|
Здание Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» как памятник истории и архитектуры города Омска ХХ века. — Омск, 2017Здание Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» как памятник истории и архитектуры города Омска ХХ века : Застывшая музыка архитектуры в ландшафте истории места и времени : Очерки / Составители: С. С. Наумов (отв. ред.), А. П. Сорокин ; Авторы текстов: И. Л. Коновалов, А. М. Лосунов, С. С. Наумов, А. П. Сорокин. — Омск : Издательство «Амфора», 2017. — 199, [1] с. : ил., портр., фот., факс., карт., табл. — ISBN 978-5-906985-17-0
Настоящее издание посвящено истории одного из наиболее примечательных памятников архитектуры Омска — здания Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник», построенного по проекту архитектора Н. Н. Верёвкина в 1914—1915 гг.
Сборник снабжён справочно-иллюстративными материалами, в том числе о ходе реставрации здания, проведённой в 2014—2015 гг.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
К читателю
Уважаемые читатели! У вас в руках необычная по замыслу и воплощению книга. Она рассказывает об истории одного из знаковых памятников архитектуры города Омска — здания Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник».
Книга, над которой трудился коллектив авторов, является первой краеведческой летописью, в которой история города на протяжении целого столетия рассматривается через призму «жизни и судьбы» одного отдельно взятого дома. Сто лет истории дома «Треугольника» вмещает в себя множество имён, событий, фактов. От первых комнат, занятых служащими Товарищества, до современных офисных помещений. От проекта архитектора Н. Н. Верёвкина до нынешнего возрождения «Треугольника».
Сегодня, когда Омск перешагнул 300-летний рубеж, всеми нами ощущается острая потребность в ярких, увлекательных, популярных книгах, рассказывающих об истории нашего края. Представленное издание как раз призвано заполнить эту нишу.
И при реставрации памятника архитектуры «Дом «Треугольника», и при создании книги о нём мы во многом руководствовались идеей придать облику родного города качественно новые, позитивные черты. Поэтому наша книга адресована не только историкам и краеведам, но и самой широкой читательской аудитории, людям разного возраста, профессий и увлечений. Книга нацелена на то, чтобы пробудить у горожан интерес к краеведению, воспитывающему чувства любви и уважения к своим родным и близким, своему дому, своей малой родине, к своему Отечеству.
Приятного, занимательного и познавательного чтения вам, уважаемые земляки!
С. Н. Сорока,
председатель правления ХК «Омск-Агро»
Дома и судьбы. От составителей
Жизнь каждого человека удивительна и неповторима. Банальность этого высказывания не противоречит его бесспорности. Уникален сам человек и всё то, что он создаёт своими руками. Уникальны мышление и воображение, уникален и феномен антропоцентричности сознания. Людям свойственно наделять человеческими чертами и характеристиками живую природу и предметы рукотворного материального мира. Свидетельством тому является вся культура в самых разных её проявлениях. Мы, авторы этой книги очерков, взяли за основу именно такой образ мысли.
Книга посвящена Дому. Дому прекрасному не только эстетически, но и примечательному своей «биографией», свой «судьбой». Он пережил всю драматическую историю XX столетия и обрёл второе рождение уже в веке XXI. Мы, люди, даже можем позавидовать домам: человек не может прожить несколько жизней. Он рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Дом тоже живёт, стареет, разрушается... Но иногда вновь, будто из пепла (а точнее, из строительного мусора) возрождается, молодеет и предстаёт перед нами во всём своём великолепии. Подобная метаморфоза произошла недавно в Омске с «главным героем» наших очерков — зданием Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник», построенным в 1915 году.
Судьба дома — это всегда и судьба человека. Не одного, а очень многих. Поэтому наша книга не столько о стенах, лестницах и крышах, сколько о людях, чья личная судьба была десятилетиями неразрывно связана с судьбой здания: о конторщиках резиновой мануфактуры «Треугольник», кооператорах «Центросибири», о сибирских писателях и поэтах, читавших свои произведения в этих стенах, о служащих объединений «Резинотреста» в период НЭПа; о пациентах эвакуационного госпиталя, омских медиках, врачах главного омского роддома № 1. Но обо всём по порядку.
Возвращаясь к аллегории о «домах и судьбах», заметим, что судьбы домов, как судьбы людей, складываются по-разному. Судьба эта может быть счастливой, а может быть печальной или трагической. Как мы уже говорили, дом может «помолодеть», «воспрянуть». А может погибнуть, кануть в небытие. История Омска знает немало таких примеров. Иной раз дом гибнет неожиданно: «от копеечной свечки Москва сгорела». Иногда это медленное угасание: покинутое людьми здание долго не живёт. Выбитые окна, рушащиеся стены и финал — нож бульдозера и ровный грунт. Не желая показаться упрямыми защитниками старины, заметим, что процесс этот в большинстве случаев вполне естественный: новое приходит на место отжившему. Но бывают и исключения. На наш взгляд, такими исключениями являются дома, представляющие неоспоримую архитектурную, художественную, и историческую ценность, чьё «здоровье» (то есть техническое состояние) позволяет им ещё долго служить людям. К сожалению, жизнь памятников часто заканчивается под гусеницами бульдозеров из-за человеческого равнодушия. Так было с домом, где родился Роберт Рождественский, с домом Э. Цинделя (ул. Звездова, 16) и многими другими памятниками истории и культуры Омска. Печальных примеров наберётся много. Причины «смерти» старых домов не отличаются разнообразием: корыстная заинтересованность и административный ресурс.
И поэтому вдвойне показательны примеры, когда коммерческие интересы бизнеса не только совпадают с желанием сохранить и восстановить памятники истории и культуры города, но и напрямую обусловлены стремлением усовершенствовать городскую среду, сделать её комфортной и удобной для горожан. Наиболее значимым (и в некотором роде прецедентным) таким примером последних лет является масштабный созидательный проект, осуществлённый благодаря инициативе омского предпринимателя, председателя правления ООО «ХК «Омск-Агро»», заместителя председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, члена попечительского совета Омского государственного педагогического университета, президента Федерации армрестлинга Омской области Сергея Николаевича Сороки. В кратчайшие сроки, благодаря высочайшему профессионализму проектировщиков и строителей и вопреки необъяснимому противодействию со стороны некоторых публичных фигур (активистов-общественников, блоггеров и чиновников), омичам вновь открылась одна из забытых архитектурных и исторических жемчужин, которых в нашем городе никогда не было «с излишком».
Сегодня «Треугольник» — это центр притяжения малого бизнеса, центр сферы обслуживания и отдыха. Но следует сказать, что для Сергея Сороки этот дом не просто бизнес-объект. Это часть жизни. Именно в этом здании, в котором несколько десятилетий располагался городской родильный дом № 1, в 1992 году появился на свет сын Сергея Николаевича Сергей. Там же родились его друзья: директор ООО «Юком» Владимир Язе, государственный советник юстиции 3-го класса Игорь Бобровский. Мимо этого здания будущий спортсмен-чемпион, успешный предприниматель и меценат, а тогда ещё просто студент исторического факультета пять лет ходил на занятия в Омский педагогический институт. Так что памятник истории и архитектуры на ул. К. Либкнехта для Сергея Сороки не чужой. Возможно, и поэтому реконструкция была проведена на столь высоком уровне.
Вместе с идей возрождения дома «Треугольника» в 2014 году появилась и идея написания данной книги. Захотелось не только вдохнуть в дом новую жизнь, но и представить общественности подробную «биографию». Новый этап не может начаться с чистого листа, когда под горами строительного песка скрыта такая насыщенная и интересная история. Пусть кому-то это покажется наивным, но причина, побудившая нас взяться за создание данной книги, произрастает из мечты о том, чтобы человек, пришедший в обновлённый дом, не только приобщился к истории Омска, но и задумался о «неслучайности» этого места, о закономерностях и непредсказуемости быстро текущего времени. Когда С. Н. Сорока поделился с нами идеей книги (а из четырёх авторов трое также являются историками по образованию), мы взялись за эту работу с интересом.
Книга рождалась довольно долго. Обусловлено это тем, что написать об истории одного отдельно взятого дома заметку, историческую справку или статью просто. А написать книгу — трудно. В таких случаях первая сложность — дефицит источников. Вторая — концепция повествования. Перебрав множество вариантов, мы в итоге вернулись к самому очевидному способу изложения: очеркам, расположенным по хронологии событий.
Авторы решили разбить всю историю дома «Треугольника» на тематические и хронологические отрезки, более или менее подкреплённые специальными комплексами документальных источников и литературы. Наш рассказ начинается не с проектирования и строительства здания, а с истории места, на котором дом будет построен спустя много лет. Нельзя было обойти вниманием и такие сюжеты, как биографии архитекторов, историю центральных органов предприятий и организаций, которые размещали свои филиалы в доме «Треугольника» в разное время. Таким образом, наша книга, исходя из этой логики, разделилась на две условные части.
Первая состоит из четырёх глав-очерков, связанных с периодом, предшествующим строительству дома. Первый очерк рассказывает об истории места, на котором возникнет в будущем дом «Треугольника». Второй очерк представляет собой обзор профессиональных биографий архитекторов А. Д. Крячкова и Н. Н. Верёвкина, создавших в нашем городе в 1912—1915 гг. этот неповторимый уголок неоклассицизма. Очерк номер три кратко повествует об истории возникновения, архитектурно-стилевых особенностях, техническом предназначении всех семи зданий, которые формируют ансамбль улицы К. Либкнехта (Гасфортовской) на сегодняшний день. Используя в названии книги аббревиатуру Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (ТРАРМ), нельзя не объяснить читателю её значения, и в равной степени нельзя обойти вниманием и историю возникновения и развития этой организации, одной из важных частей которой стала деятельность её представительства в Омске. Об этом рассказывается в четвёртом очерке.
Несмотря на большой объём и обилие используемой литературы, первые четыре главы книги являются в основном контекстным материалом. Эта часть книги написана на основе открытых источников. Архивные сведения задействованы в меньшей степени. Очерки, написанные А. М. Лосуновым, С. С. Наумовым и А. П. Сорокиным, объединяют ранее опубликованные разрозненные факты, из которых складывается целостная картина. Авторами были использованы труды известных сибирских искусствоведов, историков, краеведов. Следует выделить работы А. Н. Гуменюк, И. Г. Девятьяровой, А. Ф. Палашенкова, С. Н. Баландина, Д. А. Алисова, В. И. Селюка. Привлечены материалы периодической печати, интернет-источников.
Вторая часть книги состоит из пяти очерков. Важнейшим и рубежным является пятый. Он делится на три авторских раздела. В разделе 5.1. строитель-реставратор и краевед И. Л. Коновалов рассказывает читателю о неоклассицизме как ярком художественно-архитектурном феномене искусства России начала ХХ века, описывает стилистические и эстетические особенности этого направления в русской архитектуре. Раздел 5.2. посвящён уточнению общей хронологии проектирования и постройки дома «Треугольника» в Омске. И. Л. Коновалов на основе анализа визуальных источников высказывает своё мнение по поводу датировки начала и завершения строительства дома. Здесь же А. М. Лосунов, опираясь на архивные источники, непосредственно излагает историю строительства здания и сопутствующие этому процессу сюжеты. В разделе 5.3. И. Л. Коновалов и А. М. Лосунов дают подробный анализ строительной специфики и планировки здания «Треугольника» на протяжении всей его истории.
При подготовке шестого и седьмого очерков С. С. Наумовым был изучен комплекс делопроизводственной документации объединений «Центросибирь» и «Резинотрест», хранящейся в фондах Исторического архива Омской области. Большая часть этой информации публикуется впервые. Автором была проведена поисково-исследовательская работа, в результате который были написаны главы, иллюстрирующие историю «Треугольника» времён Первой мировой, Гражданской войн и периода НЭПа.
Восьмая глава посвящена истории медицинских учреждений, располагавшихся в здании «Треугольника» на протяжении более 70 лет (с 1931 по 2008). Основой при написании этой части книги стали многочисленные публикации «историографа омской медицины» И. И. Таскаева. Использованы также ранее не публиковавшиеся материалы из фондов музея истории Омской государственной медицинской академии.
В качестве важного дополнительного материала в книге присутствует подборка документов. В 2014 году в рамках историко-культурной экспертизы процесса реставрации здания А. М. Лосуновым и А. П. Сорокиным было подготовлено «Историко-культурное заключение по состоянию фасада (после реставрации) бывшего здания Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник», находящегося по адресу: г. Омск, ул. К. Либкнехта, 2. Также ещё до начала реставрационных работ И. Л. Коноваловым была подготовлена «Пояснительная записка по проекту реставрации здания Товарищества «Треугольник». Помимо этого представлены документы за 1970—1992 гг. из технического паспорта здания. Данная подборка подготовлена А. М. Лосуновым. Именно эти сведения справочного характера были отнесены нами в раздел «Приложения», что может помочь всем интересующимся реставрацией здания «Треугольник» в 2014—2015 гг.
В качестве самостоятельной части в книгу включено большое приложение, содержащее иллюстративный материал из фондов Омского государственного историко-краеведческого музея, Исторического архива Омской области, Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина (Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия), Музея истории Омской государственной медицинской академии, личных архивов авторов, фотографий из открытых интернет-ресурсов. Ряд фотографий публикуется впервые.
Завершается наша книга очерков послесловием-заключением, написанным Виктором Николаевичем Худяковым (1942—2017), доктором исторических наук, профессором, деканом факультета истории, философии и права Омского государственного педагогического университета.
Авторы выражают признательность всем тем, кто помог нам при написании книги. Особую благодарность авторский коллектив выражает заведующей отделом использования и публикации Казенного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» Л. И. Огородниковой, заведующей Музеем истории Омского государственного медицинского университета Л. А. Ягодинской, эксперту-архитектору О. В. Лесниченко, заведующей Музеем истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина Д. Д. Бушме, хранителю музея С. В. Филонову, заведующему Музеем истории городского самоуправления Администрации г. Омска С. Ю. Первых.
Завершая вступительное слово, мы, авторы этой книги, выражаем надежду, что представленные на суд читателя очерки окажутся полезными для тех, кто интересуется историей Омска и неравнодушен к судьбе его исторических и архитектурных памятников. Верим мы и в то, что наш рассказ о доме «Треугольника» и его обитателях пробудит интерес к изучению и сохранению историко-культурного наследия у широкого круга читателей. Ведь подлинная, большая любовь начинается с малого. И с этим общеизвестным утверждением мы тоже спорить не будем.
Содержание
К читателю (С. Н. Сорока).. 5
Дома и судьбы. От составителей.. 7
Глава 1. Улица Гасфортовская (Юрточная, Карла Либкнехта): из истории места (А. М. Лосунов, С. С. Наумов).. 14
Глава 2. Творения столичных архитекторов А. Д. Крячкова и Н. Н. Верёвкина в Омске и других городах Сибири (С. С. Наумов, А. П. Сорокин).. 32
Глава 3. «Уголок неоклассицизма» в Омске (С. С. Наумов, А. П. Сорокин).. 38
Глава 4. Из истории Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник» в г. Санкт-Петербурге: 1859—1922 (С. С. Наумов, А. П. Сорокин).. 46
Глава 5. История строительства здания Товарищества «Треугольник» в Омске и его архитектурно-стилевые особенности (И. Л. Коновалов, А. М. Лосунов).. 51
5.1. Неоклассицизм как художественно-историческое явление в русской архитектуре.. 51
5.2. Уточнение датировки проектирования и постройки здания.. 54
5.3. Планировка и строительно-конструктивная специфика здания «Треугольника».. 64
Глава 6. Кооперативное объединение «Центросибирь», «Союз возрождения России», литературно-художественный кружок «Зелёная лампа»: 1917—1919 (С. С. Наумов).. 72
6.1. Омск — крупный центр сибирской кооперации. Кооперативное объединение «Центросибирь» на Гасфортовской улице.. 72
6.2. Литературно-художественный кружок в доме «Треугольника». Омское отделение «Союза возрождения России».. 80
Глава 7. Период НЭПа: от Товарищества «Треугольник» к «Резинотресту»: 1920—1931 (С. С. Наумов).. 85
Глава 8. История медицинских учреждений: 1931—2008 (С. С. Наумов).. 92
8.1. Акушерско-гинекологическая клиника Горздрава (1931—1949).. 92
8.2. Городской роддом № 1 (1949—2008).. 101
Приложения.. 109
Иллюстрации.. 127
Послесловие заинтересованного читателя (В. Н. Худяков).. 196
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 29,3 МБ).
Источник: omskmark.moy.su
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
28 июня 2020, 15:07
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий