наверх
 

Зайцев К. Г. Современная архитектурная графика. — Москва, 1970

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970
 
 

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970. — 204 с., ил.

 
 
Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура»
 
 
Настоящая книга является первой попыткой анализа графического материала современного архитектурного проектирования. Цель — показать, как и какими средствами графического искусства выявляются в чертеже содержание и назначение проектируемого сооружения.
 
Раскрытие характера изобразительных средств, материалов и способов их творческого использования в практической деятельности архитектора положено в основу методики изучения современной архитектурной графики. Принятый метод раздельного и последовательного изучения художественных средств изображения, с которыми архитектор имеет дело при составлении проекта — линии, тона, светотени, цвета соответствует процессу графического выполнения чертежа. Кроме того, этот метод позволяет наиболее всесторонне и глубоко исследовать эти средства графики и их возможности. Такой метод определил и структуру книги. Изучение средств и техники изображения не рассматривается как рекомендация каких-то правил, рецептов. Определяются основные принципы архитектурной графики, подсказанные всем историческим опытом и нашей современной практикой.
 
В книге привлекаются архитектурные проекты и рисунки мастеров архитектуры, а также учебные проекты Московского архитектурного института и другие материалы, подбор которых и расположение в тексте вызваны учебно-методическими задачами в соответствии с принятым методом изучения предмета. Содержание учебного пособия не претендует на исчерпывающую полноту освещения всех возможностей архитектурной графики, выходящих за пределы необходимого материала учебного пособия.
 
Книга включает в себя введение и три главы.
 
Введение знакомит с общими задачами и спецификой современной архитектурной графики.
 
В первой главе книги излагаются основные теоретические сведения, касающиеся графических средств изображения и художественной выразительности.
 
Вторая глава посвящена изучению возможностей материалов и техники изображения.
 
Третья глава посвящена анализу графики архитектурного проекта и примерам творческого использования средств, материалов и техники искусства графики современными мастерами архитектуры.
 
Книга является учебным пособием для студентов архитектурных и строительных вузов. Она также может быть использована архитекторами-проектировщиками.
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Графика — вид изобразительного искусства, основными художественными средствами которого являются линия, тон, светотень и цвет. В графике преобладает линейный способ изображения.
 
Графика по своему назначению бывает: станковая (рисунок, эстамп, плакат), книжная (иллюстрации, заставки, концовки, шрифт), прикладная (рекламы, промышленная графика и пр.) и архитектурная (рисунок, проектные и обмерные чертежи).
 
Архитектурная графика — это приложение средств и приемов графического искусства к изобразительным задачам, возникающим в творческом процессе создания проекта или обмерного увража. Графика входит необходимой составной частью в самый творческий процесс архитектурного проектирования, и соответственно ее средства и приемы меняются на разных стадиях этого процесса, начиная с эскиза и кончая разработкой рабочих чертежей.
 
В начальной стадии проектирования архитектурная графика используется: как элемент композиционных поисков общей архитектурной идеи будущего сооружения и средство быстрой фиксации первоначальных вариантов замысла. В дальнейшем — как элемент разработки точного архитектурного чертежа в процессе конкретизации замысла и доведения его до законченного проекта, предназначенного для осуществления.
 
Когда мы говорим о роли графики в первом аспекте, мы должны исходить из ее оценки, как графического искусства, в котором используются главным образом методы рисунка. По мере разработки архитектурного замысла и готовности проекта роль графики, как средства композиционных поисков, уступает место графическому выполнению проекта, где используются преимущественно методы чертежа (ортогональные проекции, перспектива и аксонометрия). На этой завершающей стадии проекта средства графического искусства имеют иное, но не менее важное значение. Графика этой стадии преимущественно и является предметом изучения.
 
Конечная цель архитектурной графики заключается в изображении конкретного архитектурного объекта в форме чертежей для осуществления его в строительстве. Чертежи должны давать полное представление о назначении, о композиционной и объемно-планировочной структуре сооружения, о его конструкциях, материалах, о целесообразности и экономичности выбранного архитектурного решения. Эта служебная роль специфична для архитектурной графики. Графическая разработка чертежа не самоцель, а лишь средство подготовки документации, с помощью которой выполняется в натуре архитектурный проект. Выразительное, удобное в эксплуатации здание, отвечающее своему назначению, хорошо выполненное и долговечное, — это и есть результат высококачественного проекта и совместной работы архитектора и строителя. Важно и необходимо, чтобы качество архитектурного решения не подменялось острыми графическими построениями чертежа, чтобы графика не довлела над архитектурой. В этом смысле «красивая графика» может принести непоправимый вред архитектуре, вводя в заблуждение автора и заказчика.
 
Но архитектурному чертежу присущи эстетические качества, хотя он и не является произведением искусства.
 
Красивый чертеж — это важное и необходимое понятие. Оно говорит о соответствии графической формы изображения характеру изображаемого объекта. Но когда говорят «красивый план», «красивый разрез», это относится не столько к чертежу, сколько к достоинствам самого проекта — целесообразности композиции, пропорциям, форме, тектонической логике и ясности целого¹.
____________
¹ В некоторых случаях архитектурные изображения становятся самостоятельным видом искусства — станковой графикой, как, например, архитектурные композиции Пиранези, архитектурные плакаты, живописные или графические произведения (как, например, офорты академика И. А. Фомина и др.), которые не следует считать архитектурной графикой в узком смысле слова.
 
Разработка архитектурного чертежа основана как на научных (чертеж), так и на художественных (рисунок) методах изображения. Метод графических изображений — не единственный, имеются еще методы макетирования и моделирования. Как правило, все эти методы участвуют совместно в творческом процессе проектирования, степень же участия их определяется стадиями проектирования. Если на начальной стадии проектирования рисунок служит основным методом изображения, то на последующих — рисунок используется в качестве дополнительного средства при выполнении сложных криволинейных форм, орнаментов, антуража и пр.
 
Совместное использование двух способов изображения — рисунка и чертежа — является также специфической особенностью архитектурной графики, где достоинства рисунка — наглядность и художественная выразительность — сочетаются в проекте с научным построением ортогональных проекций, перспективы и аксонометрии. Другой особенностью архитектурного чертежа является условность изображения, делающая его более простым и в то же время понятным, как, например, совмещение на одном листе плана, фасада, разреза (иногда и перспективных изображении), вынос отдельных элементов чертежа (деталей), совмещение разных масштабов, совмещение разных средств изображения (линии, тона, светотени, цвета) и изобразительных материалов (тушь, акварель, гуашь).
 
Макетирование как метод разработки проекта в современной практике приобрел большое значение; к нему обращаются на всех стадиях архитектурного проектирования, и макет все чаще заменяет перспективные изображения. Роль макетирования еще велика потому, что макет дает возможность проверки архитектурной композиции с разных сторон и при различном освещении. Макет приближает проектируемый объект к реальному восприятию его в натуре. Фотографирование макетов и совмещение полученных фотографий на одном листе с графическими изображениями стало в современной архитектурной графике одним из способов выполнения чертежей, предназначенных для подачи на просмотр, для выставок и для передачи строительству.
 
Архитектурная графика в учебной работе в вузе преследует и воспитательные задачи. Через графику студент познает композиционно-художественные закономерности архитектуры, ее стилевые особенности, графические средства, художественные и технические способы и приемы изображения, изобразительные материалы. Графика является одним из критериев развития и оценки творческих способностей студента.
 
Поэтому в учебной практике проектирования необходимо развивать культуру архитектурной графики, вкус к разнообразным композиционно-графическим приемам изображения и материалам.
 
Обучение архитектурной графике практически складывается из подготовки студента по черчению, начертательной геометрии, рисунку и живописи на специальных кафедрах. Совершенствование в архитектурной графике осуществляется при архитектурном проектировании, где руководители групп рекомендуют различные графические приемы в соответствии со стадиями проектирования, с идеей, содержанием архитектурного сооружения. Если на первых курсах обучения графика носит учебный характер (вычерчивание и отмывка архитектурных деталей), то на старших курсах и при дипломном проектировании графические способы изображения являются необходимым средством ясной графической передачи архитектурного замысла, помогают выявить образно-выразительные качества будущего сооружения, отнюдь не неся в себе значимости самодовлеющего произведения графического искусства.
 
Кроме архитектурного проектирования существуют другие виды проектирования: конструктивное (проекты и рабочие чертежи конструкций), несколько видов специального проектирования (производственное и инженерное оборудование зданий, организация производственных работ и др.). Во всех этих видах проектирования применяются свои графические приемы, основанные на общих методах начертательной геометрии (строительное или инженерное черчение). При разработке архитектурных проектов эти приемы тесно соприкасаются и частично сливаются¹.
____________
¹ ГОСТ 5401—50. Чертежи строительные. Условные графические обозначения одноцветные. Стандартгиз, 1962.
 
* * *
 
Понятие «современная архитектурная графика» отражает зависимость архитектурной графики от исторического развития архитектуры, строительной техники и общей изобразительной культуры. Не вдаваясь в подробный анализ истории архитектурной графики, отметим некоторые этапы ее развития, в которых раскрываются интересующие нас принципы и методы использования изобразительных средств и приемов в графике архитектурного проекта.
 
В древнерусских чертежах XVI—XVII вв. использовались приемы иконописного искусства. При построении изображений не передавалось уменьшения удаляющихся от плоскости картины вертикальных размеров (как в аксонометрических проекциях), допускалась множественность точек зрения. Изображения часто представляли собой как бы виды на сооружения с птичьего полета. Использовался также иконописный прием изображения на картинной плоскости различных сооружении, отстоящих в действительности на различном расстоянии от зрителя — одно над другим, без перспективного сокращения размеров. В XVII в. появляются чертежи, в которых планы и фасады сооружения совмещались на одну плоскость.
 
Разделение изображений на отдельные проекции появилось в конце XVII в. Чертежи выполнялись в линейной графике, не в масштабе, но при числовых размерах, с точностью до одного вершка, черными чернилами, в отдельных случаях применялись краски для подкрашивания чертежа.
 
В конце XVIII в. Г. Монж обосновал методы изображений, которые точно передают на плоскости величины всех трех измерений предмета (ортогональные проекции).
 
Сохранившиеся до нашего времени архитектурные проекты свидетельствуют о высоком мастерстве архитектурной графики XVIII в., как правило, строго подчиненной существу проекта. Но опыт прошлого наряду с этим показывает подчас использование архитектурной графики для создания ложной картинности делового документа, монументализации чертежа. И если такой мастер, как Тома-де-Томон доводил свои чертежи до степени живописной картины, с облачным небом, с пейзажем полным художественного настроения, то такие работы нельзя отнести к архитектурной графике. Это законченные живописные картины с изображением проектируемых сооружений.
 
Для архитектурной графики XVIII в. характерны художественно-технические приемы, наглядно и выразительно раскрывающие назначение, художественные и конструктивно-строительные особенности проектируемого сооружения, соответствие графических приемов характеру архитектурной композиции. В этом отношении большой интерес представляют проекты архитекторов русского классицизма Баженова, Казакова, Воронихина, Кваренги и многих других. Работы этих мастеров ценны тем, что эти зодчие были строителями и их проекты были теми реальными рабочими чертежами, по которым осуществлялось строительство. Высокий художественный уровень графики этих проектов не превращал их в предмет эстетского любования. Весь графический архив этой эпохи носит деловой характер. Графические приемы немногочисленны, чувствуется известная экономия изобразительных средств, упрощающих чтение и понимание чертежа, не погоня за оригинальностью чертежа, а стремление к тому, чтобы за ним чувствовалась мысль об архитектуре.
 
Для архитектурной графики В. И. Баженова как в ортогональных, так и в перспективных изображениях характерен тонкий и точный рисунок, умелое применение закономерностей воздушной перспективы. Глубинность достигалась главным образом тональностью различных планов: темных — впереди и светлых — вдали, с соблюдением точной конструктивной основы архитектурных форм. Архитектура в рисунках и чертежах Баженова показывается в условиях как бы рассеянного освещения — при незначительных контрастах в пластической форме.
 
М. Ф. Казаков в архитектурных пейзажах применяет тонкую графическую манеру рисунка — линию и штрих, а также сближенные тональные отношения на тех же принципах построения глубины, которые применял и Баженов.
 
А. Н. Воронихин использует графические приемы более широко, привлекая контур, тон, светотень и фактуру не только для объемно-пространственной характеристики форм, но и для выявления тушью и акварелью цветового различия материала (например, проект отделки картинной галереи в Строгановском дворце).
 
Д. Кваренги оставил множество чертежей, рисунков с натуры построенных им зданий, по которым можно определить особенности его графики. Ортогональные проекции, построенные по всем правилам начертательной геометрии и теории теней, отмывались тушью с сильной коричневатой или синеватой подкраской плоскостей акварелью в освещенных и в теневых местах.
 
Прием нанесения акварельных подтеков носил живописный характер, но передавал впечатление реального строительного материала и монументальности.
 
Впечатление освещенности в архитектурном изображении достигалось плотными тенями и черными проемами, пространство — средствами воздушной перспективы — от темного, материального на первом плане, к светлому линейному изображению на дальнем плане. На чертежах фасадов, разрезов изображались пейзаж, люди для масштаба. Для всех графических работ Кваренги характерны тщательность и совершенство исполнения.
 
Эти уже отработанные и усовершенствованные приемы изображения применялись и в графике XIX в. (архитекторы А. Д. Захаров, О. И. Бовэ и др.), которые повторялись и в архитектурных чертежах проектов доходных домов, особняков, фабрично-заводских и других сооружений архитектуры конца XIX и начала XX вв.
 
Архитектурная графика 20-х годов нашего века имела своеобразные черты. Она была проникнута общим духом революционного пафоса, художники и архитекторы стремились пересмотреть существующие нормы, понятия и внести новое, революционное начало в практику архитектурного проектирования. Для этого периода характерна графика проектов архитектурного факультета ВХУТЕМАСа. В ней много нового, интересного. Графические приемы тесно связаны с характером архитектуры (в качестве примеров они будут приведены в последующих главах пособия). Здесь необходимо подчеркнуть, что многие рациональные графические приемы архитекторов того периода получили широкое применение и были развиты в современной архитектурной и учебной практике как отечественный опыт прогрессивной архитектуры 20-х годов (использование линейного способа изображения, контраста черного и белого цвета, применение локального цвета, фактуры).
 
Графика архитектурного чертежа 1930—1956 гг. отражала характер композиционных решений архитектуры этого периода. Применение ордерной системы определило и графические способы изображения, и материалы. Светотень, активный антураж в чертежах фасадов и перспектив, широкое применение акварельной техники — характерные черты графики этого времени. Перспективы и панорамы таких сооружений, как крупные гидростанции, шлюзы каналов, стадионы, жилые массивы, высотные дома, достигали огромных размеров и выполнялись в акварельной технике как законченные художественные картины. Эти графические «полотна» наглядно давали представление о будущем сооружении вместе с окружающей его средой.
 
В современной архитектурной практике наряду с традиционными графическими приемами появляются новые приемы, обусловленные иным характером архитектуры и своей эстетикой, новыми методами строительного производства и свойствами прогрессивных строительных материалов.
 
К традиционной графике чертежа можно отнести технические приемы черчения, построение ортогональных и перспективных изображений, построение теней, способы отмывки и другие приемы, узаконенные практикой и нормами проектирования. Эти приемы необходимы для элементарного выполнения и понимания архитектурно-строительных чертежей. Но поиски новых графических приемов необходимы, так как культивирование в графике ограниченного набора изобразительных приемов приводит к штампу. Однако новые приемы должны в каждом случае быть оправданы, соответствовать деловым требованиям архитектурного чертежа и практики строительства и должны быть связаны с творческими поисками архитектурных форм, с новыми методами проектирования и строительства.
 
Нормали, каталоги, типовые чертежи элементов сооружения для производства их на заводе могут служить примером нового типа графики архитектурно-строительного чертежа.
 
На графику современного проекта оказывает влияние стандартизация и размер чертежа. Стандартизированный чертеж общедоступен и понятен, наиболее экономичен и рационален, облегчает сравнение проектов между собой и архивное обслуживание. Размер и масштаб изображения, во многом зависящие от величины проектируемого сооружения, оказывают влияние на выбор изобразительных приемов. В архитектурной графике XVIII—XIX вв. рисунки и чертежи не делались большой величины (60 см по бо́льшему размеру). Архитекторы братья Веснины выполняли эскизы Дворца культуры ЗИЛ (1930 г.) на кальках размером 12×18, 8×11 см и т. п., используя технику миниатюрного, точного чертежа в масштабе 1: 500. Небольшого размера чертеж позволяет глазу легче охватить общие пропорции крупных частей архитектурного сооружения. Кроме того, небольшие размеры изображения облегчают и задачи композиции.
 
Современная архитектурная графика в поисках новых выразительных средств, естественно, идет от специфики новой архитектуры. Отсюда и специфика графических приемов, использование новых изобразительных материалов, позволяющих наиболее точно донести до зрителя идею, конструкцию и материал сооружения. В тех случаях, когда приемы классической отмывки были бы неэффективны, например, при изображении цветных бетонов или керамики, прозрачных и непрозрачных пластиков и т. д., эти материалы передаются в чертеже не в обусловленном светом цвете, а в конкретном, предметном цвете, характерном для данного материала, т. е. изображаются как цвета рабочего чертежа (колер). В графике эта особенность находит свое отражение в новых приемах обработки чертежа гуашью, темперой, лаком, бронзой, наиболее реально изображающих предметный цвет материала. Широко используются также такие способы изображения, как фотомонтаж, аппликация, объемная графика, макетирование.
 
Эти же приемы и способы применяются и в тех архитектурных проектах, куда монументально-декоративная живопись входит в качестве композиционного элемента. В графическом выявлении таких сторон архитектурной композиции, как, например, объемно-пространственная структура, тектоника, ритм и др., в равной мере используются линия, тон, светотень, цвет, фактура. Для архитектурной графики последних лет характерно возвращение архитектурному чертежу свойственной ему условности, т. е. пользование основным его изобразительным языком — черно-белой графикой.
 
Включение цвета в черно-белую графику носит в современном чертеже не живописный характер, а условно-графический.
 
На современную архитектурную графику безусловно оказывает влияние современная живопись, особенно те живописные искания, которым присущи внутренняя архитектоничность, монументальность форм, переложенных на плоскостной язык станковой картины (Леже, Брак). В графике это влияние связывается, в частности, с выявлением выразительных возможностей фактуры сложной обработкой плоскости различными материалами. Однако наряду с положительным влиянием современной живописи на графику чертежа встречаются случаи некритического ее использования — имитации композиционных живописных приемов. Тогда архитектурный чертеж или рисунок перестают выполнять свою основную роль архитектурно-строительного документа, смысл его затемняется неоправданными графическими эффектами¹.
____________
¹ Такое ложное понимание задач архитектурной графики иногда сказывается в стремлении к искусственному геометризму или орнаментальности чертежа, когда некоторые необходимые элементы архитектурного проекта не изображаются или, наоборот, на чертеже показываются несуществующие элементы или несущественные моменты графически акцентируются, заслоняя основной смысл изображения.
 
В практике современного архитектурного проектирования можно найти много примеров, когда графические и живописные качества чертежа чисто формально близки к плоскостной абстрактной графике или живописи (особенно чертежи планировки). Эта тенденция ошибочна, так как стремление во что бы то ни стало ввести в изображение новые броские средства графической выразительности повышает лишь степень поверхностного воздействия самого чертежа на зрителя, но не раскрывает сущности и достоинства архитектурного решения.
 
 

ЛИТЕРАТУРА

С. С. Алексеев, Б. М. Теплов, П. А. Шеварев. Цветоведение для архитекторов. ГОНТИ, М.—Л., 1938.
И. Н. Волков. Цвет в живописи. Изд. «Искусство», М., 1965.
A. И. Добряков. Курс начертательной геометрии. Учебное пособие. Госстройиздат, М., 1952.
Д. Н. Кардовский, В. Н. Яковлев, К. Н. Корнилов. Пособие по рисованию. Госстройиздат. М., 1938.
С. В. Кравков. Глаз и его работа. Биомедгиз, Академия наук. М.— Л., 1950.
B. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. Элементы архитектурно-пространственной композиции. Стройиздат. М., 1968.
В. Ф. Кринский, В. С. Колбин, И. В. Ламцов, М. А. Туркус, Н. В. Филасов. Введение в архитектурное проектирование. Учебник. Госстройиздат. М., 1962.
A. М. Лаптев. Рисунок пером. Изд. Академии художеств СССР. М., 1962.
B. Оствальд. Цветоведение. Пособие. Промиздат, М.—Л., 1926.
П. П. Ревякин. Техника акварельной живописи. Учебное пособие. Госстройиздат. М., 1959.
В. А. Фаворский. О художнике, о творчестве, о книге. Изд. «Молодая гвардия». М., 1966.
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 6
 
I. Средства изображения.. 12
Линия...  14
Тон... 20
Светотень... 32
Цвет.. 44
 
ІІ. Материалы и техника.. 56
Бумага... 57
Карандаши, уголь сангина, акварельные мелки .. 53
Перо, рейсфедер, фломастер. 63
Тушь и кисть... 79
Техника отмывки... 83
Краски..  93
Акварель. 95
Гуашь. 105
Темпера.. 110
Особенности изображений различных видов монументального искусства .. 111
Аппликация . 116
Фотография в архитектурном чертеже.. 118
Трафарет..119
Способы исправления.. 120
 
III. Архитектурная графика.. 122
Архитектурный рисунок... 123
Архитектурный чертеж... 136
Композиция архитектурного чертежа.. 138
Обмерный чертеж... 144
Чертеж-плакат. 148
Примеры творческих решений вопросов графики в архитектурном проекте. 150
Линейный чертеж... 151
Линейно-тональный чертеж...  156
Светотеневой чертеж. 170
Полихромный чертеж... 186
 
Заключение... 201
Литература... 203
 
 

Примеры страниц

Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970
 
Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970
 
Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970 Современная архитектурная графика / К. Г. Зайцев. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1970
 
 
 
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 91,4 МБ).
 
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

19 декабря 2016, 12:09 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий