|
Арсенал Ижевского оружейного завода, Ижевск, Удмуртская Республика
Арсенал Ижевского оружейного завода. Фото предоставлено Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР
Арсенал Ижевского оружейного завода. Ижевск, ул. Коммунаров, 287Автор проекта архитектор С. Е. Дудин
Арсенал Ижевского оружейного завода — памятник архитектуры федерального значения (Указ Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995), промышленное здание XIX века, построенное для хранения оружия, производившегося на Ижевском оружейном заводе. Находится в Ижевске по адресу улица Коммунаров, 287.
Регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: 181410165270006.
На данной странице опубликованы паспорт памятника истории и культуры СССР (1980 г.; с приложениями 1978 г.); паспорт объекта культурного наследия и планы (Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР, 2018); выдержки из книг Е. Ф. Шумилова, посвященные зданию Арсенала; фотографии различных лет.
Благодарим Агентство по государственной охране объектов культурного наследия УР и Е. Ф. Шумилова за предоставленные материалы.
Арсенал : Паспорт памятника истории и культуры СССР : Удмуртская АССР, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 287 / Министерство культуры, Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры. — 1980
VI. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Архитектор С. Е. Дудин (1779—1825 гг.).
Арсенал предназначался для хранения огнестрельного и холодного оружия — продукции Ижевского Оружейного завода. В 1808 г. С. Е. Дудин и А. Ф. Дерябин (организатор завода) определили место для строительства вдали от завода и поселка. Война 1812 г. не позволила развернуть строительство, для арсенала приспособили деревянный госпиталь. Затем он помещался во флигеле Главного заводского корпуса. В 1820-е годы С. Е. Дудин вернулся к проектированию здания арсенала и использовал варианты проектов созданных им в 1803—1804 гг. в Италии и в 1811—1813 гг. в Ижевске. В 1822 г. он закончил новый проект. Летом 1823 г. была начата постройка.
Замысел архитектора воплощала артель каменщиков во главе с подрядчиком крестьянином А. Бруснигиным. К осени 1824 г. здание арсенала было вчерне готово. Император Александр I приехал в Ижевск, осмотрел сооружение и наградил С. Е. Дудина орденом Владимира 4-ой степени.
Летом 1825 г. здание было отделано и в октябре месяце был подан рапорт об окончании строительства в контору Ижевского оружейного завода.
До начала XX столетия Арсенал функционировал по первоназначению. В годы 1-ой мировой войны сюда была перемещена с основной территории завода ложевая фабрика.
В 1940-е годы на северо-восточном и северо-западном углах основного корпуса надстроили вторые этажи и замкнули его с юга двухэтажным зданием. В северном и западном крыльях разобраны стены, отделявшие угловые и центральные помещения, а также разобраны южные торцевые стены западного и восточного крыльев. Автор реконструкции не установлен.
Западная и северная галереи при неоднократных перестройках были включены в существующие ныне сооружения, восточная не сохранилась. Время перестройки галереи не установлено, предположительно XX столетие.
VII. ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА
Арсенал был расположен за городской чертой, поблизости от Вятского тракта и ориентирован открытым двором на юг, как-бы навстречу Главному заводскому корпусу обращенному на север. Будучи расположенным в высшей точке окрестностей поселка он играл градоформирующую роль. В настоящее время здание включено в Центральную эспланаду города, южный конец которой начинается от берега пруда монументом Дружбы и террасами поднимается вверх. Северный конец эспланады заканчивается Арсеналом, к которому с востока примыкает площадь 50 лет Октября с монументом Боевой и трудовой славы. Вдоль Западного фасада пролегает ул. Наговицина, вдоль восточного — ул. Коммунаров, вдоль северного — ул. Буденного.
Сооружение в настоящее время представляет в плане каре с постройками внутри двора. Собственно Арсенал составляют три крыла: северное, западное и восточное, представляющие в плане букву П. К нему относятся и перестроенные сооружения в центре двора: мастерская для сборки и чистки оружия, галереи, соединившие ее с крыльями, а также „караульные палатки“, расположенные южнее мастерской.
Три крыла п-образной части Арсенала имели одинаковые композиции, выдержанные в традициях русского классицизма. Каждое крыло имеет трехчастное деление на центральный объем и соединенные с ним боковые. Доминирующее значение имеют центральные объемы с портиками. Архитектурные формы шестиколонных портиков тяготеют к тосканскому ордеру и отличаются усиленными дорическими пропорциями. Каждый портик имеет карниз с крупными, широко расставленными модульонами. Фронтоны портиков глухие, обрамлены профилями с кронштейнами. Центральный и угловые объемы разделаны крупным рустом, а крылья их соединяющие, горизонтальной расшивкой. Единство композиции здания подчеркнуто конфигурацией оконных проемов: центральные и угловые объемы имели арочные окна с профилированными наличниками, а соединяющие их крылья — прямоугольные с сандриками.
Поздние надстройки, сооруженные по углам, не нарушают композиционного смысла Арсенала. Они отделены от первого этажа карнизами, а их угловые объемы подчеркнуты лопатками.
Интерьеры п-образной части Арсенала представляли анфилады из чередующихся прямоугольных и квадратных комнат. В настоящее время они частью нарушены в северном и западном крыльях и обращены в длинные производственные помещения.
Мастерские для сборки и чистки оружия перестроены и вросли в землю. Наиболее сохранился южный фасад, центральная часть которого представляет несколько выступающий вперед четырехколонный портик. Архитектурные формы и пропорции аналогичны портикам П-образной части арсенала. С каждой стороны от портика стены имеют горизонтальную расшивку и по четыре окна с сандриками.
Частично сохранившиеся „караульные палатки“ соединены между собой аркой и перекрыты двускатной кровлей с фронтонами, украшенными типично дудиновскими „сияниями“.
Характеризуя арсенал в целом, следует отметить, что утилитарная складская постройка решена зодчим изысканно и в то же время лаконично и рационально. Декоративное убранство и архитектурные формы отличаются гармоничностью, пропорциональностью и соразмерностью с человеком.
Сооружение выложено из кирпича разменом 26,5×13×6,5 см. П-образная часть двускатная, мастерские — четырехскатной железными кровлями по деревянным стропилам с обрешеткой.
Длина с запада на восток п-образного корпуса — 119 м,
длина с севера на юг до пристройки 117,15, с пристройкой — 145 м,
ширина крыла — 13 м, с портиком — 16 м,
высота по оси портика до конька — 9,20 м.
Длина и ширина мастерской — 30,5 м, высота — 9 м.
Длина караулки — 17 м, ширина — 8,5 м, высота — 9 м.
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника
Одно из лучших произведений известного архитектора С. Е. Дудина. Арсенал является в то же время замечательным памятником промышленной архитектуры русского классицизма.
VIII. ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
1. Блинов Н. Н. Историко-статистическое описание Сарапульского уезда, Воткинского и Ижевского заводов. Сарапул, 1887.
2. Шумилов Е. Ф. Первый зодчий Удмуртии. Ижевск, изд-во „Удмуртия“, 1979.
Арсенал : Паспорт памятника истории и культуры СССР : Удмуртская АССР, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 287. 1980
Учетная карточка. 1980
Краткое описание
Автор — С. Е. Дудин. Арсенал расположен в высшей точке окрестностей Ижевского Оружейного завода, и играет важную градоформирующую роль. Сооружение представляет в плане каре. Собственно арсенал — его П-образная часть, и мастерская для сборки и чистки оружия, сохранившиеся части галерей и „караульная палатка“, расположенные во внутреннем дворе.
Три крыла П-образной части выполнены в традициях русского классицизма. Каждое крыло имеет трехчастное деление на центральный объем с портиком и боковые. Архитектурные формы шестиколонных портиков тосканского ордера отличаются усиленными пропорциями. Центральный и угловые объемы рустованы, соединяющие их имеют горизонтальную расшивку.
Приложения к паспорту: планы, фото. 1978
Арсенал Ижевского оружейного завода. Генплан. 1978
Арсенал Ижевского оружейного завода. Генплан. 1978
Арсенал Ижевского оружейного завода. План. 1978
Арсенал Ижевского оружейного завода. План. 1978
Арсенал Ижевского оружейного завода. План. 1978
Северный, южный, западный и восточный фасады Арсенала. Из материалов Проекта реставрации и реконструкции зданий Арсенала в г. Устинове 1985 г. архитектора Эльвиры Валерьевны Аверьяновой. Перечерчено в Archicad студенткой 5-го курса ИжГТУ им. М. Т. Калашникова Татьяной Сергеевной Шаниной.
Из книги: Архитектура Ижевска : История развития и перспективы архитектуры, градостроительства и монументального искусства / Е. Ф. Шумилов. — Ижевск : Удмуртия, 1978.
<...> Продукцию предприятия [Ижевского оружейного завода] отвозили на окраину в арсенал, вмещавший до 60 тысяч ружей. Это последняя работа С. Е. Дудина, его «лебединая песня» (1823—1825). Подковообразное в плане здание было раскрыто двором на юг, что способствовало лучшему освещению внутренних помещений. В центре двора — отмеченный портиком корпус для сборки и чистки оружия. Из него в основное здание вели галереи, позволявшие переносить оружие в непогоду, сохраняя его сухим. Планировка ижевского арсенала была удобней, чем у аналогичных зданий в Златоусте и Туле.
Функциональное назначение арсеналов сказывалось на их архитектуре. Как правило — это приземистые, отдельно стоящие и не включенные в ансамбль здания. В плане они обычно делались замкнутыми или однолинейными. С. Е. Дудин же создал новый тип здания. О незаурядном таланте архитектора свидетельствует строгая рациональность и благородная сдержанность арсенала. Фасады отмечены по центральным осям удивительными по пластичности и неканоничными шестиколонными дорическими портиками. Они разбивают неизбежную, казалось бы, монотонность значительных по протяженности фасадов.
Арсенал, проект которого С. Е. Дудин начал разрабатывать еще в Италии, последнее и самое гармоничное произведение зодчего. 1823—1825. Восточный фасад и план. Чертеж С. Е. Дудина. 1813.
С тонким пониманием гармонии С. Е. Дудин нашел пропорциональные соотношения узких прямоугольных окон, изящных по рисунку наличников и рустованных на высоту окон стен. Толщина полос руста служила зодчему модулем, что сообщило фасадам единство и цельность облика. Оконные проемы в портиках были устроены с закруглениями вверху, живописно контрастировавшими с простыми прямоугольными окнами и линиями колоннад. Портики выделены еще и тем, что часть их стен покрыта квадратным, а не горизонтальным, как везде, рустом. Квадратный руст покрывает и боковые выступы, равные по ширине поперечнику основных корпусов.
Декор арсенала, естественно, определялся воинской тематикой. В портиках были установлены скульптурные композиции из рыцарских лат и оружия. Аналогичные украшения были и в интерьере. Дополнительную нарядность зданию придает светло-желтая окраска стен, излюбленная в архитектуре русского классицизма.
Расположенный на высшей точке поселка, арсенал активно формировал своими мощно акцентированными фасадами силуэт города-завода. Градостроительная роль арсенала подчеркивалась еще и тем, что он был ориентирован так же, как главный заводской корпус: открытым двором на юг, главным фасадом на север. Размещение здания на окраине было вызвано как необходимостью удалить от жилья взрывоопасные пороховые погреба, так и близостью к Вятскому тракту. С. Е. Дудин ставил арсенал как одну из «опорных» точек генерального плана.
В наше время здание уже не играет такой градоформирующей роли. К тому же оно искажено пристройками и надстройками. Но, несмотря на это, арсенал до сих пор пленяет благородством своих форм и пропорций.
<...>
Из книги: Первый зодчий Удмуртии / Е. Ф. Шумилов. — Ижевск : Удмуртия, 1979.
<...> По мере роста продукции [Ижевского оружейного] завода все острее ощущалась необходимость в здании для хранения ружей. Когда началась Отечественная война 1812 года, для этих целей спешно приспособили госпиталь, «в коем хранятся, надлежащим образом смазываются и прилично укладываются в стеллажи оружия. Арсенал сей может вмещать до 10000 ружей». А через год С. Е. Дудин предложил проект более вместительной каменной постройки специально для арсенала. Над подобным проектом он работал еще в Италии. В планировке ижевского арсенала особенно заметно воздействие проекта К. Н. Леду.
Подковообразный корпус был раскрыт раньше на юг, что способствовало лучшему освещению комнат. В центре двора — здание мастерских сборки и чистки оружия. В основной корпус из него вели три «крытых коридора с проездами», что давало возможность переносить и принимать оружие в непогоду, сохраняя его сухим. С южной стороны стоят «караульные палатки», соединенные аркой. От них шла невысокая стена «с впадинами и крепостными окошками».
Интерьеры арсенала выглядели просто. Длинными анфиладами тянулись комнаты с двумя рядами стеллажей, на которых могло храниться до 75 тысяч ружей. В одной из комнат ижевские умельцы сделали «храм из бракованных оружейных стволов и медных приборов». Позднее там функционировал небольшой музей оружия. А со временем все это здание превратится в целый музейный комплекс.
О высокой требовательности зодчего говорит та изысканная лаконичность, с которой решено это вроде бы заурядно складское здание. Удачно найдены пропорциональные соотношения узких окон, строгих сандриков над ними и рустованных на ширину окна плоскостей стен. «По приличным местам арсенал открашен светло-желтым цветом» — это придает ему особую нарядность. А между крайними колоннами в портиках стояли еще скульптурные «арматуры», близкие декору заводской башни. Во фронтонах была геральдическая лепнина с лавровыми венками. Таким образом, и арсенал украшался как «здание-памятник» трудовым подвигам ижевских оружейников.
Арсенал внушителен по размерам, но удивительно гармоничен, соразмерен с человеком. Шестиколонные тосканские портики (ложные, так как входов там никогда не было) лишают протяженные фасады неминуемой монотонности. Построение необычно массивных колонн и других архитектурных деталей отступает от канона, что характерно для Дудина. Излюбленным его приемом была и рустовка фронтонов «караульных палаток» в форме «сияния».
Место для арсенала было определено Дудиным и Дерябиным еще в 1808 году при составлении генерального плана «Города Ижа». «Место сие есть самое высокое в окружности завода и потому для арсенала удобнейшее и выгоднейшее по сухости почвы и земли и чистоте воздуха». Поставленный на высшей точке холма арсенал долгое время служил одной из опорных точек всей градостроительной композиции «Города Ижа». Он наметил развитие будущей застройки, дал возможность «завязать» новые архитектурные ансамбли. Недаром современные зодчие органично вписывают этот уникальный памятник в ансамбль величественной эспланады.
Арсенал — последнее произведение Дудина. Талант зодчего достиг здесь расцвета. Проработав шестнадцать лет заводским архитектором, он приобрел инженерную четкость решений, рациональность мышления, богатые практические навыки. Если главный корпус завода, несмотря на всю его грандиозность и самобытность, характеризовали некоторые черты эклектики, то арсенал поражает прежде всего благородной сдержанностью, чистотой стиля, строгой рациональностью. Светлую красоту арсенала оттенял мрачный пороховой погреб, сооруженный рядом чуть позже по проекту, присланному из Тулы.
<...>
Паспорт объекта культурного наследия, ситуационная схема и планы, предоставленные Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР
Паспорт объекта культурного наследия «Здание Арсенала, 1823—1825 гг., арх. Дудин С. Е.» 2017 года (pdf; 6,6 МБ)
Арсенал Ижевского оружейного завода. Ситуационный план
Арсенал Ижевского оружейного завода. Ситуационный план
Арсенал Ижевского оружейного завода. План. Предоставлен М. В. Курочкиным
Арсенал Ижевского оружейного завода. Фотографии начала 2000-х гг.
Фото предоставлено Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР
Фото предоставлено Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР
Источник: tools.wmflabs.org
16 июня 2019, 21:49
3 комментария
|
|
Комментарии
Добавить комментарий