|
И. Азизян. Природа — свидетель и символ. Природа в системе мемориальных комплексов
Mémorial des Martyrs de la Déportation — мемориал, посвященный 200 000 человек, которые были депортированы из вишистской Франции в нацистские концентрационные лагеря во время Второй мировой войны. Он расположен в Париже, Франция, на месте бывшего морга, под землей за Нотр-Дамом на острове Сите. Он был спроектирован французским архитектором-модернистом Жоржем-Анри Пенгюссоном и торжественно открыт Шарлем де Голлем в 1962 году. Датировка фото: июль 2010 г. Источник: commons.wikimedia.org
Природа — свидетель и символПрирода в системе мемориальных комплексовИ. Азизян
Способы включения природы в архитектурную среду и архитектуры в природное окружение (начиная с единичных ландшафтных элементов и кончая вовлечением всего окружающего ландшафта в систему мемориала) всегда связаны с образной «концепцией увековечения».
Многие новые пространственно-пластические идеи послевоенных мемориалов зародились в результате бережного отношения к природному ландшафту как к документальной пространственной среде памятных событий. Природа-свидетель выступает уже не как нейтральное окружение, но играет существенную роль в сложении мемориального образа. Роль эта дифференцируется конкретностью темы и местоположения памятника или ансамбля, потенциальной образностью самого пейзажа.
Одесса. Нерубайские катакомбы
Париж. Вид на остров Ситэ и окно мемориала
Архитекторы Я. Белопольский, В. Хавин, скульптор В. Цигаль. Ленино. Памятный ансамбль и музей польско-советского боевого содружества
Тенденция к органической связи с ландшафтом предопределила свободное асимметричное развитие пространства памятных комплексов 60—70-х гг. (из ранее созданных исключение составляет ансамбль «Ардеатинские пещеры» под Римом, сооруженный в 1951 г.). Отдельные архитектурные элементы определяют, организуют мемориальное пространство, но одновременно как бы оставляют возможность и реально и визуально перейти во внешнюю по отношению к мемориалу среду. Нет жестких границ, жестких осей, регламентированного графика движения; пространство все более и более рассчитывается на свободное движение человека в нем. От применения лишь отдельных форм ландшафтной архитектуры в мемориальных комплексах Трептов-парка или Пискаревского кладбища происходит закономерный переход ко все более активному раскрытию пространства ансамбля в природу, к его непрерывному перетеканию с включением крупных ландшафтных элементов в качестве неотъемлемого и существенного элемента общей композиции. Это можно наблюдать в Равенсбрюке (сооружен в 1959 г.), в памятнике-ансамбле «Защитникам Кавказа» и ряде других. Бесконечное пространство природы получает свой ландшафтный ориентир в виде памятника (башня Бухенвальда, колокольня Сардарабада) или сложного памятного пространства с рядом взаимосвязанных памятных знаков, образов (Ленино, Пулково и др.).
Этим, однако, не исчерпывается роль природы в создании сложных мемориальных образов. В югославских ансамблях памяти жертв фашизма, некрополях партизан и героев революции, в памятнике заключенным на острове Ситэ в Париже природа становится доминирующим символом мемориала. Вечная и неизменная природа: земля и небо, камни, вода — символ бесконечности скорби и вечности жизни. Символ этот традиционен, современен, общечеловечен.
Не только бронзовое дерево-женщина вырастает на памятном кургане у Ивановских порогов. Шелестит на ветру листвою священная купа живых деревьев. С террас и уступов открываются неоглядные дали, еще более бесконечные благодаря контрасту внутреннего, как бы сгущенного пространства мемориала. Основная идея-символ этого памятника — купы священных деревьев, выросших на кургане славы над полем сражения, пронесенная авторами от первых замыслов, набросков, эскизов до материального воплощения в камне, бетоне, земле, бронзе, траве и деревьях является основополагающей мыслью комплекса «Зеленого кольца славы» в целом.
Многогранная проблема «природа в системе мемориальных комплексов» вызывает необходимость остановиться на некоторых характерных югославских ансамблях, а также на памятнике, на первый взгляд не имеющем непосредственной связи с природой, — парижском мемориале на острове Ситэ.
Архитектор Ж. Пенгюссон. Париж. Мемориал 200 тыс. погибших узников французов. Вход
Мемориал глубоко символичен как по своему решению, так и по местоположению рядом с собором Нотр-Дам. Памятник представляет собой разновидность подземной крипты. Скромный подход. Небольшой парк со старыми деревьями. Узкая крутая лестница, огражденная массивными, шестиметровой высоты, стенами, уводит в тесный внутренний двор. Замкнутое пространство — как символ темницы. За решеткой виднеется узкий темный тоннель — некрополь двумстам тысячам погибших в концлагерях узников французов. 200 тысяч маленьких камешков-памятников светятся на стенах тоннеля. Все связи с окружением — Парижем — исчезли. Окно, забранное решеткой, находится на уровне Сены. Недоступная вода да небо — единственные связующие с жизнью. Вечные символы — вода и небо — интегральные компоненты структуры образа этого мемориала.
Архитектор Б. Богданович. Сремска-Митровица (Югославия).
Мемориальный ансамбль
Исключительной последовательностью концепции и реализации отличаются мемориальные комплексы Б. Богдановича (Югославия). Их неповторимость и художественная зрелость выразились в пластичности всех форм, моделирующих мемориальное пространство, и в чрезвычайно одухотворенном отношении к природе. К природе — земле, воде, небу — свидетельнице героических и трагических событий. Памятники Б. Богдановича — сдержанные и простые, действительные символы человеческих идеалов, — говорят языком архитектуры, скульптуры и природы. Символы их выражены характерным признаком изначальных элементов: огня, воды, земли и воздуха. Так, кладбище в Мостаре — ода камню, в Ясеновце — воде. В ансамбле Сремска-Митровица символ — огонь, в Прилепе — небо, в Крушевац — земля. Мощеная дорога отлого поднимается на вершину холма, доминирующего над городом Прилеп. Здесь на открытой площадке сооружены восемь символических амфор. Они как бы вышли из леса на открытое место, чтобы высоко в небо вознести светлую память и идею бессмертия. Расставленные с живописной свободой, группами и поодиночке, они подставляют свое пластичное тело потоку света и благодаря белизне камня и его острому контрасту с цветовым строем окружения сами становятся светоносными.
Рисунок плана напоминает грандиозную торжественную лестницу, которая поднимает вас физически и духовно на огромную высоту. Вы здесь в природе, над городом с его повседневной жизнью, вы — один на один с небом и светоносной музыкой между небом и белыми каменными существами, созвучными миру форм греческой архаики, сошедшими сюда, чтобы донести до современного человека тайну гармонии, вечную истину камня и неба, жизни и смерти, памяти, любви, красоты. Высочайший эмоциональный взлет, подъем всех лучших глубинных сил человеческого существа, вызываемый этим мавзолеем под открытым небом, — дань уважения, любви и благоговения перед памятью погибших партизан, которым и посвящен мемориал.
Два глубоких амфитеатра, купающихся в зеленой траве, — основа пространственного замысла другого некрополя Б. Богдановича — памятника партизанам в г. Крушевац. Первый амфитеатр, куда вы попадаете через круглый бетонный свод и ряд разбросанных белых каменных крыльев, — вестибюль для другого амфитеатра, который не виден сразу, но раскрывается взору мощно и неожиданно. Благодаря ступенчатому характеру амфитеатра каменные крылья, «разбросанные» по его склону, оставляют впечатление движения и полета, желания вырваться на свободу из каменного грота, из пут земли. Замкнутость амфитеатров создает ощущение оторванности от мира, предрасполагающее к глубокому переживанию. В контрасте земли и камня, в динамике пластических форм и их положения в пространстве ощущается живое и трепетное чувство.
Архитектор Б. Богданович. Мостар (Югославия). Памятное кладбище югославских партизан «Водяная лира»
Мостар. Пешеходная дорога
Мостар. Террасы захоронений
Цветок Ясеновац, отражающийся в тихих водах озера Бауэр, — символ возрождения жизни на пепелище лагеря уничтожения, где погибло 700 тыс. человек. Комплекс состоит из кургана, пешеходного подхода-моста, озера и самого монумента — цветка. Творческие поиски образа памятника длились довольно долго. Было сделано шесть вариантов, начиная от чрезвычайно сложных форм моделирования земли, рассеченной полосами воды, в которой предполагалось установить 6 цветков от 6 до 18 м в высоту, — до реализованного, чрезвычайно простого и монументального решения с одним-единственным доминирующим цветком.
Все следы прежнего лагеря были уничтожены. Предполагавшееся ремоделирование территории — вытягивание берегов, которые, извиваясь и раздвигаясь, образуют озеро с громадными цветками, извергающими потоки падающей отвесно воды, — должно было создать совершенно новый, экспрессивный пейзаж трагического характера. В реализованном варианте те места, где в прежние времена мучили узников — крематорий, бараки, — отмечены формами конуса или кратера, подобными доисторическим курганам или кратерам Луны. В этой пластической разработке территории не чувствуется, однако, того цельного и сложного, трудного дыхания измученной, истерзанной земли, которым отличался первоначальный замысел.
Доминирующий элемент ансамбля — цветок — построен как сооружение — часовня или склеп. Он состоит из подземной части, вернее, внутренней части холма, колонны, поддерживающей лепестки, и самого завершения — короны лепестков, которые являются чрезвычайно важным пластическим и акустическим элементом. В склепе устроены шесть ниш, в каждой из которых в священных чашах горит вечный огонь.
Циркульное основание сооружения не центрально симметрично, но имеет две оси симметрии, а потому два характерных фасада. Лепестки встречаются под углом 40°. В месте входа в склеп и противоположного входу парапета они развернуты под углом 60°. Лепестки образованы пересечением цилиндрических форм так, чтобы избежать косых поверхностей. Центральная сферическая секция творит некую сегментарную поверхность, которая вносит множество световых и акустических эффектов, особенно при ночном освещении в тихую, безветренную погоду.
Все сооружение выполнено из бетона, колонна — из напряженного бетона; центральное основание покоится на сваях, так как почва здесь болотистая. Пешеходный мост длиною 350 м сооружен из дубовых тесаных бревен: поперечные распорки поставлены на такие же продольные балки. Дерево контрастно к бетону, траве и воде, в то же время эластично, первобытно, сильно и благородно. Начертание моста в плане делает возможным изменить угол зрения на 90°, что обогащает пространственно-временное восприятие ансамбля в целом. Продольный профиль моста имеет форму легкой синусоиды, по авторскому замыслу символизирующей революцию. Наивысшая точка возвышается на 6 м над землей, тогда как самая низшая расположена в месте соприкосновения моста с озером. Близ входа в склеп мост снова делает подъем, дающий возможность сойти в склеп. Направление этой последней фазы движения обостряет меморативный характер сооружения — образной кульминации всего ансамбля в целом. В процессе строительства озеро было заглублено и расширено втрое. Его воды сообщаются системой искусственных капилляров с рекой Сейв, благодаря чему уровень воды колеблется на 1—1,2 м, тогда как в реке колебание воды достигает 6 м.
Мемориальный парк в Мостаре, осуществленный в 1965 году, еще более очевидно демонстрирует идею пластической непрерывности всех форм: природных и созданных человеком-творцом.
Комплекс расположен на вершине холма, треть которого открывается амфитеатром. Его можно достичь по огражденному высокими каменными стенами узкому переулку, затесненное пространство которого подготавливает сильный эффект контрастного панорамного раскрытия амфитеатра в пейзаж. Общая разница по высоте от равнины до верхней террасы амфитеатра — 40 м, протяженность комплекса по оси — 350 м, по извилистой переходной дороге — 600 м.
Кладбище-парк имеет три оси композиции: первая связывает равнину с источником-фонтаном, вторая — амфитеатр с источником и третья — источник с большим водоемом и далее, через старый мост, — с городом. Многоосевая система развития пространственной композиции увеличивает число степеней свободы движения человека в художественно сформированной среде, умножает бесконечное многообразие впечатлений от ансамбля в целом, его отдельных пространственных звеньев, террас с надгробными камнями, улиц и апсид, стен и выступов, бесконечного камня и воды, воды и камня.
Архитектор Ж. Пенгюссон. Париж. Мемориал на острове Ситэ. Внутреннее пространство
Авторы Р. Гутт, А. Шольц, 3. Позиловска, Т. Лодзяна, С. Слонима. Варшава. Памятник на месте тюрьмы Павиан. Реликтовое дерево
Ленинакан. Памятник дружбы у въезда в город
Пластичность генерального замысла комплекса в целом, всей поверхности земли органично развивается в вертикальном построении ансамбля, в его крупных горизонтальных и вертикальных архитектурных объемах и поверхностях, в скульптурности всех деталей. Этот непрерывный ряд сливается с небом и землей, обогащается изменчивостью зелени, вечно движущейся воды, изменчивостью естественного и искусственного света. Улицы, проемы, стены, выступы формируются совершенно свободно во всех трех измерениях, образуя сплошную орнаментальную поверхность территории мемориального парка. Поверхности стен, террас, пешеходных дорог и водных путей в свою очередь покрыты пластическим орнаментом второго порядка: каннелюрами, отверстиями, пластическими накладками, орнаментальными швами, знаками Зодиака. На земле появляется лира, на камне стен — орган. Через них течет вода от источника, озвучивая эти окаменевшие на кладбище скорби музыкальные инструменты своим живым журчанием, бесконечно меняющимися светоцветовыми эффектами.
Пластическое многообразие обработки камня, прекрасно прорисованного и профилированного, сведено в гармонический порядок. Мемориальный парк-кладбище в Мостаре — ярчайший пример пластического единства всех моделирующих пространство форм, гармонического многоголосия музыки камня и воды, природы и особой эмоциональной среды, созданной человеком — архитектором, скульптором.
* * *
С точки зрения профессионального мастерства и окончательного зрительного образа монумента или мемориала в ансамбле с окружающей средой, представляется существенным тщательный выбор мест сооружения памятников и выработка композиционного типа, оптимально соответствующего теме и месту.
Замечательно место и сам памятник жертвам геноцида армян 1915 года. С высокого холма Цицернакоберда, открывается весь Ереван и снежная вершина Арарата, парящая над долиной и городом. И не случайно склоненные к центру над вечным огнем пилоны мавзолея повторяют очертания священной для всех армян горы, видимой отсюда. В этой аналогии одновременно видимых архитектурных и природных форм — символическое посвящение мемориала.
Еще один армянский памятник — мемориальный комплекс Сардарабадской битве — располагается в открытом естественном ландшафте, занимая возвышенность среди Араратской долины. Далеко-далеко видна основная доминанта памятника — трехпролетная триумфальная арка-колокольня. Ее размеры и пропорции сомасштабны бескрайним далям, открывающимся с возвышенности. Художественная емкость этой вертикали намного превышает ее роль доминанты в мемориальном комплексе — она организует и направляет весь исторический ландшафт этой части республики.
В мемориальном комплексе «Защитникам Кавказа» существенно использование пластических качеств природного ландшафта и усиление их ассоциативной и символической емкости путем специфического акцентирования архитектурно-скульптурными формами. Нарастание ритма стел-надолб, разбросанных по сложному рельефу, усиливает ощущение неприступности кавказских гор. Одновременно динамика ритма вносит героико-романтическое, боевое начало в единый образ мемориального комплекса.
Символ свободы и место погребения узниц Равенсбрюка озеро Шведт — неотъемлемый и существенный элемент архитектурно-художественной композиции мемориального комплекса. Композиционную значимость озера усиливает площадь, которая раскрывается к озеру, как бы перетекает в него, продолжая тему горизонтальности, упокоения.
Пластичность природного ландшафта предопределила идею памятника «Хатынь» и выразительность всего его мемориального ландшафта. Уникальная мемориальная среда — призрачная деревня — не состоялась бы, будь эта земля выровнена и залита бетоном или красным асфальтом. Именно то, что каждый памятник — труба с колоколом и первым венцом на местах всех 26 сожженных домов — стоит на этой земле естественно, так, как стояли эти дома, создает образ большой эмоциональной емкости. Трубы-обелиски не разрушают прекрасный белорусский пейзаж, а обогащают его сложными ассоциациями и образами-символами.
Спецификой ряда памятных ансамблей является активное использование пейзажных панорам, воспринимаемых из мемориального пространства. Образ мемориала, включающего такую панораму, обогащается лирическим, героическим, эпическим пли трагическим звучанием, в зависимости от образных качеств самого природного ландшафта, в зависимости от тех событий, которые происходили в этой конкретной среде (Ленино, Хатынь, Пулково, Бухенвальд, Маутхаузен).
Мемориальный ансамбль «Хатынь». Белоруссия
Введение ландшафтных панорам в структуру мемориального образа реализуется различными композиционными приемами и средствами. Характер пространственной композиции, направления осей и графика движения в мемориальной среде, вертикальная планировка и создание различных уровней восприятия, в том числе повышенных видовых площадок (мосты — променады в памятнике бразильцам, погибшим во Второй мировой войне, в Рио-де-Жанейро; галерея башни Бухенвальда и т. д.), — основные предпосылки активного «прочтения» пейзажа. Специфические средства акцентирования отдельного вида — прерывность какой-то архитектурной формы, ограждения в определенном месте (световая щель в здании музея польско-советского боевого содружества в Ленино, стенки-экраны в памятнике ГДР в Маутхаузене), архитектурное обрамление вида (арка, портал и др.), различного типа решетки или сквозные скульптурные рельефы (железный крест-решетка памяти итальянцев — узников Маутхаузена, железная решетка, трансформирующая мотив колючей проволоки в микроансамбле ГДР в том же Маутхаузене).
Мемориальный ансамбль Саласпилс. Латвия
Раскрытие памятника или памятного ансамбля в городской пейзаж, преднамеренное акцентирование внимания на городских панорамах (памятник в Прилепе, мемориал геноцида армян в Ереване) приобщает мемориал к современной жизни, усиливает его гражданственное звучание. Большая роль в композиции мемориальных ансамблей отведена зеленой архитектуре, рассчитанной на сезонную изменчивость цвета. С ранней весны до глубокой осени разнообразие цветовых гармоний природных элементов с неизменным камнем, бронзой, бетоном обогащает ансамбль Пискаревского кладбища собственной образностью цвета: покоем зеленого; торжественностью и драматичностью красного; нежностью светлых нюансных цветовых тонов первых весенних цветов, трав, распускающихся деревьев. В Саласпилсе элементы зеленой архитектуры обладают своей символикой. Сосны насадили еще заключенные. А кусты шиповника у детских бараков или места казни круглый год пламенеют, как кровь, то алыми розами, то гроздьями ярко-красных ягод. Три березы у вечного огня в Хатыни напоминают о том, что каждый четвертый белорус погиб во время войны. А дерево, стоявшее у ворот тюрьмы Павиак и сохраненное в мемориале, — предмет культа не только семей и друзей погибших, искавших на нем в страшные годы весточку об узниках — лоскут одежды, записку, — дерево это священно для всех поляков. Священное дерево, священная земля...
Гатчина Ленинградской области. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне комсомольцам-подпольщикам
Где граница, где мера художественного и морально-этического отношения при обращении природы или ландшафтного элемента в структурный компонент мемориального образа? Дерево Павиака — свидетель и символ, три березы у вечного огня Хатыни — не свидетель, но символ, красные (почти как реки крови) ровные-ровные асфальтовые дорожки в Брестской крепости — не свидетель и не символ. Стоишь у не реставрированных еще Тереспольских ворот, у места того самого моста, по которому прошли в первые минуты войны танки Гудериана. Старая ива склонилась над водой. Обычным голосом сообщенные известные факты — вот здесь началась война — вызывают необычайное волнение. Уходишь, как бы коснувшись всем существом истории. Оплавленные огнем стены сменяются аккуратно восстановленными из нового кирпича фрагментами. И эта красная дорожка, вызывающая решительный протест, погашающая волнение. Вы еще идете над Бугом, через несколько сот метров государственная граница. Ни входа в крепость, ни обелиска, ни венков здесь не видно. Но здесь, как нигде, в крепости ощущаешь подлинность места, ощущаешь землю, стены, на которых сражались и умирали патриоты. Художественно осмыслить в режиссуре всего комплекса окружающий пейзаж и ландшафт самой крепости, максимально сохранить подлинность крепости не в ее довоенном, а в послевоенном виде — остается одной из важнейших не только художественных, но и этических проблем этого ансамбля и многих других, еще не сооруженных и даже не спроектированных.
13 мая 2024, 13:07
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий