наверх
 

М. В. Курочкин. Архивные исследования Вознесенского собора в городе Сарапуле

Вознесенский собор в Сарапуле
Вознесенский собор в Сарапуле
 
 
С любезного разрешения автора публикуем статью, посвящённую проектам здания Вознесенского собора в Сарапуле. Найденный в результате архивных исследований проект собора содержит полный комплект строительной документации, что существенно облегчит работы по реставрации главного храма Сарапула при принятии решения о его восстановления. Текст и все иллюстрации предоставлены автором — Михаилом Валентиновичем Курочкиным, доцентом кафедры компьютерных технологий УдГУ, членом правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
 
Журнальная публикация:
 
 
 

Архивные исследования Вознесенского собора в городе Сарапуле

Михаил Валентинович Курочкин

 
В статье впервые рассматриваются бесспорные факты, связанные с историей архитектуры здания Вознесенского собора в Сарапуле. Развернуты точные данные по размерам собора. Материал адресован органам охраны объектов культурного наследия, архитектуры и градостроительства, научным работникам, архитекторам, градостроителям и всем заинтересованным в сохранении исторических поселений и историко-культурного наследия России.
 
Ключевые слова: архитектура, стиль, собор, реконструкция, проект.
 
 
«Наружные стены собора, вследствие отпадения в некоторых местах штукатурки и уничтожения краски, железная крыша, купала, и главы на соборе пришли в такую ветхость, что не соответствуют благолепию храма и требуют немедленной ремонтировке. Сверх сего настоит нужда в перестройке купола и крыши колокольни, так как существующая крыша сделана неудовлетворительно и самый вид колокольни не может способствовать благоукрашению храма» [6] (1889). Так начиналась длительная и, увы, незавершенная история реконструкции кафедрального собора города Сарапула. История, оставившая целый шлейф документов, идей и проектов. История, оставившая самый интересный документ — графический чертеж и план Вознесенского собора.
 
Вознесенский собор в Сарапуле — утраченный памятник архитектуры Прикамья середины XVIII — начала XX веков. Объемно-пространственная композиция, пропорции и художественное убранство после утраты оставались загадкой для исследователей архитектурного наследия Вятской губернии и Удмуртии. Периодические археологические исследования центральной площади города носили фрагментарный характер и были направлены на иные цели. Таким образом, основным источником данных по архитектуре здания стали архивные источники. Ключевым стало дело о реконструкции собора в 1898 г. [4] по проекту Вятского губернского архитектора И. А. Чарушина. Исследование архивного источника позволило достоверно восстановить план храма и систему измерений здания.
 
Первая вознесенская церковь стала основной архитектурной доминантой образованного села на берегах реки Камы. История храма напрямую связана с поселением, ставшим основой будущего города Сарапула. В источниковой базе не сохранилось сведений о строительстве первой деревянной церкви. В Сарапульской дворцовой слободе действовала деревянная соборная церковь, сгоревшая в ночь на 9 июня 1776 г. 2 июля 1776 г. епископом Вятским и Великопермским Лаврентием выдана храмозданная грамота № 1555 на строительство небольшой деревянной церкви. Однако в 1777 г. на Соборной площади приступили к строительству каменного собора. Главный престол освящен 16 марта 1785 г. [1]
 
Здание Вознесенского собора возвышалось на небольшом плато прямоугольной формы, в историческом ядре Сарапула. 
 
Осуществление регулярного плана Сарапула 1794 г. архитектором Ф. М. Росляковым положило начало Вознесенской площади в границах, дошедших до наших дней. Полная реконструкция имеющегося города по Гипподамовой системе — предусматривала пересекающиеся под прямым углом улицы и равные прямоугольным кварталам площади. Таким образом, в Сарапуле была заложена прямоугольная в плане центральная площадь вокруг Вознесенского собора. Рельеф площади с периферийным дифферентом в сторону реки Камы и ровным плато «Крепостной горы» в центре определил застройку. Периметр был застроен первыми одноэтажными торговыми рядами. Все они были выдержаны в стиле раннего классицизма.
 
Прямоугольная в плане, площадь располагалась между Вятской улицей и набережной реки Камы, на нее были ориентированы главные фасады застройки южной границы и северной границы, а также стеновая застройка улицы Раскольникова (Вятской). Оба комплекса в плане имели форму вытянутых прямоугольников, застроенных по периметру деревянными одноэтажными зданиями.
 
Северный периметр был изначально застроен домами городских обывателей и купцов.
 
 
Рис. 1. План 1 этажа Вознесенского собора в Сарапуле.
Рис. 1. План 1 этажа Вознесенского собора в Сарапуле.
 
 
Рис. 2. План подвального этажа Вознесенского собора в Сарапуле.
Рис. 2. План подвального этажа Вознесенского собора в Сарапуле.
 
 
Основной кубический объем собора с традиционным позакомарным покрытием увенчан крупной световой главой (в центре) с цилиндрическим барабаном. Крупный одноапсидный закругленный алтарь с высокой купольной кровлей понижен и слегка сужен по отношению к основному объему. За основу взято традиционное пятиглавие. Общую компактную композицию несколько нарушает широкая прямоугольная трапезная с многоскатной кровлей. Апсида понижена до уровня первого света четверика и объединена одной горизонталью, опоясывающего их карниза. Трехосевые боковые фасады четверика (с входным проемом в центре) разделены карнизом на два яруса. Фланкируют оси рустованные лопатки. Карниз четверика по лопаткам раскрепован. Убранство фасадов четверика выдержано в формах XVII в.: цокольный пояс с поребриком, карниз с пилой и по четыре круглых кокошника на каждой из сторон. Наиболее нарядны наличники окон четверика и алтаря, обрамленные полуколонками с бусинами и двойными щипцами, завершенными волнистыми архивольтами. В традиционном декоре прослеживается стилистика позднего Вятского барокко характерного для артели семьи Горынцевых.
 
Длина апсиды = 7,4 м;
Ширина апсиды = 9,5 м.
Высота четверика (по нулевой отметке) = 15 м;
Длина четверика = 15 м;
Ширина четверика = 13 м;
Толщина стен четверика = 1,7 м.
 
На месте снесенной до основания старой трапезы 14 марта1802 г. [2] заложена новая трапезная по проекту Ф. М. Рослякова, престолы которой освящены в 20 сентября 1802 г. [3]. Прямоугольный в плане объем под многоскатной кровлей возведен на один уровень с апсидой. Семь осей каждого фасада трапезной обрамлены сплошными рамочными профильными наличниками. Оси поддержаны подоконными досками и плоскими выступами над поемами. Фланкирующие оси выделены лопатками. Завершает фасады трапезной широкий пояс между карнизами.
 
Длина трапезной = 21 м;
Ширина трапезной = 20 м;
Толщина стен трапезной = 1,4 м;
Высота трапезной (по нулевой отметке) = 6,5 м.
 
 
Рис. 3. Проект кафедрального собора в Сарапуле. Автор И. А. Чарушин. 1896 г.
Рис. 3. Проект кафедрального собора в Сарапуле. Автор И. А. Чарушин. 1896 г.
 
 
* * *
 
С запада примыкает колокольня, состоящая из четырех четвериков одного в плане размера. Нижний ярус покоится на массивном основании. Позднее к нему были пристроены боковые палатки. Ярусы звонов прорезаны широкими арочными проемами. Венчает колокольню невысокий шатер с изящным изгибом кровли. Представительные фасады колокольни, целиком выдержанны в формах раннего классицизма. Каждую арку с импостами в пятах фланкируют двойные лопатки огибающие углы. Делят ярусы широкие выносы мощных карнизов.
 
Убранство фасадов колокольни традиционно для творчества Вятского губернского архитектора Ф. М. Рослякова.
 
Длина основания колокольни = 8 м;
Ширина основания колокольни = 8 м;
Высота основания колокольни (по нулевой отметке) = 8,5 м;
Высота первого яруса колокольни = 8,5 м;
Высота второго яруса колокольни = 5,8 м;
Общая высота колокольни с шатром (по нулевой отметке, до 1901 г.) = 39 м;
Высота третьего яруса колокольни = 6,4 м;
Общая высота колокольни с шатром (по нулевой отметке, после 1901 г.) = 45,5 м;
Толщины стен колокольни = 1,5…2,5 м;
Толщина стены южной примыкающей к колокольне палатки (после 1902 г.) = 1,27 м.
 
Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Апсида — коробовым сводом с конхой. Трапезная, с четырьмя столбами, перекрыта системой крестовых сводов, опирающихся на арки между столбами и стенами. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом.
 
Здание Вознесенского собора снесено в 1930-е гг.
 
Общая длина Вознесенского собора (с погрешностью толщины стен) = 50 м;
Общая ширина Вознесенского собора = 20 м.
 
В 1896 г. на собрании Сарапульского Вознесенского братства был поднят вопрос о расширении здания Вознесенского собора и высказано, что «существующий храм в настоящем его виде, маловместителен, почему во время воскресных и праздничных богослужений, особенно Архиерейских, не может вместить всех желающих»1 [7, л. 5].
____________
1 ЦГА УР. Ф.245. Оп. 2. Ед. хр. 1040. Л. 5. Дело о строительстве и ремонте собора в г. Сарапуле за 1895—1899 гг.
 
И. А. Чарушин предлагает два варианта нового собора в городе Сарапуле Византийского стиля и в Русской стилистике.
 
 
Рис. 4. Проект кафедрального собора в Сарапуле. Автор И. А. Чарушин. 1896 г.
Рис. 4. Проект кафедрального собора в Сарапуле. Автор И. А. Чарушин. 1896 г.
 
 

Проект собора в византийском стиле2

____________
2 Чарушин И. А. Проект кафедрального собора в городе Сарапуле. 1896 г. Фасад, план. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
 
 
Здание проектировалось для строительства на месте старого, обветшавшего Вознесенского собора в Сарапуле. Проект разработан Вятским губернским инженером и архитектором И. А. Чарушиным.
 
Собор выдержан стилевым единством архитектуры в византийских традициях. Здание предполагалось возвести из кирпича с облицовкой кафелем в два цвета. Должен был играть важную и доминирующую роль в окружающей застройке.
 
Собор относиться к типу бесстолпных пятиглавых храмов. Её кубический двусветный основной объем завершен крупными шлемовидными главами на барабанах. Средний барабан световой. На всех фасадах объемную композицию развивают ризалиты с лучковыми завершениями. Выступающие объемы ризалитов придают храму крестчатую форму. На осях храма расположены крыльца входов и граненая апсида с арочными проемами.
 
Сильно вытянутые по вертикали окна сгруппированы на фасадах по одному и по пять. Убранство дополняют разнообразные колонки, ширинки, зубчики, пояски многоступенчатые карнизы. Внутри большое и открытое пространство зального типа хорошо освещено. Система перекрытий основано на пересечении двух арок огромного пролета.
 
 
 

Проект собора в русском стиле3

____________
3 Чарушин И. А. Проект кафедрального собора в городе Сарапуле. 1896 г. Фасад. КОМК. Инв. № 31998.
 
 
Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентировано на формы архитектуры Покровского собора, на Красной площади в Москве (Храм Василия Блаженного), очень своеобразно варьирует тип соборного, шатрового и многоглавого храма. Собор должен был занять господствующее положение в силуэте города. Здание воплощено в Ижевске 1897—1907 гг. по проекту губернского архитектора И. А. Чарушина [5]. В архитектуре храма была развита и доведена до композиционного завершения объемно-пространственная модель, разработанная Р. Р. Марфельдом и воплощенная в Александро-Невском соборе города Баку (1888 г.).
 
Здание возведено в духе украинской храмовой архитектуры с декоративным московским убранством XVII в. Ядром здания служит крупный восьмерик, на половине высоты, которого срезаны углы, в результате чего верхние ярусы представляют собой правильные шестнадцатигранники. Над закомарным завершением верхнего зауженного шестнадцатигранника возвышается крупный вытянутый шатер с главкой на ножке с перехватом. Развитый в плане крест усилен крупными объемами вытянутых четвериков завершенных, поверх кокошников, барабанами с луковичными главами. Диагонали креста поддержаны высокими восьмериками ярусных высоких шатровых колоколен. Каменные ступени ведут через рундук к широкой опоясывающей галерее с арочными проемами на бочках поддерживающих колонок. Арочные окна боковых четвериков и их световых барабанов, прямоугольные проемы центрального барабана обрамлены колончатыми наличниками с центровыми перемычками и развитыми килевидными очельями. Углы основных объёмов и полуярус шестнадцатигранника отмечены перспективными ширинками. Фасадная пластика чрезвычайно насыщена: лопатки и пилястры, ниши разных конфигураций, бусины, наборные ступенчатые с язычками и зубчиками профилированные карнизы.
 
Внутри, центральное помещение (в плане квадрат со срезанными углами) завершено куполом со световым барабаном, покоящимся на подпружных арках. В них открываются паперть, боковые приделы и алтарь — крупные помещения, которых перекрыты подпружными арками несущими барабан.
 
18 июля 1897 г. Сарапульское Вознесенское братство сообщает, что «предполагаемая постройка нового собора в г. Сарапуле не может скоро осуществляться за неимением средств на сей предмет, а также и потому, что Строительный комитет не избрал еще ни места, ни плана для нового собора. Предложение комитета о том, чтобы сломать существующий собор до основания и на сем месте построить новый собор — едвали исполнено, так как почти все граждане г. Сарапула положительно не желают этого. Таким образом, постройка нового собора оттягивается на неопределенное и продолжительное время» [7, л. 5об].
 
«Применительно к сему в настоящее время составлен план на расширение только холодного храма. В сей момент предполагается работа в следующем: с северной и южной сторон сделать боковые пристройки с помещением двух придельных алтарей в ряд. Перенеся существующие ныне в теплом храме два алтаря в холодный, собор примет вид обширного храма, без разделения на теплый и холодный».
 
Таким образом, проект реконструкции 1897—1898 гг. предусматривал укрепление конструкции, полное изменение внешнего облика здания, комплексное изменение и расширение планировочной структуры четверика. Полностью реконструировалась планировка подвалов с установкой калориферов. Надстраивалась трапезная продольным фонарем. Третьим ярусом звона надстраивалась колокольня. В результате изменения и расширения планировочной структуры четверика по периметру трех сторон (северной, восточной и южной) пристраивались двусветные приделы с алтарями, в результате чего утрачивалась старая апсида. К колокольне примыкает открытая сень.
 
 
Рис. 5. Проект расширения кафедрального собора в Сарапуле. Автор И. А. Чарушин. 1896 г.
 
Рис. 5. Проект расширения кафедрального собора в Сарапуле. Автор И. А. Чарушин. 1896 г.
Рис. 5. Проект расширения кафедрального собора в Сарапуле. Автор И. А. Чарушин. 1896 г.
 
 
Прямоугольный в плане объем образован конструкцией старого четверика завершенного пятиглавием на кокошниках, двусветными приделами (на три оси) с пониженными до первого яруса прямоугольными апсидами. К центральному приделу примыкает полуциркульная апсида.
 
Фасадная пластика приделов чрезвычайно насыщена и характерна для архитектурной палитры И. А. Чарушина. Декоративное убранство фасадов наполняют ширинки различной конфигурации, лопатки и пилястры, наборные наличники, кокошники различной конфигурации, наборные карнизы и т.д. Этому обилию декора созвучны и богатые узорные решетки, которые планировал вмонтировать в дверные и оконные проемы архитектор. Продольный фонарь трапезной решен созвучием ряда узких арочных проёмов, полуколонок в простенках на которые опираются архивольты. Ризалиты трапезной подвышены килевидными двойными кокошниками.
 
Третий четверик колокольни приподнят широким поясом из ширинок и завершен восьмериковым шатром на кокошниках у основания и главкой на глухой шейке [4].
 
Проект реконструкции Вознесенского собора не был реализован полностью. К 1902 г. «по разрешению от 20 июня 1901 г. за № 904 надстроен был верхний ярус колокольни подрядчиком Максимом Егоровым Назаровым. В настоящее время колокольня оштукатурена и выстроен в северо-западном углу ограды склад для свечной торговли и хранения соборного имущества. Завершено строительство главной паперти, канцелярии и архива собора» [7, лл. 20—20об]. В деле сказано, что «за 100 лет трапезная сильно обветшала и пошла трещинами, и поэтому строительные работы пришлось приостановить для сбора необходимой суммы» [7, л. 14].
 
Таким образом, тщательное исследование архивных источников позволило обоснованное получить два достаточно достоверных плана собора: чертежный план подвальных помещений и чертежный план первого этажа. Полевые натурные исследования могут дать много ценного материала по архитектуре собора и помогут восстановить его первоначальный облик.
 
Автор благодарит Николая Леонидовича Решетникова — ведущего научного сотрудника Музея истории и культуры Среднего Прикамья за оказанное содействие в работе над материалом.
 
 

Список источников

  1. Православные храмы Удмуртии. Справочник-указатель. — Ижевск: Удмуртия, 2000. — 480 с.
  2. ГАКО (Государственный архив Кировской области) Ф. 237. Оп. 105. Ед. хр. 178. Дело закладке новой трапезы Вознесенского собора в Сарапуле. 1802 г.
  3. ГАКО. Ф. 237. Оп. 105. Ед. хр. 518. Дело об освящении трапезы Вознесенского собора в Сарапуле. 1802 г.
  4. ГАКО. Ф. 583. Оп. 521. Ед. хр. 410. Дело по отношению Вятской Духовной Консистории о рассмотрении проекта на расширение и переустройство соборного храма в Сарапуле. 3 октября 1898 г.
  5. КОМК. Инв. № 31998. Чарушин И. А. Проект кафедрального собора в городе Сарапуле. 1896 г. Фасад.
  6. ЦГА УР. Ф.245. Оп. 1. Ед. хр. 162. Дело о строительстве и ремонте собора в г. Сарапуле за 1895—1899 гг.
  7. ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 2. Ед. хр. 1040. Дело о строительстве и ремонте собора в г. Сарапуле за 1895—1899 гг.
 

11 февраля 2018, 13:54 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий