наверх
 

Зайцев А. К. Мемориальные ансамбли в городах-героях. — Москва, 1985

Мемориальные ансамбли в городах-героях / А. К. Зайцев. — Москва : Стройиздат, 1985  Мемориальные ансамбли в городах-героях / А. К. Зайцев. — Москва : Стройиздат, 1985  Мемориальные ансамбли в городах-героях / А. К. Зайцев. — Москва : Стройиздат, 1985
 
 
 

Мемориальные ансамбли в городах-героях / А. К. Зайцев. — Москва : Стройиздат, 1985. — 208 с., ил.

 
 
 

[Аннотация]

 
В книге на примерах Брестской крепости — героя, городов-героев — Минска, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Ленинграда, Москвы, Тулы, Волгограда и Новороссийска — рассматриваются некоторые аспекты, выявляющие градостроительные и образные взаимосвязи памятных объектов с архитектурной средой современного города.
 
Анализируется процесс формирования мемориальных ансамблей из отдельных элементов.
 
В качестве основной тенденции при создании и размещении памятных объектов, посвященных Великой Отечественной войне, выявлена определенная историко-градостроительная закономерность — перерастание единичного объекта в ансамбль и далее в систему ансамблей, связанную единым градостроительным замыслом, позволяющую сформировать содержательную и архитектурно-пространственную среду города в целом.
 
Даются рекомендации по созданию «сценарной» основы города на базе тенденций его градостроительно-художественного развития.
 
Для архитекторов и искусствоведов.
 

 

 

[Введение]

 
С каждым годом „каменная летопись“ Великой Отечественной войны пополняется новыми памятными объектами, которые не только географически документально очерчивают ареалы исторических событий, но и образно характеризуют их содержание и значимость в исторической судьбе городов-героев. поставленные жизнью задачи многопланового отображения исторических событий в памятных объектах, их высокая общественная и художественная значимость в структуре города предопределили необходимость выявить общие закономерности формирования уникальных памятных объектов.
 
Как отмечено в постановлении ЦК КПСС „О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов“, в схватке с фашизмом беззаветную преданность партии и народу, любовь к родине проявили воины армии и флота, бойцы народного ополчения, партизаны и подпольщики, труженики тыла, их беспримерная стойкость и героизм были увековечены в мемориальных ансамблях и отдельных памятниках, в мемориальных досках и названиях улиц.
 
В условиях города наиболее выразительной формой увековечивания исторических событий является мемориальный ансамбль¹.
____________
¹ Мемориальный ансамбль, сохраняя общий смысл понятия „ансамбль“, обладает в то же время своими особенностями образно-содержательной и пространственной структуры. Он формируется на основе документальной исторической среды, элементы которой неотделимы от конкретного мемориального содержания. Автор рассматривает мемориальный ансамбль как непрерывно развивающийся организм в постоянно преобразующейся среде современного города. Таким образом, мемориальный ансамбль включает в себя как устойчивые, так и быстро меняющиеся элементы.
 
Несомненно, сила воздействия памятных объектов значительно возрастает, если они, объединенные общей содержательной канвой, выстраиваются в стройные системы, образуя крупные мемориальные зоны.
 
Мемориальный ансамбль приобретает высокую градостроительную ценность, как бы „суммируя“ исторические факты, материализованные в отдельных памятниках событиям и героям, в памятниках-реликвиях, в мемориальных и памятных досках, в надгробных знаках. Здесь в полной мере могут быть использованы различные виды монументального искусства, связанные между собой единым градостроительным замыслом. Они позволят донести до зрителя всю многозначность военной истории, выразить свое индивидуальное отношение к историческому факту. в таком взаимодействии градостроительных, историко-фактологических и монументально-декоративных начал синтезируется символика памятного знака, правдивость скульптурного портрета, выразительность монумента. Емкостью и глубиной своего содержания они не только обобщают прошлое, но и фиксируют настоящее и во многом предопределяют будущее города — они становятся его символом.
 
Именно в этом идейно-образная и градостроительная ценность памятников Великой Отечественной войны, особенно тех, которые имеют тенденцию к перерастанию в пространственно развитые системы.
 
Взятое под контроль, целенаправленное развитие этого процесса открывает новые перспективы в деле дальнейшего расширения и углубления военной тематики, более действенного участия в нем всего разнохарактерного историко-культурного материала, обладающего разной степенью художественной ценности.
 
История городов-героев показывает, что формирование мемориальных ансамблей во взаимодействии с развитием планировочной структуры — исторически закономерно. Единичный памятный объект, обладающий исторической и градостроительной значимостью, постепенно перерастает в архитектурный ансамбль, охватывающий сравнительно небольшой участок города, затем происходит превращение отдельного ансамбля в систему ансамблей — складывается крупный фрагмент города, осмысленный единым градостроительным замыслом. Далее — прямой путь от системы ансамблей к формированию целостной идейно-содержательной и архитектурно-образной среды города.
 
Принципиальная возможность постановки этой задачи подтверждается анализом процесса современного развития мемориальных ансамблей в городах, удостоенных почетного звания „город-герой“ за героическую оборону в Великой Отечественной войне: Ленинграде, Севастополе, Волгограде, Одессе, Киеве, Москве, Брестской крепости, Керчи, Новороссийске, Минске и Туле.
 
Многие мемориальные ансамбли, созданные два и три десятилетия назад, обнаруживают в своей композиции тенденцию к внутреннему развитию и обогащению первоначально заложенной пластической и архитектурно-пространственной идеи (включение новых по форме и содержанию элементов). С другой стороны, все сильнее выявляется преобразовательная роль мемориальных ансамблей в формировании основных структурных элементов городов — площадей, магистралей, набережных, парков и т.п.
 
Пространственное расширение ансамблей, превращение их из моноцентрических в полицентрические образования способно усилить их образное звучание. Одновременно открывается возможность усложнения смысловых и пластических качеств самой городской среды, рационального использования многообразия монументальной пластики в создании градостроительно оправданных пространственных акцентов, сращения в единое целое различных типологических ансамблей, памятников и планировочных частей города.
 
Роль мемориальных ансамблей в этой сложной структурной организации не была неизменной и однозначной. В конкретных условиях, на основе объективно существующих закономерностей развития города рождались творческие замыслы, появлялись возможности привести всю совокупность процессов структурной организации города в определенную систему. Речь идет о создании перспективного плана монументальной пропаганды как составной части генерального плана. Цель этого — наложить „сценарий монументальной пропаганды“ на градостроительную основу города, раскрыть своеобразие его архитектурного облика. Перспективный план монументальной пропаганды позволит предусмотреть идейно-смысловое зонирование города, обеспечить комплексность, разумно распределить художественные средства и установить их оптимальное идейно-эстетическое воздействие.
 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Ленин В.И. О литературе и искусстве. — М.: Художественная литература, 1979, 827 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т. 1-2. — М.: Искусство, 1976.
3. Луначарский А. Ленин и искусство. В сб.: „Ленин о культуре и искусстве“. — М.: 1956, 529 с.
4. Азизян И., Иванова И. Памятники Вечной Славы. — М.: Стройиздат, 1976, 208 с.
5. Аникин В. Брестская крепость-герой. — М.: Стройиздат, 1981, 183 с.
6. Артамонов В. Город и монумент. — М.: Стройиздат, 1974, 224 с.
7. Астафьева-Длугач М., Яралов Ю. Город-герой Москва. — М.: Стройиздат, 1976, 342 с.
8. Баглей А., Артюхов В. Город-герой Севастополь. — М.: Стройиздат, 1975, 205 с.
9. Баранов Н. Композиция центра города. — М.: Стройиздат, 1965, 192 с.
10. Бархин М. Город. 1945-1970. Практика, проекты, теория. — М.: Стройиздат, 1974, 208 с.
11. Белопольский Я. Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. — М.: Госстройиздат, 1950, 98 с.
12. Богуславский Г. Вечным сынам Отчизны. Памятники Великой Отечественной войны. — М.: Советская Россия, 1975, 726 с.
13. Быков В. Георгий Гольц. — М.: Стройиздат, 1978, 159 с.
14. Выродов П. и др. Москва город-герой. — М.: Воениздат. 1978. 259 с.
15. Гольц Г. Так будет (о проекте восстановления Крещатика). — Смена, 1945, № 11.
16. Зайцев А. Памятники Вечной Славы в облике столицы. — Строительство и архитектура Москвы, 1980, № 5.
17. Зайцев А. Память войны и город. — Декоративное искусство СССР, 1980, № 5.
18. 3меул С. Архитектура памятников Великой Отечественной войны 1941-1945 гт. Дис. на соиск. ученой степени канд. архитектуры. — М., 1950.
19. Иванова И. Скульптура и город. — М.: Стройиздат, 1975, 159 с.
20. Из истории советской архитектуры 1941-1945 гг. Документы и материалы. — М.: Наука, 1978, 211 с.
21. Имена московских улиц. — М.: Московский рабочий, 1979, 568 с.
22. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг., в шести томах. — М.: Воениздат, 1961-1965 гг.
23. Калинин Б., Юревич П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1979, 519 с.
24. Кожевников Р. Памятники и монументы. — М.: Московский рабочий, 1976, 168 с.
25. Криворучко М., Мишин П., Смирнов И. Москва — героям Великой Отечественной. М.: Московский рабочий, 1977, 384 с.
26. Левинсон Е. Пискаревский мемориальный ансамбль. — Советская архитектура, 1970, сб. № 19.
27. Ленинград. Планировка и застройка. 1945-1957. — Л.: Госстройиздат, Ленингр. отделение, 1958, 177 с.
28. Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор развития города. — Л.: Искусство, 1943, 403 с.
29. Ленинград. Историко-географический атлас. — М.: Гл. управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1977, 120 с.
30. Михайлов К. Город-герой Новороссийск. — М.: Стройиздат, 1978, 173 с.
31. Москва. Планировка и застройка города. 1945-1957. — М.: Госстройиздат, 1959, 212 с.
32. Песков О., Низковская Н., Ададурова Л. Память, высеченная в камне. Мемориальные доски Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978, 216 с.
33. Савченко В. Город-герой Тула. — М.: Стройиздат, 1979, 188 с.
34. Шило Н. и др. Город-герой Киев. — М.: Стройиздат, 1978, 192 с.
35. Эйгель И. Борис Иофан. — М.: Стройиздат, 1978, 192 с.
36. Яралов Ю. Архитектура Волго-Донского канала имени В. И. Ленина. — М.: Госстройиздат, 1955, 94 с.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Введение ... 5
 
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕМОРИАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ ... 9
2. От проектирования к строительству ... 44
 
ГЛАВА II. МЕМОРИАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГОРОДА ... 53
1. Формирование радиальной магистрали системой мемориальных ансамблей ... 55
2. Мемориальный ансамбль в системе нового городского центра ... 70
3. Формирование центра города целостной системой мемориальных ансамблей ... 79
 
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ И ИДЕЙНО-ОБРАЗНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ПАМЯТНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ... 95
Брестская крепость ... 98
Минск ... 108
Киев ... 114
Одесса ... 124
Севастополь ... 132
Керчь ... 140
Ленинград ... 148
Москва ... 160
Тула ... 182
Волгоград ... 186
Новороссийск ... 194
 
Заключение ... 202
 
Список литературы ... 206
 

 

 

Примеры страниц

 
Мемориальные ансамбли в городах-героях / А. К. Зайцев. — Москва : Стройиздат, 1985  Мемориальные ансамбли в городах-героях / А. К. Зайцев. — Москва : Стройиздат, 1985
 

 

 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 103 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

17 мая 2024, 13:54 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий