наверх
 

Яцевич А. Пушкинский Петербург. — Ленинград, 1933

Пушкинский Петербург / А. Яцевич ; Вступительная статья П. Н. Столпянского ; Оригинальные рисунки и обложка И. И. Ваулина. — Издание второе. — Ленинград : Издание О-ва „Старый Петербург — Новый Ленинград“, 1933 Пушкинский Петербург / А. Яцевич ; Вступительная статья П. Н. Столпянского ; Оригинальные рисунки и обложка И. И. Ваулина. — Издание второе. — Ленинград : Издание О-ва „Старый Петербург — Новый Ленинград“, 1933
 
 

Пушкинский Петербург / А. Яцевич ; Вступительная статья П. Н. Столпянского ; Оригинальные рисунки и обложка И. И. Ваулина. — Издание второе. — Ленинград : Издание О-ва „Старый Петербург — Новый Ленинград“, 1933. — 160 с., ил. — (Труды Общества „Старый Петербург — Новый Ленинград“. Выпуск второй).

 
 

Вступительная статья П. Н. Столпянского

 
„Пушкинский Петербург“ — таково содержание второго выпуска трудов Общества „Старый Петербург — Новый Ленинград“ и это содержание не случайно, так как Общество не в первый раз позволяет себе связать свою деятельность с именем Великого Поэта.
 
После революции Общество обратило внимание на последнюю квартиру, в которой умер поэт. В квартире этой долгое время помещалось охранное отделение, сумевшее, как и следовало ожидать, в достаточной степени изгадить квартиру великого поэта. Общество постаралось эту квартиру восстановить, после чего она была передана Академии Наук, в лице Пушкинского Дома.
 
Общество неоднократно возбуждало перед местным Откомхозом вопрос об охране памятника Петра — знаменитого Пушкинского Медного Всадника, причем Обществом была исправлена пострадавшая от времени горделивая надпись на памятнике, так характерная и для самого памятника и для Екатерины II, надпись, в которой распускавший свои крылья российский империализм нашел вполне соответствующую для себя форму самовосхваления.
 
И данная работа является естественным и логическим развитием предшествующего. Эта работа будет одинаково интересна и для знатока и любителя литературы, как и для рядового обывателя. Первого эта работа избавит от необходимости производить ряд многочисленных затруднительных изысканий, давая готовые выводы; для второго эта работа оживит немые улицы и дома города, заставит их заговорить, произведет то впечатление, которое зовется — власть места.
 
Одно дело — знать что в таком-то и таком-то доме, на такой-то и такой-то улице произошло то или иное событие, а совершенно иное — пойти на это место и вспомнить, что здесь развертывалось, какая звучала трагедия жизни или как улыбалась эта жизнь веселой молодой улыбкой. И в этом отношении „Пушкинский Петербург“ прямо неистощимый кладезь. Недаром же Пушкин был для одних символом нового, прогресса, шагом вперед, в то время как другие не могли изобретать достаточные средства для его уничтожения. Говоря „Пушкинский Петербург“ — мы особенно подчеркиваем, что это — центр прогресса того времени.
 
Пушкинский Петербург — и должны восстать перед нами квартиры, где жили те, которым пришлось прибегнуть к первому вооруженному восстанию; перед нами проходит ряд местожительств декабристов, при чем удалось разыскать и рисунки этих домов, в их первоначальном виде — дома перестроены, но в архивах был скрыт ряд интереснейших изображений — они публикуются впервые.
 
Пушкинский Петербург — друзья Пушкина, лучшие деятели искусства, науки, художества и безусловно интересно подчеркнуть где же, в каких улицах и квартирах находили себе приют эти „избранные“.
 
Пушкинский Петербург — это также ряд тех, кто накладывал свою тяжелую руку, кто душил все свободное, мощное, это — Бенкендорфы, Булгарины e tutti quanti.
 
Громаднейший материал и для экскурсий по русской революции и по русской литературе и вообще по русской жизни. Конечно, автор не задавался специально целью дать спутник экскурсанта, но то, что автором тщательно собрано в различных архивах и мемуарах, воспоминаниях, переписке и пр., является бесценнейшим материалом, которым с благодарностью будут пользоваться при экскурсиях. А ведь экскурсия является в настоящее время не только пособием, но и существенною частью метода образования. И как будто далекая от современности тема „Пушкинский Петербург“ принимает актуальность, отвечает вполне на запросы момента.
 
А тем самым и Общество „Старый Петербург — Новый Ленинград“ вносит и свою лепту в начатое, в таких грандиозных масштабах, переустройство жизни.
 
П. Н. Столпянский.
 

 

ОТ АВТОРА.

 
„У каждого здания, — сказал Франс, — своя история, каждое несет через столетия рассказ о жизни своих обитателей и о происшествиях того времени. В них стиль, вкус и характер эпохи дней прошлого“. — О чем же говорят нам эти безмолвные свидетели минувшего?
 
Александровское время и первое десятилетие царствования Николая — это эпоха расцвета петербургского строительства. Волею самодержавных властителей творчество великих художников призвано было служить идее прославления монархии. Не только величественная арка Главного Штаба, Адмиралтейство и Сенат должны были являться памятниками могущественной империи. Стасов строит прекрасные Павловские казармы для забитых шпицрутенами солдат, а Шарлемань отделывает для несчастных узников грандиозный Литовский замок. „Самодержавные цари, — сказал современник, — любят оставлять потомству огромные памятники своего царствования; и замечательно, что чем более народ был угнетен, унижен, тем выше они воздвигались“.
 
Но не для одного зодчества начало XIX столетия является золотым веком. Это была также эпоха расцвета русской литературы и целый ряд великих людей нашел себе тогда приют в Петербурге.
 
Тут на Мойке умирал Пушкин. — В этом небольшом доме на Торговой Грибоедов переписывал свое „Горе от ума“. — Здесь в стенах и поныне стоящего дома на Морской горьким смехом своим смеялся Гоголь. — Тут у Синего моста последнюю ночь перед арестом провел Рылеев. — В обветшавшем ныне доме на Гагаринской ул. прощался с Петербургом Лермонтов.
 
Но к сороковым годам ни одного из них уже не было в Петербурге. — Эти годы знаменуют собою также конец эпохи расцвета архитектуры. Кваренги, Захаров и Росси не находят себе последователей. — Петербург вступает в новый период своей истории.
 
Ряд выдающихся памятников Петербурга, его дворцы, соборы и замки, давно нашли себе историков. Но есть еще множество интересных домов, связанных с именами великих людей, их современниками и событиями той эпохи. Они не нашли себе еще исследователя и настоящая работа является первой попыткой этого рода.
 
При ее составлении автор пользовался рядом планов, атласов, табелей, указателей и справочников города. Однако, для настоящей книги этот материал оказался недостаточен. В основу работы положены весьма ценные документы бывшего архива Петербургской городской управы, систематически до сего времени никем не исследованные и дополняющие историю застройки города новыми данными. Чтобы не перегружать текста книги излишними ссылками, автор не делает указаний ни на архивный, ни на справочный и плановой материал. Все же остальные источники особо оговорены в примечаниях.
 
Считаю своим долгом выразить искреннюю признательность К. А. Костенко за добрую помощь, оказанную мне при составлении настоящей работы. Вместе с тем должен поблагодарить П. Н. Столпянского за несколько ценных указаний и А. А. Савельева, так же, как и весь нынешний состав сотрудников Центрального архива Лен. Отдела ком. хозяйства, за содействие работе в архиве. Не могу также не указать на большую помощь, оказанную мне А. И. Колотушкиным при печатании этой книги.
 
Наконец, полагаю необходимым отметить ряд оригинальных рисунков с натуры члена Общества И. И. Ваулина, зарисовавшего, по поручению Общества, ряд зданий города, в большинстве своем, совершенно неизвестных и воспроизводящихся в печати впервые.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Вступительная статья П. Н. Столпянского. 5—7
От автора. 8—10
 
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Фонтанка. — Дом Клокачева. — Здесь жили А. Пушкин и Карло Росси. — Дон Стройновского. — Стройновская — прообраз пушкинской Татьяны. — Дом А. Н. Оленина. — Встреча А. С. Пушкина с А. П. Керн. — М. Ю. Лермонтов и М. А. Щербатова.. 11—30
 
ГЛАВА ВТОРАЯ
Фонтанка. — Дом Муравьевой. — Здесь жил декабрист Никита Муравьев. — Дом Кочубея.—Декабрист А. И. Одоевский. — Н. К. Загряжская. — Третье Отделение. — Дом Голицына. — А. И. и Н. И. Тургеневы. — Собрания „Арзамаса“. — Тут А. Пушкиным написана ода „Вольность“. — Дом Голашевской. — Здесь жил декабрист П. И. Пестель. — Дом Мижуева. — Тут жили Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский и Элиза Хитрово. — Моховая ул. — Дом принцессы „Зельмиры“. — Дом Кленберга. — Здесь жили С. Л. и Н. О. Пушкины. — Пантелеймоновская ул. — Дом Оливио. — Тут жил А. С. Пушкин. — Гагаринская наб. — Дом Баташева. — Здесь жил А. С. Пушкин. — Дом Самборского. — Тут родился С. И. Муравьев-Апостол. — Гагаринская ул. — Дом Бибиковой. — Здесь у Карамзиных с Петербургом прощался М. Ю. Лермонтов... 31—72
 
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Лиговская ул. — Дом Моденовых. — Здесь жил баснописец А. Е. Измайлов. — Сергиевская ул. — Дом стихотворца Д. И. Хвостова. — Дом И. А. Ганнибала. — Дом М. М. Сперанского. — Фурштадтская ул. — Дом Алымовой. — Здесь жил А. С. Пушкин. — Дом А. С. Шишкова. — Спасская ул. — Дом декабриста А. М. Булатова. — Кирочная ул. — Дом архитектора Ф. И. Демерцова. — Здесь жила С. М. Салтыкова. — Ее роман с декабристом П. Г. Каховским. — Загородный пр. — Дом Тычинкина. — Тут умер поэт А. А. Дельвиг. — Семеновский полк, 5-я рота. — Дом Ежевского. — Здесь жил поэт Е. А. Боратынский. — Б. Казачий пер. — Дом Дмитриева. — Тут жила О. С. Павлищева, сестра А. Пушкина.. 73—104
 
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Исаакиевская площадь. — Дом Нарышкиных. — Здесь жил Дидро. — Г-жа де-Сталь. — А. Шлегель. — Поэт И. П. Мятлев. — Морская ул. — Дома Демидова. — Аврора Шернваль. — Дом Закревского. — Здесь жила Аграфена Закревская. — Дом Булатова. — Тут жили декабристы А. И. Одоевскй и В. К. Кюхельбекер. — Мойка. — Дом Рос.-Америк. Компании. — Здесь жили декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев .. 105—124
 
ГЛАВА ПЯТАЯ
Миллионная ул. — Дом Верта. — Здесь жил и умер художник В. Л. Боровиковский. — Дом композитора Д. С. Бортнянского. — Дом Ланского. — Здесь жил В. Ф. Одоевский. — Дом Эбелинг. — Здесь жил А. А. Дельвиг. — Дом Деринга. — Здесь жил балетмейстер Дидло. — Дом „Княгини Полночь“. — Дом Гагарина. — Тут жила актриса Катерина Семенова. — Екатерининский канал. — Дом иезуитов. — Здание Государственной Типографии. — Здесь жил товарищ А. С. Пушкина М. Л. Яковлев. — Стихотворение Пушкина „19 октября 1836 г.“ ... 125—144
 
Список иллюстраций... 145
Примечания..146—155
Указатель местожительств ..156—157
Именной указатель.158—160
 

 

Примеры страниц

Дом Муравьевой на Фонтанке. Здесь жил декабрист Никита Муравьев Коломна у Калинкина моста
 
Дом А. Н. Оленина на Фонтанке
 
Дом Мижуева на Фонтанке. Здесь жили Н. М. Карамзин и П. А. Вяземский
 
Дом принцессы „Зельмиры“ (Вюртембергской) на Моховой улице
 
Дом Бибиковой на Гагаринской улице. Здесь у Карамзиных прощался с Петербургом М. Ю. Лермонтов Дом архитектора Ф. Демерцова на Кирочной улице
 
Дом Алымовой на Фурштадтской улице. Здесь жил А. С. Пушкин
 
Дом декабриста А. М. Булатова на Спасской улице
 
Дом Тычинкина на Загородном пр. Здесь умер А. А. Дельвиг
 
Дом Устиновых на Фонтанке. Здесь жили родители А. С. Пушкина
 
Здание Российско-Американской Компании на Мойке. Здесь жил К. Ф. Рылеев
 
Дом Тычинкина на Загородном пр. Здесь умер А. А. Дельвиг Пушкинский Петербург / А. Яцевич ; Вступительная статья П. Н. Столпянского ; Оригинальные рисунки и обложка И. И. Ваулина. — Издание второе. — Ленинград : Издание О-ва „Старый Петербург — Новый Ленинград“, 1933
 
Дом Гурьева на 7-й линии Васильевского острова. Здесь жили декабристы Бестужевы
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 26,5 МБ).
 
 

4 июня 2017, 15:16 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий