наверх
 

Мастера искусства об искусстве : Том 3. XVII—XVIII века. — Москва, 1967

Мастера искусства об искусстве : Том 3. XVII—XVIII века. — Москва, 1967  Мастера искусства об искусстве : Том 3. XVII—XVIII века. — Москва, 1967
 
 
 

Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.

  • Том 3. XVII—XVIII века / Под редакцией А. А. Губера и В. Н. Гращенкова. — 1967. — 503 с., 62 л. ил.

 
 
 

[Предисловие]

 
Настоящий том посвящен высказываниям художников XVII и XVIII веков. В это время в Западной Европе продолжается процесс формирования наций и сложения их национальной культуры. Художественные школы Голландии, Фландрии, Испании переживают свой «золотой век», искусство Англии выходит на общеевропейскую арену, Франция становится ведущей художественной страной, какой в XVI веке была Италия. Это время начинается с признания независимости Голландии, первой буржуазной республики, добившейся самостоятельности в борьбе с абсолютистской католической Испанией (1609), и заканчивается накануне французской буржуазной революции конца XVIII столетия (1789). В течение этих двух веков в передовых странах зарождался и стал развиваться капиталистический способ производства. Буржуазия выступала против привилегий аристократии и феодальных пережитков, идя на компромисс с королевской властью, а потом, от имени всего народа, против абсолютной власти монарха. Характер борьбы менялся в течение двух столетий. Абсолютизм во Франции в первой половине XVII века был явлением исторически прогрессивным, так как способствовал объединению страны, вносил дисциплинирующее начало и был до известной степени выразителем интересов всей нации. Именно тогда были сформулированы высокие идеи долга, господства разума, чистоты и ясности мысли и формы, нашедшие свое выражение в философии, литературе, театре и всех видах изобразительного искусства. Но со второй половины XVII века абсолютизм все больше становится препятствием для дальнейшего развития. Философы-просветители XVIII века разрушали установившиеся традиционные взгляды и предрассудки, выступали против аристократических привилегий, церковной догмы, пережитков феодализма, неравенства в общественной жизни. Они «готовили умы» к той буржуазной революции, которая в конце века провозгласила лозунг «свобода, равенство и братство».
 
В искусстве этой сложной эпохи отражаются противоречия и тенденции как демократические, так и аристократические, в свою очередь получающие самую разнообразную окраску в разное время и в разных странах, осложненную к тому же творческой индивидуальностью автора. Приводимые в этом томе высказывания художников помогут уяснить сложный процесс становления искусства.
 
Как и в предшествующие эпохи, охваченные I и II томами, далеко не все художники формулировали свои мысли об искусстве в письменной форме. Так, Караваджо, Рембрандт, Бернини, Веласкес не оставили ничего или почти ничего. Составители данного тома постарались восполнить этот пробел путем привлечения материалов, где в прямой или косвенной речи сохранились слова художников, либо документов, по которым можно составить представление об их вкусах и художественных симпатиях: протокол допроса Караваджо, составленный Шантелу дневник путешествия Бернини во Францию, опись имущества Рембрандта, суждения о Веласкесе его современников-художников. Некоторые же художники оставили большое литературное наследие — письма Рубенса, трактаты испанцев Пачеко, Мартинеса, Паломино, англичанина Хогарта, речи академиков во Франции (Лебрен, Бурдон, Куапель), в Англии (Рейнольдс), даже в отсталой тогда Германии (Зандрарт). Во всех этих текстах, в значительной своей части публикуемых в русском переводе впервые, составители считали своей задачей отобрать наиболее важное и характерное.
 
В предисловиях и примечаниях к каждому автору указывается характер приводимых высказываний, а также те издания, с которых сделан перевод.
 
Редколлегия приносит благодарность В. Ф. Левинсону-Лессингу, 3. В. Зарецкой, А. Н. Изергиной, H. С. Косаревой, А. Е. Кроль и И. М. Левиной, ознакомившимся с III томом в рукописи и давшим ряд ценных советов и замечаний.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Предисловие 8
 
ИТАЛИЯ
 
КАРАВАДЖО (1573—1610) 13
Протокол допроса Микеланджело Меризи да Караваджо (1603) 15
Предисловие, перевод и примечания С. Н. Всеволожской
 
БРАТЬЯ КАРРАЧЧИ: ЛОДОВИКО (1555—1619), АГОСТИНО (1557—1602), АННИБАЛЕ (1560—1609) 18
АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ
Письма:
Двоюродному брату Лодовико Карраччи от 18 апреля 1580 г. 22
Двоюродному брату Лодовико Карраччи от 28 апреля 1580 г. 23
АГОСТИНО КАРРАЧЧИ:
Двоюродному брату Лодовико Карраччи от 1580 г. 25
Сонет в похвалу живописцу Никколо дель Аббате Посвящение кардиналу Палеотти на топографическом виде города Болоньи (1581) 25
ЛОДОВИКО КАРРАЧЧИ: 26
Письма:
Бартоломео Дульчини от 1 мая 1599 г. 26
Бартоломео Дульчини от 15 мая 1599 г. 26
Дону Ферранте Карло от 11 ноября 1606 г. 27
Дону Ферранте Карло от 5 января 1608 г. 28
Дону Ферранте Карло от 18 декабря 1608 г. 28
Дону Ферранте Карло от 5 февраля 1609 г. 29
Дону Ферранте Карло от 26 января 1610 г. 29
Дону Ферранте Карло от 11 мая 1616 г. 29
Дону Ферранте Карло от 14 июня 1616 г. 30
Дону Ферранте Карло от 29 июня 1616 г. 30
Дону Ферранте Карло от 22 января 1617 г. 31
Дону Ферранте Карло от 19 июля 1617 г. 31
Дону Ферранте Карло от 25 октября 1617 г. 32
Дону Ферранте Карло от 11 декабря 1618 г. 32
Дону Ферранте Карло от 22 февраля 1619 г. 33
Предисловие и примечания С. Н. Всеволожской, перевод А. И. Аристовой и С. Н. Всеволожской
 
ДОМЕНИКИНО (1581—1641) 36
Письмо к Франческо Анджелони 37
Предисловие, перевод и примечания С. Н. Всеволожской
 
ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (1598—1680) 39
Жизнь кавалера Джованни Лоренцо Бернини, написанная его сыном Доменико Бернини (1713) 42
«Дневник путешествия кавалера Бернини во Франции» Поля де Шантелу (1665) 45
Из мемуаров Шарля Перро 52
Предисловие, перевод и примечания Ж. А. Мацулевич
 
САЛЬВАТОР РОЗА (1615—1673) 55
Письма:
Джованни Баттиста Риччарди от 13 мая 1662 г. 58
Джованни Баттиста Риччарди от 16 сентября 1662 г. 58
Джованни Баттиста Риччарди от 4 июня 1664 г. 59
Джованни Баттиста Риччарди от 15 сентября 1668 г. 60
Сатира о живописи 61
Предисловие, перевод и примечания С. Н. Всеволожской
 
АНТОНИО БАЛЕСТРА (1666—1740) 63
Письма:
Кавалеру Франческо Габбурри от 9 ноября 1730 г. 64
Кавалеру Франческо Габбурри от 10 сентября 1733 г. 65
Предисловие и перевод С. Н. Всеволожской
 
МАРКО РИЧЧИ (1676—1729) 66
Письмо к кавалеру Франческо Габбурри от 22 апреля 1727 г. 67
Предисловие и перевод С. Н. Всеволожской
 
КАНАЛЕТТО (1697—1768) 68
Документы, касающиеся четырех картин, исполненных для Стефано Конти из Лукки 70
Предисловие, перевод и примечания С. Н. Всеволожской
 
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО (1696—1770) 73
Письма:
Графу Франческо Альгаротти от 10 мая 1760 г. 74
Графу Франческо Альгаротти от 16 марта 1761 г. 75
Томазо Джузеппе Фарсетти от 12 декабря 1761 г. 75
Томазо Джузеппе Фарсетти от 13 марта 1762 г. 76
Предисловие, перевод и примечания С. Н. Всеволожской
 
ИСПАНИЯ
 
ФРАНСИСКО ПАЧЕКО (1564—1654) 81
Искусство живописи, его древность и величие (1649) 84
Предисловие, перевод и примечания К. М. Малицкой
 
ХУСЕПЕ МАРТИНЕС (1602—1689) 111
Практические рассуждения о благороднейшем искусстве живописи (ок. 1675) 114
Предисловие, перевод и примечания К. М. Малицкой
 
АНТОНИО ПАЛОМИНО (1655—1726) 139
Музей живописи и школа оптики (1715—1724)
Предисловие, перевод и примечания К. М. Малицкой
 
ФЛАНДРИЯ
 
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640) 163
Предисловие к альбому гравюр «Генуэзские дворцы» (1622) 169
О подражании античным статуям 171
Письма:
Аннибале Кьеппио от 24 мая 1603 г. 172
Аннибале Кьеппио от 17 июля 1603 г. 174
Аннибале Кьеппио, ноябрь (?) 1603 г. 175
Аннибале Кьеппио от 2 декабря 1606 г. 176
Аннибале Кьеппио от 9 июня 1607 г. 177
Аннибале Кьеппио от 2 февраля 1608 г. 178
Аннибале Кьеппио от 23 февраля 1608 г. 180
Аннибале Кьеппио от 28 октября 1608 г. 181
Иоганну Фаберу от 14 января 1611 г. 181
Якову де Би от 11 мая 1611 г. 182
Эрцгерцогу Альберту от 19 марта 1614 г. 183
Феликсу от 18 января 1618 г. 184
Карльтону от 28 апреля 1618 г. 184
Карльтону от 12 мая 1618 г. 186
Карльтону от 26 мая 1618 г. 188
Карльтону от 1 июня 1618 г. 190
Питеру ван Веену от 23 января 1619 г. 191
Карльтону от 28 мая 1619 г. 192
Уильяму Трамболлу от 13 сентября 1621 г. 193
Питеру ван Веену от 30 апреля 1622 г. 194
Питеру ван Веену от 19 июня 1622 г. 195
[Фрарену, весна 1623 г.] 196
Пейреску от 13 мая 1625 г. 196
Валавэ от 26 декабря 1625 г. 197
Пьеру Дюпюи от 29 октября 1626 г. 198
Пьеру Дюпюи от 10 июня 1627 г. 199
Пьеру Дюпюи от 25 июня 1627 г. 199
Пьеру Дюпюи от 20 января 1628 г. 200
Пьеру Дюпюи от 27 января 1628 г. 200
Пейреску от 19 мая 1628 г. 201
Пьеру Дюпюи, 1630 г. 201
Пейреску от 16 августа 1635 г. 203
Пейреску от 16 марта 1636 г. 203
Пейреску от 4 сентября 1636 г. 204
Георгу Гельдорпу от 25 июля 1637 г. 205
Франциску Юниусу от 1 августа 1637 г. 206
Юстусу Сустермансу от 12 марта 1638 г. 207
Георгу Гельдорпу от 2 апреля 1638 г. 209
Дюкенуа от 17 апреля 1640 г. 209
Предисловие и примечания М. Я. Варшавской, перевод А. А. Ахматовой и М. Я. Варшавской
 
ГОЛЛАНДИЯ
 
РЕМБРАНДТ (1606—1669) 221
Письма Константину Хейгенсу:
Февраль 1636 г. 226
Февраль — март 1636 г. 227
12 января 1639 г. 227
14 января 1639 г. 228
27 января 1639 г. 228
13 февраля 1639 г. 229
Без даты 229
Письмо к Антонио Руффо, без даты 230
Инвентарь имущества Рембрандта (1656) 231
Предисловие, перевод и примечания И. В. Линник
 
ФИЛИПС АНГЕЛЬ (ок. 1618 — после 1662) 241
Похвала искусству живописи (1641) 243
Предисловие, перевод и примечания И. В. Линник
 
ФРАНЦИЯ
 
НИКОЛА ПУССЕН (1594—1665) 261
Письма:
Шантелу от 28 апреля 1639 г. 267
Шантелу от 20 марта 1642 г. 268
Шантелу от 7 апреля 1647 г. 268
Шантелу от 24 ноября 1647 г. 269
Шантелу от 12 января 1648 г. 272
Шантелу от 27 июня 1655 г. 272
Франсуа де Нуайе, без даты 273
Фреару де Шамбре от 1 марта 1665 г. 276
Из книги Джованни Пьетро Беллори «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1672) 277
Из книги Андре Фелибьена «Беседы о жизни и произведениях наиболее замечательных живописцев, древних и современных» (1666—1688) 280
Предисловие, перевод и примечания В. Н. Вольской
 
ШАРЛЬ ЛЕБРЕН (1619—1690) 283
О методе изображения страстей (1667) 286
Из речей, произнесенных на заседаниях Академии 289
Предисловие и перевод В. К. Герц
 
ШАРЛЬ АЛЬФОНС ДЮФРЕНУА (1611—1665) 290
Об искусстве живописи (1667) 291
Предисловие, перевод и примечание В. К. Герц
 
ФИЛИПП ДЕ ШАМПЕНЬ (1602—1674) 295
Речи в Королевской Академии живописи и скульптуры:
Картина Тициана «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» (1671) 296
Картина Пуссена «Элиазар и Ревекка» (1668) 297
Против копирования (1672) 298
Картина Гвидо Рени «Похищение Деяниры» (1674) 299
Предисловие, перевод и примечание В. К. Герц
 
СЕБАСТЬЯН БУРДОН (1616—1671) 301
Речи в Королевской Академии живописи и скульптуры:
Картина Пуссена «Исцеление слепых из Иерихона» (1667) 302
Изучение античности 303
О свете (1669) 303
Предисловие, перевод и примечание В. К. Герц
 
ПЬЕР ПЮЖЕ (1622—1694) 306
Условия интенданту д’Инфревилю (1667) 308
Письма:
Министру Лувуа от 20 октября 1683 г. 309
Министру Лувуа от 22 сентября 1692 г. 310
Скульптор Жан де Дие о Пюже 310
Предисловие, перевод и примечания Ж. А. Мацулевич
 
АНТУАН КУАПЕЛЬ (1661—1722) 313
Эстетика живописца (1721) 315
Речь в Королевской Академии живописи и скульптуры:
О превосходстве живописи (1720) 316
Предисловие, перевод и примечания И. С. Немиловой
 
АНТУАН ВАТТО (1684—1721) 319
Совет Ланкре 322
Письма:
Жюльенну от 3 мая 17... г. 322
Жюльенну, без даты. 322
Жюльенну от 3 сентября 17... г. 323
Предисловие, перевод и примечания В. Н. Вольской
 
ЖАН БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН (1699—1779) 324
Записка Шарля Никола Кошена Бэлю Младшему 326
Ш.-Н. Кошен. «Очерк о жизни Шардена» 326
А. Рену. «Надгробная похвала Жану Батисту Шардену» 327
Денди Дидро. «Салон 1765 года». 327
Предисловие, перевод и примечания И. С. Немиловой
 
ЖАН БАТИСТ УДРИ (1686—1755) 330
Речь в Королевской Академии живописи и скульптуры: 331
О способе изучения цвета при сравнении предметов между собой (1749) 331
Предисловие, перевод и примечание И. С. Немиловой
 
МОРИС КАНТЕН ДЕ ЛАТУР (1704—1788) 331
Письма:
Маркизу Мариньи от 1 августа 1763 г. 336
Изабелле ван Тейл от 14 апреля 1770 г. 338
Дени Дидро. «Салон 1769 года» 339
Предложение об учреждении четырех академических премий (1776) 340
Латур о своих моделях 340
Предисловие, перевод и примечания Ю. К. Золотова
 
ЭТЬЕН-МОРИС ФАЛЬКОНЕ (1716—1791) 342
Размышления о скульптуре (1760) 344
Письмо к Дени Дидро о памятнике Петру I (1777) 362
Предисловие и примечания Д. Е. Аркина, перевод А. Л. Фрей
 
КЛОД ЖОЗЕФ ВЕРНЕ (1714—1789) 364
Письмо к маркизу де Мариньи от 6 мая 1765 г. 365
Из «Книги заказов» 366
Предисловие, перевод и примечания В. К. Герц
 
ЖАН БАТИСТ ГРЁЗ (1725—1805) 367
Письма:
Художнику Дюкре 368
Редактору «Avant Courrier» 369
Господам кюре 370
Предисловие В. К. Герц, переводы Ш. М. Розенталь, Д. Г. Аркиной и В. К. Герц
 
ЖАН АНТУАН ГУДОН (1741—1828) 372
Памятная записка-письмо к одному из своих друзей (1794) 374
Взгляд на конкурсы вообще и особо на таковой для статуи Жан Жака Руссо (1795) 375
Ответ Гудона на чрезмерное восхваление его произведений (1778) 376
О своем искусстве 377
Предисловие, перевод и примечания Ж. А. Нацулевич
 
АНГЛИЯ
 
ВИЛЬЯМ ХОГАРТ (1697—1764) 381
Автобиография 385
Анализ красоты (1753) 397
Предисловие и примечания Е. А. Некрасовой, перевод Е. А. Некрасовой и П. В. Мелковой
 
ДЖОШУА РЕЙНОЛЬДС (1723—1792) 403
Статья в журнале Джонсона «Досужий» (1759) 406
Заметки к «Искусству живописи» Дюфренуа (1783) 408
Речи в Королевской Академии искусств (1769—1790) 410
Предисловие, перевод и примечания Е. А. Некрасовой
 
ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727—1788) 439
Письма:
Роберту Эдгару, февраль 1757 г. 441
Роберту Эдгару от 13 марта 1758 г. 441
Композитору Джексону [Конец августа 1768 г.(?)] 412
Композитору Джексону, без даты. 443
Композитору Джексону от 23 августа (1767 г.) 443
Композитору Джексону от 4 июня [1768 г.] 444
Джемсу Унвин от 25 мая 1768 г. 444
Лорду Дартмаус, 1771 г. 444
Джону Гендерсону, 1772 г. 445
Уильяму Чемберсу, 1783 г. 415
Выставочному комитету Королевской Академии, апрель 1784 г. 446
Уильяму Пирсу, 1783 г. 416
Томасу Харвею от 22 мая 1788 г. 416
Джошуа Рейнольдсу, лето 1788 г. 447
Предисловие, перевод и примечания Е. А. Некрасовой
 
ГЕРМАНИЯ
 
ИОАХИМ ФОН ЗАНДРАРТ (1606—1688) 451
Немецкая Академия зодчества, ваяния и живописи (1675) 454
Предисловие и перевод О. С. Поповой
 
АНТОН РАФАЭЛЬ МЕНГС (1728—1779) 459
Мысли о прекрасном и о вкусе в живописи (1762) 462
Предисловие и перевод Б. А. Зернова
 
ДАНИИЛ ХОДОВЕЦКИЙ (1726—1801) 467
Письма Антону Графу:
4 марта 1782 г. 469
18 сентября 1783 г. 470
14 октября 1783 г. 470
13 ноября 1789 г. 471
7 июля 1791 г. 471
10 февраля 1792 г. 472
Предисловие, перевод и примечания Б. А. Зернова
 
АСМУС ЯКОБ КАРСТЕНС (1754—1798) 474
Письма министру Хейнитцу:
8 июня 1791 г. 476
9 февраля 1793 г. 477
2 августа 1794 г. 479
31 января 1795 г. 481
20 февраля 1795 г. 482
Предисловие, перевод и примечания Б. А. Зернова
 
Указатель имен художников 484
Список иллюстраций 492
Иллюстрации 505
 

 

 

Примеры страниц

 
Мастера искусства об искусстве : Том 3. XVII—XVIII века. — Москва, 1967  Мастера искусства об искусстве : Том 3. XVII—XVIII века. — Москва, 1967
 

 

 
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 51,8 МБ)
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 55,2 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

 

 
Все тома издания в библиотеке TEHNE:
 
Мастера искусства об искусстве : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В семи томах / Под общей редакцией А. А. Губера, А. А. Федорова-Давыдова, И. Л. Ма́ца, В. Н. Гращенкова. — Москва : Искусство, 1966—1970.
 

5 апреля 2023, 10:37 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий