наверх
 

Archigram

Peter Cook (ed.); Archigram [Book Cover]. Publisher: London, Studio Vista, 1972
Peter Cook (ed.); Archigram [Book Cover]. Publisher: London, Studio Vista, 1972. Includes material from the periodical 'Archigram'. Source: M+, Hong Kong
 
 
Archigram — авангардная английская архитектурная группа, сформированная в 1960-х годах. Группа была неофутуристической, антигероической и проконсьюмеристской; черпала вдохновение в технологиях для создания новой реальности, которая выражалась почти исключительно в концептуальных проектах «бумажной» архитектуры.
 
Основные члены группы: Питер Кук (Peter Cook), Уоррен Чок (Warren Chalk), Рон Херрон (Ron Herron), Деннис Кромптон (Dennis Crompton), Майкл Уэбб (Michael Webb) и Дэвид Грин (David Greene), которые работали в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Дизайнер Тео Кросби (Theo Crosby) был «невидимой рукой» группы. Он освещал их творчество в журнале Architectural Design (где он был редактором в 1953-62 годах), привлек к ним внимание Института современного искусства (ICA) в Лондоне, где в 1963 году они организовали выставку под названием Living City, а в 1964 году привлек их к работе над экспериментальными проектами в возглавляемой им группе Taylor Woodrow Design Group. В 1961 году был напечатан первый выпуск журнала — "Archigram I", провозглашающий их идеи. Приверженцы «высокотехнологичного», легкого, инфраструктурного подхода, ориентированного на технологии выживания, группа экспериментировала с модульными технологиями, мобильностью, космическими капсулами и образами массового потребления. Их работы предлагали соблазнительное видение гламурного будущего машинного века, однако социальные и экологические проблемы оставались без внимания.
 
Аркигрэм был против превращения модернизма в стерильную и безопасную традицию, контролируемую бесталанными эпигонами. В отличие от эфемеризации* Бакминстера Фуллера, предполагающей, что большее должно быть сделано с при помощи меньшего количества материала (потому что запас материала конечен), Аркигрэм полагался на будущее с бесконечными ресурсами.
____________
* Фуллер ввел в науку идею «эфемеризации технологий» — повышения эффективности при одновременном снижении энерго- и материалоемкости путем замещения материальных ресурсов, изначально заложенных в проект, «информационным содержанием». Фуллер был глубоко убежден, что уже существующие на сегодняшний день технологии способны обеспечить полное удовлетворение жизненных потребностей всего человечества, всего населения Земли, как если бы она была космическим кораблем, летящим в межзвездном пространстве. Одна из самых известных книг Фуллера так и называется — «Инструкция по эксплуатации Земли как космического корабля».
 
Проекты Archigram имели неофутуристический уклон под влиянием работ Антонио Сант-Элиа. Другие важные источники вдохновения: идеи Бакминстера Фуллер и Ионы Фридмана.
 
Работы Archigram, в свою очередь, повлияли на высокотехнологичный «Центр Помпиду» 1971 года Ричарда Роджерса, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франчини, ранние работы Нормана Фостера и Future Systems.
 
К началу 1970-х годов стратегия группы изменилась. В 1973 году Тео Кросби писал, что ее члены «обнаружили, что их первоначальные импульсы к мегаструктурам притупились из-за изменения интеллектуального климата в Англии, где дерзкие мечты современных архитекторов воспринимаются со все возрастающим ужасом. Теперь люди больше озабочены проникновением технологий в окружающую среду».
 
Финансовую поддержку группе оказывали архитекторы мейнстрима, такие как Дэвид Рок из BDP. Позже Рок номинировал Archigram на Королевскую золотую медаль RIBA, которую они получили в 2002 году.
 
В 2019 году музей M+ в Гонконге приобрел весь архив Archigram, несмотря на попытки заблокировать его продажу зарубежному покупателю.
 
 
Peter Cook. Plug-In City, project (Axonometric). 1964
Peter Cook. Plug-In City, project (Axonometric). 1964. Source: moma.org
 
 
Peter Cook. Plug-In City, project (Axonometric). 1964
Drawing, axonometric view, Plug-in City Study. Peter Cook. 1964. Source: M+, Hong Kong
 
 
Plug-in City — одна из самых дальновидных работ Archigram. Мегаструктура Plug-in City, включающая в себя жилые дома, транспортную сеть и необходимые услуги для населения,  была спроектирована таким образом, чтобы стимулировать изменения через демонтирование устаревших элементов: каждое здание является съемным, а постоянный «подкрановый путь» облегчает непрерывную перестройку.
 
В период с 1960 по 1974 год группа Archigram опубликовала девять провокационных выпусков своего журнала. Буйное воображение группы произвело на свет более девятисот рисунков, иллюстрирующих концептуальные архитектурные проекты, вдохновленные самыми разными темами — от технологических разработок до контркультуры, от космических путешествий до научной фантастики. Работы группы противостояли функционалистской этике того периода; Archigram создавал кочевые альтернативы традиционному оседлому образу жизни, включая мобильные дома и шагающие города — гибкая, динамическая, непостоянная, мобильная архитектура, которая, как они надеялись, освободит человечество.
 
 
Plug-In_City, Maximum Pressure Area, Long Section. Peter Cook. 1964
Plug-In_City, Maximum Pressure Area, Long Section. Peter Cook. 1964. Source: moma.org
 
 
Plug-In_City, Maximum Pressure Area, Long Section. Peter Cook. 1964
Plug-In_City, Maximum Pressure Area, Long Section. Peter Cook. 1964. Source: moma.org
 
 
Plug-In City, typical section. Peter Cook. 1964
Plug-In City, typical section. Peter Cook. 1964. Source: M+, Hong Kong
 
 
Capsule Homes, Tower and Capsule Elevations, plans and details. Warren Chalk. 1964
Capsule Homes, Tower and Capsule Elevations, plans and details. Warren Chalk. 1964. Source: archigram.net
 
 
Capsule Homes, overhead view. Warren Chalk. 1964
Capsule Homes, overhead view. Warren Chalk. 1964. Source: M+, Hong Kong
 
 
Plug-in University Node, Elevation. Peter Cook. 1965
Plug-in University Node, Elevation. Peter Cook. 1965. Source: moma.org
 
 
Computer City. Dennis Crompton. 1964
Computer City. Dennis Crompton. 1964. Source: abitare.it
 
 
Cities: Moving, Master Vehicle-Habitation Project, Aerial Perspective. Ron Herron. 1964
Cities: Moving, Master Vehicle-Habitation Project, Aerial Perspective. Ron Herron. 1964. Source: moma.org
 
 
Cities: Moving, Master Vehicle-Habitation Project, Aerial Perspective. Ron Herron. 1964
Cities: Moving, Master Vehicle-Habitation Project, Aerial Perspective. Ron Herron. 1964. Source: Deutsches Architekturmuseum
 
 
Рон Херрон, один из основателей Archigram, создал «Шагающий город» из неопределенного количества гигантских мобильных капсул, содержащих различные целые жилые районы и общественные пространства. Города могут быть соединены между собой выдвижными переходами и вместе образуют конгломератный мегаполис. Эта мобильная и неопределенная архитектура была не столько серьезным градостроительным проектом, сколько комментарием к тому, как непрерывно идущие изменения доминируют в каждом аспекте современного города.
 
 
Walking City in New York. Ron Herron. 1964
Walking City in New York. Ron Herron. 1964. Source: abitare.it
 
 
Walking City on the Ocean, project (Exterior perspective). Ron Herron. 1966
Walking City on the Ocean, project (Exterior perspective). Ron Herron. 1966. Source: moma.org
 
 
Пересекая океан, «шагающие города» Херрона представляют собой квинтэссенцию технологического утопизма, — военные подводные лодки сочетаются с насекомоподобными экзоскелетами и перископическими ногами. Каждый город включает полный набор городских сервисов и функций. Связанные надстройкой из выдвижных переходов, города образуют коллективный странствующий мегаполис.
 
 
Underwater City, elevation, detail. Warren Chalk. 1964
Underwater City, elevation, detail. Warren Chalk. 1964. Source: M+, Hong Kong
 
 
Free Time Node Trailer Cage. Ron Herron, Archigram, 1966
Free Time Node Trailer Cage. Ron Herron, Archigram, 1966
 
 
Control and Choice Dwellings. Part Section. Warren Chalk, Peter Cook, Dennis Crompton, Ron Herron. 1967
Control and Choice Dwellings. Part Section. Warren Chalk, Peter Cook, Dennis Crompton, Ron Herron. 1967. Source: dezeen.com
 
 
Еще один проект группы «Аркигрем», наиболее наглядно показывающий, какие широкие возможности дает человеку пространственная гибкость для приспособления жилища к его ежедневно и ежечасно изменяющимся потребностям. Называется этот проект весьма символично: «Контролируемое и выбираемое жилище». В названии отражена основная идея проекта — создать человеку такие условия, при которых он смог бы постоянно контролировать характер своего жилища и непрерывно изменять его, выбирая каждый раз именно тот вариант, который лучше всего удовлетворяет его потребности в данный момент.
 
В свое время один из крупнейших архитекторов нашего века, Ле Корбюзье, назвал дом машиной для жилья. «Контролируемое и выбираемое жилище» в полном смысле слова является такой машиной. Единственная статичная часть сооружения — пилоны, служащие опорами и содержащие все необходимые сети. Между пилонами располагаются перекрытия, набранные из треугольных или квадратных элементов длиной 1,5 м. Внутри конструкции перекрытия расположены гибкие коммуникации. В центре каждого элемента имеется отверстие, через которое можно подсоединиться к коммуникациям. Благодаря этому расположение всех помещений квартиры, в том числе и санитарного узла, может быть любым.
 
Каждая квартира располагается в нескольких уровнях, размеры и форма которых могут меняться путем прибавления или перемещения отдельных структурных элементов. Между уровнями отсутствуют какие-либо лестницы или лифты в принятом понимании этого слова. Робот с телескопической рукой и площадкой на конце ее поднимает и опускает жильцов в любом месте квартиры. Другие роботы управляют оболочкой, отделяющей ячейку от окружающего пространства. Форма и размеры закрытия могут по желанию владельца квартиры изменяться. Благодаря тому, что жилые ячейки не соприкасаются не только с соседями по этажу, но и с соответствующими квартирами верхнего и нижнего этажей, общий объем квартиры может увеличиться как путем расширения в стороны в пределах одного этажа, так и за счет использования свободного пространства над и под каждой квартирой.
 
Специальные надувные и складные устройства образуют ограждения желаемого размера и формы. Каждый из членов семьи имеет персонального робота, который неотступно следует за ним и выполняет все его желания. Комнат в привычном для нас понятии в этом проекте нет. Когда появляется необходимость уединиться, робот создает желаемое закрытие. Если же кто-либо из членов семьи хочет полного уединения, робот выдвигает образовавшуюся персональную капсулу за пределы оболочки, ограждающей семейную жилую ячейку.
 
Помимо основной квартиры, для каждой семьи запроектирован надувной дом, который может уезжать, подобно трейлеру. Как говорят авторы, это и «животное, и кибитка, и комната — все сразу». С той только разницей, что уже не верблюд движет нового кочевника, а специальный механизм, да и «кибитка» мало похожа на свою прародительницу.
 
Этот надувной дом предназначается для тех случаев, когда вся семья целиком пожелает уехать на какое-то время в другое место. Помимо этого, авторы проекта предусматривают несколько персональных электромобилей, которые могут въезжать прямо в жилую ячейку. В таком микроэлектромобиле каждый член семьи может передвигаться по любой местности. Если покрытие жесткое, электромобиль движется на колесах, на мягком же грунте опоры раскрываются и электромобиль из колесного превращается в шагающий. Когда же наступает ночь, электромобиль раскладывается и превращается во временную персональную жилую ячейку.
 
 
 
A collage expressing Archigram’s vision for the foyer of the Batiment Public project in Monte Carlo, which wasn’t built. (Image: Control and Choice, detail section, Warren Chalk, Ron Herron, © Archigram 1967)
A collage expressing Archigram’s vision for the foyer of the Batiment Public project in Monte Carlo, which wasn’t built. (Image: Control and Choice, detail section, Warren Chalk, Ron Herron, © Archigram 1967)
 
 
Archigram Magazine n. 4, 1964
Archigram Magazine n. 4, 1964. Source: dezeen.com
 
 
Cushicle in three states. Stages of inflating out. Michael Webb. 1966–7
Cushicle in three states. Stages of inflating out. Michael Webb. 1966–7. Source: abitare.it
 
 
Model, Instant City in Bournemouth. Peter Cook, Dennis Crompton, Ron Herron. 1968
Model, Instant City in Bournemouth. Peter Cook, Dennis Crompton, Ron Herron. 1968. Source: dezeen.com
 
 
Instant City Visits Bournemouth. Peter Cook. 1968
Instant City Visits Bournemouth. Peter Cook. 1968. Photo: Collection Frac Centre/Philippe Magnon
 
 
Instant City in a Field, Peter Cook, Dennis Crompton, Ron Herron, Archigram. 1968
Instant City in a Field, Peter Cook, Dennis Crompton, Ron Herron, Archigram. 1968. Source: dezeen.com
 
 
Plan sheet 1, Instant City. Peter Cook. January 1969
Plan sheet 1, Instant City. Peter Cook. January 1969. Source: M+, Hong Kong
 
 
Electronic Tomato. Warren Chalk, David Greene. 1969
Electronic Tomato. Warren Chalk, David Greene. 1969. Source: abitare.it
 
 
Seaside Bubbles, Leisure Study. Ron Herron. 1966
Seaside Bubbles, Leisure Study. Ron Herron. 1966. Source: abitare.it
 
 
Page from Architectural Design. August 1971
Page from Architectural Design. August 1971. Source: flickr.com
 
 
Archigram office, 53 Endell Street, Covent Garden, London: Archigram secretary Lisa sitting with Bernard Tschumi reading 'Melody Maker', and Colin Fournier looking through a camera with a student next to him looking directly to camera. Photographer: Kathy de Witt. Image Date: 1972
Archigram office, 53 Endell Street, Covent Garden, London: Archigram secretary Lisa sitting with Bernard Tschumi reading 'Melody Maker', and Colin Fournier looking through a camera with a student next to him looking directly to camera. Photographer: Kathy de Witt. Image Date: 1972. Source: ribapix.com
 
 
Archigram office, 53 Endell Street, Covent Garden, London: Archigram member Ron Herron at his drawing board with Hazel Cook, wife of Peter Cook, opposite. Photographer: Kathy de Witt. Image Date: 1972
Archigram office, 53 Endell Street, Covent Garden, London: Archigram member Ron Herron at his drawing board with Hazel Cook, wife of Peter Cook, opposite. Photographer: Kathy de Witt. Image Date: 1972. Source: ribapix.com
 
 
Archigram office, 53 Endell Street, Covent Garden, London: Archigram co-founder Peter Cook. Photographer: Kathy de Witt. Image Date: 1972
Archigram office, 53 Endell Street, Covent Garden, London: Archigram co-founder Peter Cook. Photographer: Kathy de Witt. Image Date: 1972. Source: ribapix.com
 
 
Peter Cook (ed.); Archigram [Book Cover]. Publisher: London, Studio Vista, 1972
Peter Cook (ed.); Archigram [Book Cover]. Publisher: London, Studio Vista, 1972. Includes material from the periodical 'Archigram'. Source: M+, Hong Kong
 
 
Design drawing, postcard, Love from Archigram. Peter Cook. 1974
Design drawing, postcard, Love from Archigram. Peter Cook. 1974. Source: M+, Hong Kong
 



 
Poster for the Archigram Cities Symposium, held online from November 4–13, 2020, and sponsored by the University of Hong Kong Department of Architecture
Poster for the Archigram Cities Symposium, held online from November 4–13, 2020, and sponsored by the University of Hong Kong Department of Architecture. Source: placesjournal.org
 
 
Left: Archigram’s Walking City depicted in Walking by Drawing Architecture Studio Right: Detail of Walking by Drawing Architecture Studio
Left: Archigram’s Walking City depicted in Walking by Drawing Architecture Studio
Right: Detail of Walking by Drawing Architecture Studio
Source: M+, Hong Kong
 
 

22 мая 2022, 12:21 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий