечивающей наиболее удачное восприятие церкви из любой точки поселения. Во-вторых, изящный силуэт храма с высокой колокольней, имеющей шатровое завершение, идеально вписывался в ландшафт, обогащая панораму города. Как видно из схемы на рис. 4 церковь Преображения являлась в начале XX в. одним из наиболее значимых композиционных узлов, обладая развитой системой визуальных связей, своеобразным центром притяжения.
 
Рисунок 2. Вид на поселение Воткинского завода от Спасо-Преображенской церкви (фото начала XX в.)
Рисунок 2. Вид на поселение Воткинского завода от Спасо-Преображенской церкви (фото начала XX в.)
 
Рисунок 3. Спасо-Преображенская церковь (справа) в ансамбле с Благовещенским собором (слева) (фото начала XX в.)
Рисунок 3. Спасо-Преображенская церковь (справа) в ансамбле с Благовещенским собором (слева) (фото начала XX в.)
 
Рисунок 4. Анализ объемно-планировочной структуры города-завода Воткинска на период начала XX в. (схема выполнена Стояк Ю. А.)
Рисунок 4. Анализ объемно-планировочной структуры города-завода Воткинска на период начала XX в. (схема выполнена Стояк Ю. А.)
 
Силуэт храма и в настоящее время хорошо просматривается при въезде в город. Наиболее выгодная трасса визуального восприятия храма и «каменной горы» проходит по ул. Красноармейской (бывш. ул. Офицерская). Вместе с тем, на сегодняшний момент многие исторические градостроительные доминанты и акценты утрачены, часть площадей потеряла свое значение. Современной высотной застройкой нарушена сеть визуальных связей. Общая градостроительная структура города приобрела бессистемный характер, современная застройка возводится без учета исторической объемно-пространственной композиции города. В 1991—1996 гг. на территории Спасо-Преображенского храма было возведено кирпичное двухэтажное здание. В нем разместились крестильный храм, воскресная школа, трапезная, административные и хозяйственные службы. Несмотря на необходимость этого сооружения и деликатное архитектурное решение, заимствующее некоторые стилистические черты Спасо-Преображенской церкви, данное здание своим расположением и габаритами негативно повлияло на восприятие храма и его композиционную роль в градостроительном ансамбле города. В результате строительства нового объема, фактически оказалась скрыта зона наиболее благоприятного восприятия композиции храма (рис. 5).
 
Рисунок 5. Вид на Спасо-Преображенскую церковь при подходе с ул. Робеспьера (фото 2009 г., выполнено Стояк Ю. А.)
Рисунок 5. Вид на Спасо-Преображенскую церковь при подходе с ул. Робеспьера (фото 2009 г., выполнено Стояк Ю. А.)
 
В современных условиях отсутствие планового начала в градостроительной практике приводит к утрате цельности композиции разрастающейся городской застройки. Тем не менее, значение Спасо-Преображенской церкви в формировании архитектурного ансамбля исторического центра Воткинска трудно переоценить, впрочем, как и восстановленного Благовещенского собора. Все это вместе требует повышенного внимания к современным постройкам, особенно к их расположению и габаритам, зачастую нарушающим исторически сложившуюся композицию градостроительного ансамбля Воткинска, что, в свою очередь, приводит к необходимости проведения комплексного анализа существующей застройки до начала проектирования новых объектов.
 
Список литературы
1. Лотарева P. M. Города-заводы России, XVIII — первая половина XIX века: монография. Екатеринбург: Сократ, 2011. 288 с.
2. Бархин М. Г. Город. Структура и композиция / Отв. ред. О. А. Швидковский. М.: Наука, 1986. 264 с., ил.
3. ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 2. Д. 822.
4. Вятские Епархиальные Ведомости. 1873. № 2. С. 704.
5. Скопин Е. Л. Собор Михаила Архангела в Ижевске. История строительства и восстановления. Киров, 2013. 208 с.
 

 

 
Г. В. Титова, научный сотрудник
Научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области
 

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В С. ВОДЗИМОНЬЕ

 
В статье дан материал по истории строительства храма в селе Водзимонье Малмыжского уезда Вятской губернии. Разворачиваются особенности архитектурной композиции церкви.
 
The article presents data on the history of the construction of the temple in the village Vodzimone Malmyzhsk County Vyatka province. Unfold particular architectural composition of the church.
 
Ключевые слова: архитектура, храм, наследие, композиция, строительство
Keywords: architecture, temple, heritage, composition, construction
 
4 сентября 1749 года Казанская контора новокрещенских дел обратилась в Синод за разрешением открыть несколько приходов на территориях, заселенных удмуртами, в том числе построить церковь в селении Водзимонье и организовать при ней приход из 15 (включая Водзимонье) удмуртских селений. Разрешение было получено 3 июня 1751 года, и в этом же году была построена деревянная холодная церковь во имя Вознесения Господня [1, с. 138, 291]. Богослужения в ней начались по разрешению Преосвященного Луки, епископа Казанского, от 19 сентября 1754 года [40]. В 1791 году приход перешел из Казанской епархии в Вятскую. 16 марта 1794 года была дана храмозданная грамота на строительство при существующей холодной деревянной церкви «особой деревянной же теплой церкви во имя Рождества Христова» [3].
 
Существовавшая холодная Вознесенская церковь представляла собой общепринятый для своего времени тип храма — вытянутую постройку, которую составляли последовательно поставленные по оси восток-запад квадратный сруб (8×9 аршин) собственно храма с пятигранным алтарем в ширину храма, уширенный сруб трапезной (12×12 аршин), крытая паперть с галереей вдоль северного фасада храма, лестница с рундуком. В конце XVIII века эта уже достаточно «поветшавшая» церковь казалась церковнослужителям недостаточно «порядочной» — «древней постройки», «небольшой и без осмерика, наподобие жилого дома». Имея перед глазами другие образцы храмов и руководствуясь практическими соображениями, в 1795 году в селе на замену старой построили новую церковь, совмещавшую в себе и холодный, и теплый храмы. Ее холодная часть с будущим главным престолом получила второй ярус — восьмерик, а в южной части теплой трапезной предусмотрели пространство для устройства второго престола. Данное решение не вполне соответствовало предписанному в храмозданной грамоте и потребовало дополнительного согласования с духовным правлением [6].
 
Главный престол новой церкви освятил во имя Вознесения Господня благочинный иерей Архангельской церкви села Сушей Максим Чернышев 1 октября 1797 года (по другим сведениям освящение состоялось 18 февраля 1796 года) [5, 23].
 
Схемы планов церкви: «Прежняя по крещении вотяков построенная церковь, ныне в ветхости» и «Ныне начавшаяся». Протоиерей Николаевского собора Иоанн Игнатьев, 1795 г.
Схемы планов церкви: «Прежняя по крещении вотяков построенная церковь, ныне в ветхости» и «Ныне начавшаяся». Протоиерей Николаевского собора Иоанн Игнатьев, 1795 г. [6]
 
21 мая 1800 года, после длительной процедуры урегулирования спорных вопросов, связанных с допущенными отступлениями от «благословленного» решения при строительстве храма, специальным указом Вятской духовной консистории было разрешено устройство второго теплого придела. В теплый придел перенесли «иконостас с образами», святой престол и жертвенник из прежней ветхой церкви. 1 сентября 1800 года этот придел освятили во имя Рождества Христова [8].
 
Упраздненная в 1795 году старая церковь продолжала стоять. В клировых ведомостях 1815 года благочинный священник высказал предложение о постройке из ее бревен колокольни, «ибо старая приходит в ветхость». На это предложение «последовала Его Преосвященства резолюция: велеть не по сему мнению строить деревянную колокольню, а по предписанию Святейшего Синода построить наперед каменную церковь». Согласно резолюции Вятской Духовной Консисторией был послан указ благочинному о постройке в селе каменной церкви. Исполнить указ сразу не удалось — «по необразованности прихожан из вотяков состоящих, [благочинный] не мог вскорости наклонить их к стройке каменной церкви». Лишь 16 ноября 1817 года состоялся мирской сход, на котором прихожане вынесли приговор о намерении построить в селе Водзимонье «вместо прежней нашей ветхой деревянной церкви» новой каменной «во имя Вознесения Господня, которая и будет для служения в летнее время, с одним приделом по правую сторону во имя Рождества Христова, с таким от нас обязательством, чтобы нам, не касаясь церковной суммы, построить кирпишные сараи, иметь подвоз дров для обжигу кирпичей для кладки церкви буту, извести, песку и воды». 14 марта 1818 года благочинный священник — «города Елабуги Покровской церкви иерей Иоанн Минеев» подал прошение на имя Епископа Вятского и Слободского Амвросия о разрешении нового строительства, с приложением мирского приговора [11].
 
30 апреля 1818 года Амвросием была выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма во имя Вознесения Господня с приделом в честь Рождества Христова [3].
 
Строительство каменной церкви с колокольнею было начато в 1828 году и вчерне закончено в мае 1829 г. [13, 24, 25, 26].
 
Договор на строительство был заключен с известным подрядчиком — Федором Тюриным: «Тысяча восемьсот двадцать восьмого года марта восемнадцатого дня, Вятской Епархии Малмыжской округи села Водзимонского Вознесенской церкви приходские мирские люди, будучи в полном собрании при священно- и церковнослужителях, церковном старосте и церковном строителе, учинили сей договор Нижегородской губернии Балахнинской округи Вотчины Князя Генерал-Майора Василия Алексеевича Урусова села Виршилова деревни Гумнищей с мастером каменных дел крестьянином Федором Гавриловым Тюриным о том, что мы, мирские люди, предположенное в нашем селе строение вновь каменной церкви и колокольницы отдаем вышеозначенному мастеру Тюрину на всю его ответственность, кроме заготовленных нами материалов, как то: кирпича, бутового и извязного камня и лесу, потребное к оному строению количество; а вырыть под оную каменную церковь и колокольню канавы и забутить оныя, уколачивая железными молотами, заливать извязным соком и убивать деревянными ступами и далее продолжать каменное строение со всякою чистотою и прочностию, не отступая от плана и фасада, изданных Губернским Архитектором и утвержденных Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Вятским и Слободским и разных орденов Кавалером, каковую работу при помощи Божией начать ему, Тюрину, с первого числа мая сего тысяча восемьсот двадцать восьмого года, которую вчерне и кончить того ж тысяча восемьсот двадцать восьмого года в августе месяце, если же окажется что либо противное против плана и фасада, переделать оному Тюрину на свой счет, не касаясь казенной суммы, и в случае неисправности его, то мы, священно- и церковнослужители и мирское общество, имеем право на его счет, хотя бы то было и дороже, порядить другого, жить же ему, Тюрину, как самому, так и рабочим его людям, в селе Водзимонском в казенной квартире, кою отапливать казенными дровами, при том вести ему, как себя, так и рабочим людям, честно, трезво и не делать никаких неблагопристойностей, и далее кузнечная работа, для которой железо связное и листовое, плотничная работа, для бельщика и щекатура, краски и алебастр и сколько потребно будет лянного масла, во всем он же Тюрин по нашему договору должен ответствовать сам. А по окончании оной работы должен он, Тюрин, сделать в придельном храме, как на правой стороне, так и на левой, иконостав по примеру иконоставов, имеющихся в теплой церкви, вновь построенной той же округи селе Узинском, с таковою ж позолотою, за каковую работу и рядили мы, мирские люди, заплатить ему чрез шесть лет двадцать четыре тысячи рублей, деньги ж получать, естли ассигнациями, то полагая лажу на каждый рубль восемь копеек; а серебром, каждый целковой в четыре рубли, с уплатою в каждый год по четыре тысячи рублей, начиная платить денег в сем году, со дня заключения сего контракта; а в прочие годы производить оной с первого генваря месяца, и в счет оной работы получить ему, Тюрину, для задачивания рабочих людей пятьсот рублей, а остальные три тысячи пятьсот рублей в течение сего года, в чем, учиня сей договор, он, Тюрин, представляет по себе нижеподписавшихся поручителей.
 
К сему договору вместо подрядчика крестьянина Федора Гаврилова Тюрина, за неумением грамоте, по личной просьбе, Вятской Духовной Консистории Коллежский Регистратор Николай Хорошавин руку приложил.
 
По подрядчике Федоре Тюрине поручители: Нижегородской губернии Балахнинской округи Вотчины Урусова крестьянин Мирон Морозов и Михайло Багаев, за неумением их грамоте, таковой же поручитель Макар Тюрин своеручно подписуюсь.
 
Сей договор в городе Вятке у маклерских дел к свидетельству явлен и в книгу под № шестнадцатый записан марта 29 дня 1828 года. Маклер Василий Клячин» [13]. В связи с началом строительства весной 1828 года разобрали самую старую деревянную церковь, использовав лес от ее разборки на строительные нужды [12]. К концу мая 1829 года храм стоял «без рундуков, без дверей, без окончин и без всякого другого наружного и внутреннего устройства», с временной кровлей [13].
 
Дальнейшее продолжение работ, и в первую очередь устройство металлической кровли, по разным причинам (в основном из-за нехватки средств) затягивалось. От протечек крыши произошло замачивание и разрушение отдельных участков кладки стен. В ходе завязавшейся тяжбы с подрядчиком, Федором Тюриным, занятым на строительстве уже других церквей, было выдано следующее дополнительное обязательство:
 
«1833 года декабря 17 дня, Я, нижеподписавшийся Нижегородской губернии Балахнинской округи вотчины Князя Урусова крестьянин Федор Гаврилов Тюрин дал сие обязательство Вятской Епархии Малмыжской округи села Водзимонского Вознесенской церкви приходскому мирскому обществу при священно- и церковнослужителях, церковном старосте и церковном строителе показанной церкви, в том, что Я, Тюрин, обязываюсь к 8 числу января будущего 1834 года приготовить листового железа, потребное для покрытия вновь построенной мною в показанном селе каменной с колокольницею церкви количество и представить оное железо в течение того ж января месяца 1834 года в село Водзимонское с тем, дабы в то же самое время получить мне от означенных приходских людей денег тысячу рублей, потом в месяце марте того ж 1834 года покрыть мне оное железо с обеих сторон вохрой на масле и начать строение показанных церковных крыш, и с тем вместе получить мне от тех мирских людей пятьсот рублей, а по окончании и по выкрашении настоящим образом ярью [ярь-медянка, ярко-зеленая краска] на масле означенных крыш, я обязуюсь карнизы и сылошки [?] на том строении поправить и показанную церковь всю снаружи выбелить известью с клеем и выкрасить в приличных местах ярью же с клеем, и за то получить мне от означенных людей денег и еще пятьсот рублей, и за те же деньги обязуюсь поставить двои в холодной церкви железные двери, утвердить на церкви и на колокольне кресты, какой формы угодно будет приходским людям и священно- и церковнослужителям оной церкви, которые кресты и находящиеся под оными главы позолотить хорошим обыкновенным золотом, да кроме того, должен в нижепоказанной церкви вычернить наподобие мрамора и вложить в пороги показанной церкви приличное количеством полосового железа, в чем и доверяю учинить рукоприкладство.
 
Под данным обязательством написано так: к сему обязательству вместо подрядчика Федора Тюрина, за неумением его грамоте, по личной просьбе крестьянин Аника Куншин руку приложил.
 
Засвидетельствовал благочинный священник Алексей Виноградов» [13].
 
Схемы плана церкви: «Старая церковь» [построена около 1755 г.] и «Вновь построенная церковь теплая». Протоиерей Дамиан, 1795 г. [6]
Схемы плана церкви: «Старая церковь» [построена около 1755 г.] и «Вновь построенная церковь теплая». Протоиерей Дамиан, 1795 г. [6]
 
Не дождавшись исполнения обязательств от Тюрина, 22 апреля 1834 года мирской сход вынес приговор о смене подрядчика. На основании этого приговора консисторией было учинено очередное разбирательство. Выписка из журнала Вятской Духовной Консистории от 11 декабря 1834 г. № 260:
 
«Слушали: Показание, отобранное от подрядчика каменных дел Федора Тюрина относительно не доканчивания им Малмыжской округи в селе Водзимонском новой каменной церкви по причине не выдачи ему из церковной казны денег.
 
Приказали: Как из показания сего видно, что: 1). Причиною медленного окончания церковного строения в селе Водзимонском сами священно- и церковнослужители онаго, с церковным старостою и строителем, ибо они вместо того, чтобы по силе заключенного с подрядчиком Тюриным контракта, выдавать ему исправно по 4000 руб. в год, выдали ему в разные времена всего только 8,864 руб., когда уже он, Тюрин, согласно с контрактом к июню 1829 года соорудил кладкой всю церковь с колокольнею, а притом еще самого же его заставили собирать со сборщиком с прихожан деньги; более же вышеизложенного количества денег не представили ему нисколько, а хотя и представляли, но не столько, сколько просил он от них на покупку железа для покрытия на церкви крыши, и не в свое время, и 2) Подрядчик Тюрин от приведения в окончание всего церковного строения по заключенному с ним контракту не только не отрекается, но и обещает приступить непременно к тому в марте будущего 1835 года, если ему к январю сего года выдано будет из Водзимонской церкви денег 4000 рублей для заготовления железа и прочих нужных материалов; то Консистория мнением и полагает: священно- и церковнослужителям села Водзимонского с церковным старостою и строителем в прошении об удалении подрядчика Тюрина от строения церковного и позволении им вместо его порядить другого, отказать, так как сие будет в противность заключенного с тем Тюриным контракта, а напротив велено им как ныне поспешить благовременно выдачею ему на заготовление железа для крыши и других нужных материалов требуемых им денег 4000 рублей. Так и на будущее время озаботиться сбором оных с прихожан для возведения всего новой церкви строения по контракту к желаемому концу, тем паче, что по словам их же самих деревянная церковь приходит в значительную ветхость, о чем и послать немедленно в Елабужское Духовное Правление указ, приложив при оном и подлинный контракт, а при деле оставя с онаго же копию; для объявления о сем подрядчику Тюрину, по находимости его в селе Вожгальском, сообщить в Вятский Земский Суд с тем, чтобы он, Тюрин, в будущем 1835 году неотложно приступил к продолжению и окончанию в селе Водзимонсгком лежащей на нем обязанности, под опасением в противном случае, за медленность, суждения по законам и воспрещения допускать его по Вятской Епархии к подрядам церковным. Но прежде доложить о сем Его Преосвященству.» Резолюция Преосвященнейшего от 19 декабря 1834 г.: «Исполнить» [13].
 
Загруженного работой мастера смогли разыскать 22 июля 1835 года, вручив ему указ Вятского Земского Суда от 29 апреля 1835 года за № 2000 с приложением копии сообщения Вятской Духовной Консистории от 24 апреля за № 1785 насчет окончания крыши [13].
 
Очевидно, что в 1835—1836 годах Тюрин выполнил работы по покрытию храма железом и отделке, потому что в январе 1837 года начинаются хлопоты по устройству двух иконостасов. 4 февраля 1837 года консистория утверждает проект данных иконостасов, изготовление которых, судя по всему, производилось все тем же подрядчиком Федором Тюриным [13].
 
В теплой церкви было устроено два придела: правый (южный) освящен в 1838 году во имя Рождества Христова, а левый в 1839 — в честь Покрова Пресвятой Богородицы [5].
 
В марте 1843 года был заключен контракт на устройство опочных полов (1200 штук «плитного» камня и 270 «ступенников»): «Тысяча восемьсот сорок третьего года марта шестнадцатого дня, Ведомства Вятской Удельной Конторы, Яранского уезда Ильинского Приказа деревни Жерновых Гор, удельный крестьянин Павел Алексеев Богомолов заключил сей контракт Малмыжского уезда села Водзимонского Вознесенской церкви со священноцерковнослужителями, церковным старостою Иваном Ивановичем Киршиным и церковным строителем Иваном Трофимовым Казаковым, по добровольному согласию всех приходских мирских людей в том, что порядился я, Богомолов, собственным своим опочным камнем тройником в означенной церкви в холодном и теплом храмах, равно и во всех олтарях наслать полы, так и сделать рундуки со ступенями с карнизами толщиною 4¼ вершка, с тем, чтобы оный опочный камень доставить мне, Богомолову, своим иждивением по реке Вятке до устья Кильмезского или до Мелетской пристани, к двадцатому мая или 20 июля сего ж года непременно, а с пристани доставить до села Водзимонского приходскими людьми без платы, и по доставке распилить и выстрогать стругом гладко, чтобы каждая оная плита была длиною и шириною не менее трех четвертей, а некоторые, хотя и не будут выходить немного менее полувершка, таковые принимать за плиту, толщиною по совершенной отделке полтора вершка, а не тоньше, а где около стены будут клинья, то большой с малым считать за одну плиту, послать же полу в косину и плотно, начать и продолжать означенную работу при помощи Божией с первого августа месяца сего ж года, за каковую работу вырядил я, Богомолов, вышеозначенной церкви из казны получить за каждую плиту, положенную на место по двадцати пяти копеек пяти седьмых серебром, и за каждый аршин ступенный по тридцати одной копейке три седьмых серебром, при заключении сего контракта получил я, Богомолов, в задаток пятьдесят семь рублей четырнадцать копеек две седьмых серебром, а по доставке означенного камня на пристань, мне, Богомолову, получить двести рублей серебром, к тому вырядил я, Богомолов, из казны разного размолотого хлеба, солоду, крупы, толокна и ржаной муки пятьдесят пудов, квартира для рабочих людей должна быть казенная, из теплой церкви убрать пол и привезти песку и в церковь наносить мирским обществом без платы, а рабочие люди были бы с узаконенными письменными видами, и дело свое в работе исполняли во всей исправности, и повиновались священноцерковнослужителям, старосте и Строителю...» [14].
 
Ведомости о церкви за 1844 год сообщают: «Настоящая холодняя [церковь] внутри оштукатурена, полы насланы, но иконостава еще нет, также и рундуки: с северной равно и южной стороны при оной устроены, кроме входного западного, который совсем еще не отделан» [27, 28].
 
Вознесенская церковь (1754—1938, 1947 гг.) в с. Водзимонье Малмыжского уезда [40]
Вознесенская церковь (1754—1938, 1947 гг.) в с. Водзимонье Малмыжского уезда [40]
 
10 ноября 1847 года «новоустроенный холодных Храм, во имя Вознесения Господня» был освещен «Благочинным Малмыжского уезда села Большой Кильмези Троицкой церкви священником Андреем Даровским» [15].
 
12 февраля 1853 года церковнослужители обратились в епархию за разрешением разобрать деревянную церковь: «При нашем Водзимоньинском селе находится деревянная упраздненная с 1838 года церковь, которая по ветхости своей, никуда не может быть перенесена, а со временем должна совершенно разрушиться, так как крыша над ней совершенно уже почти сгнила, во внутренности ея украшения никакого нет, и иконостаса в ней устроено не было, а иконы некоторые перенесены в настоящую церковь и употребляются для походов, а другие пожертвованы во вновь открытые села. По сему и осмеливаемся доложить Вашему Преосвященству, не благоволено ли будет дозволить, разломав оную, употребить на отопление настоящей церкви.» Разрешение было получено [16].
 
Тогда же было получено разрешение на устройство вокруг церкви каменной ограды: «в нынешнем [1853] годе заготовить требующиеся на устройство оной материалы — как то кирпич, бутовый и известковый камень и отлить, или отковать решетины, а в будущем 1854 годе устроить оную, на прикладную церковную сумму при пособии прихожан» [17].
 
Ведомость о Вознесенской церкви за 1862 год [29] сообщает:
 
«1). Построена в 1829 году тщанием прихожан, при пособии добровольных пожертвований, собираемых по Вятской Епархии с позволения Епархиального начальства.
 
2). Зданием каменная, с таковою же колокольнею.
 
3). Престолов в ней три: в настоящей холодней во имя Вознесения Господня, освящен в 1847 году; в правом теплом приделе во имя Рождества Христова, освящен в 1838 году; в левом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, освящен в 1839 году.
 
4). Утварью не скудна.
 
5) Причта положено по штату три: священников три, диаконов два, дьячков три и пономарей три же.
 
6). Земли при сей церкви усадебной неизвестное количество, пашенной и сенокосной в 1812 году нарезано 33 десятины; а в 1842 примежевано сто шестьдесят пять десятин; земля сия утверждена за церковью, но во владение оною священно-церковнослужители не введены; плана и межевой книги на землю сию не имеется и дела о сей земле не производится. Священноцерковнослужители сею землею не владеют, а пользуются оною прихожане, взамен коей священноцерковнослужители получают с прихожан по обоюдному согласию ругу; для беспрепятственного получения оной дан приходскими людьми в 1799-м году приговор за свидетельством Елабужского Земского Суда Секретаря Михаила Петрова.
 
7) Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.
 
8) На содержание священноцерковнослужителей жалованья не полагается и оклада постоянного не производится, почему и содержание их посредственно.
 
9) Зданий, принадлежащих к сей церкви нет, кроме одного амбара.
 
10) Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 280, от Духовного правления в 160-ти верстах. Местный благочинный находится в сем селе.
 
11). Ближайшие к сей церкви следующие: 1-я с востока Вавожская в 23, 2-я с западу Кильмезская в 40, 3-я с югу Сушинская в 80, и 4-я с северу Сюмсинская — в 35 верстах.
 
12) Приписной церкви нет.
 
13) Домовой тоже нет.
 
14) Опись церковному имуществу учинена в 1854 году, засвидетельствована членом Елабужского Духовного правления.
 
15) Копии с метрических книг с 1806 года, хранятся в целости.
 
16) Исповедные росписи с 1798 года, хранятся в целости.
 
17) Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Елабужского Духовного Правления даны — 1-я в 1845-го, а 2-я 1844-го года.
 
18) Обыскная книга выдана из Вятской Духовной Консистории, скреплена членом оной Протоиереем Григорием Пинегиным, писаных в ней листов 376, а не писаных 24.
 
19). Часовен в приходе означенной церкви нет».
 
В 1868 году при церкви было открыто церковно-приходское попечительство, а 10 марта 1887 г. — школа грамотности, 1 января 1895 — богадельня с приютом [5].
 
17 сентября 1912 года Вятская Духовная Консистория представила на рассмотрение и утверждение в Строительное Отделение Губернского Правления проект на перестройку каменного храма в селе Водзимонье Малмыжского уезда. Проект был утвержден по протоколу Строительного Отделения Вятского Губернского Правления от 4 октября 1912 года № 365 [22].
 
Перестройка, заключавшаяся в расширении храма, была осуществлена в 1915 году, в тот год на нее была израсходована солидная сумма в 2960 рублей [37].
 
Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 года. Закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941. Здание было передано под клуб. На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г. На основании постановления Совета Министров УАССР от 26.08.48 г. № 130, здание, как памятник архитектуры, принято на государственную охрану.
 
Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 г. Закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941 г. Здание было передано под клуб. На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г.
 
В настоящее время церковь находится в собственности Местной православной религиозной организации Приход храма Вознесения Господня с. Водзимонье Вавожского района Удмуртской Республики Ижевской и Удмуртской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
 
По мнению краеведа Е. Ф. Шумилова, проект церкви в селе Водзимонье составил архитектор Семен Емельянович Дудин (1779, Петербург — 1825, Ижевск), окончивший Академию Художеств (1798) и работавший в с 1807 по 1824 год на Ижевском оружейном заводе [47].
 
Справедливо будет сказать, что проект мог быть составлен и вятским губернским архитектором (1821—1831) Иваном Денисовичем Дюссар де Невилем. В любом случае, он осуществлял надзор за строительством и мог вносить свои коррективы. Огромная заслуга в сложившемся облике постройки приходится на долю подрядчика Федора Тюрина, ведущего мастера каменных дел в Вятской губернии первой половины XIX века, непосредственно руководившего строительством и имевшего богатейший опыт по возведению храмов.
 
В рамках данного исследования не установлен и автор проекта расширения храма 1912 года, которым мог быть любой из довольно многочисленного ряда практикующих в то время архитекторов или инженеров.
 
Список литературы
1. Луппов П. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. СПб.: Типо-литогр. М. П. Фроловой, 1899.
2. «Вятская Епархия. Историко-географическое и статистическое описание» — Вятка, 1912 г. — Часть 2. «Описание приходов Вятской Епархии», составитель — архивариус Духовной Консистории В. И. Шабалин. — Стр. 331—332.
3. «Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской Епархии». — Вятка, 1914 г. // Сост. архивариус Духовной Консистории В. И. Шабалин. — Стр. 344, 448.
4. Газета «Вятские епархиальные ведомости» от 1 октября 1873 г., № 91, с. 631—632.
5. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 1404. Оп. 1. Ед. хр. 5. Шабалин В. И. «О церквах», рукопись, 1909 г. — Л. 328—329.
6. ГАКО. Ф. 237. Оп. 98. Д. 280. Дело по доношению Малмыжского духовного правления о построении в селе Водзимонье вместо ветхой деревянной церкви новой и с ней другого придела без благословения Архиерейского. 1795—1801 гг.
7. ГАКО. Ф. 237. Оп. 101. Д. 166. Дело по доношению Малмыжского духовного правления о дозволении села Водзимонья в новостроенной церкви сделать теплый придел. 1798 г.
8. ГАКО. Ф. 237. Оп. 102. Д. 483. Дело по прошению Елабужской округи села Водзименья Вознесенской церкви выборного — новокрещена Макара Иванова о позволении соорудить при оной церкви придельный во имя Рождества Христова храм. 1799 г.
9. ГАКО. Ф. 237. Оп. 74. Д. 1148. Дело о постройке церкви в селе Водзимонье Малмыжского духовного правления. 8—27 марта 1801 г.
10. ГАКО. Ф. 237. Оп. 111. Д. 878. Об освящении в селах Водзименском и Старобурецком в церквах престолов. 3 октября — 22 декабря 1808 г.
11. ГАКО. Ф. 237. Оп. 121. Д. 411. О дозволении в селе Водзимоньском выстроить вместо деревянной вновь каменную церковь с выдачею на оное храмозданной грамоты. 29—30 марта 1818 г.
12. ГАКО. Ф. 237. Оп. 131. Д. 550. О сломании в селе Водзимонском ветхой деревянной церкви. 9 мая — 9 августа 1828 г.
13. ГАКО. Ф. 237. Оп. 136. Д. 1021. По рапорту Благочинного Нылгижикьинского священника Алексея Виноградова о невыполнении подрядчиком Федором Тюриным обязательств относительно построения в селе Водзимонском каменной церкви. 13 августа 1833 г. — 4 февраля 1837 г.
14. ГАКО. Ф. 237. Оп. 146. Д. 513. О закупке опоки для церкви села Водзимонского диаконом Содальским и строителем крестьянином Казаковым. 30 марта 1843 г. — 8 августа 1844 г.
15. ГАКО. Ф. 237. Оп. 150. Д. 1886. Об освящении храма в селе Водзимонском. 24 ноября — 31 декабря 1847 г.
16. ГАКО. Ф. 237. Оп. 156. Д. 405. О дозволении разломать старую церковь в селе Водзимонском Малмыжского уезда. 14 февраля — 10 августа 1853 г.
17. ГАКО. Ф. 237. Оп. 156. Д. 428. О дозволении построить ограду церковную в селе Водзимонском Малмыжского уезда. 17 февраля — 9 марта 1853 г.
18. ГАКО. Ф. 237. Оп. 166. Д. 284. О дозволении скупить в церковную казну села Водзимонского дом вдовы Головизниной. 18 марта — 31 декабря 1863 г.
19. ГАКО. Ф. 237. Оп. 172. Д. 274. О принятии в церковную собственность дома священника села Водзимонского Малмыжского уезда Никанора Спасского. 30 апреля — 22 мая 1869 г.
20. ГАКО. Ф. 237. Оп. 184. Д. 155. О принятии дома умершего священника Николая Овчинникова в церковную собственность села Водзимовского. 20 апреля — 16 сентября 1881 г.
21. ГАКО. Ф. 583. Оп. 514. Ед. хр. 415. По отношению Малмыжской Уездной Земской Управы о рассмотрении плана распланирования села Водзимония Волипельгинской волости Малмыжского уезда. 11 декабря 1890 г. — 15 января 1902 г.
22. ГАКО. Ф. 583. Оп. 535. Ед. хр. 286. По отношению Вятской Духовной Консистории о рассмотрении проекта на переустройство каменного храма в селе Водзимонье Малмыжского уезда. 19 сентября — 11 октября 1912 г.
23. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 45. Клировые ведомости за 1826 г. Л. 1210 об., 1211, 1214 об., 1215. Ведомость села Водзимонского Вознесенской церкви о священноцерковнослужителях за 1826 год.
24. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 46. Клировые ведомости за 1827 г. Л. 1288 об, 1289, 1291 об., 1292. Ведомость села Водзимонского Вознесенской церкви о священноцерковнослужителях за 1827 год.
25. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 47. Клировые ведомости за 1828 г. Л. 563 об., 564, 567 об., 568. Ведомость села Водзимонского Вознесенской церкви о священноцерковнослужителях за 1828 год.
26. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 48. Клировые ведомости за 1829 г. Л. 1717—1718. Ведомость о церкви Вознесенской Малмыжского уезда Водзимонского села за 1829 год.
27. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 778. Клировые ведомости за 1844 г. Л. 311—312. Ведомость о церкви Вознесенской Малмыжского уезда Водзимонского села за 1844 год.
28. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Дело 848. Клировые ведомости за 1854 г. Л. 1—2 об. Ведомость о церкви Вознесенской Малмыжского уезда Водзимонского села за 1844 год.
29. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 779. Клировые ведомости за 1862 г. Л. 165 об. — 166 об. Ведомость о церкви Вознесенской Малмыжского уезда Водзимонского села за 1862 год.
30. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 824. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1908 г. Л. 180—181. Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1908 год.
31. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 825. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1909 г. Л. 178—189 об., 191—192. Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1909 год.
32. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Дело 826. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1910 г. Л. 188—189 об., 202—203. Ведомости о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1910 год.
33. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 827. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1911 г. Л. 196—197 об., 210—211. Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1911 год; Ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов за 1911 г.
34. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 828. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1912 г. Л. 201—202 об., 215—216. Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1913 год; Ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов за 1912 г.
35. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 829. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1913 г. Л. 291—292 об., 305—306. Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1913 год; Ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов за 1913 г.
36. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 830. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1914 г. Стр. 773—774 об., 789—790. Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1914 год; Ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов за 1914 г.
37. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 831. Клировые ведомости Малмыжского уезда за 1915 г. Стр. 347—348, 367—368. Ведомость о церкви Вознесенской, состоящей во 2-м благочинии Малмыжского уезда Вятской епархии в селе Водзимонье за 1915 год; Ведомость о церковно-приходском попечительстве при Вознесенской церкви села Водзимонья Малмыжского уезда за 1915 год.
38. Постановление Совета Министров УАССР от 26.08.48г. № 130.
39. Национальная библиотека Удмуртской Республики — http://unatlib.org.ru // Водзимонье.
40. Архивная служба Удмуртии — http://gasur.ru // Православные храмы Удмуртии, с. Водзимонье Малмыжского уезда. Вознесенская церковь (1754—1938, 1947 гг. — Д).
41. Таблица «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения (2)» // http://tehne.com/assets/i/upload/object_culture/966.doc
43. Храм Вознесения Господня в селе Водзимонье // http://www.samaragid.ru
44. С. Водзимонье // Православная Удмуртия — http://pravosludm.ru. 2001—2003.
45. Село Водзимонье. Храм Вознесения // Моя малая родина — http://www.rodina-portal.ru. 2010—2014 г.
46. Ольга Туровцева. Храм Вознесения Господня в селе Водзимонье. Aug. 26th, 2010 // http://fotograf-olga.livejournal.com/30270.html
47. Шумилов Е. Ф. Первый зодчий Удмуртии. К 200-летию С. Е. Дудина. — Ижевск: Удмуртия, 1979.
 

 

М. В. Курочкин, старший преподаватель
А. Ш. Ахмадишина, студент
Камский институт гуманитарных и инженерных технологий
 

ВЕРИФИКАЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ВОЗНЕСЕНСКОГО СОБОРА В ГОРОДЕ САРАПУЛЕ

 
Представлены основные материалы по описанию внешнего облика по архитектуре Вознесенского собора в городе Сарапуле. Данное описание вводится в научный оборот впервые.
 
The basic materials for a description of the external appearance of the architecture of the Ascension Cathedral in the city of Sarapul. This description is introduced into scientific circulation for the first time.
 
Ключевые слова: архитектура, стиль, храм, композиция, фасад, декор.
Keywords: architecture, style, temple, composition facade decor.
 
Первая Вознесенская церковь стала основной архитектурной доминантой образованного села на берегах реки Камы. История храма напрямую связана с поселением, ставшим основой будущего города Сарапула. В источниковой базе не сохранилось сведений о строительстве первой деревянной церкви. В Сарпульской дворцовой слободе действовала деревянная соборная церковь, сгоревшая в ночь на 9 июня 1776 г. 2 июля 1776 г. епископом Вятским и Великопермским Лаврентием выдана храмозданная грамота № 1555 на строительство небольшой деревянной церкви. Однако в 1777 г. на Соборной площади приступили к строительству каменного собора. Главный престол освящен 16 марта 1785 г. Трапезная заложена в 1790-е гг. и престолы освящены в 1800-е гг. [1].
 
Здание Вознесенского собора возвышалось на небольшом плато прямоугольной формы, в историческом ядре Сарапула. Основной кубический объем с традиционным позакомарным покрытием увенчан крупной световой главой (в центре) с цилиндрическим барабаном. Крупный одноапсидный закругленный алтарь с высокой купольной кровлей понижен и слегка сужен по отношению к основному объему. За основу взято традиционное пятиглавие. Общую компактную композицию несколько нарушает широкая прямоугольная трапезная с многоскатной кровлей. Апсида и трапезная понижены до уровня первого света четверика и объединены одной горизонталью, опоясывающего их карниза. С запада примыкает колокольня состоящая из четырех четвериков одного в плане размера. Нижний ярус скрыт крытой папертью и боковыми крыльями. Ярусы звонов прорезаны широкими арочными проемами. Венчает колокольню невысокий шатер с кокошниками у основания и главкой на глухой шейке. Трехосевые боковые фасады четверика (с входным проемом в центре) разделен карнизом на два яруса. Фланкируют оси рустованные лопатки. Карниз четверика по лопаткам раскрепован. Убранство фасадов четверика выдержано в формах XVII в.: цокольный пояс с поребриком, карниз с пилой и по четыре круглых кокошника на каждой из сторон. Наиболее нарядны наличники окон четверика и алтаря, обрамленные полуколонками с бусинами и двойными щипцами завершенными волнистыми архивольтами. В традиционном декоре прослеживается стилистика позднего Вятского барокко характерного для артели семьи Горынцевых. Семь осей каждого фасада трапезной обрамлены сплошными рамочными профильными наличниками. Оси поддержаны подоконными досками и плоскими выступами над проемами. Фланкирующие оси выделены лопатками. Завершает фасады трапезной широкий пояс между карнизами.
 
Рисунок 1. Снос Вознесенского собора (фото 1930-х гг., из архива Н. Л. Решетникова)
Рисунок 1. Снос Вознесенского собора (фото 1930-х гг., из архива Н. Л. Решетникова)
 
Наиболее представительны фасады колокольни, целиком выдержанные в формах раннего классицизма. Каждую арку с импостами в пятах фланкируют двойные лопатки огибающие углы. Делят ярусы широкие выносы мощных карнизов. Верхний ярус приподнят широким поясом из ширинок. Убранство фасадов трапезной и колокольни традиционно для творчества Вятского губернского архитектора Ф. М. Рослякова.
 
Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида — коробовым с конхой. Трапезная, с четырьмя столбами, перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.
 
Здание Вознесенского собора снесено в 1930-е гг.
 
Список литературы
1. Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель. Ижевск: Удмуртия. 2000. 480 с.
 

[Дополнительные иллюстрации к статье, предоставленные М. В. Курочкиным специально для публикации на портале Tehne.com. Подписи к изображениям будут добавлены позже]

Вознесенский собор в Сарапуле
 
Вознесенский собор в Сарапуле
 
Вознесенский собор в Сарапуле
 
Вознесенский собор в Сарапуле
 
Вознесенский собор в Сарапуле
 
Вознесенский собор в Сарапуле
 

 

М. В. Курочкин, старший преподаватель
Камский институт гуманитарных и инженерных технологий
 
Д. Н. Ральников, студент
Ижевский государственный технический университет
 

ВЕРИФИКАЦИЯ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ВЯТСКОГО ГУБЕРНСКОГО АРХИТЕКТОРА В. М. ДРУЖИНИНА

 
Представлены основные выявленные и сохранившиеся к настоящему времени памятники архитектуры возведенные по проектам Вятского губернского инженера и архитектора В. М. Дружинина, причем многие из них вводятся в научный оборот впервые. Ценным является архивный и полевой исследовательский материал.
 
The main identified and preserved to date monuments erected project Viatka provincial engineer and architect V. M. Druzhinin, and many of them are introduced into scientific circulation for the first time. Is a valuable archive and field research material.
 
Ключевые слова: архитектура, стиль, храм, композиция, наследие
Keywords: architecture, style, temple, composition, heritage
 
Архитектурное наследие Вятской губернии второй половины XIX столетия связан с именами губернских архитекторов А. С. Андреева, В. М. Дружинина и И. А. Чарушина. Василий Михайлович Дружинин родился в семье рязанского канцеляриста, в 1851 г. семья переезжает в Вятку. В 1859 г. заканчивает гимназию, в том же году поступает в Строительное училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий в Петербурге. В 1864 г. оканчивает при звании архитекторского помощника с чином X кл. и направлен на строительство Кругобайкальской железной дороги. Через четыре года за конкурсный проект «Балочный мост через обводный канал на линии Царскосельской железной дороги» удостаивается звания инженер-архитектора. В 1874 г. переведен в Вятку на должность архитектора Вятского губернского земства с одновременным исполнением обязанностей городского архитектора. С 1884 по 1893 гг. служит на должности губернского архитектора [11]; в 1894—1896 гг. на должности губернского инженера. Затем был понижен по служебной лестнице — 3 года исполнял обязанности городского архитектора. Автор нескольких теоретических статей, опубликованных в «Сибирском вестнике» и журнале «Зодчий» [13].
 
В творческом мышлении В. М. Дружинина ведущее место занимала тема храмовой архитектуры. К середине столетия в каменном зодчестве столичные веяния стали соединяться с традициями народного творчества. По принятому в то время порядку, заказчик отсылал прошение о постройке здания, с описанием участка и своими пожеланиями, в Вятское губернское правление. Оттуда прошение с резолюцией на проектные разработки отправлялось губернскому архитектору или инженеру. Разработка проекта велась с учетом нормативов по пожарной безопасности и с привязкой к местности. Повинуясь требованиям заказчика, архитектор отсылал готовый проект к реализации. Учитывая сложность периода при создании проектов, архитектор соединяет объемную композицию периода классицизма с богатой фасадной декорировкой. Важным фактором стала отмена в 1858 году образцовых проектов, что в период эклектики расширило стилевое разнообразие застройки.
 
Творческое наследие В. М. Дружинина условно классифицируется тремя основными группами. К первой и самой значимой следует отнести соборные храмы, с центричной планировочной структурой, возведенные в традициях византийского стиля. К этой типологической группе относится Троицкий собор в городе Уржуме (1890—1900 гг.) и Христорождственская церковь в поселке Шурминского завода (Уржумский уезд, 1893—1899 гг.).
 
В основу объемно-пространственной композиции Троицкого собора в Уржуме заложены два пересеченных свода с мощным возвышенным световым барабаном под циркульным куполом (рис. 1). Здание расширено в плане до «греческого креста» пониженными диагональными приделами и диагональными основаниями четырех угловых бельведеров. Многоярусные бельведеры завершены ротондой из круглых колонн под аркадой и двойным циркульным куполом (не несут, каких либо световых функций во внутреннее пространство, имеют декоративно-объемный характер внешнего оформления для усиления силуэтного прочтения формы четверика).
 
Боковые фасады нефов имеют над порталом папертей по три тесно сдвинутых окна в наличниках, которыми вторят круглые окна закомар и арочные проемы светового барабана, приделов и бельведеров. Симметричные фасады нефов подчеркнуты угловыми лопатками с арочными ширинками, пинтрофолиями и рядами карнизов с зубчиками, городками и фризом из колец. Нижний ряд окон в приделах обозначен поясом из архивольтов с замковыми камнями. Плоскости их стен венчает многоступенчатый развитый карниз. Меньшим, но своеобразным аналогом служит Христорождественская церковь в поселке Шурминского завода (Уржумский уезд, 1893—1899 гг.).
 
Ко второй типологической группе относятся приходские церкви восходящие к русскому зодчеству XVII в., Ярославской школы. Вторую группу представляет: Церковь Петра и Павла в селе Большая Норья (Сарапульского уезда) и Вознесенская церковь в селе Вахрушево-Вознесенское (Слободского уезда).
 
Рисунок 1. Город Уржум. Троицкий собор. Кировская область (фото 1999 г.)
Рисунок 1. Город Уржум. Троицкий собор. Кировская область (фото 1999 г.)
 
Церковь в селе Вахрушево-Вознесенское (Слободского уезда) располагалась на высоком холме в центре села и доминировала в его застройке. Интересный памятник сельской архитектуры в русском стиле с оригинальной объемной композицией. Благодаря своей высоте доминирующую роль играет основной двухъярусный, квадратный в плане четверик с полуциркульной апсидой. Завершением объема служат ярусы килевидных и полукруглых кокошников. Венчание храма пятиглавое, установленное на высоких барабанчиках. С северного и южного фасада четверик фланкирует пониженные приделы в виде закомары с развитым карнизом, с востока равной по высоте полуциркульной апсидой. Удлиненная трапезная заканчивается расширенной папертью, над которой возвышается колокольня из четверика несущего два последовательно сокращающихся восьмерика. Завершает композицию колокольни шатер с луковичной главкой на восьмигранной ножке.
 
Рисунок 2. Село Сосновка Шарканского района Удмуртии. Архангельская церковь (фото начала XX в.)
Рисунок 2. Село Сосновка Шарканского района Удмуртии. Архангельская церковь (фото начала XX в.)
 
Стилизованный под формы московской архитектуры XVII века декор фасадов с отдельными деталями, выделенными цветовым решением на фоне однотонных оштукатуренных стен, включая в себя тяги и карнизные пояса с нишками, зубчиками, поребриком, наличники с полуколонками, щипцовыми и килевидными фронтонами.
 
Ядро храма в с. Большая Норья (Сарапульского уезда) выявлено объемом верхнего яруса четверика, завершенного выразительным, ступенчатым, декоративным пятиглавием. Удачной пространственной поддержкой служат горки кокошников, придающие пирамидальный характер изящному силуэту церкви. Пластичность восточному фасаду придают полукружия алтарных апсид, центральная из которых крупнее в объеме. Доминирующим акцентом композиции служит высокая, в три яруса шатровая колокольня. С запада колокольню дополняет примыкающее крыльцо-рундук, в форме полукруглой арки возведенное над папертью.
 
Фасадное наполнение носит единый характер и соответствует общему стилевому решению. Декор ритмично заполняет поверхность, фланкируя углы и проемы, выделяя карниз, с акцентом отдельных элементов и особенностей. Подоконный пояс огибает по периметру здание, минуя ярус колокольни. Стены нижнего яруса, обозначены плоскими лопатками с чередой ширинок. Карниз с крупными сухариками и обломами дополняет горизонтальное членение. Четверик трехосевой. Боковые окна (в три оси) четверика украшены рамочными наличниками с полукружиями кокошников, центральное подвышено киотом, обрамленным сдвоенными полуколоннами, упирающимися в двойную линию карниза (с полукружиями кокошников и круглой филенкой).
 
Внутреннее пространство ядра храма формируют четыре опоры, которые несут на подпружных арках стены четверика, смыкающиеся четырехлотковым сводом с зауженными диагональными сторонами. Обширность свободного внутреннего пространства храмовой части составляют связанные между собой арочными проемами помещения приделов с алтарями и восточным участком трапезной. Приделы и трапезная перекрыты цилиндрическими сводами с глубокими распалубками над арками, апсиды конхами. Угловые участки плана, оказавшиеся на пересечении цилиндров, получили крестово-сводчатые перекрытия.
 
Третья группа характеризуется сложным стилистическим решением сочетающим в себе черты «византийской» объемной композиции храма с деталями русского стиля. К этой группе относится целая серия памятников возведенных на территории Вятской губернии. К ней относим Михайло-Архангельскую церковь (1879—1889 гг.) в с. Сосновка (Сосновское), Сарапульского уезда, Троицкой церковь в селе Зыково (Луговское), церковь Иконы Божией Матери Владимирская в селе Пиксур [12]. (1889—1899 гг.).
 
Анализируя Михайло-Архангельскую церковь в селе Сосновском, невольно приходится обращаться к трактовке постройки Троицкой церкви села Зыково (Луговское). Появление нескольких созвучных-схожих проектов — связанных единым объемно-пространственным, композиционным замыслом и принадлежат творческому наследию В. М. Дружинина. Сильно развитый трансепт четверика с мощным полукружием по центральной оси на средокрестии которого, возведен дигексагонарий, увенчанный шатром. Монументальность этому типу зданий придают массивные апсиды. Трапезная в две или три оси подчеркнуты ступенчатым, многопрофильным обрамлением. Колокольня (восьмерик на четверике) установлена на широком основании.
 
Церковь в селе Сосновка (автор — архитектор Дружинин В. М., надзор — сарапульский архитектор Н. П. Акимов) располагалась на протяженном участке главной оси села (ныне ул. Центральная), на возвышенном месте. Внешняя трактовка элементов подчинена традициям эклектики, и несет черты русско-византийского стиля (Рис. 2). Кирпичная церковь в плане представляет собой развитый греческий крест. Основной односветный четверик, вытянутый до трансепта, имеет широкие ризалиты в центре боковых фасадов. С каждой стороны он завершен тремя большими лопастно-циркульными кокошниками. Над угловыми парусами четверика поставлены малые главки на цилиндрических шейках (сложного облома) и притянутые к массивному центральному граненому световому барабану-дигексагонарию. Венчает световой барабан стройный шатер, завершенный луковичной главкой на ножке. Полукруглая апсида равна по высоте трансепту, а трапезная на две оси понижена до уровня флангов четверика. По оси церкви поставлена трехъярусная колокольня с палатками по сторонам, западный фасад претворяется рундуком на арках завершении несущее щипец с главкой на цилиндрической шее. Все части здания завершены пологими скатными кровлями. Угловые лопатки объемов здания подчеркнуты декорировкой сложного рисунка. Многорядные карнизы включают пояски зубчиков, поребрика, а так же широкий филенчатый фриз. Колокольня (восьмерик на четверике) с систематизированными плоскостными украшениями: на втором ярусе собранные в кассету с щипцом оконного проема и карнизом с машикулями. Третий ярус изящно облегчает колокольню объемной тягой по периметру. Оси храма циркульные в обрамлении высоких порталов с завершением из кокошников на колонках (барабан, четверик) и пилястр (трапезная, колокольня).
 
Сосновский храм достаточно монументален и не имея богатого узорочья, смотрелся бы весьма грузно, но при контрастной побелке декора возвышался точеным и грациозным силуэтом в окружающем ландшафте, подтверждая свое фамильярное прозвище «Парижанка».
 
Итак, творческое наследие В. М. Дружинина, в контексте художественных процессов эклектики в России второй половины XIX столетия, устойчиво повторяло и варьировало три основных типа храмовой архитектуры на территории Вятской губернии. Архитектурная палитра В. М. Дружинина в объемном построении и декорировки храма опиралось на творческое наследие русского каменного зодчества XVII века и более ранние образцы восходящие к Византийским традициям. В результате их слияния получает развитие третий тип храмов.
 
Список литературы:
1. ЦГА УР. Ф. 48. Оп. 1. Ед. хр. 1. Чертежи к проекту постройки церкви в с. Сосновка, Сарапульского уезда, 1843 г., 1870-е гг.
2. ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 1. Ед. хр. 880. Л. 2 Дело о покупке в церковную собственность домов священников с. Сосновка Сарапульского уезда. 1897—1890 гг.
3. ЦГА УР. Ф. 245. Оп 2. Ед. хр. 235. Л. 2—З. Дело о освящении главного придела с. Сосновка, Сарапульского уезда. 1891 г.
4. ЦГА УР. Ф. Р-620. Оп. 1. Ед. хр. 193. Л. 57. Дело о закрытии церкви в с. Сосновка. Постановление Президиума. 1939 г.
5. ЦГА УР. Ф. Р-620. Оп. 1. Ед. хр. 1147. Дело о закрытии церкви в с. Сосновка. 1939 г.
6. ЦГА УР. Фотофонд № 05921, с СВ на ЮЗ 1939 г. После пожара.
7. ЦГА УР. Фотофонд № 07579, 1939 г. после пожара, вид с четверика.
8. ГАКО. Ф. 583. Оп. 512. Ед. хр. 227. Дело о рассмотрении проекта на постройку церкви в селе Пышкет, Глазовского уезда. 1889 г.
9. ГАКО. Фотофонд. 139/0-28-74. Вид издали с Севера (Рис. 1.).
10. ГАКО. Фотофонд. 139/0-28-74. Иконостас (Рис.2.)
11. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища): 1842—1892 / Сост. по материалам, собр. Ин-том гражд. инж. и по данным из арх. М-ва вн. д. и др. источников. СПб.: Ин-т гражд. инж., 1892—1893. 423 с.
12. Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Вып. 4: Верхнекамский и Даровской районы. Киров, 2010. 356 с.
13. Тинский А. Г. Вятская мозаика. Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1994. 192 с.

 


 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 9,2 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено.
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

24 октября 2015, 20:43 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут