|
Л. Б. Красин. Архитектурное увековечение Ленина. 1924
Мавзолей Ленина : [Открытка]. — Москва : Изд. Московского Коммунального хозяйства, 1926. 8,9×13,8 см. Источник: dlib.rsl.ru
Статья Л. Б. Красина «Архитектурное увековечение Ленина» из сборника «О памятнике Ленину» (Ленинград : Государственное издательство, 1924).
В статье Красин высказывает ряд предложений, которые впоследствии будут реализованы, в частности, выбор материала для мавзолея («Вероятнее всего, что материалом для гробницы придется взять красный или серый гранит»), создание трибуны над мавзолеем («уместно будет над самым гробом Владимира Ильича дать гробнице форму народной трибуны, с которой будут произноситься будущим поколением речи на Красной площади»), размещение основных объемов памятника под землей («Мне кажется почти несомненным, что все сооружение не должно итти в высоту, не должно принимать характера башни или вообще высокой надстройки, сильно возвышающейся над уровнем площади <...> наиболее правильным будет ¾ или ⅘ всей высоты могильного сооружения поместить под землею») и др.
Леонид Борисович Красин (1870—1926) — российский революционер, участник социал-демократического движения в России с 1890, член ЦК РСДРП в 1903—1907, руководитель Боевой группы при ЦК РСДРП, член ЦК ВКП(б) в 1924—1926, член Совета обороны; советский государственный и партийный деятель. Член ЦИК СССР 1—3 созывов. Красин являлся одним из инициаторов сохранения тела Ленина и возведения мавзолея на Красной площади.
АРХИТЕКТУРНОЕ УВЕКОВЕЧЕНИЕ ЛЕНИНАЛ. Б. КРАСИН
Многими архитектура считается наиболее демократическим, наиболее народным из всех искусств. Архитектурные памятники на улицах и площадях действуют на воображение и чувство зрителя соотношением своих масс, формой, материалом, конструкцией, не требуя от него какой-либо особой подготовки. Мы созерцаем памятники зодчества почти также свободно и непринужденно, как и пейзаж в натуре. Недаром наиболее демократическая страна, древняя Греция, была одновременно и страной наивысшего развития архитектурного искусства.
Память Ленина должна быть и будет увековечена в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве нашего Союза. Это будет работа для нескольких поколений, но начать ее надо немедленно.
Начать нам приходится с того, что нам ближе всего, — с могилы Владимира Ильича. То временное сооружение, которое выросло на Красной площади в течение короткого срока этих нескольких незабываемых дней, следовавших за кончиной вождя, конечно, может существовать лишь ровно столько времени, сколько необходимо для сооружения постоянной гробницы. В короткое время и при исключительно сильном морозе нельзя было создать сооружения более значительного, и даже теперешняя постройка является еще не вполне законченной и в течение ближайших двух-трех недель будет приведена в более благообразный вид посредством внешней обшивки наружных стен и некоторых других переделок.
Первой задачей является сооружение постоянной гробницы на том месте, где сейчас покоится тело Владимира Ильича. Трудность задачи поистине необыкновенна. Ведь это будет место, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку и Иерусалим. Сооружение должно быть задумано и выполнено в расчете на столетия, на целую вечность.
Должна ли быть гробница также и памятником Владимиру Ильичу? Мы должны здесь, мне кажется, предоставить свободу художнику, и если будут найдены решения, совмещающие оба задания, не следует зарекаться от принятия и такого проекта. Но было бы ошибочно, по моему мнению, связывать гробницу и памятник, как нечто обязательное и одновременно осуществляемое на Красной площади. Приходится считаться, прежде всего, с крайней ограниченностью места. Второе затруднение состоит в том, что сооружение расположено не где-либо, а именно на Красной площади, имеющей и свою историю, и вполне определенную, законченную архитектурную видимость. Уже и сооружение гробницы на таком месте связано с громадными трудностями, эти трудности увеличиваются в десятки раз, если мы одновременно потребуем от зодчего еще и памятника. Лучше будет, кажется, обе эти задачи разделить.
А. Щусев. Мавзолей над могилой Ленина (Зарисовка В. Триваса).
Не может быть никакого сомнения в том, что материалом гробницы должны служить такие строительные камни и металлы, которые не боятся времени и способны выдержать наши климатические условия. Едва ли для этой цели подойдут мраморы, сильно изменяющие свою внешнюю поверхность и мало прочные при наших сильных переменах температуры. Идея применения для наружной отделки гробницы уральских яшм, ониксов, халцедонов, малахитов, лапис-лазури и других уральских камней — вероятно, также должна быть отвергнута, так как яркость и пестрота несовместимы с основной идеей такого памятника. Вероятнее всего, что материалом для гробницы придется взять красный или серый гранит. Можно иметь в виду также нефрит, значительные глыбы которого имеются в Сибири, близ Иркутска, по Иркуту, Китой и Белой. Вопросом о материалах надо заняться в самом срочном порядке, так как выломка, обделка и перевозка необходимого камня займет много времени.
Игорь Фомин. Проект мавзолея
Место расположения постоянной гробницы определяется настоящим положением временной гробницы. Художникам, участвующим в конкурсе, надо предоставить свободу в выборе внешней формы сооружения в соответствии с тем заданием, которое будет дано относительно его внутренних размеров и расположения отдельных помещений, входов, лестниц и т. д. Позволительно, однако, уже теперь высказать некоторые соображения относительно внешнего вида гробницы. Мне кажется почти несомненным, что все сооружение не должно итти в высоту, не должно принимать характера башни или вообще высокой надстройки, сильно возвышающейся над уровнем площади. Красная площадь, как уже отмечено выше, сама по себе является архитектурным памятником, вполне законченным и сложившимся, и в высшей степени трудно, если не невозможно, поставить на Красной площади какое бы то ни было высокое сооружение, которое гармонировало бы со всем окружающим, с этой кремлевской стеной, с ее башнями, церквами и куполами, видными из-за кремлевской стены Спасскими воротами, церковью Василия блаженного и зданиями, окружающими площадь. Даже прекрасное само по себе архитектурное сооружение, будучи помещено на такой исторической площади, как Красная площадь, будет казаться чем-то чужим, как будто случайно сюда занесенным. Мне думается, поэтому, что наиболее правильным будет ¾ или ⅘ всей высоты могильного сооружения поместить под землею, надземную же его часть строить в виде системы сравнительно плоских лестниц, плит, площадок и переходов, гармонически связывающих могилу Владимира Ильича с могилою Я. М. Свердлова и братским кладбищем вдоль кремлевской стены. Может быть, уместно будет над самым гробом Владимира Ильича дать гробнице форму народной трибуны, с которой будут произноситься будущим поколением речи на Красной площади. По тем же причинам будет лучше избегать каких-либо больших скульптурных фигур на гробнице, ограничиваясь барельефом из камня или металла, да, быть может, несколькими бронзовыми постаментами для электрических фонарей. Что касается надписей на гробнице, то ими также не следует злоупотреблять, и, пожалуй, наилучшим решением будет здесь та жуткая по своей простоте надпись, которую носит на себе временное сооружение, просто: Ленин. Необходимой составной частью верхнего строения гробницы должно быть достаточное количество покойных каменных скамей для посещающих могилу граждан. Широкие, пологие лестницы, числом не менее двух, должны вести во внутреннее подземное помещение. По возможности вместительный вестибюль, способный вместить в себе делегации, ожидающие очереди или выходящие из самой гробницы, а также часовых, охраняющих входы. Наконец, внутреннее помещение самой гробницы с расположенным в центре ее саркофагом (гробом). Вероятно, потребуется несколько небольших добавочных служебных помещений, например, для хранения тех книг, в которых будет производиться запись делегаций, посещающих гроб, для помещения осветительных и распределительных приборов, пожарных кранов и т. п. Техническая разработка этих деталей должна итти одновременно с разработкой основного задания. Срок постройки гробницы должен быть сокращен всеми возможными способами, но едва ли удастся выстроить все это сооружение ранее первой годовщины кончины Владимира Ильича.
А. Н. Самохвалов. Проект памятника Ленину
Теперь два слова о памятниках Владимиру Ильичу. Конечно, наиболее желательными для нас всех являлись бы памятники, которые передавали бы внешний облик самого Владимира Ильича. Трудности тут также чрезвычайно велико. Общая трудность заключается в том, что все вообще фигуры современности как-то мало подходят для бронзы или мрамора. В римской тоге или средневековой мантии фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Более или менее удовлетворительно разрешается задача при одеяниях первой половины прошлого века (памятник Пушкину). По наш обычный повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой, и художественная ценность современных скульптур, реалистически передающих портреты современных деятелей, обыкновенно более чем сомнительна. Всякое же стилизирование по отношению к Владимиру Ильичу представляется чем-то абсолютно недопустимым. К этому общему затруднению присоединяется еще то, что у нас нет, к сожалению, ни одного бюста Ленина, который сколько-нибудь удовлетворительно передавал бы черты лица и совершенно удивительную необыкновенную форму его черепа. Большинство бюстов Владимира Ильича не только неудачны, но попросту отвратительны, и некоторые из них за их безобразное, я сказал бы, святотатственное несходство с Владимиром Ильичом следовало бы подвергнуть обязательному и навсегда уничтожению. К сожалению, мы имеем, если не ошибаюсь, не больше 2—3 фотографий Владимира Ильича во весь рост, и я не знаю, есть ли у нас скульпторы, имевшие возможность изучать фигуру Владимира Ильича в натуре. Общая и непоправимая уже теперь вина всех нас состоит в том, что мы не смогли и не сумели заставить Владимира Ильича позволить написать с него хотя бы несколько хороших портретов и вылепить его голову и фигуру. Одно из наиболее удачных, оставшихся нам изображений Владимира Ильича, говорящего речь с трибуны с характерно протянутой и указывающей вдаль правой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников. Такого Ильича из бронзы стоило бы поставить в Кремле над рекой Москвой, на том месте, где посейчас стоят, неизвестно почему неубранные, безвкусные шатры и колоннады бывшего памятника Александру II.
В. А. Щуко. Проект памятника Ленину (Эскиз)
В Москве придется поставить памятники Владимиру Ильичу, разумеется, в нескольких местах. Памятник Я. М. Свердлову уже намечен против 2-го дома Советов. На том месте, где сейчас находятся «Континенталь», Охотный ряд и Наркомат внутренних дел, предполагается воздвигнуть Дворец Труда, перекинув его крылья аркой через Тверскую и через площадь Революции. Следовало бы, по моему мнению, в будущем снести все дома, начиная от бывшей «Лоскутной» гостиницы, вплоть до храма Христа спасителя, устроив здесь широкий сквер с невысокими кустарниками и цветами. На другом конце этого сквера можно бы поставить второй памятник Владимиру Ильичу. Фасады лучших московских зданий, как университет, Румянцевский музей, музеи изящных искусств, закрытые теперь очень неприглядными кварталами домов, были бы тогда полностью открыты, и этот будущий сквер или авеню «25 октября» мог бы быть одним из наиболее привлекательных мест будущей Москвы. Но тот же сквер следовало бы продолжить и дальше, вдоль левого берега реки Москвы, снеся все дома, начинал от угла Большого Лесного переулка, образовав, таким образом, по всему левому берегу этой излучины реки Москвы широчайший проспект, идущий по направлению к Воробьевым горам. Этот проспект имени Ленина должен пересечь реку Москву постоянным каменным мостом имени Ленина, который будет служить сообщением всей Москвы с наиболее живописным местом ее окрестностей — Воробьевыми горами, которые, может быть, уже теперь следует переименовать в «Горы Ленина».
На этих Ленинских горах уместнее всего будет создать тот большой памятник тов. Ленину, мысль о котором возникла у многих немедленно после кончины Владимира Ильича, это — музей в память Ленина.
Мне думается, надо создать и построить на Воробьевых горах не музей только имени Ленина, а нечто более широкое и грандиозное, что-нибудь вроде так называемых «гимназий» древней Греции. Это должен быть дворец имени Ленина, заключающий в себе и музей, и библиотеку с читальней, и залы для лекций, концертов и т. п., институт Ленина, читальни, открытые площадки для всех видов спорта, купальни и школы плавания, яхт-клуб и все вообще для спорта и физической культуры, которыми так интересовался и которые так любил сам Владимир Ильич. С террасы и площадки этого сооружения будет открываться вид на реку Москву и на всю Москву, и в этом месте, посвященном Владимиру Ильичу, будущие поколения Москвы и в особенности молодежь будущей Москвы будут проводить часть своего отдыха и праздновать свои праздники.
Вот беглый и, конечно, по необходимости несовершенный, а в значительной степени даже фантастический набросок тех задач, которые предстоит нам выполнить для архитектурного увековечения Владимира Ильича.
Цель этой статьи — не столько дать конкретные проекты или планы тех сооружений, которые должны будут возникнуть, сколько поставить на общественное обсуждение самые задачи.
Необходимо сделать вопрос об архитектурном увековечении Ленина предметом немедленной дискуссии как на рабочих и партийных собраниях, так и в прессе. Всех, кому дорога память о Владимире Ильиче и кто может внести свою лепту в дело создания ему памятников, надо просить высказаться по этому вопросу и делать свои предложения.
Учрежденная при союзном ЦИК комиссия по организации похорон Владимира Ильича, вероятно, будет тем органом, который будет уполномочен ЦИК’ом объявлять всесоюзные конкурсы на отдельные сооружения, а также вырабатывать планы и программы таких сооружений.
См. также:
17 апреля 2020, 15:53
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий